Страница 5 из 5
В широком спектре проблем гуманизации социальной сферы общества, а именно социальной работы, центральное место отводится анализу особенностей межличностных отношений в процессе деятельности, особенно в сферах «социальный работник – клиент» и «социальный работник – руководитель». В связи с чем необходимо правильно организовать профессиональное развитие и саморазвитие социальных работников, а также повышать качество их деятельности за счет профилактики профессиональной деформации. Организуя профессиональное развитие на основе осмысления своего собственного опыта (рефлексии), социальный работник начинает глубже понимать проблемы и особенности клиентов и то, каким образом он может создать условия для преодоления трудных жизненных ситуаций в межличностном процессе взаимодействия в ходе профессиональной деятельности. Социальному работнику в процессе общения с клиентом необходимо развивать в себе рефлексивные умения, которые помогают человеку быть более гибкими в меняющихся условиях, реализуя свои профессиональные замыслы, учитывать особенности ситуации, выстраивать кооперации с разными людьми, прослеживать результаты своей работы и вносить необходимые изменения. В условиях современного общества приобщение социального работника к методам само- и взаиморефлексии как средствам профессионального развития и преодоления профессиональной деформации является не побочной, а одной из центральных задач. В рефлексии деятельности строятся знания о ней, осуществляется на их материале поиск причин затруднений путей достижения целей, согласования способа деятельности и содержания заказа на деятельность. В психологии существует множество понятий «рефлексии», но какие бы ее аспекты ни выделялись, они, так или иначе, касаются осмысления человеком собственного сознания, своих собственных действий, своего «Я». Д. Элкинз рассматривает рефлексию как специфическую человеческую способность и полагает, что благодаря ей, человек осуществляет анализ своего жизненного опыта, содержания сознания. Он выделяет 2 уровня сознания: «погруженное» и «саморефлексивное». Для погруженного состояния сознания характерен низкий уровень осознания себя как субъекта собственной жизнедеятельности: «…человек ощущает себя игрушкой в руках судьбы, жертвой обстоятельств». Когда в жизни человека происходит какое-либо событие: изменение образа жизни, кризис, глубокое переживание, то происходит естественное движение к «саморефлексированию», при котором интенсифицируются процессы самопознания («открытия себя»). Первым шагом к саморефлексивному сознанию является формирование внутренней позиции наблюдателя, с которой человек может наблюдать свои чувства. Саморефлексивное сознание ведет к освобождению от предвзятых мнений, шаблонов, способствует осознанию ответственности за свою судьбу. На уровне саморефлексивного сознания любое действие осознается и сопровождается особого рода «обратной связью», которая, по словам Х. Хекхаузена, позволяет «до и во время действия оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив деятельности, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и других». Устоявшиеся способы действия (привычки, навыки) утрачивают свойство рефлексивности. А именно благодаря стереотипным действиям социальный работник пытается скрыться от процессов профессиональной деформации в первую очередь. В.А. Лефевр считает, что рефлексия обнаруживается в способности человека постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в общем виде проблема рефлексии есть прежде всего проблема определения своего способа жизни: «…существует два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. При этом способе у человека формируется отношение не к жизни в целом, а к отдельным ее явлениям, субъект не занимает позиций для рефлексии над жизнью, не осознает свое отношение к ней. Второй способ существования связан с появлением рефлексии, когда она, как бы приостанавливает непрерывный процесс жизни, и сознание выступает как выход из нее: «…для выработки соответствующего отношения к ней, занятии позиций над ней, вне ее, для суждения о ней. С этого момента, каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни». А.Г. Алексеев, А.А. Тюков трактуют рефлексию как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней. О.С. Анисимов акцентирует внимание на рефлексии как на механизме, обеспечивающем субъективное развитие человека в деятельности и мышлении и не сводимом к имеющимся у человека мышлению, сознанию, самосознанию, воле и личности, к другим психическим механизмам. Рефлексия – выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта, интегрирующий все психические функции и механизмы [6]. А.