На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников - Диагностика процессов самоактуализации и самореализации
Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников - Диагностика процессов самоактуализации и самореализации
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников
Диагностика процессов самоактуализации и самореализации
Подходы к проблеме преодоления и профилактики профессионального выгорания
Методы психопрофилактики, психокоррекции личности при синдроме эмоционального выгорания
Саморефлексия и профессиональная деформация
Все страницы



Для диагностики процесса самоактуализации можно выбрать адаптированную Л. Гозманом методику Э. Шострома.
Тест Э. Шострома состоит из 126 пунктов, каждый из которых включал в себя два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера. Каждый пункт обязательно входит в одну из двух базовых шкал личностной ориентации: в шкалу ориентации во времени, измеряющую, насколько человек живет настоящим по сравнению с прошлым и будущим, насколько эти понятия для него связаны (23 пункта) и в шкалу опоры, измеряющую, насколько человек руководствуется в жизни внутренними критериями по сравнению с внешними (104 пункта). Кроме того, значительное число пунктов входит в одну или более из 10 дополнительных шкал, измеряющих концептуально-важные элементы самоактуализации.

 

Дополнительные шкалы группируются в 5 блоков:

  1. Блок Ценностей (шкала ценностной ориентации и шкала гибкости поведения);
  2. Блок Чувств (шкала сензитивности и спонтанности).
  3. Блок Самовосприятия (шкала самоуважения и самопринятия).
  4. Блок Осознания целостности бытия (шкала, определяющая взгляд на природу человека и шкала синергичности).
  5. Блок межличностной чувствительности (шкала принятия агрессии и шкала контактности).

Одна из альтернатив каждого пункта представляет собой суждение, свойственное самоактуализирующейся личности. Чем больше суждений, свойственных самоактуализирующейся личности, выбирает испытуемый, тем выше считается его уровень самоактуализации (за каждое такое суждение, выбранное испытуемым, он получает 1 балл).
Первичная обработка результатов представляет собой подсчет баллов по всем шкалам опросника. Затем для каждого испытуемого подсчитывается значение двух базовых коэффициентов (коэффициента времени и коэффициента опоры) и строится школьный профиль. На основе этих данных производится интерпретация результатов.
Коэффициент времени вычисляется на основе количества баллов, набранных испытуемым по шкале Компетентности во времени. Он представляет собой отношение количества пунктов, по которым испытуемый выбирал суждения, свойственные для несамоактуализирующейся личности к количеству пунктов, по которым он выбрал суждения, характерные для самоактуализирующейся личности. Аналогичным образом на основе данных, полученных по второй базовой шкале, вычисляется коэффициент опоры.
Шкальный профиль строится на специальном профильном бланке, где каждая шкала имеет свой масштаб. На этом бланке сырые результаты легко переводятся в стандартные.
Профили людей, обладающих достаточно высоким уровнем самоактуализации, считаются расположенными между стандартными значениями от 50 до 60.
В 1987 г. Л. Гозман и Крое включили в опросник следующие шкалы: 1)  Шкала  ориентации  во  времени  (включает  в  себя   17  пунктов)  - измеряет, насколько правильно человек ориентирован во времени. Человек, обладающий  низким уровнем  самоактуализации  (низкий  балл  по  шкале) неправильно ориентирован во времени. Такой человек живет прошлым (его мучает раскаяние в своих поступках, воспоминание о нанесенных ему обидах и т.п.) или/и будущим (ставит перед собой идеальные цели, строит невыполнимые планы, живет неоправданными надеждами и ожиданиями, обычно опасается за свою жизнь и пр.), или только настоящим (поглощен "сегодняшним днем", не связывая свою жизнь ни с прошлым, ни с будущим). Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по шкале) правильно ориентирована во времени. Она не откладывает жизнь на завтра и не вязнет в прошлом, а живет настоящим, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим.
2)  Шкала    опоры    (91    пункт)    -    базовая    шкала,    определяющая, руководствуется   ли   человек   в   жизни   своими   собственными   целями, убеждениями,   установками   и   принципами,   или   он   подвержен   влиянию внешних сил, конформен и т.д.
Признак самоактуализации - «изнутри» направляемая личность, то есть личность, обладающая «внутренней поддержкой». Если такой человек подвержен внешнему влиянию, то он свободен в выборе, не конформен. Несамоактуализирующаяся личность направляется «извне», то есть обладает «внешней поддержкой».

