Интервизия как возможность профессионального роста
Д.В.Атрашкевич
Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности, в том числе: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности, знание своих достоинств и ограничений в работе. Как одну из важнейших составляющих профессиональной компетентности психолога следует выделить также профессиональную коммуникабельность, умение обмениваться информацией с коллегами.
Каждый специалист, работающий в области психического здоровья, неизбежно встречается с целым рядом вопросов и проблем, для решения которых ему необходима профессиональная поддержка коллег. Как правило, психолог в период своего обучения в университете или действуя по обучающей программе, имеет довольно много возможностей для профессионального общения. Однако с началом самостоятельной деятельности (особенно в небольшом учреждении), времени и возможностей для этого общения становится все меньше, а вопросов и затруднений все больше. Кроме того, чтобы понимать, куда двигаться и развиваться, необходимы ориентиры. Помощью в нахождении таких ориентиров, среди прочих, является связь с профессиональным сообществом. Одну из возможностей получения профессиональной поддержки и развития собственных навыков предоставляет интервизия. Сутью интервизии является представление и обсуждение собственной психологической работы в среде равных по опыту, статусу коллег. Цели и конечные результаты деятельности группы, должны быть обговорены и по окончании установленного времени сведены в виде подведенных и обобщенных итогов. Интервизия тесно связана с тем, как мы представляем и осмысляем наши проблемы, идеи и результаты. Одна из целей процесса интервизии состоит в том, чтобы применить стратегии символического мышления в процессе поиска конкретных решений для улучшения качества работы с клиентом. Эта мощная форма совместного творчества основана на том факте, что люди имеют различные “карты мира”. Способ, которым какой-то другой человек представляет проблемы или цели данного человека, может автоматически помочь обогатить собственное восприятие ситуации последнего. С октября 2007 года на базе Витебского областного психоневрологического диспансера (ВОПНД) проводится интервизорская группа. Группа работает один раз в неделю, по полтора часа, с перерывом на летние каникулы. Численность группы на различных встречах колебалась от 5 до 14 человек. В состав группы вошли практические психологи. представляющие различные учреждения г. Витебска. Данная группа является продолжением существовавшей ранее при ПНД группы клинических психологов, также работавшей в формате интервизии. При этом неизменной осталась «клиническая направленность» группы – т.е. сосредоточенность на дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психопрофилактических, психокоррекционных и психотерапевтических способах помощи пациентам. Занятия проходят по строго определенной процедуре. Это позволяет участникам удерживать работу в конструктивном русле, не "сползая" к личностно-безопасному разбору случая, с одной стороны, и не смещаясь в сторону личностной психотерапии, вызванной эмоциями и атмосферой доверия и безопасности, с другой. За соблюдением процедуры следит координатор группы, избранный из числа участников. За одну встречу рассматривается один случай. Докладчик заявляет о предоставлении материала группе за неделю, на предыдущей встрече. Сначала докладчик излагает свой "случай", вызывающий у него затруднения, и "запрос группе". После этого начинается информационный круг вопросов. Каждый участник имеет право задавать вопросы до полного прояснения ситуации. Докладчик добросовестно отвечает на все вопросы. Когда же они иссякнут, то начинается "круг интерпретаций". Участники излагают докладчику свое видение, свои ассоциации по поводу предоставленного им случая, рассказывают об аналогичном случае из своего опыта, или просто делятся своими чувствами. Докладчик все это время только слушает. Когда же закончится круг интерпретаций, докладчик может задать дополнительные вопросы кому-нибудь из участников. Затем говорит о том, что он думает и чувствует по поводу услышанного. Второе направление работы, предусмотренное для группы, – дискуссии и обсуждения. Здесь докладчик представляет вниманию группы не клинический случай, а заинтересовавший его теоретический или практический вопрос из области клинической психологии, психологического консультирования и психотерапии. Материал обсуждается в свободной форме или в русле, заданном докладчиком. Подводя итоги работы интервизионной группы, следует отметить, что группа стала местом профессионального обмена информацией и возможностью для специалистов получить поддержку, новый взгляд на работу с пациентом, обогатиться опытом коллег, расширить свои профессиональные возможности. Как важнейшие среди функций группы следует также выделить: - профилактика "синдрома выгорания психолога", т.к. позволяет проработать негативные чувства, которые непременно возникают в процессе работы,
- пространство "контейнирования" тревоги психолога, связанной с работой с клиентом,
- помощь в удержании профессиональной позиции и понимания своих достоинств и ограничений в работе.
