Методика "Ценностные ориентации личности – 8"
Методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Преимущества использования методики ЦОЛ-8 заключается в том, что она позволяет выявить именно профессиональные ЦО, другие же указанные методики диагностируют общие ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации - цели жизни и ценностные ориентации - средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа - ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств. ЦО на труд обобщает в себе такие ценности, как приобретение богатого профессионального опыта, тонкое, до мелочей, знание специальности, знание современного состояния науки и техники по своей специальности, а также получение удовлетворения от самого процесса труда, осознание его общественной ценности, добросовестного отношения к делу. ЦО на общение связана с возможностями удовлетворения потребностей человека в общении, в том числе с такими ценностями, как: информированность, наличие свойств характера, способствующих общению (жизнерадостность и чувство юмора), наличие возможности общения при отдыхе, обсуждении философских и производственных проблем. Ориентация на общение предполагает также хорошие отношения с товарищами по работе и личными друзьями. ЦО на познание объединяет стремление человека к самосовершенствованию, расширению своего кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой. ЦО на общественно-политическую деятельность включает в себя различные виды общественной работы, являющиеся ценностью для человека: это пропаганда идей и знаний, различного рода общественная работа у себя в коллективе и по месту жительства, работа в выборных общественных органах. ЦО на материальные ценности обобщает ценности, которые присущи материальной обеспеченности - высокая заработная плата, благоустроенная квартира и личная автомашина, возможность одеваться по моде. В то же время быть материально обеспеченным - это предполагает либо быстрое продвижение по службе, либо хорошие взаимоотношения с нужными людьми. ЦО на развитие нравственных качеств объединяет ценности, которые характеризуют отношение человека к другим людям - любить людей, уважать их, быть чутким, искренним, прощать их ошибки и заблуждения, уметь почувствовать чужую беду и помочь людям. ЦО на развитие деловых качеств включает в себя достаточно противоречивый набор ценностей : организаторские и педагогические способности, инициативность, самостоятельность и предприимчивость, умение быстро и правильно оценить ситуацию, сделать прогноз наличия собственного плана действий, высокая трудоспособность. ЦО на развитие волевых качеств проявляется в высокой оценке настойчивости и упорства в преодолении препятствий, целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и решительности, уверенности в своих силах, быстроты в решении производственных и житейских вопросов. ЦО на развитие моральных качеств характеризует отношение человека к себе - скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.
Опросник ЦОЛ
Перед Вами список различных ценностей, каждой из которых человек может обладать, а может и не обладать. Для одного очень важно одно, для другого – иное. Мы просим Вас оценить, насколько важно Вам обладать этими ценностями, независимо от того, есть они у Вас или нет. Мы просим оценить их по семибальной шкале. Цифры обозначают:
- совершенно не важно, есть у меня это качество или нет
- скорее не важно, чем важно
- не очень важно
- важно в средней степени
- скорее важно, чем не важно
- очень важно
- обладать этим качеством для меня самое главное в жизни.
Прежде ознакомьтесь со всем списком ценностей, а затем по очереди оцените каждую. Свою оценку (цифру от 1 до 7) напишите на бланке для ответов в клеточку, соответствующую номеру.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
1.
|
Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру).
|
28.
|
Уметь быстро оценить и предвидеть возможные варианты хода событий.
|
2.
|
Одеваться по моде.
|
29.
|
Быть требовательным к себе.
|
3.
4.
|
Быстро овладевать профессиональными умениями. Быть в курсе последних местных новостей
|
30.
|
Выполнять отдельные важные общественные поручения в своем коллективе (в группе, общежитии).
|
5. 6.
|
Быть смелым в принятии решений. Уметь понимать ошибки и заблуждения других людей.
|
31.
|
Стараться расширить свой кругозор, повысить образование, общую культуру и интеллект.
|
7.
8.
|
Понимать прекрасное в человеке, природе и искусстве. Иметь педагогические способности
|
32.
|
Получать высокую заработную плату.
|
9.
|
(уметь учить и воспитывать людей). Быть скромным.
|
33.
|
Приобрести богатый профессиональный опыт.
|
10.