В. Брушлинский отмечает, что рефлексия выступает как один из важнейших уровней сознания, в определенной степени это – высший уровень развития сознания. В.З. Вульфов считает, что рефлексия как реализуемая способность человека внутренне обсуждать с собой различные стороны своей жизни является уникальным фактором превращения информации в знания. Он пишет: «Рефлексия как состояние и как процесс – уникальна своим интегративным характером: в ней целостно участвуют и мышление, чувства, воля, и прошлое в настоящем, и реальное, и воображаемое, и убеждения с сомнениями, и перебор вариантов, и выбор решения. В свою очередь эта внутренняя работа, «труд души», отклик на происходящее влияют на состояние и поведение человека – от его настроения до поступков, от степени активности до структуры и качества отношений, проникая едва ли не во все сферы жизнедеятельности». В.И. Слободчиков дает следующее определение рефлексии: «…это такая специфическая человеческая способность, которая позволяет человеку сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще самого себя – предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития)». Фактически речь идет о саморазвитии. Именно саморефлексия дает возможность определить те особенности своей личности, которые стали осознаваться либо как ценные, либо как нежелательные. Очевидно, это и есть путь изменений наших ценностей, ибо рефлексия – акт самоинтерпретации человека. Г.П. Щедровицкий рассматривает рефлексию одновременно и как процесс, и как механизм. Итак, с точки зрения теории деятельности, рефлексия выступает как «рефлексивный выход», как смена «места» или позиции социального работника. Это дает возможность трактовать рефлексию процессуально. Можно выделить три основных этапа развития рефлексии с точки зрения использования ее для профилактики профессиональной деформации: Первый этап – остановка неэффективных действий, пауза, перерыв внешней активности, которая, однако, не означает еще автоматического начала рефлексивного процесса. Второй этап – отказ от прежней организации деятельности, т.е. отчуждение деятельности от ее носителя. Для ее осуществления необходимо во внутреннем плане деятельности выделение «другого Я», могущего выполнять надситуативную работу ортогонально по отношению к «Я» – носителю непродуктивной деятельности. Третий этап – разведение «Я-рефлексивного» и «Я-деятеля» влечет за собой оборачивание. «Я-рефлексирующее» становится актуальным и действует в пространстве настоящего, оборачиваясь к «Я-деятелю», которое находится, как правило, в пространстве прошлого. Затем происходит реконструкция содержания рефлексируемой ситуации (ретроспективная рефлексия) и конструирование содержания (в проспективной рефлексии) предполагает в качестве опорного действия выбор позиции для «Я-рефлексирующего». Позже происходит соотнесение желаемого результата с ситуациями деятельности, направленной на ее достижение. Феномен порождения рефлексии в деятельности социального работника инициирует коммуникацию и кооперацию: включаясь в те или иные ситуации совместной деятельности с другими людьми, участник группы занимает в них функциональные позиции (генератора идей, критика, организатора и т. д.), проигрывает различные роли – как исполнительные так и управляющие, контрольные по отношению к другим людям. Накапливая опыт взаимодействия с другими людьми, участник коммуникации интериоризует названные функциональные позиции и тем самым развивает у себя способность к самоуправлению своей деятельностью. Человек теперь выступает для самого себя и как объект управления (как «я-исполнитель»), и как субъект управления (как «я-контролер»), планирующий, организующий и контролирующий свои исполнительные действия. Рефлексия социального работника позволяет занимать аналитическую позицию по отношению к своей деятельности и включает два уровня: 1) операциональный уровень (исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты); 2) личностный (профессионально-личностная субъектная ориентация в деятельности и субъектная включенность в рефлексивную ситуацию). И.А. Стеценко различает следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога, которые применимы и по отношению к социальному работнику: 1) мотивационно-целевой: потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию рефлексии, осознание целей использования рефлексии; 2) когнитивно-операционный: знания, конкретизирующие основы рефлексии, профессиональные умения по осуществлению рефлексивной деятельности; 3) аффективный: эмоции, сопровождающие практические действия при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе; 4) оценочный: оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности; 5) нравственно-волевой: личностные качества, способствующие эффективной рефлексивной деятельности. Е.