Методики выявления синдрома эмоционального выгорания
В исследованиях авторы обычно разрабатывают свои собственные методы диагностики и изучения психологического преодоления, по форме представляющие собой, как правило, многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки. К числу наиболее известных можно отнести: обширное Стандартизированное интервью Н. Thomae, разработанное им для изучения возрастных и межгенерационных особенностей психологического преодоления; Опросник способов психологического преодоления R. Lazarus и S. Folkman (WOCQ, The Waysof Coping Questionnaire), включающий 68 утверждений; Шкалу неприятностей A. Kenner (The Dayly Hassles Scale), состоящую из 117 пунктов; Краткий опросник, в который входит 33 пункта характеристик стратегии психологического преодоления J. Amirkhan (The Coping Strategy Indicators), недавно созданную Шкалу преодоления, (Соре Scale) С. Carver и М. Scheier.
Создание «Опросника для выявления выгорания» — MaslachBurn-OutInventory (MBI; Maslach&Jackson, 1986 - Методика включает в себя 4 субшкалы: эмоциональная истощенность, личностное самоосуществление, деперсонализация, ущербность, как следствие занятия альтруистическими профессиями) и Шкалы утомления — TediumScale (Pinesetal, 1981) снабдило исследователей психометрическими инструментами, что позволяет использовать более стандартизированный подход. Позже были разработаны другие объективные опросники для распознавания эмоционального выгорания (Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов //Вопросы психологии. 2000. №1.)
Обратимся к методике Б. Поттер для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Опросник состоит из 43 утверждений, каждому из утверждений нужно присвоить балл от 1 до 9, адекватный состоянию. Б. Поттер рассматривает проблемные зоны: - отрицательные эмоции: нормально чувствовать себя разбитым, сердитым, угнетенным, неудовлетворенным или беспокойным. Но если Вы уже испытываете синдром выгорания, у Вас будут возникать эти отрицательные эмоции все более часто, пока они не станут хроническими. В конечном счете, Вы будете чувствовать эмоциональную усталость. - межличностные проблемы: когда Вы чувствуете себя эмоционально опустошенным, становится тяжелее иметь дело с людьми на работе и дома. Когда возникают неизбежные конфликты, Вы, вероятно, будете вести себя неровно, излишне эмоционально или очень враждебно. Это делает общение с сотрудниками и друзьями, членами семейства все более и более трудным. Некоторые жертвы СЭВа также способны выйти из социума. - проблемы здоровья: поскольку ваши эмоциональные запасы исчерпались, и качество ваших отношений ухудшается, у вас снижается способность восстанавливать свои силы. Вы можете часто испытывать незначительные болезни, типа простуд, головных болей, бессонницы и болей в пояснице. Вообще, Вы чувствуете себя утомленными и истощенными. - выполнение работы, ниже ваших способностей: в ходе СЭВа, Вам может надоесть ваша работа, и вы теряете энтузиазм к вашим проектам, вы с трудом концентрируетесь, у вас снизилась производительность и качество работы. - токсикомания: злоупотребление алкоголем, наркотиками и никотином, чтобы справиться с напряжением, связанным с конфликтом на работе. Вы можете употреблять большее количество алкоголя, кофе, большее количество наркотиков и курить большее количество сигарет. Увеличенная токсикомания еще больше усложняет ваши проблемы. - чувство бессмысленности: все больше ловите себя на мысли «кто я такой» и «почему беспокоятся»? Это особенно общая черта среди жертв СЭВа. Ваш энтузиазм сменился цинизмом. Работа кажется бессмысленной. Результатом диагностики являются три уровня риска возникновения синдрома эмоционального выгорания: 43-129 балла - низкий. Предпримите профилактические действия. 130 - 258 балла - умеренный. Разработайте план исправления проблемных областей. 259-387 балла - высокий. Корректирующее действие необходимо.
Для более подробной диагностики синдрома эмоционального выгорания можно выбрать методику В.В. Бойко. Эта методика наиболее адекватно позволяет диагностировать СЭВ на различных стадиях его протекания. Методика В.В. Бойко включает в себя три фазы: напряжения, резистенции и истощения. Каждая фаза включает в себя по 4 симптома. Так, фаза «Напряжения» служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания и включает в себя симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», симптом «неудовлетворенности собой», симптом «загнанности в клетку», симптом «тревоги и депрессии». Фаза «Резистенции» включает в себя симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», симптом «расширения сферы экономии эмоций и симптом «редукции профессиональных обязанностей». Фаза «Истощения» характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы и включает в себя симптом «эмоционального дефицита», симптом «эмоциональной отстраненности», симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации», симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
Для диагностики процесса самоактуализации можно выбрать адаптированную Л. Гозманом методику Э. Шострома. Тест Э. Шострома состоит из 126 пунктов, каждый из которых включал в себя два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера. Каждый пункт обязательно входит в одну из двух базовых шкал личностной ориентации: в шкалу ориентации во времени, измеряющую, насколько человек живет настоящим по сравнению с прошлым и будущим, насколько эти понятия для него связаны (23 пункта) и в шкалу опоры, измеряющую, насколько человек руководствуется в жизни внутренними критериями по сравнению с внешними (104 пункта). Кроме того, значительное число пунктов входит в одну или более из 10 дополнительных шкал, измеряющих концептуально-важные элементы самоактуализации.
Дополнительные шкалы группируются в 5 блоков:
- Блок Ценностей (шкала ценностной ориентации и шкала гибкости поведения);
- Блок Чувств (шкала сензитивности и спонтанности).
- Блок Самовосприятия (шкала самоуважения и самопринятия).
- Блок Осознания целостности бытия (шкала, определяющая взгляд на природу человека и шкала синергичности).
- Блок межличностной чувствительности (шкала принятия агрессии и шкала контактности).
Одна из альтернатив каждого пункта представляет собой суждение, свойственное самоактуализирующейся личности. Чем больше суждений, свойственных самоактуализирующейся личности, выбирает испытуемый, тем выше считается его уровень самоактуализации (за каждое такое суждение, выбранное испытуемым, он получает 1 балл). Первичная обработка результатов представляет собой подсчет баллов по всем шкалам опросника. Затем для каждого испытуемого подсчитывается значение двух базовых коэффициентов (коэффициента времени и коэффициента опоры) и строится школьный профиль. На основе этих данных производится интерпретация результатов. Коэффициент времени вычисляется на основе количества баллов, набранных испытуемым по шкале Компетентности во времени. Он представляет собой отношение количества пунктов, по которым испытуемый выбирал суждения, свойственные для несамоактуализирующейся личности к количеству пунктов, по которым он выбрал суждения, характерные для самоактуализирующейся личности. Аналогичным образом на основе данных, полученных по второй базовой шкале, вычисляется коэффициент опоры. Шкальный профиль строится на специальном профильном бланке, где каждая шкала имеет свой масштаб. На этом бланке сырые результаты легко переводятся в стандартные. Профили людей, обладающих достаточно высоким уровнем самоактуализации, считаются расположенными между стандартными значениями от 50 до 60. В 1987 г. Л. Гозман и Крое включили в опросник следующие шкалы: 1) Шкала ориентации во времени (включает в себя 17 пунктов) - измеряет, насколько правильно человек ориентирован во времени. Человек, обладающий низким уровнем самоактуализации (низкий балл по шкале) неправильно ориентирован во времени. Такой человек живет прошлым (его мучает раскаяние в своих поступках, воспоминание о нанесенных ему обидах и т.п.) или/и будущим (ставит перед собой идеальные цели, строит невыполнимые планы, живет неоправданными надеждами и ожиданиями, обычно опасается за свою жизнь и пр.), или только настоящим (поглощен "сегодняшним днем", не связывая свою жизнь ни с прошлым, ни с будущим). Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по шкале) правильно ориентирована во времени. Она не откладывает жизнь на завтра и не вязнет в прошлом, а живет настоящим, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. 2) Шкала опоры (91 пункт) - базовая шкала, определяющая, руководствуется ли человек в жизни своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т.д. Признак самоактуализации - «изнутри» направляемая личность, то есть личность, обладающая «внутренней поддержкой». Если такой человек подвержен внешнему влиянию, то он свободен в выборе, не конформен. Несамоактуализирующаяся личность направляется «извне», то есть обладает «внешней поддержкой».