11.
|
Заниматься общественной работой в группе. Знать последние достижения науки и техники в своей профессиональной
|
34.
|
Испытывать удовлетворение от общения с товарищами по производственным и непроизводственным вопросам.
|
12.
|
области. Иметь свою благоустроенную квартиру.
|
35.
|
Быть настойчивым и упорным в преодолении трудностей и достижении цели.
|
13.
|
Сознавать, понимать полезность
|
36.
|
Быть бескорыстным.
|
14.
|
своего труда для других людей. Иметь возможность общаться с товарищами.
|
37.
|
Любить людей, уважать их, быть чутким к их взглядам, обычаям, привычкам.
|
15.
16.
|
Быть инициативным, самостоятельным в решении задач. Быть искренним в отношениях с людьми.
|
38.
|
Обладать организаторскими способностями, уметь организовать, мобилизовать, сплотить труд и отдых людей.
|
17.
|
Быть уверенным в себе и своих силах.
|
39.
|
Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.
|
18.
|
Уметь устанавливать хорошие отношения с нужными людьми.
|
40.
|
Работать в дружине, по охране порядка и т.п.
|
19.
|
Иметь чувство собственного достоинства.
|
41.
|
Иметь собственное мнение по самым разным производственным и житейским вопросам.
|
20.
|
Заниматься общественной работой
|
42.
|
Быть материально обеспеченным.
|
|
или работать в выборных органах училища (техникума).
|
43.
|
Быть хорошим специалистом, до тонкостей знающим свое дело.
|
21.
|
Быть зрелым, мудрым в суждениях, опираться на здравый смысл в
|
44.
|
Быть в хороших отношениях с товарищами по учебе.
|
22.
|
понимании жизни. Иметь личную автомашину.
|
45.
|
Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.
|
23.
|
Получать удовольствие от процесса труда.
|
46.
|
Быть готовым словом и делом помочь другим людям.
|
24.
|
Отдыхать в приятном общении с друзьями.
|
47.
|
Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.
|
25.
|
Уметь быстро решать производствен- ные и житейские вопросы.
|
48.
|
Быть выносливым, способным длительно и напряженно трудиться.
|
26.
|
Быть ответственным за порученное дело.
|
49.
|
Стремиться к самоусовершенствованию.
|
27.
|
Уметь почувствовать и сопереживать горе, беду другого человека.
|
50.
|
Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.
|
Обработка результатов. После того, как будут проставлены оценки на бланке ответов по всем 50-ти ценностям, психолог начинает обработку сырых оценок, которые переводит в стандартные (в данном случае принимаем М=10,0 и o=4,0). Это обязательно следует делать, т.к. анализ распределений оценок по всем шкалам выявляет у части испытуемых явную асимметрию оценок либо в сторону занижения, либо в сторону завышения, а также преобладание крайних, полярных оценок у одних испытуемых и, наоборот, средних оценок у других. Стандартизация оценок осуществляется по формуле:
 |
С помощью перевода сырых оценок каждого испытуемого во «взвешенные» элиминируются погрешности измерения, связанные с индивидуальными особенностями оценочной деятельности испытуемых. Затем проводится анализ выраженности конкретных ценностей и обобщенных ценностных ориентаций. Опыт показывает, что для понимания системы ценностных ориентаций необходим анализ обычно десяти ценностей, получивших самые высокие оценки и десяти ценностей, имеющих самые низкие оценки. С помощью ключа высчитываются девять обобщенных ЦО. Оценка по обобщенным ЦО складывается из четырех «взвешенных» оценок тех конкретных ценностей, которые получили наибольшие баллы по шкале.
Ключ расшифровки ответов.
ЦО - цели жизни: ЦО на труд № 11,13, 23, 26, 33, 43. ЦО на общение №4,14,24,34, 44,47. ЦО на познание № 1, 21, 31, 39, 49. ЦО на общественно-политическую деятельность (ОПД) № 10, 20, 30, 40, 50. ЦО на материальные ценности № 2, 3, 12, 18, 22, 32, 42. ЦО - средства достижения целей жизни: ЦО на развитие нравственных качеств № 6, 16, 27, 37, 46. ЦО на развитие деловых качеств № 8, 15, 28, 38, 41, 48. ЦО на развитие волевых качеств № 5, 17, 25, 35, 45. ЦО на развитие моральных качеств № 7, 9, 19, 29, 36.
|