На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 2
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 2
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 2
Досуг как средство сохранения здоровья
Здоровьесберегающая деятельность учителя: проблемы и пути решения
Все страницы

Здоровье учителя как один из факторов, влияющих на качество образовательного процесса

Н.Е.Бурко

Светя другим, сгораю сам.
Ван Туль-Пси

Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа "Эта работа – сплошная головная боль!"
Эрих Берн

В последнее время, анализируя здоровье детей, медики пришли к выводу, что оно ухудшается. Поэтому все активнее в практику преподавания входят здоровьесберегающие технологии.

Но учебный процесс невозможен без педагога. Поэтому мы считаем необходимым поговорить о здоровье педагогов.
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость, и как результат – талантливый педагог становится профнепригодным.
Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты. Среди факторов, влияющих на настроение на уроке, 41% педагогов отметили отношение к себе и предмету;67% указали работоспособность класса, (причем лишь 4% опрошенных педагогов идут на работу с неохотой). Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами. У 48% педагогов общение с коллегами влияет на настроение и работоспособность. Не всегда удается найти общий язык и с родителями. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс.
Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Статистические данные показывают, что у педагогов ежегодно возрастает число заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем. И не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога. 70,5% педагогов нашей школы также отметили, что иногда испытывают подобное состояние.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы риска – это психофизиологические особенности труда учителя. Внешние факторы риска обусловлены организацией труда педагога и условиями среды, в которой он работает.
Внутренние факторы риска:

  • отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  • повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе);
  • повышенная нагрузка на голосовой аппарат;
  • сниженная двигательная активность;
  • своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови;
  • эмоциональная перенапряженность;
  • "творчество по необходимости".

Внешние факторы риска:

  • нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся;
  • отсутствие возможности рационального питания;
  • отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий;
  • несоблюдение правил гигиены обучения;
  • отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  • повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;
  • авторитарный стиль руководства;
  • развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив (исследование показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов, 27% женщин не замужем. Среди тех, чья семейная жизнь не устроена, женщины 31-50 лет, стаж их педагогической деятельности свыше 10 лет).

Приведем основные симптомы эмоционального выгорания:

  • усталость, утомление, истощение;
  • психосоматические проблемы;
  • бессонница;
  • негативное отношение к ученикам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
  • отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
  • негативное отношение к себе;
  • тревожные состояния;
  • пессимизм, депрессия;
  • чувство вины.

Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека в ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего "повседневный" психологический потенциал человека. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, так как профессиональный долг предполагает сдержанность. Равнодушие же, как и агрессивность, становится одной из причин школьного стресса детей.
Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти события создают дополнительное напряжение. И в итоге 67% опрошенных педагогов лишь иногда испытывают удовлетворение от осуществляемой профессиональной деятельности.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Здоровье учителя зависит от многих факторов. И очень важную роль в этом играет его психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, во многом зависит от условий работы. И чем лучше будет чувствовать себя педагог, чем чаще он будет улыбаться, тем успешнее будет образовательный процесс.
Именно поэтому в нашей школе возникла идея посмотреть на педагога не только как на преподавателя, профессионала, который чему-то учит, но и как на человека, личность со своими особенностями, со своей индивидуальностью.
С этой целью, учитывая пожелания учителей, была создана (правда, пока только в виртуальном виде) комната психологической разгрузки и отдыха учителей. Эта комната – нечто совершенно отличное от других помещений в школе. В интерьере должны преобладать мягкие линии, округлые очертания, пастельные тона, способствующие его прекрасному самочувствию. Атмосферу внутреннего и внешнего спокойствия создаст мягкий свет, льющийся с разных источников. И вся комната будет утопать в цветах, а аквариумы с экзотическими рыбками и всякие милые безделушки добавят внутреннему убранству уюта, теплоты. Комната должна быть такой, чтобы в нее хотелось идти. В ней можно будет послушать чудесную музыку, почитать интересную литературу, поиграть в настольные игры, приятно побеседовать за чашечкой ароматного чая, который всегда можно найти в "Фитобаре".
В нашей комнате также для повышения настроения, снятия усталости, регулировки многих процессов в организме будет использоваться ароматерапия. А самое главное, что в этой комнате тебя встретит ее радушный хозяин – психолог, который поможет справиться с любой проблемой, будь это проблема чисто профессиональная или какая-либо другая.
Каждый педагог, придя на работу, должен чувствовать себя уверенным, сильным, здоровым. И в этом ему может помочь такая комната психологической разгрузки и отдыха, которая, по сути, является целым комплексом мер по предупреждению и снятию стресса у педагога.
Психическое здоровье педагога тесно связано со здоровьем учеников, находящихся во взаимоотношении с ним. "Невротизированный учитель не всегда будет склонен лучше понимать невротического родителя или ученика. Иногда даже, если он компенсирует и справляется со своими затруднениями, он ожидает того же и от других и иногда выражает это не скрывая: "У меня то же самое, но я не обращаю на это внимания" [3, с. 350]. Эта фраза как нельзя лучше иллюстрирует значение преодоления синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Влияние слова учителя, его образа, стиля поведения и деятельности на окружающих, а также фантомов бытового сознания по поводу содержания педагогической деятельности оказывается для него либо травмирующим, либо способствующим становлению и развитию личности.
Способы предупреждения эмоционального выгорания:

  • планомерное решение проблем;
  • конфронтация;
  • дистанцированние (изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения);
  • самообладание;
  • поиск социальной поддержки;
  • принятие ответственности за происходящее;
  • позитивное переформулирование (поиск положительного в происходящем).


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.