- Шкала ценностной ориентации (20 пунктов) - (эта и все последующие шкалы являются дополнительными) - измеряет, насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности. Высокий балл по данной шкале означает, что человек наиболее полно принимает эти ценности, низкий балл - что он их отвергает.
- Шкала гибкости поведения (24 пункта) - измеряет гибкость поведения в различных ситуациях. Высокий балл отражает способность человека быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, низкий балл означает догматизм. Вместе со шкалой ценностной ориентации данная шкала образует блок Ценностей.
- Шкала сензитивности (11 пунктов) - измеряет, насколько глубоко и тонко человек ощущает свои чувства и потребности.
- Шкала спонтанности (14 пунктов) - измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что человек способен выражать свои чувства в заранее непродуманных действиях. Низкий балл означает, что человек боится открыто проявлять свои чувства. Шкала сензитивности и шкала спонтанности образуют блок
- Шкала самоуважения (15 пунктов) - измеряет способность человека уважать себя за свою силу.
- Шкала самопринятия (21 пункт) - измеряет способность человека принимать себя вопреки своей слабости. Шкала самопринятия и самоуважения образуют блок Самовосприятия.
- Шкала, определяющая взгляд на природу человека (10 пунктов) - оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности. Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по данной шкале) видит человека скорее хорошим, чем плохим, легко распознает, где правда, а где неправда, где добро, а где зло. Низкий балл по этой шкале означает, что субъект считает человека в сущности плохим и несинергичным.
- Шкала синергичности (7 пунктов) - измеряет способность к целостному восприятию мира и людей. Самоактуализирующаяся личность видит, что противоположности в природе и в жизни связаны. Низкий балл по данной шкале говорит о том, что человек видит в этих противоречиях неразрешимый антагонизм. Шкала синергичности и шкала, оценивающая взгляд на природу человека, образует блок Осознания целостности бытия.
- Шкала принятия агрессии (16 пунктов) - измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. При низком уровне самоактуализации, человек обычно старается скрыть это свойство, отказаться от агрессии и подавить ее в себе.
- Шкала контактности (20 пунктов) - измеряет способность человека устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими. Самоактуализирующаяся личность может легко и быстро вступать в контакт, а ее отношения с людьми не являются поверхностными - она играет значимую роль в жизни своих друзей и близких. Человек с низким уровнем самоактуализации испытывает трудности в общении. Шкалы Контактности и Принятия агрессии образуют блок Межличностной чувствительности.
- Шкала познавательных потребностей (11 пунктов) - измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
14) Шкала креативности (14 пунктов) - измеряет выраженность творческой направленности личности. Таким образом, данный тест включает в себя 14 шкал и 126 пунктов. Каждый пункт опросника содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующей его взглядам и убеждениям (испытуемый отмечает на ответном бланке крестиком, какое из суждений «а» или «б» он выбрал). Как уже отмечалось выше, за выбор того из суждений, которое характерно для самоактуализирующейся личности, испытуемый получает один балл. В методике представлены те суждения из пунктов каждой шкалы, за которые дается один балл (ключи по шкалам). Вопросы, оставленные без ответов, а также те, где отмечены обе возможные альтернативы, при обработке не учитываются. Если испытуемый не ответил на 10% и более, исследование считается не действительным. Опросник рассчитан на респондентов, обладающих достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, необходимым для адекватного восприятия содержания теста. Для дополнительного исследования процесса самоактуализации можно использовать тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева. Эта методика направлена на диагностику смысложизненных ориентации личности и позволяет рассмотреть процесс саморелизации на конкретном жизненном моменте. Интерпретация субшкал: Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни. Локус контроль - Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Меры помощи при выгорании можно разделить на 2 группы: работа по снижению выгорания и смягчение действия неблагоприятных организационных факторов. Остановимся на первой группе рекомендаций, поскольку действия по изменению объективных условий работы в каждом конкретном случае выгорания будут различны. Выгорание считается следствием рабочего стресса и возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены. Под ресурсами личности мы понимаем запас, потенциал различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д. Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе – поверхностную и глубокую адаптационную энергию. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию» и достаточно легко восстанавливаются. Поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и когда израсходованы поверхностные энергетические ресурсы. Дифференциация этих видов энергии важна при рассмотрении длительности стресса. Кратковременный стресс – бурное расходование поверхностных адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации глубоких. Длительный стресс характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и поверхностных, и глубоких адаптационных резервов. Развитие выгорания является сигналом о том, что оба вида ресурсов организма истощаются. Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стресс-ситуаций – стратегии преодолевающего поведения (копинг-стратегии). Понятие «копинг» используется для описания типичных способов мышления и поведения человека в различных стрессогенных ситуациях. Большинство классификаций копинг-ресурсов построено вокруг двух предложенных R. Lazarus и S. Folkman модусов психологического преодоления: проблемно-ориентированного (усилия направляются на решение возникшей проблемы), эмоционально- ориентированного (изменение собственных установок относительно ситуации). Результаты исследований свидетельствуют о том, что проблемно-ориентированные стратегии будут более эффективными, если событие потенциально можно взять под контроль, в то время как эмоционально-ориентированный копинг адаптивнее в случае низкого уровня контроля над ситуацией. С позиции ресурсной концепции стресса, помощь «выгорающим» или самопомощь должна быть направлена на ограничение потери ресурсов и накопление (консервацию) таких, которые могут быть востребованы в стрессовых или экстремальных ситуациях. Успешное преодоление способствует повышению уровня ожиданий собственной эффективности, что ведет к более энергичным и устойчивым усилиям при решении новых задач. Критериями эффективности копинг-поведения являются достижение цели и психологический комфорт субъекта. При взаимодействии человека с различными сложными ситуациями поведение проявляется либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. В традиции гуманистической психологии было обращено внимание исследователей на естественную активность личности по поиску решения все более трудных жизненных проблем. В связи с изучением того, как люди справляются со стрессовыми ситуациями на повседневном уровне, а также в экстремальных условиях, Р. Лазарусом и С. Фолкманом было введено понятие «copingbehavior» (поведение преодоления), которое использовалось для описания характерных способов поведения человека в разных ситуациях. Первоначально это понятие определялось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых человеком для ослабления влияния стресса. Если рассматривать развитие синдрома эмоционального выгорания в соответствии с развитием механизмов стресса, то поведение преодоление выступит как неспецифический защитный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации. Понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewalti-gung» (преодоление) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача coping - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. На современном этапе существует несколько подходов к определению понятия «copingbehavior» в рамках теоретических и прикладных исследований. В настоящее время наиболее распространены три подхода к толкованию понятия «coping». Первый, развиваемый в работах N. Наап, трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Второй подход, отраженный в работах R.H. Moos, определяет coping в терминах черт личности как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание не обрело большой поддержки среди исследователей. И, наконец, согласно третьему подходу, признанному авторами понятия Lazarus и Foklman, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. Под копингом понимаются усилия по управлению стрессом, а не результаты усилий. Каждая форма