Э. Смирнова выделяет следующие критерии рефлексии: глубина рефлексии, сложность, истинность. Ряд отечественных психологов отмечают, что рефлексия выполняет следующие функции: - обеспечивает осознанное отношение субъекта к совершаемой деятельности, детерминирует продуктивные и инновационные качества творческого мышления (С.Л. Рубинштейн); - осуществляет системную целостную регуляцию деятельности, что проявляется в индивидуальном стиле деятельности (Б.П. Ковалев); - влияет на уровень профессионализма, мастерства, что проявляется в способности субъекта к профессиональному самосовершенствованию и творческому росту на основе психологических механизмов самоанализа и саморегуляции; - повышает продуктивность деятельности; - влияет на профессиональную адаптацию молодого социального работника в ходе овладения деятельностью; - способствует преодолению и предотвращению таких негативных явлений, как ранние профессиональные кризисы, истощение. Условно можно выделить основные сферы существования рефлексивных процессов социального работника: мышление, коммуникация и деятельность. Роль и место рефлексии в мышлении социального работника, то можно отметить, что: 1. Рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов. 2. Рефлексия – осознание человеком своих мыслительных процессов. 3. Рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности. 4. Рефлексия помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, понять содержание, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения. 5. Рефлексия расслаивает анализ и синтезирует расслоенное, таким образом, рефлексия не просто отражает, а активно трансформирует, препарирует, структурирует, переструктурирует содержание рефлексивного типа. Механизмом, подчиненным рефлексивной функции, прежде всего, является мышление, совмещенное с самосознанием, сознанием и волей. Рефлексия в коммуникации социального работника – это: 1. Переосмысление связей и отношений его с социально-предметным миром, где акцент делается на общение с другими людьми, обеспечивающее в этом случае более высокую форму объективной детерминации процессов активного овладения принятыми в обществе нормами и средствами различных деятельностей. 2. Специфическое качество познания человека в рамках межличностного общения и восприятия. 3. Способность к самоуправлению своей деятельностью через опыт взаимодействия с другими людьми. В деятельностном аспекте, связанном с социальной работой, рефлексия трактуется как: 1. Осознание субъектом средств и оснований деятельности, их изменение. 2. Акт (процесс) установления отношения между деятельностями или их структурными образованиями – действиями, средствами. 3. Выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта. 4. Спонтанное включение рефлексивного уровня рассуждения в процессе деятельности, осуществляемой по известным образцам, но не приводящей к желаемому результату. 5. Действие, направленное на выяснение оснований собственного способа решения задачи с целью его обобщения. 6. В совместной деятельности наблюдается доминирование рефлексии среди остальных уровневых компонентов мышления. В последнее время в психологии профессиональной деятельности, особенно что касается профилактики профессиональной деформации наблюдается смещение интереса к исследованию профессионального самосознания, профессиональной идентичности, рефлексивной компетентности и психологической культуры в целом. Социальная работа, взятая в самом широком понимании, – это пласт, профессионально подготовленных людей в обществе, чья деятельность имеет особое социальное и культурное предназначение, поэтому проблема профессиональной идентичности социального работника, как рефлексивно компетентного субъекта деятельности актуальна не только для отдельно взятой категории профессионалов, но и для общества в целом. Условием психологической зрелости социального работника является способность анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности. Таким образом, рефлексивный анализ является важной сферой его профессионального самосознания. Можно выделить в рефлексии социального работника ряд взаимосвязанных моментов: - рефлексия позволяет социальному работнику осознать подлинные мотивы своей деятельности, своих поступков. Исследования показывают, что в современной социоэкономической ситуации социальным работником часто движут побуждения, ничего общего не имеющие с целями его деятельности и часто противостоящие им: конкурентные установки, самоутверждение, неосознаваемые «маневры» в общении, направленные против другого, материальные интересы и т.