На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Исследование альтруистической позиции подростков
Исследование альтруистической позиции подростков
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика разная
Индекс материала
Исследование альтруистической позиции подростков
Проблема альтруизма в контексте морального развития в подростковом возрасте
Все страницы

В фокусе внимания исследователей находятся вопросы мотивов альтруистического поведения, факторов, влияющих на его возникновение и реализацию. Альтруизм часто описывают лишь в терминах поведения, как поступок, направленный на благо другого человека (D.L. Krebs, J.P. Rushton).
При этом различные исследователи конкретизируют и дополняют это определение, указывая на затраченные при этом субъектом поступка усилия, специфику ситуации, заключающуюся в том, что субъект имеет возможность в это же время сделать что-то выгодное и для себя, результат поступка, заключающийся в его бескорыстности (J. Aronfreed).

Исследователями были предложены различные основания осуществления альтруистического поведения, среди которых: убеждения, позиция, принципы, ценности, эмпатия, моральные нормы. Однако эти конструкты рассматривались исследователями независимо друг от друга в рамках когнитивного, аттрибуционного, бихевиористического, эмоционального подходов. Тем самым важнейшая задача - раскрыть механизмы альтруистического поведения, определить возможность его осуществления тем или иным человеком в зависимости от его индивидуальных особенностей, остается нерешенной. По мнению ряда авторов для этого необходим интегративный подход к проблеме (D. L. Krebs, J. Rest). Дополнительную сложность в исследование альтруизма вносит и то, что зачастую мотив альтруистического поведения может быть понят только после альтруистического поступка. При этом интерпретация субъектом своего поведения a posteriori в ряде случаев им же и искажается. Также препятствием на пути к объективному изучению альтруизма является высокая степень социальной желательности альтруистического поступка.
Обращает на себя внимание, что к настоящему времени при наличии ряда исследований, посвященных дошкольному и младшему школьному возрасту (Е.В. Субботский, J. Goodnow, E. Maccoby, J. Martin), проблема развития альтруизма в подростковом возрасте является практически неизученной. А ведь именно в этом возрасте происходит формирование базовых ценностей, социальных установок, норм поведения.
Большинство исследований фокусировались на зависимости альтруистического поведения подростков от их социального статуса, уровня агрессивности, Я-концепции (B. Hunsberger, M. W. Pratt,). При этом оценивалось именно поведение, а собственно позиции подростка, его представлениям об альтруизме посвящено незначительное количество работ. Учитывая важную роль подросткового возраста в формировании личности, формировании мировоззрения и собственных взглядов человека на основные жизненные проблемы, нам кажется важным рассмотреть особенности позиции подростков по отношению к альтруизму, условия формирования этой позиции. С нашей точки зрения подобная позиция характеризуется следующими параметрами:
1. Отношением к противоречию между нравственной ценностностью и индивидуальной полезностью альтруистического поступка (П.Я.Гальперин)
2. Принятием определенных оснований для реализации того или иного типа поведения.
3. Готовностью (вербальной или реальной) к осуществлению альтруистического поведения.