Нельзя не отметить здесь и некоторый риск, на который идут участники группы. Это касается возможности пошатнуть персоны и маски, которые неизбежно формируются в любом коллективе и профессиональном сообществе и носят, безусловно, защитный характер. Кроме того, в группе начинаются динамические процессы, которые также приходится принимать во внимание. Но это уже вопросы группового регламента, а также ответственности, профессионализма и личной проработанности участников группы. По результатам года работы интервизионной группы мы вынесли понимание особой важности выработки четкого регламента и концепции группы, т. к. безопасность и эффективность обеспечиваются, в том числе, соблюдением правил группы. В новом году работы, в правила группы, на основании уже имеющегося опыта, планируется внести ряд изменений:
- каждый участник представляет свой случай поочередно (каждому выделяется «его» время);
- периодически устраиваются интервизии интервизий, как возможность рефлексии процесса и корректировки работы группы.
Таким образом, интервизионная группа дает возможность повышать профессиональную компетентность психологов. Надеемся, что наш опыт проведения интервизионной группы окажется полезен при создании других групп для специалистов работающих в сфере психического здоровья.
Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания
А.И.Бельская
Когда мы говорим о формировании умений и навыков ЗОЖ у воспитанников дошкольных и школьных учреждений образования, то в первую очередь мы не должны забывать, что сам педагог не имеет права беспечно относиться к своему здоровью: он – пример для подражания и несет ответственность за последствия своего труда. В связи с этим в Черневичской средней школе психолого-педагогической службой была проведена беседа с элементами анкетирования среди педагогов. Целью данного мероприятия стало привлечение внимания к самостоятельному и углубленному расширению знаний о собственном здоровье, расширение представлений учителей о стрессе, стресс-факторах в педагогическом труде, стрессоустойчивости, знакомство с приёмами снятия нервно-психического напряжения. В основу проведённой работы были положены следующие теоретические основания.
- Здоровый образ жизни включает в себя:
- Отсутствие вредных привычек.
- Огромную жажду жить долго и не болеть.
- Активные действия человека, которые укрепляют его здоровье, увеличивают длительность жизни.
- Здоровье зависит от составляющих здоровья:
- 50% – это образ жизни.
- 20% – окружающая среда.
- 20% – наследственность.
- И только 10% – медико-санитарная помощь.
- Личная гигиена и здоровье – комплекс мероприятий, проводимых человеком в повседневной жизни:
- Соблюдение рационального режима дня.
- Занятия физкультурой.
- Использование закаливания.
- Уход за телом, полостью рта.
- Применение рациональной одежды, обуви.
- Содержание жилища в надлежащем состоянии.
В процессе обсуждения в коллективе не возникло никаких разногласий по поводу данного материала. Большинство педагогов не подвержены вредным привычкам (2 человека являются курильщиками), все на должном уровне соблюдают правила личной гигиены. Но, к сожалению, было установлено, что наш педагогический коллектив не стал приятным исключением и не опроверг практики многолетних психологических исследований. По результатам анкетирования среди учителей школы было установлено, что чем больше стаж работы педагога, чем больше число прожитых лет, тем явственнее ощущается изменение качеств личности, проявляются такие личностные деформации, как эмоциональное и психическое выгорание. Психолог школы Орлова Анна Александровна познакомила коллег с теоретическими основами затронутой проблемы. Оказывается, в последнее десятилетие данному феномену уделяется все большее внимание. В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность человека – ведущая характеристика личности. Вследствие неразрывного единства сознания и деятельности формируется профессиональный тип личности. Заметное влияние оказывает профессия на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Деформация личности может отличаться своей направленностью – носить положительный или отрицательный, эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Среди феноменов личностно-профессиональной деформации особое место принадлежит изучению эмоционального выгорания (В.В.Бойко) и психического выгорания (А.А.Рукавишников). Термин «эмоциональное выгорание», по мнению В.В.Бойко, не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистски как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия. Прежде всего отметим, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. В деятельности педагога эмоциональное и психическое выгорание проявляется как синдром «профессионального выгорания» учителя. Как следствие, возникает хроническое состояние психологической опустошенности, апатии, безразличия, снижение работоспособности, творческого потенциала, возникающее у педагогов после нескольких лет работы. Причины профессионального выгорания таковы:
- Человек не ощущает результатов своего труда
- Человек не владеет навыками эффективного саморасслабления
- В работе отсутствует элемент новизны, необычности
- Завышенное чувство ответственности, которое может быть связано как с высокой ценой ошибки, так и с большим количеством сфер, за которые человек отвечает.
