На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача - Влияние психопрофилактики эмоциональных стрессов на психологическое здоровье учителя
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача - Влияние психопрофилактики эмоциональных стрессов на психологическое здоровье учителя
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача
Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания
Влияние психопрофилактики эмоциональных стрессов на психологическое здоровье учителя
Все страницы

 

Влияние психопрофилактики эмоциональных стрессов на психологическое здоровье учителя

О.В.Боровикова

Школа – учреждение не медицинское, а образовательное, где как раз психика подвергается риску, поэтому речь пойдет о психологических способах защиты своего здоровья, профилактике психосоматических заболеваний. А чтобы ответить на вопрос «Как?», желательно вначале установить причины возможного нарушения психологического здоровья. Одной из основных причин является неумение справляться со стрессогенными факторами.
Нет такого человека, который никогда бы не испытывал стресса (это состояние общего возбуждения, психологического напряжения в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды). Жизнь – это постоянный стресс, мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей: одних стресс мобилизует («стресс льва»), других – доводит до состояния, близкого к клинической смерти («стресс кролика»).
Доктор Селье различает 3 стадии развития стресса:

  • Реакция тревоги – ваш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы. Организм не может долго пребывать в этом состоянии.
  • Фаза сопротивления.
  • Фаза истощения, человек продолжает переживать трудности или нервничать даже после их исчезновения.

Специалисты также выделяют понятие «дистресс» (от английского горе, несчастье, истощение) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до её полной дезорганизации.
Научно доказано, что непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развиваются неврозы, нарушается сон, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания, поражения желудочно-кишечного тракта (язва, гипертония). При этих болезнях наблюдаются поражения физических органов, но вызваны они психологическими причинами, чаще всего стрессом, а точнее – неумением к нему адаптироваться. Поэтому важно знать свой уровень стрессоустойчивости, а также способы выхода из стрессового состояния и эмоционального перенапряжения.
Для диагностики стрессоустойчивости можно использовать опросник САН, методику самооценки психических состояний по Г.Айзенку, опросник нервно-психического напряжения, разработанный Т.А.Немчиным, методику Ч.Д.Спилбергера, шкалу личностной тревожности Дж.Тейлор и др.
Любому учителю важно уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние, помня о том, что не сами знания, а эмоциональный фон, на котором эти знания подаются, играет довольно серьёзную роль. Так, повышенный тон голоса, крик отрицательно сказывается на усвоении знаний учащимися. Было установлено, что крик – это очень сильное педагогическое воздействие взрослого на ребёнка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребёнка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг оказывается неспособным к формированию точных понятий. А это является одной из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии. Что касается способов регуляции психоэмоционального состояния, это могут быть методы саморегуляции, основанные на самовнушении, овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, т. е. методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, визуализации, аутогенная тренировка.

Вот несколько советов, которые дают психологи специально для раздражительных людей.
1. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Постарайтесь рассказать доброжелательному и рассудительному человеку о том, что вас мучает – это принесёт вам огромное облегчение. Советы вашего собеседника могут не иметь большого практического значения – важно его сочувствие, заинтересованность.
2. Умейте на время отвлечься от своих забот. Как бы ни велики были обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь время от времени избавляться от тяжёлых мыслей, отвлекаться насущными заботами по работе, по дому.
3. Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева. А во время этой паузы постарайтесь осмыслить ситуацию. В этом случае вам успеет прийти мысль в голову о том, что вспышка не принесёт вам облегчения и будет чревата новыми неприятностями. Лучше всего, если вам представиться возможность разрядиться не гневными словами, а тяжёлой физической работой или какими-нибудь упражнениями – здоровая физическая усталость поглотит ваш гнев.
4. Иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто похожи на капризных детей. Прислушайтесь к доводам оппонентов, уважайте их и с достаточной долей самокритики отнеситесь к своей точке зрения. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих!
5. Нельзя быть совершенством во всём. Для чувства удовлетворения достаточно иметь успехи в одной или двух областях и не забывать, что таланты и возможности каждого из нас ограничены. Старайтесь прежде всего отлично выполнить свою главную работу, и то, к чему вы действительно имеете призвание.
6. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, что окружающие чаще всего не отвечают его чрезмерным требованиям. Вы совершаете большую ошибку, если постоянно критикуете близких. Взрослого человека перевоспитать очень трудно, а вы, даже не сознавая того, стремитесь сделать окружающих удобными для себя. Перспективы успеха здесь минимальны, зато такой стиль поведения вызывает у окружающих враждебное отношение. Старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь именно на эти качества.

[1] [2] [3] [4] [5] [6]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.