Моральность мышления
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

На основе идей Ж. Пиаже, а позже Л.С. Выготского, о взаимосвязи развития морального сознания и умственного развития личности, Л. Кольберг разработал собственную концепцию морального развития личности как развития ее морального мышления. В основу своей концепции он положил способ рассуждения личности в условиях гипотетических моральных дилемм. Основным методом изучения особенностей морального мышления Л. Кольберга было интервью. Предлагая испытуемым различного возраста и социального происхождения нравственные дилеммы, он фиксировал не только их ответ, но и способ рассуждения, мотивацию их выбора. Ответы респондентов ученый классифицировал в шесть мыслительных систем, сведя их в свою очередь к трем основным типам, и обозначил их как уровни развития морального мышления (moral reasoning).

Л.Кольберг не только выделил уровни развития морального мышления личности, но и, что особенно важно, попытался обосновать механизмы и факторы, влияющие на процесс продвижения к более высокой стадии развития. Подобно Ж. Пиаже Л. Кольберг рассматривал совесть как результат развития рассудочно-мыслительной способности человека, придавая особое значение таким факторам, как интеллект, самоуважение, способность откладывать удовольствие, и не признавая большую роль генетического фактора, обозначенного им как принцип справедливости.
Основной анализ по соотношению морального поведения и мышления был осуществлен Г. Блэйзи [236], который по результатам анализа более 80 экспериментов констатировал, что положение Л. Кольберга о существовании определенной связи между моральными суждениями личности и ее поведением имеет яркое подтверждение. Основным достижением всех экспериментов было установление того факта, что личность, рассуждающая на более высоких стадиях развития морального мышления, ведет себя более последовательно, принципиально, альтруистически, проявляя нонконформизм.
Положение Л. Кольберга о том, что моральное развитие тесно соотносится с когнитивным развитием и уровнем социального понимания, послужило основой дальнейших исследований в этой области. На позициях социального когнитивизма в психологии стоит Дж. Реет [250], который разработал концепцию моральных компонентов морального решения. Первый компонент — интерпретация ситуации — включает способность критически осмысливать отношения между людьми; эту способность Дж. Реет обозначил как социальное знание (понимание) (social cognition). Следующий моральный компонент — ориентация на идеал как источник морального поведения — связан с представлениями личности о моральных нормах. Третий компонент — принятие решения — связан со способностью объективно оценивать все обстоятельства ситуации, опираясь при этом не только на идеал, но и на реальные последствия принятого решения. Последний компонент морального решения — это осуществление плана, которое зависит уже от волевых качеств личности, а именно от настойчивости и саморегуляции. На всех этапах процесса морального поведения (именно так Дж. Реет обозначил свою четырехкомпонентную структуру принятия решения) важным моментом является эмоциональное отношение к ситуации, ее участникам, закону и последствиям принятого решения. Высшая отметка по тесту DIT (Defining Issues Test) соответствует наиболее развитой способности личности понимать права и обязанности социального окружения. Таким образом, по Дж. Ресту, социальное понимание — необходимое условие морального поведения.
Загадка
По мнению В, Гюго ЭТО — начало рабства. У США ЭТОГО не было только в промежуток с 1835 по 1836 г. Что ЭТО? (Долг.)
Источник: Мергаляс Мергалимович Кашапов, д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.