На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача - Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача - Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача
Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания
Влияние психопрофилактики эмоциональных стрессов на психологическое здоровье учителя
Все страницы

 

Снижение эффективности работы и уровня физического здоровья – следствие синдрома профессионального выгорания

А.И.Бельская

Когда мы говорим о формировании умений и навыков ЗОЖ у воспитанников дошкольных и школьных учреждений образования, то в первую очередь мы не должны забывать, что сам педагог не имеет права беспечно относиться к своему здоровью: он – пример для подражания и несет ответственность за последствия своего труда.
В связи с этим в Черневичской средней школе психолого-педагогической службой была проведена беседа с элементами анкетирования среди педагогов. Целью данного мероприятия стало привлечение внимания к самостоятельному и углубленному расширению знаний о собственном здоровье, расширение представлений учителей о стрессе, стресс-факторах  в педагогическом труде, стрессоустойчивости, знакомство с приёмами снятия нервно-психического напряжения.
В основу проведённой работы были положены следующие теоретические основания.

  • Здоровый образ жизни включает в себя:
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Огромную жажду жить долго и не болеть.
  • Активные действия человека, которые укрепляют его здоровье, увеличивают длительность жизни.
    • Здоровье зависит от составляющих здоровья:
  • 50% – это образ жизни.
  • 20% – окружающая среда.
  • 20% – наследственность.
  • И только 10% – медико-санитарная помощь.
    • Личная гигиена и здоровье – комплекс мероприятий, проводимых человеком в повседневной жизни:
  • Соблюдение рационального режима дня.
  • Занятия физкультурой.
  • Использование закаливания.
  • Уход за телом, полостью рта.
  • Применение рациональной одежды, обуви.
  • Содержание жилища в надлежащем состоянии.

В процессе обсуждения в коллективе не возникло никаких разногласий по поводу данного материала. Большинство педагогов не подвержены вредным привычкам (2 человека являются курильщиками), все на должном уровне соблюдают правила личной гигиены.
Но, к сожалению, было установлено, что наш педагогический коллектив не стал приятным исключением и не опроверг практики многолетних психологических исследований. По результатам анкетирования среди учителей школы было установлено, что чем больше стаж работы педагога, чем больше число прожитых лет, тем явственнее ощущается изменение качеств личности, проявляются такие личностные деформации, как эмоциональное и психическое выгорание.
Психолог школы Орлова Анна Александровна познакомила коллег с теоретическими основами затронутой проблемы. Оказывается, в последнее десятилетие данному феномену уделяется все большее внимание. В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность человека – ведущая характеристика личности. Вследствие неразрывного единства сознания и деятельности формируется профессиональный тип личности. Заметное влияние оказывает профессия на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Деформация личности может отличаться своей направленностью – носить положительный или отрицательный, эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.
Среди феноменов личностно-профессиональной деформации особое место принадлежит изучению эмоционального выгорания (В.В.Бойко) и психического выгорания (А.А.Рукавишников).
Термин «эмоциональное выгорание», по мнению В.В.Бойко, не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистски как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Прежде всего отметим, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности  и отношениях с партнерами.
В деятельности педагога эмоциональное и психическое выгорание проявляется как синдром «профессионального выгорания» учителя. Как следствие, возникает хроническое состояние психологической опустошенности, апатии, безразличия, снижение работоспособности, творческого потенциала, возникающее у педагогов после нескольких лет работы. Причины профессионального выгорания таковы:

  • Человек не ощущает результатов своего труда
  • Человек не владеет навыками эффективного саморасслабления
  • В работе отсутствует элемент новизны, необычности
  • Завышенное чувство ответственности, которое может быть связано как с высокой ценой ошибки, так и с большим количеством сфер, за которые человек отвечает.

Несомненно, что эмоциональное и психическое выгорание личности ведёт к снижению эффективности работы наших педагогических кадров, влечёт за собой ослабление иммунитета, как следствие – возникают различные заболевания, снижается уровень физического здоровья.
К числу так называемых профессиональных нарушений здоровья педагогов относят:

  • нервные расстройства;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • остеохондроз;
  • нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;
  • заболевания верхних дыхательных путей;
  • патологию зрения.

