Аннотация: в статье рассматриваются понятия: «риски третьего уровня» - «уровня принятия моральных ценностей», «мораль» и «нравственность», обозначены их фундаментальность для личностного становления и реализации воспитательного процесса в современной образовательной среде, сложность осуществления морального выбора в обществе, зависимом от социальных сетей. Приведена современная статистика вовлечения подростков в социальные сети, рассмотрены педагогические и психологические аспекты изучаемого явления, выявлены причины. Помимо этого предложены направления и формы превентивной работы.
Ключевые слова: риски третьего уровня, мораль, нравственность, моральный релятивизм, подростки, социальные сети, реализация коммуникативного потенциала, превентивная работа.
Воспитательное пространство образовательного учреждения ежегодно принимает в себя новых студентов, а также лелеет и прессует не первый год обучающихся. Профессиональные субъекты воспитания ставят цели, сопрягают стратегию и тактику своей деятельности. А сам объект воспитания не всегда готов стать субъектом. Его личностный рост сопровождается более или менее сильным скрипом, возникающим по причине его несогласия, нежелания, неготовности соответствовать поставленным образцам, стремиться к поставленным целям. Возрастная педагогика и психология давно подвела под этот скрип фундаментальную научную базу и объяснила все закономерности сложного воспитательного процесса. Но он не становится от этого проще. И дело не только в индивидуальности каждого обучающегося, формирующейся в условиях, которые нам не подвластны, но и в современной жизни, расширяющей границы существования студента и усложняющей момент свободного выбора нравственных ценностей. Этот момент является основополагающим для воспитания. Ради него весь процесс воспитания. И нет у воспитания цели прекраснее этой - человек (личность) свободной волей выбирает нравственную ценность. Не потому что это выгодно, не потому, что эта ценность в приоритете у общества и общественное мнение стоит на её страже, а потому что эта ценность входит в систему ценностной иерархии личности и без неё немыслимо равновесие и полноценность. Эта мысль, на наш взгляд, требует пояснения. Мораль общества не всегда тождественна общечеловеческим ценностям, на них базируется нравственность как ценностная ориентация личности. В обществе бывают периоды, когда на законном уровне, а значит и на моральном (ценностнообщественном), приняты как нормы позиции и отношения в принципе противоречащие общечеловеческим ценностям. Например, эвтаназия, легализованная в некоторых странах как гуманная мера, осуществляемая медицинскими работниками, противоречит неоспоримой с нравственной точки зрения норме ценности жизни, зафиксированной в Клятве Гиппократа. Принятые свободной волей нравственные убеждения, основанные на нравственных абсолютах, защищают личность от морального релятивизма и формируют мировоззрение, являющееся точкой опоры и для всего общества в целом. Но прежде чем у человека сложится такое мировоззрение, его самосознание проходит несколько этапов.
Т.В. Склярова и О.Л. Янушкявечене опираясь на исследования протоиерея В. Зеньковского, С. Куломзиной, Л. Кольберга выделяют три уровня принятия моральных ценностей: «1. Уровень принятия морали авторитета. Первая стадия - принятия морали родителей. Вторая стадия принятие морали учителя. 2. Уровень принятия морали социума. Третья стадия - принятие морали сверстников. Четвёртая стадия - принятие морали общества. 3. Уровень автономной совести. Пятая стадия - сомнение в существующих нравственных ценностях. Шестая стадия - собственный выбор системы ценностной иерархии» [5, с. 34].