психологического преодоления специфична, определяется субъективным значением переживаемой ситуации и, отвечает преимущественно одной из задач - решению реальной проблемы или ее эмоциональному переживанию, корректировке самооценки или регулированию взаимоотношений с людьми. Общепризнанной классификацией типов coping не существует - они выделяются исследователями произвольно. Однако большинство из них построено вокруг двух предложенных Lazarus и Folkman модусов психологического преодоления: направленного на 1) решение проблемы (problem-focused, Problem-orientiert, vigilant), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused, Gefuele-orientiert). Е. Koplik, говоря о стратегиях чисто когнитивного coping, выделяет типы monitoros как ищущие информацию и blunters - как «закрытые» для нее. К. Parkes обращает внимание на прямое преодоление (directcoping) и психологическое подавление, вытеснение фрустрирующих факторов (supression). A. Billings и R. Moos предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: это - оценка ситуации (active-cognitivecoping); вмешательство в ситуацию (active-behavioralcoping); избегание (Avoidance или escapism). Последний способ может иметь свои "ветви"-образования, например, самообман (self-deception). Сходную классификацию дает и P. Vitaliano, который выделяет наряду с проблемно-ориентированным поведением три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления. Это - самообвинение (blamedself), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя как если бы ничего не произошло; предпочитаемое истолкование (wishfulthinking) - призрачные надежды, когда человек надеется на чудо. А. Hammer и М. Zeinder разработали собственную классификацию психологических источников - ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций, включающую пять областей жизнедеятельности человека, "подпитывающих" его действия в трудный период: это - сферы 1)познания и представлений, 2) чувств, 3) отношений с людьми, 4) духовности и 5) физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации. Н. Weber считает, что основной репертуар способов психологического преодоления включает следующие формы: 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию. С. Carver и М. Scheier выделяют 14 модусов психологического преодоления, среди которых помимо традиционно известных они называют «выпрямление» ситуации (restain), обращение к религии, «освобождение» при помощи потребления алкоголя и наркотиков. Конечно, и эти формы также не исчерпывают всего репертуара возможных реакций на жизненные сложности; они могут быть уточнены и конкретизированы в соответствии с особенностями изучаемой группы и целями исследования. Так, известный немецкий исследователь Thomae, анализируя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления, среди которых такие, например, как адаптация к особенностям и потребностям других людей, идентификация с их целями и судьбами, склонность не упускать шанс, и др. Поскольку понятие «coping» по определению предполагает высокую изменчивость поведения, очевидно, имеет смысл фиксировать весь репертуар способов психологического преодоления, например, выстраивая coping-профиль для представителей различных социальных, профессиональных и возрастных групп, как это сделал Vitaliano. В качестве возможных оснований можно предложить следующие признаки coping: 1. Ориентированность, или локус coping (на проблему или на себя). 2. Область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства). 3. Эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет). 4. Временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней). 5. Ситуации, провоцирующие coping-поведение (кризисные или повседневные). Поскольку психологическое преодоление «запускается» ситуацией, то естественно считать его завершенным, состоявшимся, когда ситуация для субъекта утрачивает свою значимость как раздражитель и тем самым освобождает его энергию для решения других задач. Критерии эффективности преодоления в основном связаны с психическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня его невротизации, выражающейся в ситуативном изменении депрессии, тревожности, психосоматической симптоматики и раздражительности. Надежным критерием эффективного coping считается и ослабление чувства уязвимости (vulnerability) к стрессам. В настоящее время получены некоторые данные о «средней» эффективности различных форм coping. Следует отметить, что практически во всех работах авторы подтверждают обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей полоролевыми стереотипами: женщины (и феминные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины), напротив, инструментально, путем преобразования внешней ситуации. Если принять, что возрастание феминности характеризует лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте, то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм coping. Существуют, однако, и некоторые общие достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм преодолевающего поведения. Наименее эффективными, по мнению ряда авторов, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей и пр. Достаточно действенным представляется реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Что касается группы защитных форм преодоления, выражающихся в искаженном понимании действительности, то их эффективность оценивается неоднозначно. Так, N. Наап считает, что эти формы поведения являются совершенно дезадаптивными, нарушающими ориентацию человека: в действительности, а P. Becker и С. Carverя, напротив, полагают, что иллюзорное ослабление воспринимаемого стресса в случае защитного coping позволяет субъекту лучше сконцентрироваться и мобилизовать усилия для реального преодоления жизненных сложностей. Неоднозначно оцениваются и эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Вообще выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека. К. Nakano удалось показать, что самообвинение и эмоциональное перетолкование ситуации выступают коррелятами психологической и психосоматической симптоматики, а поиск социальной поддержки и решение проблем, напротив, существенно снижают уровень тревожности личности. Однако психологическое преодоление является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и реальной ситуации. Некоторые авторы, как, например, D. Тепу, особо выделяют в качестве третьего фактора ожидаемую социальную поддержку, и это понятно: в зависимости от прочности психологического «тыла» человек может поступать более решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Очевидно, что сопротивляемость субъекта обстоятельствам может существенно менять свою форму в зависимости от того, насколько угрожающей и управляемой представляется ему ситуация и как он оценивает свои возможности. В отношении поведения преодоления при синдроме «эмоционального выгорания» исследования проводились П. Торнтон, которая изучала взаимосвязь между уровнем эмоционального выгорания и типом поведения преодоления. Поведение преодоления обеспечивается когнитивными и поведенческими усилиями по регуляции специфических внутренних и внешних требований, которые, по субъективной оценке, исчерпывают или превосходят ресурсы личности. Выявлены три стратегии преодоления: две активные (овладение ситуацией путем ее преобразования и преодоления эмоционального дистресса путем изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм или отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности). С помощью факторного анализа на основе когнитивно-феноменологической теории стресса П. Торнтон выделила восемь подвидов поведения преодоления. Если к пассивным отнесен только один подвид (эскапизм как уклонение от решения проблем), то к активным - семь, объединяя две (планомерное решение проблем и путь конфронтации) в проблемно-фокусированные стратегии, а пять остальных (дистанцирование - изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения, самообладание, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности за происходящее, позитивная оценка ценностей - отыскание положительного в происходящем) - в эмоционально-фокусированные стратегии. Противоречия обнаружились в связи типа поведения преодоления и уровня эмоционального выгорания. Так, с низкой степенью эмоционального выгорания традиционно связывают активные стратегии поведения преодоления, а с высокой степенью, наоборот, пассивные стратегии поведения преодоления. Также возможна обратная взаимосвязь: активные формы поведения преодоления не говорят о снижении уровня «выгорания», а эмоционально-фокусированные стратегии поведения преодоления - как ассоциируемые с более высоким уровнем сгорания. По сути, единственными достоверными данными явились результаты исследования П. Торнтон, где она выявила только одну существенную связь между стратегией «избегания» и уровнем эмоционального выгорания, когда при возрастании уровня выгорания Частота обращения к данной стратегии возрастает.