Нам представляется, что альтруистическая позиция может быть рассмотрена как одна из базальных оперативных схем (П.Я. Гальперин), определяющих отношение человека к миру людей и его место в этом мире.
Объектом нашего исследования является развитие ценностно-моральной сферы личности в подростковом возрасте, а именно - особенности альтруистической позиции в подростковом возрасте.
В работе впервые систематическому изучению подвергнуты особенности альтруистической позиции в подростковом возрасте. Проведен теоретический анализ проблемы альтруизма в контексте морального развития в подростковом возрасте. Подобрана и адаптирована батарея методик для исследования особенностей альтруистической позиции в подростковом возрасте. Подвергнуты систематическому изучению связи типа альтруистической позиции с развитием морального сознания и эмоциональными особенностями подростка. Показано, что отнесенность к тому или иному типу альтруистической позиции является индикатором уровня развития морального сознания, а собственно альтруистическая позиция свидетельствует о более высоком уровне развития морального сознания. При этом выявлена нелинейность связи между уровнем развития морального сознания и другими (манипулятивным и неустойчивым) типами альтруистической позиции. Доказано, что отнесенность к разным типам альтруистической позиции сопровождается различиями в особенностях эмоционального реагирования, прежде всего - эмпатии. Выявлены возрастные и гендерные особенности изучаемых феноменов.
В ходе исследования подросткам предлагалось заполнить бланки предлагавшихся методик. Исследование проводилось в классах в урочное время. При этом мы старались, чтобы это не были последние уроки, а также не проводили занятия вместо важных школьных предметов (математика, русский язык, литература), вместо контрольных и самостоятельных работ. Каждая встреча занимала два урока подряд. С каждым классом было проведено 3-4 встречи.
Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап - мотивационный. Он включал в себя знакомство с подростками, прояснение основных целей исследования (мы определили тему как «Способы справляться со сложными жизненными ситуациями»), диалог, в котором мы предлагали ребятам обсудить некоторые темы, связанные с моральными аспектами выбора (например, проблема эвтаназии).
Второй этап - собственно эмпирический. Особенностью данного этапа было то, что каждую методику мы вводили с помощью специально продуманной дискуссии, цель которой была актуализировать представления школьников о соответствующей сфере жизни и человеческих отношений, активизировать в высказывании их личностной позиции и мнения, заинтересовать. Хотелось бы также отметить, что последовательность методик была избрана таким образом, чтобы с одной стороны для испытуемых выстраивалась определенная логика в этой последовательности, с другой - чтобы в начале шли более общие методики. Последнее было сделано с целью получения более чистых данных, несколько уменьшив эффект обучения и влияния одной методики на другую.
Третий этап - заключительный. Необходимость наличия подобного этапа была обусловлена сложной и эмоционально насыщенной проблематикой исследования. Поднятые нами в рамках работы с подростками проблемы вызвали у самих подростков неподдельный интерес и в итоге было необходимо отвести время на своеобразное эмоциональное отреагирование. На последнем занятии мы также предлагали школьникам дискуссию, в которой, однако, в отличие от предыдущих этапов сами участвовали наравне с ними. Мы позволяли себе высказать свое мнение, привести реальные жизненные ситуации морального выбора, обсудить варианты поведения в них.
Таким образом, третий этап служил заключением всего цикла работы с каждым классом. В исследовании нами была использована батарея методик, разработанных коллективом исследователей университета г. Падуя во главе с Анной Лаурой Комьюниан (Comunian). Методики направлены на изучение следующих аспектов альтруистического и морального поведения: доброта и альтруизм, моральные суждения, жизненные стратегии. Методика, названная нами «Опросник выявления альтруистической позиции подростка» в оригинале имеет название «Шкала доброты и альтруизма». Цель методики выявить отношение подростков к доброте как качеству человека и поведению, направленному на благо другого. Основная цель методики - выявить подростков, склонных к поступкам ради своей выгоды и поступкам, направленным на благо другого. Мы считаем возможным использовать данную методику, поскольку понятие доброты является основополагающим при определении альтруизма как направленности на другого человека. Мы сочли возможным использовать данную методику в нашем исследовании для выявления альтруистической позиции подростка через его отношение к доброте и возможностям бескорыстно поступать во благо другого человека. Методика анализа моральных суждений («Опросник моральных суждений» основана на теории Л.Кольберга и включает в себя суждения различных стадий, которые испытуемый должен оценить и проранжиро- вать. Методика «Жизненные стратегии» направлена на выявление типичных форм поведения при столкновении с различными сложными ситуациями. Для оценки уровня развития морального мышления, особенностей решения моральных противоречий в разных контекстах взаимодействия, особенностей ориентации на партнера при осуществлении морального выбора, уровня развития моральных суждений и вербального морального поведения была использована методика «Моральные дилеммы». Для выявления уровня эмпатии подростков была избрана методика исследования эмпатии Мехрабяна. Мы также использовали метод социометрии как для определения социометрического статуса подростка в классе, так и характеристики его поведения с точки зрения его альтруистичности.


Для выявления социометрического статуса подростка мы выбрали два типичных для таких случаев вопроса:
«Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?» и
«С кем бы ты поехал вместе отдыхать?»


Эти вопросы мы дополнили вопросами, которые, с нашей точки зрения, проясняют нам и оценку подроостками альтруистического поведения своих одноклассников. Для выявления альтруистического поведения школьников мы предложили им три следующих вопроса:
1. Кого бы в свом классе ты назвал добрым человеком?
2. К кому в своем классе ты бы обратился за помощью?
3. Кто из твоего класса готов сделать что-то для другого даже в ущерб своим интересам?


Конечно, мы не могли прямо использовать в подобных вопросах термин «альтруистическое поведение» или «альтруист», поэтому для прояснения интересующей нас проблемы мы использовали несколько вопросов. Здесь мы также не ограничились одним вопросом, поскольку нам было важно прояснить комплекс показателей, которые используются при оценке альтруистичности того или иного поведения. С другой стороны, нам было важно выяснить, будут ли отличаться ответы подростков на вопросы, с различных сторон проясняющие склонность к альтруистическому поведению. При составлении этих вопросов мы в первую очередь опирались на определение альтруистического поведения. Для этого мы должны были прояснить просоциальную направленность поведения, с одной стороны, и готовность пожертвовать чем-либо при осуществлении этого поведения с другой. Для этого мы составили соответственно вопросы 2 и 3. При этом вопрос 2 мог бы быть задан по-разному, например, следующим образом: «Кто из класса чаще всего помогает другим?». Мы считаем, что наш вопрос включает еще и эмоциональный компонент, отношения с человеком, прогнозирование вероятности получения от него адекватной помощи, в то время как другой вариант этого вопроса просто характеризует скорее процессуальный компонент оказания помощи, нежели ее результат. Именно результат оказанной другим помощи, т.е. не просто стремление помочь, или прикладывание для этого определенных усилий, но именно достижение поставленного результата, т.е. реальное оказание помощи, был для нас существенным аргументом в пользу использованного нами вопроса. Учитывая, что альтруизм многим авторами рассматривается скорее как черта личности, мы решили включить в наши вопросы и вопрос об основной черте личности, наиболее часто ассоциируемой с альтруизмом. Подобным качеством или личностной чертой является доброта.
Вся процедура заполнения проводилась в классе. Все школьники, отвечая на вопросы методики, на некоторое время подходили к специально подготовленному для этой цели столу, где индивидуально отвечали на вопросы анкеты. После этого ребята возвращались на свое место. Всего школьникам было предложено ответить на пять вопросов, а также написать, с кем он или она дружит в этом классе.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.