В образовательном учреждении обычно трудятся над четвёртой стадией второго уровня. Это стадия хорошо выученного урока. Но даже отличник не избежит рисков третьего уровня. «Как ты мог (могла)? Зачем ты так делаешь?» - возмущается родитель или педагог, обращаясь к ребёнку (до 18 лет все дети), от которого ждали более правильного, безошибочного поступка. И видимо хочет добавить - «Ведь ты так хорошо говорил мне, как нужно себя вести, так хорошо всё понимаешь!» Понимает, но пока не принимает. Сомнение в существующих моральных ценностях - важный этап в свободном их приятии. Хорошо, что сомневается, а не отвергает. Хотя субъектами воспитания зачастую это воспринимается как одно и то же. Сомнение - защитная реакция молодого человека, который хочет сам всё понять, чтобы твёрдо стоять на своих ногах, а не рассчитывать на силу чужих. Когда мы не хотим давать ему этого права, боясь за него, не доверяя ему, он возьмёт это право сам. Через конфликт. Это стремление к уровню автономной совести и препятствия, встречающиеся на пути к ней, на наш взгляд, объясняют причину конфликтности подростков и молодёжи. И тогда сомнение может перерасти в отвержение. К сожалению, потеря доверия к взрослым - не единственный риск третьего уровня. Положим юность подчиниться зрелости, не потому что согласна и принимает транслируемые ему нравственные установки, а потому что так проще. Сомнение загоняется глубоко внутрь личности. Вариантов развития данного положения вещей много: двуличие, слабость характера и т. д. Цели у воспитания должны быть стратегические, т. е. долгосрочные. Хороший педагог всегда смотрит вперёд и умеет отличать плевелы от пшеницы [7, с. 25-30] в характере воспитуемого. Пока прорастёт пшеница, для окружающих заметны в основном плевелы и только педагогическим глазам видны пока может быть слабые и неуверенные ростки пшеницы. Современная ситуация воспитания осложнена наличием социальных сетей. Подверженность сомнениям в существующем порядке вещей принимается во внимание и умело используется маркетингом социальных сетей. Подростков и молодёжь привлекают и вовлекают туда, где легко реализовать потенциал, сформировавшийся под знаком протеста против устоявшихся и прививаемых моральных ценностей. Вопрос о правомерности с точки зрения морали и нравственности способов такого вовлечения, о деструктивности контента и о защите личности в этом разнообразии популярных социальных сетей для педагогов и родителей чисто риторический. Мир социальных сетей не контролируем в той мере, в которой нам этого бы хотелось. Детей привлекает в нём вседозволенность, отсутствие морального и нравственного контроля, популярность современных трендов, одобрение со стороны значимой группы [1, с. 137]. Мода на популярные приложения несет в себе немалую опасность, так как оказывает влияние на социальную адаптацию личности, способствует формированию морального релятивизма, приобщению к асоциальным нормам, которые предлагаются в привлекательной форме. Сейчас особенно популярным у юношей и подростков является приложение и авторские каналы в сети TikTok, менее популярным - Instagram. По данным статистики практически половина действующей постоянной аудитории в сети TikTok - подростки молодые люди в возрасте от 16 лет. Подростки проводят в данной сети как минимум 37 минут в день, а заходят в приложение минимум 7 раз в день. Согласно исследованию Н.И. Касперской, 7 миллионов подростков подвергаются деструктивному воздействию в сети Интернет. Помимо этого, Касперская Н.И. отмечает, что вовлеченность также является важной и значимой темой. Ее прирост составляет два миллиона пользователей в год. Основными асоциальными и деструктивными темами в сети Интернет являются: наркотики, убийства, травля, суицид и прочее. А также автор говорит о том, что вовлечения в такие группы происходит по методу «воронка вовлечения», то есть, на самом верхнем уровне нет опасного контента. Практически всегда имеются только призывы общего характера, привлекательные фото, видео, интересная и полезная информация. Однако с сужением воронки происходит вовлечение подростков в различные разрушительные формы поведения, например, аутоагрессия, насилие, травля и прочее. Этот процесс предполагает дальнейшие действия: предложения вступить в сомнительные группы, открыть чат, выполнить что-либо, например, сфотографироваться или снять видео. Итогом вовлечения являются действия, производимые в реальности, то есть в офлайн