Многие авторы считают, что в тех организациях, где проявляют себя организационные факторы выгорания, оно является неизбежным. Но К. Маслач утверждает, что должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она пишет: «У меня такое чувство то, что многие из причин выгорания содержатся не в личностных особенностях вовлеченных людей, а в определенных социальных и ситуационных факторах». Как указывалось выше, в ранних работах возникновение и развитие синдрома приписывалось, в основном, длительному или чрезмерному профессиональному стрессу и неудовлетворенности работой, а разрешение этой проблемы связывалось, в основном, с организационными изменениями. Поскольку «сгорание является показателем главной разлаженности в пределах организации, то для устранения его требуется коллективная инициатива служащих и их совместная деятельность с руководством». В частности, предлагается повысить степень персонального контроля в пределах рабочего места. Руководителям рекомендуется структурировать работу и организовать рабочие места таким образом, чтобы дело стало более значимым для исполнителей. От руководителей требуется выполнять функцию воодушевления для создания коллектива. Кроме того, необходима адекватная подготовка персонала к работе с эмоциональными проблемами клиентов и пациентов. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может также четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации - это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. «Мы думаем, что предотвращение синдрома эмоционального выгорания должно быть характеризовано четырьмя главными пунктами: отбор рабочих, предназначенных для критических областей с высоким риском СЭВа; предложение персоналу определенных курсов по психологическим аспектам взаимоотношений; балинтовские группы; ясное определение профессиональных ролей». Возможности профессиональной помощи при «эмоциональном сгорании» К. Кондо видит в двух видах терапии: «работе со сгоранием» и «смягчении действия организационного фактора». Работа с пациентом включает применение лекарственных препаратов и различные виды психотерапии: «малословную» терапию Г. Дж. Фрейденберга и варианты поведенческой терапии. Так как мы рассматриваем синдром эмоционального выгорания в рамках профессиональной деятельности, целесообразным становится проведение специальной «корректирующей сессии супервизии». Г.В. Залевский, в статье «Супервизия: основания классификации, концепции, модели» пишет, что на сегодняшний день существует довольно большое число разных концепций и моделей супервизии. Это и «Баллинтовская группа», которая вначале применялась в отношении врачей, а затем распространилась и на «помогающие профессии». Гештальт-супервизия, акцент в которой ставится на субъективность, восприятие, личностное сознание, переживание и опыт. Поведенческо-терапевтическая супервизия, в ходе которой слушатели получают возможность обсуждения собственных проблемных случаев. При этом могут рассматриваться такие темы, как: «Страх перед успехом», «Проблемы начинающего психотерапевта», «Планирование психотерапевтической интервенции», «Тренинг самоутверждения», «Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки». Главная задача супервизии состоит в том, чтобы помочь супервизируемым приобрести недостающие знания и умения. Супервизию можно понять как процесс научения и обучения, который представляет собой профессионально-ориентированную позицию помощи, сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации, анализ, рефлексию и отработку этой ситуации, улучшение профессиональной компетентности, разрешение межличностных конфликтов, эмоциональную поддержку и так далее. Поэтому супервизия - есть регулярно практикуемая форма сохранения качества профессиональной деятельности специалистов, работающих в сфере «помогающих профессий»
Работа по диагностике и профилактике СЭВа должна вестись регулярно внутрифирменными или внутриорганизационными центрами оценки персонала или консалтинговыми агентствами с тем, чтобы выявить наличие синдрома эмоционального выгорания на более ранних стадиях его развития. Для этого можно использовать методы диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник Б. Поттер и тест самоактуализации Э. Шострома - Л. Гозмана. В том случае, когда синдром эмоционального выгорания выходит за пределы профессиональной деятельности, показана психокоррекция и психотерапия и тогда необходимо обращение в психологические службы (центры психокоррекции, реабилитационные центры, отделения неврозов, клиника неврозов). Решение проблемы эмоционального выгорания невозможно только на основании устранения или нейтрализации факторов внешней среды, без обращения к действию факторов внутреннего порядка. Разрешение проблемы эмоционального выгорания должно быть связано, прежде всего, с коррекцией искажений в процессе самоактуализации. Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на те, или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Как направленное психологическое воздействие психологическая коррекция применяется в самых разнообразных формах человеческой практики (в педагогике, медицине); элементы психологической коррекции присутствуют даже при обычном житейском общении, хотя не всегда этот процесс осуществляется в достаточной степени осознанно и целенаправленно. При определении целей психологической коррекции часто исходят из ее направленности на коррекцию неадекватных реакций и стереотипов поведения, то есть межличностного взаимодействия. Однако неадекватные реакции и формы поведения представляют собой следствие более глубоких личностных нарушений, а это означает, что психологическая коррекция, так же как и личностно-ориентированная психотерапия, должна быть направлена на личность в целом, точнее на те ее характеристики, которые являются системообразующими и отвечают за формирование неадекватного поведения и реагирования. В таком контексте без определенной личностной концепции невозможны понимание природы и специфики личностных нарушений, разработка теории и практики психологической коррекции и психотерапии. Наряду с индивидуальной психотерапией используются разработанные формы групповой психотерапии. При выборе методов психокоррекции соответственно для каждой фазы СЭВ и связанных с ней нарушений процессов самоактуализации можно использовать следующие: На фазе «Напряжения» использовать интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальт-техника, трансактный анализ). Метод психодрамы, модифицированный по системе J. Moreno в качестве особой формы групповой психотерапии с сохранением трех ее составных частей: разминки, собственно психодраматической игры, «обмена чувствами» и оценками. Используются такие техники, как перемена роли, «alterego», монолог, «зеркало» и другие. Происходит познание способов вербального и невербального общения; разблокировка эмоций, безопасное отреагирование, определение чувствительности к стрессу; научение жить «здесь и сейчас», проявление себя в конкретных ситуациях (защитные механизмы; работа с агрессией, как с естественным эмоциональным проявлением, необходимым для каждого человека; тип реакции). Большее время уделить изменению негативного восприятия сущности человека на позитивное, развитию эмоциональной чувствительности к положительным качествам - доброте, честности, сердечности, внутренней красоте. В ходе групповых занятий применяются отдельные элементы гештальт-техники и метода трансактного анализа. Можно использовать суггестивные методы. Из групповых суггестивных методов используется модификация аутогенного тренинга по методу Дж. Шультца, исходя из механизмов самовнушения и систематических упражнений, влияющих на психическое состояние, мышечное напряжение и нервную систему. С самого начала использование суггестивных методов для изменения позиций пациентов предполает его активное участие в этом процессе. Достигая состояния расслабления путем гетеросуггестии, пациент должен научиться воздействовать на регулирующие функции организма, а затем на собственное поведение. Овладение этим искусством придает пациенту уверенность и укрепляет его веру в свои возможности. На фазе «Резистенции» необходимо «связать» в восприятии клиента все три времени, развить познавательные потребности, развить навыки использования «внутренней поддержки» и независимость от чужих мнений, «направить» клиента на саморазвитие, сформировать способность принимать себя вопреки своим слабостям. Здесь можно использовать методы, основанные