  1. Шкала ценностной ориентации (20 пунктов) - (эта и все последующие шкалы    являются    дополнительными)    -    измеряет,    насколько    человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности. Высокий  балл  по  данной  шкале  означает,  что  человек  наиболее  полно принимает эти ценности, низкий балл - что он их отвергает.
  2. Шкала гибкости поведения (24 пункта) - измеряет гибкость поведения в различных ситуациях. Высокий балл отражает способность человека быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, низкий балл означает догматизм. Вместе  со  шкалой  ценностной  ориентации  данная  шкала  образует  блок Ценностей.
  3. Шкала сензитивности (11 пунктов) - измеряет, насколько глубоко и тонко человек ощущает свои чувства и потребности.
  4. Шкала спонтанности (14 пунктов) - измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что человек способен выражать свои чувства в заранее непродуманных действиях. Низкий балл означает, что человек боится открыто проявлять свои чувства. Шкала сензитивности и шкала спонтанности образуют блок
  5. Шкала самоуважения (15 пунктов) - измеряет способность человека уважать себя за свою силу.
  6. Шкала самопринятия (21  пункт) - измеряет способность человека принимать    себя    вопреки    своей    слабости.    Шкала    самопринятия    и самоуважения образуют блок Самовосприятия.
  7. Шкала, определяющая взгляд на природу человека (10 пунктов) - оценивает     понимание     человеческой     природы,     мужественности     и женственности. Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по данной шкале) видит человека скорее хорошим, чем плохим, легко распознает, где правда, а где неправда, где добро, а где зло. Низкий балл по этой шкале означает, что субъект считает человека в сущности плохим и несинергичным.
  8. Шкала   синергичности   (7   пунктов)   -   измеряет   способность   к целостному восприятию мира и людей. Самоактуализирующаяся личность видит, что противоположности в природе и в жизни связаны. Низкий балл по данной  шкале  говорит о том,  что человек видит в этих противоречиях неразрешимый антагонизм.  Шкала синергичности и шкала,  оценивающая взгляд на природу человека, образует блок Осознания целостности бытия.
  9. Шкала принятия  агрессии  (16  пунктов)  -  измеряет  способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. При низком уровне самоактуализации, человек обычно старается скрыть это свойство, отказаться от агрессии и подавить ее в себе.
  10. Шкала контактности (20 пунктов) - измеряет способность человека устанавливать      глубокие      и      тесные      контакты      с      окружающими. Самоактуализирующаяся личность может легко и быстро вступать в контакт, а ее отношения с людьми не являются поверхностными - она играет значимую роль   в   жизни   своих   друзей   и   близких.   Человек   с   низким   уровнем самоактуализации испытывает трудности в общении. Шкалы Контактности и Принятия агрессии образуют блок Межличностной чувствительности.
  11. Шкала познавательных потребностей (11 пунктов) - измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

14) Шкала   креативности   (14   пунктов)   -   измеряет   выраженность творческой направленности личности.
Таким образом, данный тест включает в себя 14 шкал и 126 пунктов.
Каждый пункт опросника содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующей его взглядам и убеждениям (испытуемый отмечает на ответном бланке крестиком, какое из суждений «а» или «б» он выбрал). Как уже отмечалось выше, за выбор того из суждений, которое характерно для самоактуализирующейся личности, испытуемый получает один балл. В методике представлены те суждения из пунктов каждой шкалы, за которые дается один балл (ключи по шкалам).
Вопросы, оставленные без ответов, а также те, где отмечены обе возможные альтернативы, при обработке не учитываются. Если испытуемый не ответил на 10% и более, исследование считается не действительным.
Опросник рассчитан на респондентов, обладающих достаточно высоким уровнем    интеллектуального    развития,    необходимым    для    адекватного восприятия содержания теста.
Для дополнительного исследования процесса самоактуализации можно использовать тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева. Эта методика направлена на диагностику смысложизненных ориентации личности и позволяет рассмотреть процесс саморелизации на конкретном жизненном моменте.
Интерпретация субшкал:
Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.
Локус контроль - Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.