д. - рефлексия позволяет отличить социальному работнику собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем других, не прибегая кразличного рода психологическим защитам и психологическим манипуляциям; - рефлексирующий социальный работник способен к эмпатии и децентрации; - рефлексивные процессы позволяют социальному работнику адекватно оценить последствия собственных личностных влияний на клиентов, что предполагает способность осознавать последствия своих влияний, ориентацию на них при построении развивающих взаимодействий; - при недостаточной рефлексивности мышления социальный работник в большей степени склонен «навязывать» клиенту свой способ мышления, и его действия, направленные на оказание помощи в затруднительной ситуации, мало, чем отличаются от его же собственных действий при решении этой же задачи, что, как правило, не дает эффективного результата. Профессиональная рефлексия, являясь фундаментальной способностью человека к самоанализу, к осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром в процессе профессиональной деятельности, «рождает» личностные и профессиональные смыслы и представляет собой составную часть развитого интеллекта человека. Профессиональная рефлексия является важным и необходимым условием продуктивности процесса совместной мыслительной деятельности, дающим представление субъекту о том, как он воспринимается партнером по общению, и на основе этого представления позволяет ему (субъекту) корректировать свое поведение. Это свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессиональная рефлексия оформляет и консолидирует Я-концепцию, способствуя, с одной стороны, динамичности ее содержания, а с другой, поддерживая ее стабильность. В случае заниженной самооценки, негативной Я-концепции, деструктивно влияющей как на профессиональное «самочувствие», так и на характер взаимодействия с клиентом, рефлексивный самоанализ становится важнейшим коррекционным инструментом. Профессиональная рефлексия – важнейшее профессионально-значимое качество, заключающееся в оценочном осмыслении себя как профессионала, деятельности как формы творческого самовыражения и взаимодействия с клиентом как способа управления процессом на личностном, деятельностном и интерактивном уровнях и определяющее уровень профессиональной пригодности. Основным «орудием труда» в профессиях типа «человек – человек» является собственная личность субъектов деятельности. Для того чтобы оказывать эффективную помощь другим людям, необходимо хорошо осознавать не только уровень собственной личностной и профессиональной зрелости, но и собственное психо-эмоциональное состояние. В процессе выполнения любой работы человек испытывает физические и нервно-психические нагрузки. При небольших, либо при значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, благодаря чему организм справляется с последствиями нагрузок сам, без сознательного участия человека. Самым первым шагом в профилактике профессиональной деформации должно быть осознание, отслеживание, мониторинг собственного психо-эмоционального состояния. Осознание предполагает учет тех профессиональных факторов, которые способствуют появлению симптомов «профессионального сгорания»: 1) Физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты; 2) Психологические трудности: контакт, как правило, с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные нарушения в интеллектуальном и психическом развитии, необходимость быть все время в «форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение дня и т.д. Специалисты выделяют 3 основных стадии профессиональной деформации: Первая стадия – функциональный уровень: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех – пяти лет работы. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, головные боли, нарушения сна); повышенная раздражительность, которая становится более заметной, чем на первом этапе, и самому человеку, и окружающим. Время формирования данной стадии – 5 – 15 лет. Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. В работе по профилактике профессиональной деформации вслед за осознанием механизма ее возникновения идет мониторинг собственного психо-эмоционального состояния. Положительное действие этого мониторинга основано на том, что человек не может одновременно «прокручивать» отрицательные эмоции и логически оценивать ситуацию: либо одно, либо другое. То есть, начав логический анализ ситуации, человек «выключает» непродуктивные отрицательные эмоции. Мониторинг необходим также для того, чтобы выявить ранние признаки психо-эмоциональной перегрузки. Некоторые изменения в эмоциональном состоянии являются достоверными признаками этой перегрузки или начинающейся манипуляции. К числу таких признаков относятся: Дисбаланс эмоций – противоречивость, амбивалентность, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, «когда одновременно смешно и неприятно»; «странность» эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий, и т.