на невербальной активности - арттерапию и музыкотерапию. а) Арттерапия является групповой формой, в которой используется творческая художественная и пластическая активность для выражения проблематики как отдельных членов группы, так и группы в целом. Рисунки предоставляют разнообразную информацию о членах группы, которая подвергается рассмотрению и интерпретации. б) Музыкотерапия, одна из старейших форм воздействия на психику человека. Она подразделяется на рецептивную и активную музыкотерапию. Групповые музыкотерапевтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим, реминисценций переживаний, проявлением эмоций, выработкой умения слушать другого. Также возможна групповая поведенческая терапия. Ее цель — научение новым типам поведения в группе и с помощью группы. Используются следующие техники: угашение, переобусловливание, моделирование, а также техники научения социальным навыкам, межличностным контактам и проблемное научение. Углубление самовыражения, отреагирование, возможность переживания сильных эмоций, достижение инсайта, элементы тренинговых ситуаций. Для человека, находящегося на фазе «Истощения», психологическая коррекция с большим вниманием на развитие коммуникабельности. С таким клиентом лучше всего работать в группе, правильно ориентируя его во времени, развивая познавательные потребности, раскрывая внутреннюю силу и формируя умение ею пользоваться, прорабатывая коммуникативные умения с использованием всего эмоционального спектра (не забывая о принятии агрессии). В этом случае можно использовать личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию. Она может осуществляться в двух основных формах — индивидуальной и групповой, каждая из которых обладает собственным специфическим психотерапевтическим потенциалом. Использование групповой психотерапии как метода коррекции системы отношений, неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов представляется обоснованным в связи с той особой ролью, которую играют человеческое общество, различные группы, межличностное взаимодействие в процессе формирования индивидуальной системы отношений, ценностей, установок, стереотипов поведения. Многими авторами отмечается, что ценность групповой психотерапии заключается в том, что она является моделью естественных групп, пациент переносит в группу свойственные ему стереотипы поведения. Однако структура и содержание обратной связи в процессе групповой психотерапии позволяют произвести коррекцию как навыков общения, так и определенных внутриличностных структур; при этом наблюдается расширение поля информации, большая непосредственность и глубина эмоциональных переживаний; возникает более благоприятная обстановка для понимания и изменения стереотипов поведения в сравнении с классической психотерапевтической ситуацией парных отношений. В психокоррекционном варианте работу необходимо направлять на снятие напряжения, жизнь «здесь и сейчас», осознавание и принятие самого себя, понимание и изменение стереотипов поведения, эмоционального реагирования, на саморазвитие и личностный рост. Для этого можно использовать группу встреч. Эта форма групповой работы широко используется в целях стимулирования процессов личностного роста. Перенос навыков и ценностей внеролевого общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций является одним из внутренних психологических ресурсов человека, его общей психологической культуры, эффекты которой проявляются, прежде всего, в обращении человека к новым сторонам личности, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии. Основной постулат, на котором базируется группа встреч, состоит в том, что само качество межличностного общения зависит от внутриличностных отношений человека, т.е. от его отношений к самому себе. Группа встреч часто используется как средство при решении различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением конфликтов. Главной задачей группы встреч является способствование самоактуализации человека, созданию условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя. Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов и, следовательно, - к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя.
В качестве типичных эффектов групп встреч можно указать следующие: расширяется сфера осознания человеком самого себя; появляется тенденция уделять своим отношениям с другими людьми столько же внимания, сколько содержанию общения (в том числе, делового); возникает стремление принимать и реализовывать нестандартные, творческие идеи; более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных разногласий и проблем; повышается самооценка; усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и окружающему миру в целом; изменения общения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми. Можно посмотреть опыт работы с педагогами, описанный в статье «Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов» Л.И. Рюмшиной. Для гуманистической психологии образование является важной сферой жизнедеятельности человека. Актуализатор, которым, несомненно, должен быть педагог (по К. Роджерсу — фасилитатор), способствует и облегчает процесс получения знаний. Такой учитель может также эффективно влиять на самосознание и становление личности учащихся, научить их верить в себя, справляться с трудностями и реализовывать свои возможности. Количество педагогов-фасилитаторов пока незначительно, вместе с тем, применение психотерапевтических программ позволяет увеличить их число. Рюмшиной Л.И. была создана программа психокоррекционной работы с педагогами «Курс личностного развития». Программа строилась с учетом основных принципов и положений гуманистической психологии, проводилась в течение двух лет в три этапа. Первый этап — формирование готовности к личностным изменениям - начинался с организационно-деятельностной игры. Ее цель - самоопределение участников, ознакомление с гуманистической психологией. Основные ее понятия (свобода и ответственность, самоактуализация и самореализация, здоровый, творческий индивид и так далее) конкретизировались в дальнейшем в ходе проблемных лекций с последующим (через неделю) их обсуждением. Предполагалось, что такая форма, наиболее знакомая отечественным психологам (но не традиционная), обеспечит личностную включенность в проблематику гуманистической психологии и готовность ко второму этапу — собственно психотерапии. На этом этапе использовались приемы гуманистически ориентированных видов психотерапии: гештальттерапии, экзистенциональной психотерапии, клиент-центрированной терапии. Третий этап — постпсихотерапевтический. Его назначение — закрепление приобретенных личностных новообразований. С этой целью был проведен специальный тренинг общения, проводились «круглые столы», дискуссии о возможностях и ограничениях гуманизации образования. На всех этапах наряду с погружением в общую проблематику актуализировались личные проблемы и затруднения, в том числе и в профессиональной деятельности; применялись только активные формы обучения; создавались доверительные отношения, что рассматривалось как условие развития личности педагогов. Реализация психокоррекционной программы должна была помочь выявить особенности применения зарубежной гуманистической психотерапии с целью личностного развития педагогов. С целью фиксации личностных изменений, было проведено пять психодиагностических обследований с временными промежутками примерно в полгода. Первое обследование предваряло «Курс личностного развития», последнее проводилось после его завершения, и три обследования — во время реализации психокоррекционной программы. Для изучения отношения к себе и к другим, ценностей в сфере общения, были выбраны методики, разработанные на основе идей как зарубежных, так и отечественных гуманистически ориентированных психологов: «Методика изучения ценностных ориентации», представляющая собой модифицированный Д.А. Леонтьевым вариант методики М. Рокича, «Тест смысложизненных ориентации» Д.А. Леонтьева, являющийся адаптированной версией теста Дж. Крамбо и Л. Махолина, разработанного на основе теории В. Франкла, методика исследования самоотношения Р.С. Пантилеева и другие методики. Естественно, могут быть использованы другие методы для активизации процессов самоактуализации, самореализации. Дальнейшая работа может показать, какие методы являются более эффективными для разрешения проблемы синдрома эмоционального выгорания при обращении к внутренним факторам самоактуализации личности.