Несомненно, что эмоциональное и психическое выгорание личности ведёт к снижению эффективности работы наших педагогических кадров, влечёт за собой ослабление иммунитета, как следствие – возникают различные заболевания, снижается уровень физического здоровья. К числу так называемых профессиональных нарушений здоровья педагогов относят:
- нервные расстройства;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- остеохондроз;
- нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;
- заболевания верхних дыхательных путей;
- патологию зрения.
Специалистами установлено, что заболеваниями голосового аппарата страдают 49,5% педагогических работников, проблемы в области кардиореспираторной системы испытывают 60%, нарушения в психоэмоциональной сфере ощущают 63%. Статистика утверждает, что 72% педагогов по функциональному состоянию голосового аппарата могут быть признаны профнепригодными. Все приведённые нарушения влияют на эффективность деятельности учителя: например, изменённый голос учителя отрицательно влияет на развитие голоса учащегося, т.к. дети обладают способностью к подражанию, из-за неосознанного стремления педагога ограничить голосовую нагрузку тормозится учебно-воспитательный процесс. Кому как не нам, педагогам, знать, что постоянным спутником нашей деятельности является стресс. Стресс – это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности и упадка. Стресс – комплексный процесс. Он возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий и всегда включает физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособлениекновой ситуации, приводит в действие механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной окраске процесса работы. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности, сопротивлению, что обеспечивает благоприятные условия в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу. Он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека.Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относят болевые воздействия, чрезмерную физическую нагрузку, экстремальную температуру (жару, холод т. д.). К психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт и т. д. Очень разрушительными являются психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (в конфликтных ситуациях, при обидах), что часто встречается в педагогической деятельности. Внутреннее напряжение, как правило, тяготит, и мы начинаем гадать, в чем же причина. Лишь сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум), что дает возможность достичь психологического равновесия и тем самым ликвидировать нежелательное состояние. Как определить, является ли наше состояние стрессовым? Признаки стрессового напряжения: невозможность сосредоточиться на чем-либо; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; слишком часто возникающее чувство усталости; очень быстрая речь; потеря чувства юмора; отсутствие прежней радости от работы; повышенная возбудимость; потеря аппетита, вкуса к еде; постоянное ожидание неудачи; трудность с принятием решений; страх перед будущим; чувство недоверия ко всем; страх перед собственной несостоятельностью. Стрессовое напряжение часто вызывает неинтересная работа, постоянная нехватка времени, недостаток сна, курение, чрезмерное потребление алкоголя, конфликтная ситуация в семье, ощущение неудовлетворенности жизнью и др. Большинство учителей (по статистике) связывают состояние стресса с конфликтами в педагогической деятельности. Если эти конфликты продолжительны, то они неизбежно приводят учителя к заболеваниям. Однако не только избыток раздражителей, но и их нехватка могут стать негативным стрессором. Однообразие в работе, изоляция, ограниченность общения, скука, одиночество и другие подобные условия жизнедеятельности учителя также являются источником нервного срыва. Известные стрессоры, вызывающие у учителя нервные состояния, можно разделить на несколько групп. 1. Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда: необходимость быстрого переключения в процессе работы; монотонная работа; обязанность работать дома; перегрузка (внеурочной деятельностью, уроками); материальные затруднения. 2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам: нехватка времени; разочарование в выборе профессии; ошибки в общении с учениками, коллегами, родителями; нехватка знаний; «сгорание» на работе. 3. Стрессоры-конфликты в общении с учащимися: плохая дисциплина на уроках; низкая успеваемость по предмету; конфликты с учащимися и их родителями. 4. Стрессоры в общении с коллегами.
