На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование здорового образа жизни школьников как приоритетной ценности
Формирование здорового образа жизни школьников как приоритетной ценности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Федукович О.Н.

Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, но и от комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И. «именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают». Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому здоровьесбережение – актуальная тема современной педагогики.


Ученые утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определенным заболеваниям, экология или медицина. Преимущественно оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это означает, что основную ответственность за свое здоровье человек несет сам. Трудно не согласиться с этой мыслью. Однако не менее убедительно можно утверждать, что человеку можно, а иногда и просто необходимо, помочь пересмотреть свое отношение к здоровью, показать ему преимущества здорового образа жизни, обучить радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья. Роль школы в этом деле очень значительна. Следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений здоровья и в школе, и дома. «Школа способна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим, т.е. не травмировать душу и тело ребенка, не вызывать у детей и родителей аллергию на школу и учителей» (С.Р.Богуславский).
На одном из педагогических советов по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы» педагогическим коллективом нашей школы были определены элементы, оказывающие жизненно-значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в образовательном процессе. К данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий, социально-психологическое здоровье учащихся, здоровье учителя, благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе. В процессе формирования культуры здоровья участвуют три нераздельных звена: ученики-учителя-родители. Безусловно, что основным звеном этой цепочки, требующим особого внимания, являются дети. И учителям, и родителям есть о чем беспокоиться. Достаточно проанализировать результаты медицинского осмотра школьников, чтобы убедиться, насколько серьезна проблема здоровья. Возьмем к примеру только показатели одной нашей школы: из 652 учащихся отклонения в здоровье имеют 190 учащихся, с понижением зрения 109 (на 9 учащихся больше по сравнению с прошлым годом), у 5 учащихся выявлено нарушение осанки, у 7 плоскостопие, 32 учащихся имеют заболевание хронический гастрит, на прежнем уровне остается количество учащихся с заболеваниями бронхиальной астмой (3), ожирением (3), онкозаболеваниями (2), вегет.сосуд. дистанией (9), эпилепсией (2), инфекцией мочевых путей (7).
Если добавить к этому перечню неврозы, психические расстройства, ослабленность организма, вызванную переутомляемостью, то число больных детей еще возрастет. Остановить эту негативную динамику – задача не из простых. Здесь хороши все средства: и информация о здоровье ребенка в классном листике здоровья, доведенная до сведения каждого учителя и родителей, и планирование работы учителя с учетом состояния учащихся, которое может меняться в течение суток, сезонов года, с возрастом, и система физкультминуток на уроках, и подвижные перемены, и физкультурно-оздоровительные мероприятия в свободное от учебы время, и профилактика вредных привычек, и соблюдение гигиенических норм проветривания, влажной уборки классных помещений, и соответствие объема домашних заданий возрастным особенностям и возможностям учащихся. Эта скрупулезная ежедневная работа педагогов, которую должны заметить и по достоинству оценить родители. Иначе могут возникнуть конфликтные ситуации, которые негативно влияют и на здоровье учащихся, и учителей, и родителей. Неумение создавать необходимые условия для успешной учебы, работы и отдыха учащихся, неумение учитывать индивидуальные особенности детей, бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога порождают «аллергию на школу», что негативно сказывается на психическом здоровье и детей, и учителей, и родителей. Наш педагогический коллектив в своей деятельности практикует такие формы работы с родителями, которые помогают повернуть родительскую общественность «лицом» к школе. Во главу угла здесь вновь поставлена проблема сохранения и укрепления здоровья, пропаганда здорового образа жизни, как приоритетной ценности. Традиционными стали в школе спортивные праздники с участием родителей, учителей и детей. Ежегодно организуется школьный туристический слет, куда приглашаются и дети, и родители. Активными помощниками являются родители в организации туристических походов. Прижилась и пользуется популярностью такая форма работы как семейное кафе в школе, где ребята могут хорошо и с пользой провести время в компании самых близких людей – родителей. А раскрыть свои многочисленные таланты ребята могут на ежегодном школьном проекте «Минута славы», осуществляемом при поддержке и участии родителей. Инициатором всех этих замечательных идей является клуб неравнодушных родителей «Встречи по пятницам».
Таким образом, мы акцентировали внимание на двух субъектах в цепочке взаимодействия по формированию здоровьесберегающей среды – это учащиеся и их родители. Вместе с тем, следует помнить, что и здоровье многих учителей сегодня оставляет желать лучшего. Разработке идей профилактической медицины и психологии здоровья посвящены многие работы известных врачей и психологов. Педагоги нашей школы знакомятся с ними на занятиях психолого-педагогического семинара, который работает уже не один год.

Обобщая все вышесказанное, приходим к выводу: профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья одинаково важна для всех участников образовательного процесса. Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей человека, снижению его работоспособности. Но к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если и не позволяет полностью вернуть утраченное, то помогает нормализовать состояние человека. А это уже не так мало.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.