В широком спектре проблем гуманизации социальной сферы общества, а именно социальной работы, центральное место отводится анализу особенностей межличностных отношений в процессе деятельности, особенно в сферах «социальный работник – клиент» и «социальный работник – руководитель». В связи с чем необходимо правильно организовать профессиональное развитие и саморазвитие социальных работников, а также повышать качество их деятельности за счет профилактики профессиональной деформации. Организуя профессиональное развитие на основе осмысления своего собственного опыта (рефлексии), социальный работник начинает глубже понимать проблемы и особенности клиентов и то, каким образом он может создать условия для преодоления трудных жизненных ситуаций в межличностном процессе взаимодействия в ходе профессиональной деятельности. Социальному работнику в процессе общения с клиентом необходимо развивать в себе рефлексивные умения, которые помогают человеку быть более гибкими в меняющихся условиях, реализуя свои профессиональные замыслы, учитывать особенности ситуации, выстраивать кооперации с разными людьми, прослеживать результаты своей работы и вносить необходимые изменения. В условиях современного общества приобщение социального работника к методам само- и взаиморефлексии как средствам профессионального развития и преодоления профессиональной деформации является не побочной, а одной из центральных задач. В рефлексии деятельности строятся знания о ней, осуществляется на их материале поиск причин затруднений путей достижения целей, согласования способа деятельности и содержания заказа на деятельность. В психологии существует множество понятий «рефлексии», но какие бы ее аспекты ни выделялись, они, так или иначе, касаются осмысления человеком собственного сознания, своих собственных действий, своего «Я». Д. Элкинз рассматривает рефлексию как специфическую человеческую способность и полагает, что благодаря ей, человек осуществляет анализ своего жизненного опыта, содержания сознания. Он выделяет 2 уровня сознания: «погруженное» и «саморефлексивное». Для погруженного состояния сознания характерен низкий уровень осознания себя как субъекта собственной жизнедеятельности: «…человек ощущает себя игрушкой в руках судьбы, жертвой обстоятельств». Когда в жизни человека происходит какое-либо событие: изменение образа жизни, кризис, глубокое переживание, то происходит естественное движение к «саморефлексированию», при котором интенсифицируются процессы самопознания («открытия себя»). Первым шагом к саморефлексивному сознанию является формирование внутренней позиции наблюдателя, с которой человек может наблюдать свои чувства. Саморефлексивное сознание ведет к освобождению от предвзятых мнений, шаблонов, способствует осознанию ответственности за свою судьбу. На уровне саморефлексивного сознания любое действие осознается и сопровождается особого рода «обратной связью», которая, по словам Х. Хекхаузена, позволяет «до и во время действия оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив деятельности, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и других». Устоявшиеся способы действия (привычки, навыки) утрачивают свойство рефлексивности. А именно благодаря стереотипным действиям социальный работник пытается скрыться от процессов профессиональной деформации в первую очередь. В.А. Лефевр считает, что рефлексия обнаруживается в способности человека постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в общем виде проблема рефлексии есть прежде всего проблема определения своего способа жизни: «…существует два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. При этом способе у человека формируется отношение не к жизни в целом, а к отдельным ее явлениям, субъект не занимает позиций для рефлексии над жизнью, не осознает свое отношение к ней. Второй способ существования связан с появлением рефлексии, когда она, как бы приостанавливает непрерывный процесс жизни, и сознание выступает как выход из нее: «…для выработки соответствующего отношения к ней, занятии позиций над ней, вне ее, для суждения о ней. С этого момента, каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни». А.Г. Алексеев, А.А. Тюков трактуют рефлексию как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней. О.С. Анисимов акцентирует внимание на рефлексии как на механизме, обеспечивающем субъективное развитие человека в деятельности и мышлении и не сводимом к имеющимся у человека мышлению, сознанию, самосознанию, воле и личности, к другим психическим механизмам. Рефлексия – выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта, интегрирующий все психические функции и механизмы [6]. А.В. Брушлинский отмечает, что рефлексия выступает как один из важнейших уровней сознания, в определенной степени это – высший уровень развития сознания. В.З. Вульфов считает, что рефлексия как реализуемая способность человека внутренне обсуждать с собой различные стороны своей жизни является уникальным фактором превращения информации в знания. Он пишет: «Рефлексия как состояние и как процесс – уникальна своим интегративным характером: в ней целостно участвуют и мышление, чувства, воля, и прошлое в настоящем, и реальное, и воображаемое, и убеждения с сомнениями, и перебор вариантов, и выбор решения. В свою очередь эта внутренняя работа, «труд души», отклик на происходящее влияют на состояние и поведение человека – от его настроения до поступков, от степени активности до структуры и качества отношений, проникая едва ли не во все сферы жизнедеятельности». В.И. Слободчиков дает следующее определение рефлексии: «…это такая специфическая человеческая способность, которая позволяет человеку сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще самого себя – предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития)». Фактически речь идет о саморазвитии. Именно саморефлексия дает возможность определить те особенности своей личности, которые стали осознаваться либо как ценные, либо как нежелательные. Очевидно, это и есть путь изменений наших ценностей, ибо рефлексия – акт самоинтерпретации человека. Г.П. Щедровицкий рассматривает рефлексию одновременно и как процесс, и как механизм. Итак, с точки зрения теории деятельности, рефлексия выступает как «рефлексивный выход», как смена «места» или позиции социального работника. Это дает возможность трактовать рефлексию процессуально. Можно выделить три основных этапа развития рефлексии с точки зрения использования ее для профилактики профессиональной деформации: Первый этап – остановка неэффективных действий, пауза, перерыв внешней активности, которая, однако, не означает еще автоматического начала рефлексивного процесса. Второй этап – отказ от прежней организации деятельности, т.е. отчуждение деятельности от ее носителя. Для ее осуществления необходимо во внутреннем плане деятельности выделение «другого Я», могущего выполнять надситуативную работу ортогонально по отношению к «Я» – носителю непродуктивной деятельности. Третий этап – разведение «Я-рефлексивного» и «Я-деятеля» влечет за собой оборачивание. «Я-рефлексирующее» становится актуальным и действует в пространстве настоящего, оборачиваясь к «Я-деятелю», которое находится, как правило, в пространстве прошлого. Затем происходит реконструкция содержания рефлексируемой ситуации (ретроспективная рефлексия) и конструирование содержания (в проспективной рефлексии) предполагает в качестве опорного действия выбор позиции для «Я-рефлексирующего». Позже происходит соотнесение желаемого результата с ситуациями деятельности, направленной на ее достижение. Феномен порождения рефлексии в деятельности социального работника инициирует коммуникацию и кооперацию: включаясь в те или иные ситуации совместной деятельности с другими людьми, участник группы занимает в них функциональные позиции (генератора идей, критика, организатора и т. д.), проигрывает различные роли – как исполнительные так и управляющие, контрольные по отношению к другим людям. Накапливая опыт взаимодействия с другими людьми, участник коммуникации интериоризует названные функциональные позиции и тем самым развивает у себя способность к самоуправлению своей деятельностью. Человек теперь выступает для самого себя и как объект управления (как «я-исполнитель»), и как субъект управления (как «я-контролер»), планирующий, организующий и контролирующий свои исполнительные действия. Рефлексия социального работника позволяет занимать аналитическую позицию по отношению к своей деятельности и включает два уровня: 1) операциональный уровень (исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты); 2) личностный (профессионально-личностная субъектная ориентация в деятельности и субъектная включенность в рефлексивную ситуацию). И.А. Стеценко различает следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога, которые применимы и по отношению к социальному работнику: 1) мотивационно-целевой: потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию рефлексии, осознание целей использования рефлексии; 2) когнитивно-операционный: знания, конкретизирующие основы рефлексии, профессиональные умения по осуществлению рефлексивной деятельности; 3) аффективный: эмоции, сопровождающие практические действия при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе; 4) оценочный: оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности; 5) нравственно-волевой: личностные качества, способствующие эффективной рефлексивной деятельности. Е.