Методика была разработана Anna L. Comunian (2004) и сотрудниками университета г. Падуя (Италия). Методика состоит из 25 утверждений, респондента просят оценить каждое утверждение по шкале от 1 до 4 (абсолютно неверно - абсолютно верно).
Приводим инструкцию к методике: «Ниже приведены утверждения, которыми люди описывают себя. Прочтите каждое утверждение и обведите соответствующую цифру справа от него, чтобы показать, в какой степени Вы с ним согласны. Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Не тратьте слишком много времени на обдумывание каждого утверждения - просто выбирайте тот вариант ответа, который лучше всего соответствует тому, как Вы чувствуете».
Утверждение
|
Абсолютно непра вильно
|
Вряд ли правильно
|
Относи тельно верно
|
Абсо лютно верно
|
1. Я считаю, что нужно уважать всех людей, в независимости от их отношения ко мне
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2. Я считаю, что доброта ценна само по себе, а не ради чего-то еще
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3. Думаю, что эгоистические поступки естественны для человека
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4. Я считаю, что доброта и великодушие в отношениях между людьми ведут к прогрессу и улучшению жизни
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5. Я добр(а), потому что люди нуждаются в доброте
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6. Я помогаю людям, если мне кажется, что они нуждаются в помощи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7. Я сочувствую физически или умственно неполноценным людям
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8. Я добр(а) только со своими друзьями
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9. Я веду себя по-доброму, только если от меня это требуется
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10. Я веду себя по-доброму, если это приносит мне удовлетворение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11. Я считаю, что люди должны относиться друг к другу по-доброму без ожидания всякой выгоды от этого
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12. Когда я вижу несправедливость, то не боюсь вмешаться, даже если наврежу себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13. Считаю, что каждый человек достоин уважения и внимания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14. Я добр(а) только с людьми, которые сделали мне что-то хорошее
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15. Человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится
|
1
|
2
|
3
|
4
|
жертвовать своим комфортом и отдавать что-то от себя
|
|
|
|
|
16. Считаю, что в общении с "нужными" людьми, иногда можно поступиться собственными принципами
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17. Я веду себя по-доброму, только когда сам(а) этого захочу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18. Я не веду себя по-доброму, чтобы заслужить чье-то расположение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19. Я буду относиться к человеку по- доброму вне зависимости от своего настроения и состояния
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20. Я добрый человек, т.к. доброму проще получить то, что он (она) хочет
|
1
|
2
|
3
|
4
|
21. Я веду себя по-доброму, если от этого мне будет какая-то выгода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22. Я стараюсь показаться добрым с первого взгляда, чтобы завоевать доверие собеседника
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23. Я знаю, как надо проявлять доброту по отношению к другим
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24. В обществе большинство добрых людей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обработка:
По итогам проведения подчитывается количество баллов по каждой шкале. В основе методики выделение фактора доброты как основе альтруистического поведения. При этом автор выделяет доброту бескорыстную, которую можно сопоставить непосредственно с альтруистическим поведением и доброту, за которой стоит эгоистический мотив получения собственной выгоды. Приведем утверждения, которые относятся к обеим выделенным категориям. Бескорыстная доброта: 5, 6, 7, 11, 12, 18, 19, 23 Эгоистическая доброта: 8, 9, 10, 14, 17, 20, 21, 22 Нормативные установки: 1, 2, 3, 4, 13, 15, 16, 24 Источник: Подольский Д.А. Исследование формирования социально-моральной компетентности подростков: монография. М-во образования и науки РФ, НИУ ВШЭ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 120 с.
|