Т.Ф.Сидарович
Школа – это особенный мир. В её стенах то шумно и весело – во время перемен, то чинно и строго – на уроках, то тихо и пусто – в вечерний час… Для педагогов – это непростая и зачастую ненормированная работа. Иной раз кажется: идёшь, бежишь, спешишь – и вот-вот упадёшь. Но проходит время, а ты попрежнему не сходишь с дистанции. Успешная деятельность педагога предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню его психологического здоровья. Не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует больших резервов самообладания и саморегуляции. Здоровый духом педагог получает удовлетворение от работы, имеет высокий уровень работоспособности и устремлён к самосовершенствованию.
Однако постоянное воздействие напряжённых факторов – интенсивное общение с людьми в непредсказуемых ситуациях; творческий характер работы; эмоциональный характер контактов; психоэмоциональные перегрузки – требуют контроля и балансировки эмоционального состояния. Немалую роль играют: а) ролевые факторы – конфликт ролей или их неопределённость; несогласованность совместных действий сотрудников, конкуренция; б) организационные факторы – многочасовая работа с размытостью функциональных обязанностей либо не получающая должной оценки; директивный стиль руководства (по принципу «инициатива наказуема»), лишающий педагога чувства ответственности за своё дело и сознания значимости, важности выполняемой им работы. Все эти факторы могут привести к снижению активности педагога, к ухудшению или полной дезорганизации профес сиональной деятельности учителя, к синдрому профессионального выгорания. Группы риска профессионального выгорания составляют: 1. Сотрудники, вынужденные интенсивно общаться со многими людьми. Особенно быстро выгорают те, чьи индивидуально-психологические особенности не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. 2. Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт, в связи с работой. Как правило, это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьёй. 3. Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери работы. 4. Люди, оказавшиеся в непривычной обстановке и перед необходимостью проявить профессионализм. Например, пришедший после дневного отделения вуза молодой специалист начинает выполнять ответственную работу и остро чувствует свою некомпетентность в ней. Педагогическая профессионализация – процесс, который начинается с момента выбора профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Что же делать, если педагог со стажем или новичок почувствовали снижение активности в профессиональной сфере? Как восстановить себя? * Прежде всего необходимо признать, что проблема существует. Некоторые стараются защититься от своих проблем тем, что заставляют себя не думать о них и полностью отдаются работе. На некоторое время это помогает, но сверхактивность вредна, если отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. * Ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка других людей. Обсудите свою ситуацию с теми, кто имеет подобный опыт. * Позаботьтесь об уединении в нерабочее время: для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть в одиночестве, без семьи и друзей. * Обратитесь к профессиональному психолог-уконсультанту. Слова, написанные над входом в храм Аполлона в Дельфах «Познай себя», должны стать девизом для учителя, который стремится к продуктивной, высокопрофессиональной деятельности. Если вдруг вы почувствовали усталость от работы, которая раньше приносила вам чувство удовлетворения, пообещайте себе начать процесс восстановления прямо сегодня. Попробуйте начать процесс управления своими чувствами и эмоциями прямо сейчас с акмеологического упражнения «Обещание самому себе». Запишите три пункта, которые вы могли бы воплотить в жизнь в каждой из трёх областей: профессиональной, организационной и личной. Пометьте звёздочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
Личная сфера
|
Профессиональная сфера
|
Организационная сфера
|
1.Взять отпуск 2.Делать зарядку 3.Встретиться с близкой подругой
|
1.Договориться о консультации 2.Брать перерыв после трудной работы 3.Прогуливаться в конце рабочего дня
|
1.Провести дискуссию с коллегами по теме проф. сгорания 2.Устроить вечеринку для коллег 3.Собраться для обсуждения важного вопроса
|
Познание самого себя – первый шаг к спасению и дальнейшему развитию. Люди, не знающие себя, своего эмоционального потенциала будут неэффективными в работе. Этот процесс позволит поновому рассмотреть себя и окружающих людей. Поменяются ценности и приоритеты. Ведь каждый человек с момента рождения наделён таким чувством, как эмпатия – способность сопереживать. И проявляется это чувство уже в родильном доме, когда здоровый, накормленный ребёнок начинает реагировать плачем на плач другого малыша, у которого чтото не так. На одном из семинаровпрактикумов учителям нашей школы было предложено акмеологичкское упражнение для развития умения контролировать не только свои мысли, но и постараться позитивно изменить ход мыслей товарища. Педагогам предложили сесть за один столик с коллегой, которому он доверяет и может открыть свои переживания. Дальше шла работа в парах: один рассказывает ситуацию, в которой он не смог сдержать плохие мысли, а партнер помогает найти позитивное решение. Например: Вас обрызгивает машина, проезжающая на большой скорости. В течение секунды возникают различные реакции и мысли. Все зависит от Вас, какую мысль вы себе позволите: «Вот идиот!» или «Видимо, он спешит», а может «Опять я задумался и подошёл близко к шоссе». Учителя анализировали свои мысли, чувства, настроение и пришли к выводу, что если в порыве гнева ударить по камню, Вы повредите свою же ногу. Гораздо полезнее не забывать, что счастье зависит не от того, кто ты есть и что ты имеешь, оно зависит от того, что ты думаешь. Поэтому каждому из нас необходимо помнить слова Сенеки: «Окружающие тебя люди – это свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Лично мне помогает настроиться на работу, снять усталость и напряжение репродукция картины «Крыница часу» известной художницы и землячки, члена Союза художников Франции Ольги Дёмкиной.
Каждый раз, внимательно всматриваясь в композицию картины, я открываю в ней чтото новое для себя. Я как бы перекраиваю её на свой манер. Картину визуально можно разделить на две части. Сверху мы видим горящие факелы. Самый первый факел – это я. Это, если хотите, вы. Позади нас – наши коллеги. Только учителя умеют на работе гореть таким ярким и чистым светом, может, поэтому и страдают синдромом профессионального выгорания. На картине, как и в жизни, чёрные и белые полосы. Но между ними есть ещё и серый цвет – наши трудовые будни. А вот бордоворозовый цвет – это достижения: наши и наших учеников. И, наконец, на первом плане мы видим колодец, в который выливается из ведра чистая вода. В жизни человек привык больше брать, чем отдавать. А на картине мы видим, что вода выливается в колодец. Полное ведёрко – это символ учителя, который больше отдаёт, сея разумное, доброе, вечное… И я говорю себе: Посмотри, твоё ведёрко только чуть наклонилось. Сколько в нём ещё сил, идей, творчества! И их тебе предстоит подарить детям.
Источник Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 76 с.
|