Э. Смирнова выделяет следующие критерии рефлексии: глубина рефлексии, сложность, истинность. Ряд отечественных психологов отмечают, что рефлексия выполняет следующие функции: - обеспечивает осознанное отношение субъекта к совершаемой деятельности, детерминирует продуктивные и инновационные качества творческого мышления (С.Л. Рубинштейн); - осуществляет системную целостную регуляцию деятельности, что проявляется в индивидуальном стиле деятельности (Б.П. Ковалев); - влияет на уровень профессионализма, мастерства, что проявляется в способности субъекта к профессиональному самосовершенствованию и творческому росту на основе психологических механизмов самоанализа и саморегуляции; - повышает продуктивность деятельности; - влияет на профессиональную адаптацию молодого социального работника в ходе овладения деятельностью; - способствует преодолению и предотвращению таких негативных явлений, как ранние профессиональные кризисы, истощение. Условно можно выделить основные сферы существования рефлексивных процессов социального работника: мышление, коммуникация и деятельность. Роль и место рефлексии в мышлении социального работника, то можно отметить, что: 1. Рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов. 2. Рефлексия – осознание человеком своих мыслительных процессов. 3. Рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности. 4. Рефлексия помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, понять содержание, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения. 5. Рефлексия расслаивает анализ и синтезирует расслоенное, таким образом, рефлексия не просто отражает, а активно трансформирует, препарирует, структурирует, переструктурирует содержание рефлексивного типа. Механизмом, подчиненным рефлексивной функции, прежде всего, является мышление, совмещенное с самосознанием, сознанием и волей. Рефлексия в коммуникации социального работника – это: 1. Переосмысление связей и отношений его с социально-предметным миром, где акцент делается на общение с другими людьми, обеспечивающее в этом случае более высокую форму объективной детерминации процессов активного овладения принятыми в обществе нормами и средствами различных деятельностей. 2. Специфическое качество познания человека в рамках межличностного общения и восприятия. 3. Способность к самоуправлению своей деятельностью через опыт взаимодействия с другими людьми. В деятельностном аспекте, связанном с социальной работой, рефлексия трактуется как: 1. Осознание субъектом средств и оснований деятельности, их изменение. 2. Акт (процесс) установления отношения между деятельностями или их структурными образованиями – действиями, средствами. 3. Выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта. 4. Спонтанное включение рефлексивного уровня рассуждения в процессе деятельности, осуществляемой по известным образцам, но не приводящей к желаемому результату. 5. Действие, направленное на выяснение оснований собственного способа решения задачи с целью его обобщения. 6. В совместной деятельности наблюдается доминирование рефлексии среди остальных уровневых компонентов мышления. В последнее время в психологии профессиональной деятельности, особенно что касается профилактики профессиональной деформации наблюдается смещение интереса к исследованию профессионального самосознания, профессиональной идентичности, рефлексивной компетентности и психологической культуры в целом. Социальная работа, взятая в самом широком понимании, – это пласт, профессионально подготовленных людей в обществе, чья деятельность имеет особое социальное и культурное предназначение, поэтому проблема профессиональной идентичности социального работника, как рефлексивно компетентного субъекта деятельности актуальна не только для отдельно взятой категории профессионалов, но и для общества в целом. Условием психологической зрелости социального работника является способность анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности. Таким образом, рефлексивный анализ является важной сферой его профессионального самосознания. Можно выделить в рефлексии социального работника ряд взаимосвязанных моментов: - рефлексия позволяет социальному работнику осознать подлинные мотивы своей деятельности, своих поступков. Исследования показывают, что в современной социоэкономической ситуации социальным работником часто движут побуждения, ничего общего не имеющие с целями его деятельности и часто противостоящие им: конкурентные установки, самоутверждение, неосознаваемые «маневры» в общении, направленные против другого, материальные интересы и т.д. - рефлексия позволяет отличить социальному работнику собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем других, не прибегая кразличного рода психологическим защитам и психологическим манипуляциям; - рефлексирующий социальный работник способен к эмпатии и децентрации; - рефлексивные процессы позволяют социальному работнику адекватно оценить последствия собственных личностных влияний на клиентов, что предполагает способность осознавать последствия своих влияний, ориентацию на них при построении развивающих взаимодействий; - при недостаточной рефлексивности мышления социальный работник в большей степени склонен «навязывать» клиенту свой способ мышления, и его действия, направленные на оказание помощи в затруднительной ситуации, мало, чем отличаются от его же собственных действий при решении этой же задачи, что, как правило, не дает эффективного результата. Профессиональная рефлексия, являясь фундаментальной способностью человека к самоанализу, к осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром в процессе профессиональной деятельности, «рождает» личностные и профессиональные смыслы и представляет собой составную часть развитого интеллекта человека. Профессиональная рефлексия является важным и необходимым условием продуктивности процесса совместной мыслительной деятельности, дающим представление субъекту о том, как он воспринимается партнером по общению, и на основе этого представления позволяет ему (субъекту) корректировать свое поведение. Это свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессиональная рефлексия оформляет и консолидирует Я-концепцию, способствуя, с одной стороны, динамичности ее содержания, а с другой, поддерживая ее стабильность. В случае заниженной самооценки, негативной Я-концепции, деструктивно влияющей как на профессиональное «самочувствие», так и на характер взаимодействия с клиентом, рефлексивный самоанализ становится важнейшим коррекционным инструментом. Профессиональная рефлексия – важнейшее профессионально-значимое качество, заключающееся в оценочном осмыслении себя как профессионала, деятельности как формы творческого самовыражения и взаимодействия с клиентом как способа управления процессом на личностном, деятельностном и интерактивном уровнях и определяющее уровень профессиональной пригодности. Основным «орудием труда» в профессиях типа «человек – человек» является собственная личность субъектов деятельности. Для того чтобы оказывать эффективную помощь другим людям, необходимо хорошо осознавать не только уровень собственной личностной и профессиональной зрелости, но и собственное психо-эмоциональное состояние. В процессе выполнения любой работы человек испытывает физические и нервно-психические нагрузки. При небольших, либо при значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, благодаря чему организм справляется с последствиями нагрузок сам, без сознательного участия человека. Самым первым шагом в профилактике профессиональной деформации должно быть осознание, отслеживание, мониторинг собственного психо-эмоционального состояния. Осознание предполагает учет тех профессиональных факторов, которые способствуют появлению симптомов «профессионального сгорания»: 1) Физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты; 2) Психологические трудности: контакт, как правило, с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные нарушения в интеллектуальном и психическом развитии, необходимость быть все время в «форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение дня и т.д. Специалисты выделяют 3 основных стадии профессиональной деформации: Первая стадия – функциональный уровень: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех – пяти лет работы. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, головные боли, нарушения сна); повышенная раздражительность, которая становится более заметной, чем на первом этапе, и самому человеку, и окружающим. Время формирования данной стадии – 5 – 15 лет. Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. В работе по профилактике профессиональной деформации вслед за осознанием механизма ее возникновения идет мониторинг собственного психо-эмоционального состояния. Положительное действие этого мониторинга основано на том, что человек не может одновременно «прокручивать» отрицательные эмоции и логически оценивать ситуацию: либо одно, либо другое. То есть, начав логический анализ ситуации, человек «выключает» непродуктивные отрицательные эмоции. Мониторинг необходим также для того, чтобы выявить ранние признаки психо-эмоциональной перегрузки. Некоторые изменения в эмоциональном состоянии являются достоверными признаками этой перегрузки или начинающейся манипуляции. К числу таких признаков относятся: Дисбаланс эмоций – противоречивость, амбивалентность, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, «когда одновременно смешно и неприятно»; «странность» эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий, и т.