п.; резкий всплеск эмоций, который не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации. Это самый важный индикатор, который должен быть проанализирован в первую очередь. Однако парадокс состоит в том, что при возникновении интенсивной реакции мы забываем о мониторинге. Поэтому тот индикатор, который легче всего заметить, оказывается самым трудным для практического применения. Вместо того, чтобы использовать собственную эмоцию как важный информационный сигнал, мы отдаемся во власть этой эмоции. А.Эллис высказывал идею о том, что преувеличенные эмоции являются признаком того, что активизирована иррациональная идея. Если задеты наши (зачастую неосознаваемые) представления о том, какими должны быть мы сами, окружающие и мир в целом, то возникают неприятные чувства, по интенсивности превосходящие значение произошедшего события. Вместо легкой озабоченности, человек почему-то испытывает панику, вместо сожаления – отчаяние, вместо небольшого раздражения – бешенство. Существует несколько типов иррациональных идей: 1) «Все должны меня любить и одобрять то, что я делаю». Это – общая установка, и она может быть конкретизирована в виде следующих вариантов: а) все должны уважать меня, потому что я – хороший специалист (хороший человек, начальник); б) если я делаю что-то, значит, я должен быть уверен, что все это одобрят (если нет, значит, я делаю что-то не то или не так). Эта установка сознания абсолютно неразумна: ожидать любви и одобрения – значит, подвергаться беспокойству, огорчениям, потому что кто-то не одобряет наши действия. 2. «Человек должен быть прекрасным (идеальным), безупречным во всех отношениях и добиваться успеха в любой области». Очевидно, что быть совершенным, безупречным во всем сразу невозможно. Если это становится целью, то человек обречен на постоянные терзания по поводу своих неудач, настоящих, прошлых и будущих. Он загоняет себя в психологический тупик, и даже тогда, когда ему удается добиться успеха и окружающие признают его талантливым в какой-то области, такой человек постоянно беспокоится из-за того, что завтра, возможно, утратит положение лидера. Конечно, стремление к совершенству необходимо, но история показывает, что многие люди, попавшие в плен завышенных требований к себе, не добились того, чего хотели. Мало кому удается достичь чего-то сверхъестественного, зато неудачи и промахи постигают каждого. Важно хорошо делать дело, усваивать уроки, которые дает нам жизнь, а остальное – приложится. 3. «Ужасно, когда у меня получается не так, как хочется». Такого рода взгляды можно охарактеризовать как инфантилизм, то есть сохранение во взрослом возрасте некоторых детских представлений о мире. Это иллюзия, что мир и все, что в нем происходит, должен быть таким, каким он нам нравится. Взрослый человек принимает как должное то, что окружающее никогда точно не соответствует его желаниям. Что же касается успехов других, убеждения, что им все легко дается, нужно иметь в виду следующее обстоятельство: когда мы видим чьи-либо успехи, мы, прежде всего, обращаем внимание на результат. Усилия, направленные на его достижение, остаются скрытыми от нас. Отсюда иллюзия, что результат достигнут легко. 4. «Человек расстраивается из-за внешних событий и обстоятельств, на которые не может повлиять». Отсюда вытекает убеждение, что причины наших волнений, переживаний, негативных эмоций лежат вне нас, в объективном мире, который от данного человека не зависит. В действительности же в абсолютном большинстве случаев люди расстраиваются не из-за обстоятельств, а из-за того, как они интерпретируют их для себя. 5. «Пока опасность не пройдет, надо все время ее ожидать и готовиться к ней». Беспокойство по поводу возможной неприятности – это не лучший способ борьбы с ней. Во-первых, нет никакого смысла беспокоиться и нервничать без повода. Более того, беспокойство и волнение не только не предотвратят неприятность, но могут и способствовать ей, сделать извозможной реальной. Во-вторых, часто бывает, что когда ожидаемая неприятность все-таки происходит, человек уже неспособен с ней справиться, ведь все его внутренние силы ушли на переживание во время ее ожидания. Может случиться и так, что ожидаемая неприятность вообще не произойдет или произойдет, но не с такими последствиями, которые ожидались. А это означает, что силы и нервы потрачены зря. 6. «Избегать трудностей и ответственности легче (удобнее), чем брать их на себя и справляться с ними». Устранение от ответственности приводит к тому, что в будущем нерешенные проблемы становятся неразрешимыми. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а успешное их решение. 7. «В жизни всегда нужен кто-то, кто сильнее, могущественнее, на кого можно положиться». Покровитель, каким бы сильным и могущественным он ни был, не возьмет на себя решение проблем, не примет ответственность за ошибки других. Покровительство имеет свои плюсы. Но есть и минусы. Главный из них – зависимость. 8. «Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Его необходимо найти – в этом главная задача». На самом деле абсолютное большинство проблем имеет много решений (больше двух), так что редко существует одно, абсолютно правильное решение. Каждому из возможных решений присущи как достоинства, так и недостатки. Одно имеет стратегические достоинства и тактические недостатки, другое – наоборот. Остается только выбрать наиболее приемлемый вариант и действовать. Рефлексируя собственное психо-эмоциональное состояние социальный работник получает возможность вовремя и эффективно использовать различные способы и методы саморегуляции: связанные с управлением дыханием, тонусом мышц, движением, с воздействием слова и образа и т.п. Безусловно, существуют серьезные объективные трудности, но, как известно, не события оказывают большее влияние на наше психосоматическое здоровье, а то, как мы их воспринимаем и интерпретируем. Ясное осознание происходящего – начало мудрого отношения к жизни, которое состоит в том, что человек стремится иметь силы изменить, то, что можно изменить; терпение, чтобы принять то, что нельзя изменить и ум, чтобы отличить одно от другого. Умение управлять психоэмоциональным состоянием – необходимое условие профессионального здоровья. Таким образом, необходимость развития рефлексивной способности – одна из приоритетных задач поддержания психологического здоровья педагогов. Эффективное развитие рефлексии как средства реализации профессиональной деятельности происходит, если используются не только спонтанные, а и произвольные способы рефлексирования, которыми можно овладеть в ходе специального обучения. Эффективным средством развития рефлексии является активный метод обучения, строящийся на принципах оформления и наращивания спонтанного опыта рефлексирования. Данная педагогическая стратегия обеспечивает работу субъекта с собственным опытом рефлексирования в процессе обучения, создает запрос на специально организованные средства рефлексирования. Среди активных методов обучения наиболее распространенной технологией является психологический тренинг.
|
Вопросы и задания для самостоятельной работы
|
1. Каким образом рефлексия связана с профессиональной деформацией? 2. Какие выделяют функции рефлексии? 3. Дайте характеристику коппинг-стратегий и их роли в профилактике эмоционального выгорания. 4. Какие существуют методики оценки профессионального выгорания? 5. Какие способы и технологии профилактики выгорания и деформации выделяют в профессиональной деятельности?
Литература 1. Болиз Э.Б. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости, (перевод с английского Г.И. Рыбаковой). М., 2006. 2. Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. [Электронный ресурс] //Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2010. N 1. 3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб., 2009. 4. Иванова Н.К. Профессиональное выгорание: формирование практических умений и навыков по успешному преодолению стресса (Программа семинарских занятий для сотрудников) //Работник социальной службы. 2009. N 3. С. 87-98. 5. Иванова Н. К. Система мероприятий по профилактике синдрома профессионального выгорания как необходимая составляющая работы с сотрудниками учреждения социального обслуживания //Работник социальной службы. 2009. № 4. С. 119-122. 6. Киршин П.А. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома "эмоционального сгорания" социального работника //Работник социальной службы. 2010. № 8. С. 107-112. 7. Кузьмина Ю.М. Умения предупреждать профессиональную деформацию как обязательное условие профессионального развития специалиста социальной работы [Электронный ресурс] 8. Осухова Н. Г. Работать без профессионального выгорания: тренинг тренеров //Социальная работа. 2008. № 5. С. 33-36. 9. Подвойский В.П. Преодоление профессиональной деформации руководителей социальных учреждений //Социальная работа. 2003. №3. С.24-28. 10. Синдром сгорания: Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. М., 2002. 11. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции и способы их профилактики //Народное образование. 2010. N 6. С. 123-129.
Источник: Учебно-методическое пособие /Под ред. Воронцовой М.В. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. – 272 с.
|