Каждый человек имеет индивидуальную устойчивость к стрессовым воздействиям. К решению данной проблемы в нашей школе проведён комплексный подход. Состоялись консультации со специалистами разных направлений. Фельдшер Черневичского ФАПа Думшенко В.В. дал медицинские рекомендации по данному направлению: «Оказывается, большая часть людей посещает врачей только в экстренных случаях. Чтобы даже подобные визиты свести к минимуму, рекомендуется регулярно проходить самостоятельный «медосмотр». Конечно, очереди на прием к врачу в поликлинике отнимают у нас много времени, но все можно спланировать на год вперед. Наметьте на февраль сдачу анализов. Программа-минимум – общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сифилис, ВИЧ-инфекцию, гепатит С и В (даже если вы имеете одного постоянного полового партнера). Более 50% людей страдают анемией, которую легко диагностировать по общему анализу крови. Около 15% пациентов, страдающих хроническим пиелонефритом, узнают о болезни только при появлении симптомов почечной недостаточности. Гепатит С почти в 100% случаев годами протекает бессимптомно, приводя к циррозу и раку печени. В марте постарайтесь найти время, чтобы сделать УЗИ, ЭКГ и рентгенографию, а затем с результатами анализов и исследований проконсультируйтесь у терапевта. Плановое УЗИ позволяет выявить различные патологические процессы на ранних стадиях. В современной медицине плановое рентгенологическое исследование признано самым эффективным способом раннего выявления туберкулеза и рака легких. Апрель – самое время посетить гинеколога или смотровой кабинет. На май запланируйте поход к онкологу-дерматологу. Наличие у человека свыше 50 родинок диаметром более 2 мм увеличивает риск развития меланомы (рака кожи) в 2 раза. В июне нанесите визит к стоматологу. Многие желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания в 30% случаев развиваются из-за плохого состояния ротовой полости. В июле обследуйтесь у эндокринолога. В августе проконсультируйтесь у невропатолога, тем более, если у вас частые и сильные головные боли. Таким образом, у Вас будет проходить непрерывное круглогодичное наблюдение за состоянием здоровья». Для того, чтобы уметь успешно преодолевать внутреннее напряжение, владеть приёмами релаксации, психологом школы Орловой А.А. было проведено очень интересное и увлекательное тренинговое занятие, которое включало в себя немало игровых элементов, ролевых сюжетов, что дополнительно стало ещё и смехотерапией для всех. Педагоги нашей школы обсудили возможные варианты повышения уровня профессиональной пригодности, внесли предложения по проведению дополнительных мероприятий данной направленности. Предлагалось чаще организовывать для учителей экскурсионные поездки по родному краю, посещения театральных и спортивных мероприятий. В школе с участием учителей регулярно проводятся спортивные состязания, профкомитет организовывает поездки по историческим и памятным местам. Например, в прошедшем учебном году мы посетили Национальную библиотеку, побывали в театре музкомедии в г.Минске, посетили мемориальный комплекс Хатынь. Хотелось бы, чтобы такие мероприятия стали более частыми, но поскольку коллектив небольшой, то возникают определённые трудности с организацией поездок. Давайте по возможности постараемся оградить сами себя от стрессовых ситуаций, будем внимательнее относиться к коллегам по работе, к своему здоровью, постараемся разумно совмещать самое серьёзное отношение к труду с чувством юмора. Поэтому педагогический коллектив УО «Черневичская ГОСШ» считает, что задача повышения грамотности учителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных. Необходимо создать условия для эффективного взаимодействия, расширить знания по организации и условиям труда педагога, сформировать умения и навыки для обеспечения сохранности здоровья и профессиональной пригодности.
