На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача
Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания
Влияние психопрофилактики эмоциональных стрессов на психологическое здоровье учителя
Все страницы

Интервизия как возможность профессионального роста

Д.В.Атрашкевич

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности, в том числе: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности, знание своих достоинств и ограничений в работе. Как одну из важнейших составляющих профессиональной компетентности психолога следует выделить также профессиональную коммуникабельность, умение обмениваться информацией с коллегами.

Каждый специалист, работающий в области психического здоровья, неизбежно встречается с целым рядом вопросов и проблем, для решения которых ему необходима профессиональная поддержка коллег. Как правило, психолог в период своего обучения в университете или действуя по обучающей программе, имеет довольно много возможностей для профессионального общения. Однако с началом самостоятельной деятельности (особенно в небольшом учреждении), времени и возможностей для этого общения становится все меньше, а вопросов и затруднений все больше. Кроме того, чтобы понимать, куда двигаться и развиваться, необходимы ориентиры. Помощью в нахождении таких ориентиров, среди прочих, является связь с профессиональным сообществом.  
Одну из возможностей получения профессиональной поддержки и развития собственных навыков предоставляет интервизия. Сутью интервизии является представление и обсуждение собственной психологической работы в среде равных по опыту, статусу коллег. Цели и конечные результаты деятельности группы, должны быть обговорены и по окончании установленного времени сведены в виде подведенных и обобщенных итогов.
Интервизия тесно связана с тем, как мы представляем и осмысляем наши проблемы, идеи и результаты. Одна из целей процесса интервизии состоит в том, чтобы применить стратегии символического мышления в процессе поиска конкретных решений для улучшения качества работы с клиентом. Эта мощная форма совместного творчества основана на том факте, что люди имеют различные “карты мира”. Способ, которым какой-то другой человек представляет проблемы или цели данного человека, может автоматически помочь обогатить собственное восприятие ситуации последнего.
С октября 2007 года на базе Витебского областного психоневрологического диспансера (ВОПНД) проводится интервизорская группа. Группа работает один раз в неделю, по полтора часа, с перерывом на летние каникулы. Численность группы на различных встречах колебалась от 5 до 14 человек. В состав группы вошли практические психологи. представляющие различные учреждения г. Витебска.
Данная группа является продолжением существовавшей ранее при ПНД группы клинических психологов, также работавшей в формате интервизии. При этом неизменной осталась «клиническая направленность» группы – т.е. сосредоточенность на дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психопрофилактических, психокоррекционных и психотерапевтических способах помощи пациентам. 
Занятия проходят по строго определенной процедуре. Это позволяет участникам удерживать работу в конструктивном русле, не "сползая" к личностно-безопасному разбору случая, с одной стороны, и не смещаясь в сторону личностной психотерапии, вызванной эмоциями и атмосферой доверия и безопасности, с другой. За соблюдением процедуры следит координатор группы, избранный из числа участников.
За одну встречу рассматривается один случай. Докладчик заявляет о предоставлении материала группе за неделю, на предыдущей встрече. Сначала докладчик излагает свой "случай", вызывающий у него затруднения, и "запрос группе". После этого начинается информационный круг вопросов. Каждый участник имеет право задавать вопросы до полного прояснения ситуации. Докладчик добросовестно отвечает на все вопросы. Когда же они иссякнут, то начинается "круг интерпретаций". Участники излагают докладчику свое видение, свои ассоциации по поводу предоставленного им случая, рассказывают об аналогичном случае из своего опыта, или просто делятся своими чувствами. Докладчик все это время только слушает. Когда же закончится круг интерпретаций, докладчик может задать дополнительные вопросы кому-нибудь из участников. Затем говорит о том, что он думает и чувствует по поводу услышанного.
Второе направление работы, предусмотренное для группы, – дискуссии и обсуждения. Здесь докладчик представляет вниманию группы не клинический случай, а заинтересовавший его теоретический или практический вопрос из области клинической психологии, психологического консультирования и психотерапии. Материал обсуждается в свободной форме или в русле, заданном докладчиком. 
Подводя итоги работы интервизионной группы, следует отметить, что группа стала местом профессионального обмена информацией и возможностью для специалистов получить поддержку, новый взгляд на работу с пациентом, обогатиться опытом коллег, расширить свои профессиональные возможности. Как важнейшие среди функций группы следует также выделить:
- профилактика "синдрома выгорания психолога", т.к. позволяет проработать негативные чувства, которые непременно возникают в процессе работы,

 

  • пространство "контейнирования" тревоги психолога, связанной с работой с клиентом,
  • помощь в удержании профессиональной позиции и понимания своих достоинств и ограничений в работе.

Нельзя не отметить здесь и некоторый риск, на который идут участники группы. Это касается возможности пошатнуть персоны и маски, которые неизбежно формируются в любом коллективе и профессиональном сообществе и носят, безусловно, защитный характер. Кроме того, в группе начинаются динамические процессы, которые также приходится принимать во внимание. Но это уже вопросы группового регламента, а также ответственности, профессионализма и личной проработанности участников группы.
По результатам года работы интервизионной группы мы вынесли понимание особой важности выработки четкого регламента и концепции группы, т. к. безопасность и эффективность обеспечиваются, в том числе, соблюдением правил группы. В новом году работы, в правила группы, на основании уже имеющегося опыта, планируется внести ряд изменений:

  • каждый участник представляет свой случай поочередно (каждому выделяется «его» время);
  • периодически устраиваются интервизии интервизий, как возможность рефлексии процесса и корректировки работы группы.

Таким образом, интервизионная группа дает возможность повышать профессиональную компетентность психологов. Надеемся, что наш опыт проведения интервизионной группы окажется полезен при создании других групп для специалистов работающих в сфере психического здоровья.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.