п.; резкий всплеск эмоций, который не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации. Это самый важный индикатор, который должен быть проанализирован в первую очередь. Однако парадокс состоит в том, что при возникновении интенсивной реакции мы забываем о мониторинге. Поэтому тот индикатор, который легче всего заметить, оказывается самым трудным для практического применения. Вместо того, чтобы использовать собственную эмоцию как важный информационный сигнал, мы отдаемся во власть этой эмоции. А.Эллис высказывал идею о том, что преувеличенные эмоции являются признаком того, что активизирована иррациональная идея. Если задеты наши (зачастую неосознаваемые) представления о том, какими должны быть мы сами, окружающие и мир в целом, то возникают неприятные чувства, по интенсивности превосходящие значение произошедшего события. Вместо легкой озабоченности, человек почему-то испытывает панику, вместо сожаления – отчаяние, вместо небольшого раздражения – бешенство. Существует несколько типов иррациональных идей: 1) «Все должны меня любить и одобрять то, что я делаю». Это – общая установка, и она может быть конкретизирована в виде следующих вариантов: а) все должны уважать меня, потому что я – хороший специалист (хороший человек, начальник); б) если я делаю что-то, значит, я должен быть уверен, что все это одобрят (если нет, значит, я делаю что-то не то или не так). Эта установка сознания абсолютно неразумна: ожидать любви и одобрения – значит, подвергаться беспокойству, огорчениям, потому что кто-то не одобряет наши действия. 2. «Человек должен быть прекрасным (идеальным), безупречным во всех отношениях и добиваться успеха в любой области». Очевидно, что быть совершенным, безупречным во всем сразу невозможно. Если это становится целью, то человек обречен на постоянные терзания по поводу своих неудач, настоящих, прошлых и будущих. Он загоняет себя в психологический тупик, и даже тогда, когда ему удается добиться успеха и окружающие признают его талантливым в какой-то области, такой человек постоянно беспокоится из-за того, что завтра, возможно, утратит положение лидера. Конечно, стремление к совершенству необходимо, но история показывает, что многие люди, попавшие в плен завышенных требований к себе, не добились того, чего хотели. Мало кому удается достичь чего-то сверхъестественного, зато неудачи и промахи постигают каждого. Важно хорошо делать дело, усваивать уроки, которые дает нам жизнь, а остальное – приложится. 3. «Ужасно, когда у меня получается не так, как хочется». Такого рода взгляды можно охарактеризовать как инфантилизм, то есть сохранение во взрослом возрасте некоторых детских представлений о мире. Это иллюзия, что мир и все, что в нем происходит, должен быть таким, каким он нам нравится. Взрослый человек принимает как должное то, что окружающее никогда точно не соответствует его желаниям. Что же касается успехов других, убеждения, что им все легко дается, нужно иметь в виду следующее обстоятельство: когда мы видим чьи-либо успехи, мы, прежде всего, обращаем внимание на результат. Усилия, направленные на его достижение, остаются скрытыми от нас. Отсюда иллюзия, что результат достигнут легко. 4. «Человек расстраивается из-за внешних событий и обстоятельств, на которые не может повлиять». Отсюда вытекает убеждение, что причины наших волнений, переживаний, негативных эмоций лежат вне нас, в объективном мире, который от данного человека не зависит. В действительности же в абсолютном большинстве случаев люди расстраиваются не из-за обстоятельств, а из-за того, как они интерпретируют их для себя. 5. «Пока опасность не пройдет, надо все время ее ожидать и готовиться к ней». Беспокойство по поводу возможной неприятности – это не лучший способ борьбы с ней. Во-первых, нет никакого смысла беспокоиться и нервничать без повода. Более того, беспокойство и волнение не только не предотвратят неприятность, но могут и способствовать ей, сделать извозможной реальной. Во-вторых, часто бывает, что когда ожидаемая неприятность все-таки происходит, человек уже неспособен с ней справиться, ведь все его внутренние силы ушли на переживание во время ее ожидания. Может случиться и так, что ожидаемая неприятность вообще не произойдет или произойдет, но не с такими последствиями, которые ожидались. А это означает, что силы и нервы потрачены зря. 6. «Избегать трудностей и ответственности легче (удобнее), чем брать их на себя и справляться с ними». Устранение от ответственности приводит к тому, что в будущем нерешенные проблемы становятся неразрешимыми. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а успешное их решение. 7. «В жизни всегда нужен кто-то, кто сильнее, могущественнее, на кого можно положиться». Покровитель, каким бы сильным и могущественным он ни был, не возьмет на себя решение проблем, не примет ответственность за ошибки других. Покровительство имеет свои плюсы. Но есть и минусы. Главный из них – зависимость. 8. «Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Его необходимо найти – в этом главная задача». На самом деле абсолютное большинство проблем имеет много решений (больше двух), так что редко существует одно, абсолютно правильное решение. Каждому из возможных решений присущи как достоинства, так и недостатки. Одно имеет стратегические достоинства и тактические недостатки, другое – наоборот. Остается только выбрать наиболее приемлемый вариант и действовать. Рефлексируя собственное психо-эмоциональное состояние социальный работник получает возможность вовремя и эффективно использовать различные способы и методы саморегуляции: связанные с управлением дыханием, тонусом мышц, движением, с воздействием слова и образа и т.п. Безусловно, существуют серьезные объективные трудности, но, как известно, не события оказывают большее влияние на наше психосоматическое здоровье, а то, как мы их воспринимаем и интерпретируем. Ясное осознание происходящего – начало мудрого отношения к жизни, которое состоит в том, что человек стремится иметь силы изменить, то, что можно изменить; терпение, чтобы принять то, что нельзя изменить и ум, чтобы отличить одно от другого. Умение управлять психоэмоциональным состоянием – необходимое условие профессионального здоровья. Таким образом, необходимость развития рефлексивной способности – одна из приоритетных задач поддержания психологического здоровья педагогов. Эффективное развитие рефлексии как средства реализации профессиональной деятельности происходит, если используются не только спонтанные, а и произвольные способы рефлексирования, которыми можно овладеть в ходе специального обучения. Эффективным средством развития рефлексии является активный метод обучения, строящийся на принципах оформления и наращивания спонтанного опыта рефлексирования. Данная педагогическая стратегия обеспечивает работу субъекта с собственным опытом рефлексирования в процессе обучения, создает запрос на специально организованные средства рефлексирования. Среди активных методов обучения наиболее распространенной технологией является психологический тренинг.
|
Вопросы и задания для самостоятельной работы
|
1. Каким образом рефлексия связана с профессиональной деформацией? 2. Какие выделяют функции рефлексии? 3. Дайте характеристику коппинг-стратегий и их роли в профилактике эмоционального выгорания. 4. Какие существуют методики оценки профессионального выгорания? 5. Какие способы и технологии профилактики выгорания и деформации выделяют в профессиональной деятельности?
Литература 1. Болиз Э.Б. Учитесь жить с Синдромом Хронической Усталости, (перевод с английского Г.И. Рыбаковой). М., 2006. 2. Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях. [Электронный ресурс] //Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2010. N 1. 3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб., 2009. 4. Иванова Н.К. Профессиональное выгорание: формирование практических умений и навыков по успешному преодолению стресса (Программа семинарских занятий для сотрудников) //Работник социальной службы. 2009. N 3. С. 87-98. 5. Иванова Н. К. Система мероприятий по профилактике синдрома профессионального выгорания как необходимая составляющая работы с сотрудниками учреждения социального обслуживания //Работник социальной службы. 2009. № 4. С. 119-122. 6. Киршин П.А. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома "эмоционального сгорания" социального работника //Работник социальной службы. 2010. № 8. С. 107-112. 7. Кузьмина Ю.М. Умения предупреждать профессиональную деформацию как обязательное условие профессионального развития специалиста социальной работы [Электронный ресурс] 8. Осухова Н. Г. Работать без профессионального выгорания: тренинг тренеров //Социальная работа. 2008. № 5. С. 33-36. 9. Подвойский В.П. Преодоление профессиональной деформации руководителей социальных учреждений //Социальная работа. 2003. №3. С.24-28. 10. Синдром сгорания: Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. М., 2002. 11. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции и способы их профилактики //Народное образование. 2010. N 6. С. 123-129.
Источник: Учебно-методическое пособие /Под ред. Воронцовой М.В. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. – 272 с. |