Влияние психопрофилактики эмоциональных стрессов на психологическое здоровье учителя
О.В.Боровикова
Школа – учреждение не медицинское, а образовательное, где как раз психика подвергается риску, поэтому речь пойдет о психологических способах защиты своего здоровья, профилактике психосоматических заболеваний. А чтобы ответить на вопрос «Как?», желательно вначале установить причины возможного нарушения психологического здоровья. Одной из основных причин является неумение справляться со стрессогенными факторами. Нет такого человека, который никогда бы не испытывал стресса (это состояние общего возбуждения, психологического напряжения в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды). Жизнь – это постоянный стресс, мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей: одних стресс мобилизует («стресс льва»), других – доводит до состояния, близкого к клинической смерти («стресс кролика»). Доктор Селье различает 3 стадии развития стресса:
- Реакция тревоги – ваш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы. Организм не может долго пребывать в этом состоянии.
- Фаза сопротивления.
- Фаза истощения, человек продолжает переживать трудности или нервничать даже после их исчезновения.
Специалисты также выделяют понятие «дистресс» (от английского горе, несчастье, истощение) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до её полной дезорганизации. Научно доказано, что непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развиваются неврозы, нарушается сон, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания, поражения желудочно-кишечного тракта (язва, гипертония). При этих болезнях наблюдаются поражения физических органов, но вызваны они психологическими причинами, чаще всего стрессом, а точнее – неумением к нему адаптироваться. Поэтому важно знать свой уровень стрессоустойчивости, а также способы выхода из стрессового состояния и эмоционального перенапряжения. Для диагностики стрессоустойчивости можно использовать опросник САН, методику самооценки психических состояний по Г.Айзенку, опросник нервно-психического напряжения, разработанный Т.А.Немчиным, методику Ч.Д.Спилбергера, шкалу личностной тревожности Дж.Тейлор и др. Любому учителю важно уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние, помня о том, что не сами знания, а эмоциональный фон, на котором эти знания подаются, играет довольно серьёзную роль. Так, повышенный тон голоса, крик отрицательно сказывается на усвоении знаний учащимися. Было установлено, что крик – это очень сильное педагогическое воздействие взрослого на ребёнка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребёнка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг оказывается неспособным к формированию точных понятий. А это является одной из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии. Что касается способов регуляции психоэмоционального состояния, это могут быть методы саморегуляции, основанные на самовнушении, овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, т. е. методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, визуализации, аутогенная тренировка.
Вот несколько советов, которые дают психологи специально для раздражительных людей. 1. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Постарайтесь рассказать доброжелательному и рассудительному человеку о том, что вас мучает – это принесёт вам огромное облегчение. Советы вашего собеседника могут не иметь большого практического значения – важно его сочувствие, заинтересованность. 2. Умейте на время отвлечься от своих забот. Как бы ни велики были обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь время от времени избавляться от тяжёлых мыслей, отвлекаться насущными заботами по работе, по дому. 3. Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева. А во время этой паузы постарайтесь осмыслить ситуацию. В этом случае вам успеет прийти мысль в голову о том, что вспышка не принесёт вам облегчения и будет чревата новыми неприятностями. Лучше всего, если вам представиться возможность разрядиться не гневными словами, а тяжёлой физической работой или какими-нибудь упражнениями – здоровая физическая усталость поглотит ваш гнев. 4. Иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто похожи на капризных детей. Прислушайтесь к доводам оппонентов, уважайте их и с достаточной долей самокритики отнеситесь к своей точке зрения. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих! 5. Нельзя быть совершенством во всём. Для чувства удовлетворения достаточно иметь успехи в одной или двух областях и не забывать, что таланты и возможности каждого из нас ограничены. Старайтесь прежде всего отлично выполнить свою главную работу, и то, к чему вы действительно имеете призвание. 6. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, что окружающие чаще всего не отвечают его чрезмерным требованиям. Вы совершаете большую ошибку, если постоянно критикуете близких. Взрослого человека перевоспитать очень трудно, а вы, даже не сознавая того, стремитесь сделать окружающих удобными для себя. Перспективы успеха здесь минимальны, зато такой стиль поведения вызывает у окружающих враждебное отношение. Старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь именно на эти качества.
[1] [2] [3] [4] [5] [6]
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко |