На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников - Подходы к проблеме преодоления и профилактики профессионального выгорания
Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников - Подходы к проблеме преодоления и профилактики профессионального выгорания
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников
Диагностика процессов самоактуализации и самореализации
Подходы к проблеме преодоления и профилактики профессионального выгорания
Методы психопрофилактики, психокоррекции личности при синдроме эмоционального выгорания
Саморефлексия и профессиональная деформация
Все страницы

 

Меры помощи при выгорании можно разделить на 2 группы: работа по снижению выгорания и смягчение действия неблагоприятных
организационных факторов.
Остановимся на первой группе рекомендаций, поскольку действия по изменению объективных условий работы в каждом конкретном случае выгорания будут различны.
Выгорание считается следствием рабочего стресса и возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по
преодолению стрессовой ситуации превышены.
Под ресурсами личности мы понимаем запас, потенциал различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Г. Селье  предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе – поверхностную и глубокую адаптационную энергию. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию» и достаточно легко восстанавливаются. Поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и когда израсходованы поверхностные энергетические ресурсы.
Дифференциация этих видов энергии важна при рассмотрении
длительности стресса. Кратковременный стресс – бурное расходование
поверхностных адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации глубоких. Длительный стресс характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и поверхностных, и глубоких адаптационных резервов.
Развитие выгорания является сигналом о том, что оба вида ресурсов организма истощаются.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют
характер и способы преодоления стресс-ситуаций – стратегии
преодолевающего поведения (копинг-стратегии).
Понятие «копинг» используется для описания типичных способов мышления и поведения человека в различных стрессогенных ситуациях.
Большинство классификаций копинг-ресурсов построено вокруг двух предложенных R. Lazarus и S. Folkman модусов
психологического преодоления: проблемно-ориентированного (усилия
направляются на решение возникшей проблемы), эмоционально-
ориентированного (изменение собственных установок относительно
ситуации). Результаты исследований свидетельствуют о том, что проблемно-ориентированные стратегии будут более эффективными, если событие потенциально можно взять под контроль, в то время как эмоционально-ориентированный копинг адаптивнее в случае низкого уровня контроля над ситуацией.
С позиции ресурсной концепции стресса, помощь «выгорающим» или самопомощь должна быть направлена на ограничение потери ресурсов и накопление (консервацию) таких, которые могут быть востребованы в стрессовых или экстремальных ситуациях. Успешное преодоление способствует повышению уровня ожиданий собственной эффективности, что ведет к более энергичным и устойчивым усилиям при решении новых задач. Критериями эффективности копинг-поведения являются достижение цели и психологический комфорт субъекта.
При взаимодействии человека с различными сложными ситуациями поведение проявляется либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. В традиции гуманистической психологии было обращено внимание исследователей на естественную активность личности по поиску решения все более трудных жизненных проблем. В связи с изучением того, как люди справляются со стрессовыми ситуациями на повседневном уровне, а также в экстремальных условиях, Р. Лазарусом и С. Фолкманом было введено понятие «copingbehavior» (поведение преодоления), которое использовалось для описания характерных способов поведения человека в разных ситуациях. Первоначально это понятие определялось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых человеком для ослабления влияния стресса.
Если рассматривать развитие синдрома эмоционального выгорания в соответствии с развитием механизмов стресса, то поведение преодоление выступит как неспецифический защитный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации.
Понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать); в германоязычной психологии в этом же смысле используются как синонимы понятия «Bewalti-gung» (преодоление) и «Belastungsverarbeitung» (переработка нагрузок). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.
Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача coping - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.
На современном этапе существует несколько подходов к определению понятия «copingbehavior» в рамках теоретических и прикладных исследований.
В настоящее время наиболее распространены три подхода к толкованию понятия «coping». Первый, развиваемый в работах N. Наап, трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения. Второй подход, отраженный в работах R.H. Moos, определяет coping в терминах черт личности как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание не обрело большой поддержки среди исследователей. И, наконец, согласно третьему подходу, признанному авторами понятия Lazarus и Foklman, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. Под копингом понимаются усилия по управлению стрессом, а не результаты усилий.