Специалистами установлено, что заболеваниями голосового аппарата страдают 49,5% педагогических работников, проблемы в области кардиореспираторной системы испытывают 60%, нарушения в психоэмоциональной сфере ощущают 63%. Статистика утверждает, что   72% педагогов по функциональному состоянию голосового аппарата могут быть признаны профнепригодными.
Все приведённые нарушения влияют на эффективность деятельности учителя: например, изменённый голос учителя отрицательно влияет на развитие голоса учащегося, т.к. дети обладают способностью к подражанию, из-за неосознанного стремления педагога ограничить голосовую нагрузку тормозится учебно-воспитательный процесс.
Кому как не нам, педагогам, знать, что постоянным спутником нашей деятельности является стресс. Стресс – это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности и упадка.
Стресс – комплексный процесс. Он возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий и всегда включает физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособлениекновой ситуации, приводит в действие механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной окраске процесса работы.
Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности, сопротивлению, что обеспечивает благоприятные условия в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу. Он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека.Различают физиологические  и  психологические стрессоры. К физиологическим относят болевые воздействия, чрезмерную физическую нагрузку, экстремальную температуру (жару, холод т. д.). К психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт и т. д. Очень разрушительными являются психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (в конфликтных ситуациях, при обидах), что часто встречается в педагогической деятельности.
Внутреннее напряжение, как правило, тяготит, и мы начинаем гадать, в чем же причина. Лишь сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум), что дает возможность достичь психологического равновесия и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.
Как определить, является ли наше состояние стрессовым? Признаки стрессового напряжения: невозможность сосредоточиться на чем-либо; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; слишком часто возникающее чувство усталости; очень быстрая речь; потеря чувства юмора; отсутствие прежней радости от работы; повышенная возбудимость; потеря аппетита, вкуса к еде; постоянное ожидание неудачи; трудность с принятием решений; страх перед будущим; чувство недоверия ко всем; страх перед собственной несостоятельностью.
Стрессовое напряжение часто вызывает неинтересная работа, постоянная нехватка времени, недостаток сна, курение, чрезмерное потребление алкоголя, конфликтная ситуация в семье, ощущение неудовлетворенности жизнью и др.
Большинство учителей (по статистике) связывают состояние стресса с конфликтами в педагогической деятельности. Если эти конфликты продолжительны, то они неизбежно приводят учителя к заболеваниям. Однако не только избыток раздражителей, но и их нехватка могут стать негативным стрессором. Однообразие в работе, изоляция, ограниченность общения, скука, одиночество и другие подобные условия жизнедеятельности учителя также являются источником нервного срыва. Известные стрессоры, вызывающие у учителя нервные состояния, можно разделить на несколько групп.
1. Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда: необходимость быстрого переключения в процессе работы; монотонная работа; обязанность работать дома; перегрузка (внеурочной деятельностью, уроками); материальные затруднения.
2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам: нехватка времени; разочарование в выборе профессии; ошибки в общении с учениками, коллегами, родителями; нехватка знаний; «сгорание» на работе.
3. Стрессоры-конфликты в общении с учащимися: плохая дисциплина на уроках; низкая успеваемость по предмету; конфликты с учащимися и их родителями.
4. Стрессоры в общении с коллегами.

 

Каждый человек имеет индивидуальную устойчивость к стрессовым воздействиям.
К решению данной проблемы в нашей школе проведён комплексный подход. Состоялись консультации со специалистами разных направлений. Фельдшер Черневичского ФАПа Думшенко В.В. дал медицинские рекомендации по данному направлению:
«Оказывается, большая часть людей посещает врачей только в экстренных случаях. Чтобы даже подобные визиты свести к минимуму, рекомендуется регулярно проходить самостоятельный «медосмотр». Конечно, очереди на прием к врачу в поликлинике отнимают у нас много времени, но все можно спланировать на год вперед.
Наметьте на февраль сдачу анализов. Программа-минимум – общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сифилис, ВИЧ-инфекцию, гепатит С и В (даже если вы имеете одного постоянного полового партнера). Более 50% людей страдают анемией, которую легко диагностировать по общему анализу крови.
Около 15% пациентов, страдающих хроническим пиелонефритом, узнают о болезни только при появлении симптомов почечной недостаточности. Гепатит С почти в 100% случаев годами протекает бессимптомно, приводя к циррозу и раку печени.
В марте постарайтесь найти время, чтобы сделать УЗИ, ЭКГ и рентгенографию, а затем с результатами анализов и исследований проконсультируйтесь у терапевта. Плановое УЗИ позволяет выявить различные патологические процессы на ранних стадиях. В современной медицине плановое рентгенологическое исследование признано самым эффективным способом раннего выявления туберкулеза и рака легких.
Апрель – самое время посетить гинеколога или смотровой кабинет.
На май запланируйте поход к онкологу-дерматологу. Наличие у человека свыше 50 родинок диаметром более 2 мм увеличивает риск развития меланомы  (рака кожи) в 2 раза.
В июне нанесите визит к стоматологу. Многие желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания в 30% случаев развиваются из-за плохого состояния ротовой полости.
В июле обследуйтесь у эндокринолога.
В августе проконсультируйтесь у невропатолога, тем более, если у вас частые и сильные головные боли.
Таким образом, у Вас будет проходить непрерывное круглогодичное наблюдение за состоянием здоровья».
Для того, чтобы уметь успешно преодолевать внутреннее напряжение, владеть приёмами релаксации, психологом школы Орловой А.А. было проведено очень интересное и увлекательное тренинговое занятие, которое включало в себя немало игровых элементов, ролевых сюжетов, что дополнительно стало ещё и смехотерапией для всех.
Педагоги нашей школы обсудили возможные варианты повышения уровня профессиональной пригодности, внесли предложения по проведению дополнительных мероприятий данной направленности. Предлагалось чаще организовывать для учителей экскурсионные поездки по родному краю, посещения театральных и спортивных мероприятий. В школе с участием учителей регулярно проводятся спортивные состязания, профкомитет организовывает поездки по историческим и памятным местам. Например, в прошедшем учебном году мы посетили Национальную библиотеку, побывали в театре музкомедии в г.Минске, посетили мемориальный комплекс Хатынь. Хотелось бы, чтобы такие мероприятия стали более частыми, но поскольку коллектив небольшой, то возникают определённые трудности с организацией поездок.
Давайте по возможности постараемся оградить сами себя от стрессовых ситуаций, будем внимательнее относиться к коллегам по работе, к своему здоровью, постараемся разумно совмещать самое серьёзное отношение к труду с чувством юмора.
Поэтому педагогический коллектив УО «Черневичская ГОСШ» считает, что задача повышения грамотности учителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных. Необходимо создать условия для эффективного взаимодействия, расширить знания по организации и условиям труда педагога, сформировать  умения и навыки для обеспечения сохранности здоровья и профессиональной пригодности.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.