Методика "Жан" состоит из двух таблиц, первая таблица предназначается для оценки поведения, вторая - для оценки значимости того или иного условия.
ФИО_____________________________________________________ ВОЗРАСТ_________________________________________________ ПОЛ_____________________________________________________ КЛАСС___________________________________________________
Жан, 19 лет, Реймс Его отец и старший брат ушли на фронт, а сам Жан остался с больной матерью. Через несколько дней он получил извещение, что его отец и брат погибли. В это время, в городе началось формирование отряда, состоявшего по большей части из 19-ти летних юношей. Туда попали многие друзья и одноклассники Жана. Жану тоже пришла повестка. Мать Жана просит его остаться с ней, чтобы уехать в другой город, теперь он единственный смысл ее жизни. В условиях неразберихи в городе этот вопрос можно легко уладить.
Как нужно поступить Жану?________________________________________________________________ Почему?________________________________________________________________ Как бы Вы поступили на месте Жана?________________________________________________________________ Почему___________________________________________________
1) Оцените поведение Жана в каждом из приведенных случаев 1 - точно пойти на фронт, 2 - скорее всего пойти, 3 - не уверен, 4 - скорее всего остаться с мамой, 5 - точно остаться
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1... Жану был всегда больше привязан к отцу, чем к матери
|
|
|
|
|
|
2... Жан получит неплохие деньги и льготы, если станет военным
|
|
|
|
|
|
3. Жан воспитывался матерью в строгости, он никогда не смел ее ослушаться
|
|
|
|
|
|
4. Отряд будет выполнять опасные задания в тылу фронта
|
|
|
|
|
|
5. Жан выше всего ценит справедливость
|
|
|
|
|
|
6. Жан сможет начать свой бизнес, если уедет подальше от линии фронта
|
|
|
|
|
|
7. Жан искренне привязан к матери, для него она самый близкий человек
|
|
|
|
|
|
8. Жана могут найти и посадить в тюрьму, если он не пойдет на фронт
|
|
|
|
|
|
9. Жан смелый и уверенный в себе человек, не выносит трусости
|
|
|
|
|
|
10. Жан обязательный человек, для него долг - прежде всего, он готов защищать Родину вместе со всеми
|
|
|
|
|
|
11. Жан будет испытывать чувство вины по отношению к матери если оставит ее в этот момент
|
|
|
|
|
|
12. Жизнью одного человека можно пожертвовать ради спасения многих
|
|
|
|
|
|
13... Защищать Родину - дело чести каждого гражданина
|
|
|
|
|
|
14...Война - в первую очередь убийство людей, а убивать людей - это страшное зло
|
|
|
|
|
|
15. Жан эмоционален, внимателен и заботлив, ко всем проявляет участие
|
|
|
|
|
|
16. Для Жана мама единственный оставшийся в живых близкий человек
|
|
|
|
|
|
2) Оцените значимость каждого из приведенных условий для принятия Жаном решения 1 - очень значимо, 2 - скорее значимо, 3 - не уверен, 1 4 - скорее не значимо, 5 - точно не значимо
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Жану был больше привязан к отцу, чем к матери
|
|
|
|
|
|
2 . Жан получит неплохие деньги и льготы, если станет военным
|
|
|
|
|
|
3. Жан воспитывался матерью в строгости, он никогда не смел ее ослушаться
|
|
|
|
|
|
4. Отряд будет выполнять опасные задания в тылу фронта
|
|
|
|
|
|
5. Жан не доверяет командиру отряда, которого он знает со школы
|
|
|
|
|
|
6. Жан сможет начать свой бизнес, если уедет подальше от линии фронта
|
|
|
|
|
|
7. Жан искренне привязан к матери, для него она самый близкий человек
|
|
|
|
|
|
8. Жана могут найти и посадить в тюрьму, если он не пойдет на фронт
|
|
|
|
|
|
9. Жан смелый и уверенный в себе человек, не выносит трусости
|
|
|
|
|
|
10. Жан обязательный человек, для него долг - прежде всего, он готов защищать Родину вместе со всеми
|
|
|
|
|
|
11. Жан будет испытывать чувство вины по отношению к матери если оставит ее в этот момент
|
|
|
|
|
|
12. Жизнью одного человека можно пожертвовать ради спасения многих
|
|
|
|
|
|
13. Защищать Родину - дело чести
|
|
|
|
|
|
14...Война - в первую очередь убийство людей
|
|
|
|
|
|
15. Жан эмоционален, внимателен и заботлив, ко всем проявляет участие
|
|
|
|
|
|
16. Для Жана мама единственный оставшийся в живых близкий человек
|
|
|
|
|
|
Обработка:
а) последствия ситуации: прагматические последствия для субъекта, включающие получения выгод или каких-либо приобретений (2, 4, 6, 8); б) отношения с людьми: учет прагматических отношений с другими участниками, т.е. отношений, могущих принести какую-либо выгоду, отношения подчинения или власти и т.д. (1, 3, 7, 16); в) моральная оценка: моральная оценка подростом того или иного поведения, моральные убеждения, стоящие за тем или иным действием (11, 12, 13, 14); г) оценка личностных качеств субъекта выбора: оценка подростом качеств субъекта выбора, которые можно отнести к "моральному характеру” (5, 9, 10, 15).
Источник: Подольский Д.А. Исследование формирования социально-моральной компетентности подростков: монография. М-во образования и науки РФ, НИУ ВШЭ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 120 с. |