Каждая форма психологического преодоления специфична, определяется субъективным значением переживаемой ситуации и, отвечает преимущественно одной из задач - решению реальной проблемы или ее эмоциональному переживанию, корректировке самооценки или регулированию взаимоотношений с людьми. Общепризнанной классификацией типов coping не существует - они выделяются исследователями произвольно. Однако большинство из них построено вокруг двух  предложенных  Lazarus  и  Folkman  модусов психологического преодоления: направленного на 1) решение проблемы (problem-focused, Problem-orientiert, vigilant), 2) изменение собственных установок в отношении ситуации (emotion-focused, Gefuele-orientiert).
Е. Koplik, говоря о стратегиях чисто когнитивного coping, выделяет типы monitoros как ищущие информацию и blunters - как «закрытые» для нее. К. Parkes обращает внимание на прямое преодоление (directcoping) и психологическое подавление, вытеснение фрустрирующих факторов (supression).
A. Billings и R. Moos предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: это - оценка ситуации (active-cognitivecoping); вмешательство в ситуацию (active-behavioralcoping); избегание (Avoidance или escapism). Последний способ может иметь свои "ветви"-образования, например, самообман (self-deception). Сходную классификацию дает и P. Vitaliano, который выделяет наряду с проблемно-ориентированным поведением три способа эмоционально-ориентированного психологического преодоления. Это - самообвинение (blamedself), выражающееся в критике, сожалениях, поучениях и назиданиях самому себе; избегание (avoidance), при котором человек продолжает вести себя как если бы ничего не произошло; предпочитаемое истолкование (wishfulthinking) - призрачные надежды, когда человек надеется на чудо. А. Hammer и М. Zeinder разработали собственную классификацию психологических источников - ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций, включающую пять областей жизнедеятельности человека, "подпитывающих" его действия в трудный период: это - сферы 1)познания и представлений, 2) чувств, 3) отношений с людьми, 4) духовности и 5) физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации.
Н. Weber считает, что основной репертуар способов психологического преодоления включает следующие формы:  1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию.
С. Carver и М. Scheier выделяют 14 модусов психологического преодоления, среди которых помимо традиционно известных они называют «выпрямление» ситуации (restain), обращение к религии, «освобождение» при помощи потребления алкоголя и наркотиков. Конечно, и эти формы также не исчерпывают всего репертуара возможных реакций на жизненные сложности; они могут быть уточнены и конкретизированы в соответствии с особенностями изучаемой группы и целями исследования. Так, известный немецкий исследователь Thomae, анализируя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления, среди которых такие, например, как адаптация к особенностям и потребностям других людей, идентификация с их целями и судьбами, склонность не упускать шанс, и др.
Поскольку понятие «coping» по определению предполагает высокую изменчивость поведения, очевидно, имеет смысл фиксировать весь репертуар способов психологического преодоления, например, выстраивая coping-профиль для представителей различных социальных, профессиональных и возрастных групп, как это сделал Vitaliano.
В качестве возможных оснований можно предложить следующие признаки coping:
1. Ориентированность, или локус coping (на проблему или на себя).
2. Область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства).
3. Эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет).
4. Временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней).
5. Ситуации, провоцирующие coping-поведение (кризисные или повседневные).
Поскольку психологическое преодоление «запускается» ситуацией, то естественно считать его завершенным, состоявшимся, когда ситуация для субъекта утрачивает свою значимость как раздражитель и тем самым освобождает его энергию для решения других задач. Критерии эффективности преодоления в основном связаны с психическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня его невротизации, выражающейся в ситуативном изменении депрессии, тревожности, психосоматической симптоматики и раздражительности. Надежным критерием эффективного coping считается и ослабление чувства уязвимости (vulnerability) к стрессам. В настоящее время получены некоторые данные о «средней» эффективности различных форм coping.
Следует отметить, что практически во всех работах авторы подтверждают обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей полоролевыми стереотипами: женщины (и феминные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально,    а    мужчины    (и    маскулинные    женщины),    напротив, инструментально, путем преобразования внешней ситуации. Если принять, что возрастание феминности характеризует лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте, то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм coping. Существуют, однако, и некоторые общие достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм преодолевающего поведения.
Наименее  эффективными,   по   мнению   ряда   авторов,   являются  избегание    и    самообвинение    во    всех    вариантах,    занижение    своих возможностей  и  пр.  Достаточно  действенным  представляется  реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее перетолкование. Что касается группы защитных форм преодоления, выражающихся в искаженном понимании    действительности,     то     их     эффективность     оценивается  неоднозначно. Так, N. Наап считает, что эти формы поведения являются совершенно дезадаптивными, нарушающими ориентацию человека: в действительности, а P. Becker и  С. Carverя, напротив, полагают, что иллюзорное ослабление воспринимаемого стресса в случае защитного   coping   позволяет   субъекту   лучше   сконцентрироваться   и мобилизовать усилия для реального преодоления жизненных сложностей.
Неоднозначно оцениваются и эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Вообще выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса; исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека. К. Nakano удалось показать, что самообвинение и эмоциональное перетолкование ситуации выступают коррелятами психологической и психосоматической симптоматики, а поиск социальной поддержки и решение проблем, напротив, существенно снижают уровень тревожности личности.
Однако психологическое преодоление является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта (за рубежом принято говорить о личностных ресурсах coping) и реальной ситуации. Некоторые авторы, как, например, D. Тепу, особо выделяют в качестве третьего фактора ожидаемую социальную поддержку, и это понятно: в зависимости от прочности психологического «тыла» человек может поступать более решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Очевидно, что сопротивляемость субъекта обстоятельствам может существенно менять свою форму в зависимости от того, насколько угрожающей и управляемой представляется ему ситуация и как он оценивает свои возможности.
В отношении поведения преодоления при синдроме «эмоционального   выгорания»   исследования   проводились   П.   Торнтон, которая изучала взаимосвязь между уровнем эмоционального выгорания и типом поведения преодоления.
Поведение преодоления обеспечивается когнитивными и поведенческими усилиями по регуляции специфических внутренних и внешних требований, которые, по субъективной оценке, исчерпывают или превосходят ресурсы личности. Выявлены три стратегии преодоления: две активные (овладение ситуацией путем ее преобразования и преодоления эмоционального дистресса путем изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм или отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).
С помощью факторного анализа на основе когнитивно-феноменологической теории стресса П. Торнтон выделила восемь подвидов поведения преодоления. Если к пассивным отнесен только один подвид (эскапизм как уклонение от решения проблем), то к активным - семь, объединяя две (планомерное решение проблем и путь конфронтации) в проблемно-фокусированные стратегии, а пять остальных (дистанцирование - изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения, самообладание, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности за происходящее, позитивная оценка ценностей - отыскание положительного в происходящем) - в эмоционально-фокусированные стратегии.
Противоречия обнаружились в связи типа поведения преодоления и уровня эмоционального выгорания. Так, с низкой степенью эмоционального выгорания традиционно связывают активные стратегии поведения преодоления, а с высокой степенью, наоборот, пассивные стратегии поведения преодоления. Также возможна обратная взаимосвязь: активные формы поведения преодоления не говорят о снижении уровня «выгорания», а эмоционально-фокусированные стратегии поведения преодоления - как ассоциируемые с более высоким уровнем сгорания.
По сути, единственными достоверными данными явились результаты исследования П. Торнтон, где она выявила только одну существенную связь между стратегией «избегания» и уровнем эмоционального выгорания, когда при возрастании уровня выгорания Частота обращения к данной стратегии возрастает.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.