На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности ценностно-смысловой сферы и морального сознания у подростков
Особенности ценностно-смысловой сферы и морального сознания у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Алмаева Е.А., Делибалт В.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
(г. Москва, Россия)
В настоящий момент особую актуальность приобретает изучение особенностей ценностно-смысловой сферы и морального сознания подростков. Это обусловлено тем, что сформированные представления в подростковом возрасте еще недостаточно интериоризованы, вследствие чего на данном этапе коррекция ценностно-смысловой сферы и морального сознания происходит более эффективно.
Большинство авторов определяют моральное сознание как форму общественного сознания, представляющего систему взглядов, суждений и мнений о поведении, соответствующем социальным требованиям (Харитонова Ю.Ю., 2009). Ценностно - смысловые ориентации – система личностных установок по отношению к существующим материальным и духовным ценностям (Серый А.В., Яницкий М.С., 1999).

Ценностные ориентации и уровень морального сознания обусловливают выбор действий в соответствии с идеалами и идеями человека. Задача психолога состоит в направлении развития личности на приобретение и выработку социально приемлемых принципов.
Целью исследования является выявление особенностей ценностно-смысловой сферы и морального сознания личности подростка. Гипотезами послужили следующие предположения: 1) существует связь между особенностями ценностно-смысловой сферы и уровнем морального сознания; 2) для подростков с девиантным поведением в отличие от подростков с просоциальным поведением характерны низкие уровни развития морального сознания – доконвенциональный уровень по Колбергу; 3) коррекционная работа в форме тренинга повышает уровень развития морального сознания и формирует соответствующие данному уровню особенности ценностно-смысловой сферы.
Выборку в нашем исследовании составили 28 учащихся 13-15 лет, составивших группу подростков с просоциальным поведением, 33 учащихся 14-15 лет – с девиантным поведением. Каждой группе подростков предъявлялись следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик, «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, «Опросник ценностных ориентаций» С.С. Бубнова, Методика «Справедливость – забота» С.В. Молчанова.
В результате было выявлены связи доконвенционального уровня с ценностью здоровья, познания, конвенционального уровня с общением, самоуважения с благосостоянием. Обнаружено, что у девиантных подростков превалируют показатели доконвенционального уровня. Их поведение в большей степени определяется воздействием внешних факторов, ожиданием собственной выгоды и пользы. Для них менее важны ценности: поиск прекрасного, проявление милосердия к другим людям, стремление к познанию нового в мире, получению признания другими людьми, проявлению социальной активности для привнесения прогрессивных изменений в обществе. Подростки с девиантным поведением в меньшей степени считают свою жизнь интересной и наполненной смыслом, эмоционально насыщенной, верят, что у человека есть возможность самостоятельно регулировать свою жизнь.
Следующим этапом в нашем исследовании было проведение формирующего эксперимента с группой подростков с девиантным поведением на базе переведенной американской методики Defining issues test 2 (Алмаева, Е.А., Делибалт, В.В., 2016).
В результате проведения эксперимента для подростков стали иметь более важное значение взаимоотношения с другими людьми и проявление милосердия к окружающим.

Литература
1. Алмаева Е.А., Делибалт В.В. Особенности теста «DIT 2» для изучения ценностно-смысловой сферы и морального сознания подростков
2. Серый А.В., Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.
3. Харитонова Ю.Ю. Проблема изучения морального сознания в психологии // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2009. № 5. С. 57-Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.