пространстве. Заблокировать данные группы довольно сложно, так как они зачастую не несут ответственность за действия, выполняемые детьми. Отрицательное социально-психологическое влияние на формирование мировоззрения подростка и молодого человека налицо. А формирует социальные сети социум, не стоит об этом забывать. Множество интернет ресурсов создаются с использованием современных технологий, что воспринимается подростками как ценность современности. Таким же образом используется и феномен эмоционального заражения, внушения, т. е. через актуальные тренды. Многие тренды взрослым людям кажутся ненормальными, неадекватными. Однако у подростков на их основе формируется определенное эмоциональное состояние, которое им нравится, побуждающее к поступкам, одобряемым со стороны значимой группы. Это происходит, на наш взгляд, по нескольким причинам: 1) отсутствие разностороннего опыта; 2) выбор значимой группы с незначительным социальным статусом; 3) механизм подражания как способ приспособления к социальной группе [2, с. 33]. Таким образом, принятие морали сверстников у подростков остаётся в приоритете, они могут забыть о морали общества, общечеловеческих ценностях и уровень их автономной морали будет значительно ниже, чем этого хотелось бы. Ещё одна причина, почему подростки вовлекаются в социальные сети - это нереализованные коммуникативные запросы. Может быть потерян контакт со значимыми взрослыми, может быть, не складывается контакт со сверстниками. Надо понимать, что социальные сети и приложения претендуют на замену живого общения. Эту проблему решать надо через работу классных руководителей и кураторов в тандеме с психологом, с привлечением специалистов из сферы психологии, педагогики, психотерапии. Можно выделить два направления превентивной работы в этом направлении: 1) реализация студентом возможности выговориться и получить полноценную обратную связь (беседы, дискуссии и пр.); 2) создание условий для эмоционально окрашенной, привлекательной современной формы взаимодействия в эмпатической группе (элементы психодрамы, арт-терапии, игровые технологии (ситуационные игры, ролевые игры, деловые), мозговой штурм, метод круглого стола, блиц-игра «DIXI» [2, с. 32]. Предлагаемая работа должна строиться на следующих принципах: 1) принцип активности; 2) принцип честности; 3) принцип открытости; 4) принцип сотрудничества; 5) принцип принятия суждений, мыслей, размышлений; 6) Принцип уважительного отношения к личности. Проведение всех перечисленных мероприятий должно носить доброжелательный, открытый, эмпатичный характер. В играх важно выслушивать и учитывать мнения каждого участника, давать обратную связь, возможность свободно выражать чувства и мысли. Однако не стоит забывать и о первостепенной цели занятия, о применяемых методах и средствах, правилах проведения той или иной техники, ее задачах и влиянии, возрастных ограничениях, о планируемом и достигнутом результате. Таким образом, реализовывая коммуникативный потенциал, подростки поймут, что их мнение услышано, принято к сведению, важно для педагога, психолога или куратора. Иногда подрастающему поколению просто необходимо выговориться, необходимо быть услышанным, принятым, так как именно в этот период происходит освоение норм морали общества и становление собственной нравственной позиции путем сомнения, изучения, принятия собственной ценностной иерархии. Несомненно, помощь педагогов и психологов играет огромную роль в преодолении рисков третьего уровня современной молодёжью.
Список литературы 1. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник ЮУрГГПУ. - 2015. - №6. - С. 135-141. 2. Кабарухин Б.В. Рабочая книга методиста, куратора в ссузе / Б.В. Кабарухин, В.Ф. Яненко [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 23-33. 3. Калинина Н.В. Социально-психологические механизмы моды в распространении интернет-рисков среди подростков // Сибирский научный вестник. - 2017. - №2. - С. 31-34. 4. Лактионова Е.Б. Основные подходы к проблеме рисков в образовательной среде // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №51. - С. 41-46. 5. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене; Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. «Покров». - М.: Покров, 2004. С.34-35. 6. Евангелия от Матфея. - СПб.: Вита-нова, 2016.
Источник: Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 1 декабря 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 336 с. |