На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 2 - Досуг как средство сохранения здоровья
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 2 - Досуг как средство сохранения здоровья
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 2
Досуг как средство сохранения здоровья
Здоровьесберегающая деятельность учителя: проблемы и пути решения
Все страницы

Досуг как средство сохранения здоровья

Н.А.Буртыль, Г.Н.Сакович

Досуг – зеркало работы.

Учителя часто ссылаются на перенапряжение. Что за этим стоит? Возможно, синдром эмоционального выгорания, которому подвержены люди, работающие  в системе "человек – человек". Составляющими этого синдрома являются:
- эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон, равнодушие или эмоциональное пресыщение;
- деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Это может быть повышение зависимости от других или повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к учащимся и коллегам;
- редукция личных достижений – тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей.
Эмоциональное сгорание, перегрузка – критический фактор личностной деформации и профессионального сгорания. Из-за нее труд не приносит удовлетворения. Они ведут к повышенной раздражительности, что также способствует сужению интересов, ограниченности взглядов и суждений.
Перегрузка приводит к резкому сужению круга общения и качественному его изменению. Ведь трудно поддерживать дружбу без встреч, бесед, обмена мыслями. Перегрузка провоцирует разлад в семье, в первую очередь с детьми, которые вечно дожидаются с работы своих родителей. Поэтому, обсуждая проблему "самоотверженности" преподавателя, самое время вспомнить позицию В.А.Сухомлинского, который по этому поводу писал: "Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества".
В сохранении профессионального здоровья учителя огромную роль играет  адекватно организованный отдых, досуг. Не зря говорят: "Досуг – зеркало работы", т.е. скажи мне, как ты отдыхаешь, и я скажу, как или кем ты работаешь.
Рассмотрим основные типы личности по отношении к организации досуга и решите для себя сами, к какому типу вы относитесь.

Тип А.
Рационально-деятельный, организованный и разносторонний. Люди такого склада стремятся к максимально полезному проведению досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют будни и отпуска, выходные, каникулы. Как правило, очень много успевают. Главное их качество – организованность, целеустремленность. Это прекрасные лидеры, увлекающие за собой друзей и близких.

Тип Б.
Активная натура. Интересы таких людей сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают свое свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения, будь то цветоводство, голубеводство или конструирование. Из них выходят отличные эксперты, тонкие знатоки; это натуры страстные, заражающие окружающих своей увлеченностью. Таким человеком в перспективе можно стать, если найти свой "конек".

Тип В.
Работник-энтузиаст. Практически лишён досуга. Свое свободное время посвящает основной работе. Такие люди часто встречаются среди научной и технической интеллигенции; они могут увлекаться только тем, что связано с их профессиональным призванием.

Тип Г.
Домосед. Отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, чтение, неспешные занятия в мастерской, гараже. Как правило, прекрасный семьянин, для которого семейный очаг – и призвание, и отдых.

Тип Д.
Компанейский. Эти люди предпочитают проводить время в обществе, совместных прогулках, беседах, вечеринках, походах, танцах. Оставаясь одни, не знают, куда себя деть. По сути, это "клубные люди". Там они – душа общества, шутники, обаятельные люди. Для них клуб – их призвание.

Тип Е.
"Времяубиватель". Нравственно опасен для общества и окружающих. Не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестокости, пьянству, дебошам. Такой человек скорее всего никогда не раскроет ни одну книгу.
Исследования показывают, что стиль досуговой деятельности тесно связан с характером и содержанием труда. Занятые однообразной, повторяющейся работой в свободное время предпочитают бывать в людных местах – в парках, на концертах, в компаниях, а творческой – в уединенных местах, где меньше шума и суеты.
Возвращаясь к терминам "досуг-зарядка" и "досуг-разрядка", следует сказать, что невозможно составить и навсегда утвердить такие списки, как, например, лыжный марафон или прогулка по лесу.  Главное, чтобы человек сознавал, какой отдых ему нужен, чтобы достичь психологически необходимого результата: бодрости, свежести мысли, хорошего настроения и работоспособности.
Чем отличается жизнь увлеченного человека? Прежде всего, внутренней одухотворенностью. Ему даже не обязательно жить в крупном культурном центре, в окружении музеев, театров, филармоний. Он сам найдет себе объект для преобразования, "окультуривания", творчества. Он одухотворяет свою реальную повседневную жизнь. Это просто. Досуг нужно наполнить смыслом. Отдыхом может быть все, что угодно, если себя на отдых настроить. На досуге, между прочим, можно составить перечень занятий, которые поднимают вам настроение.
В завершение, несколько способов самозащиты от стресса:
Дурачество. Учтите, что стрессы реже "пристают" к человеку, который умеет дурачиться. Поэтому почаще "валяйте дурака": состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на  себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка… да мало ли что можно придумать!
Новое. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… тогда стресс будет "приставать" к вам реже.

– Молитва. Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви.
По лестнице вверх. Подъем по лестнице – хорошая физическая нагрузка, помогающая снять нервное напряжение. Иногда достаточно подняться по лестнице на 4-5 этаж, чтобы снять его.
Также снимает нервное напряжение музыка Моцарта, рисование на бумаге человечков, чертиков, завитушек, разгадывание кроссвордов, игра в шахматы, бильярд, пасьянс, метание дротиков, посещение парикмахерской, бани, принятие душа, наблюдение за рыбками в аквариуме, за огнем костра, качание на качелях или в кресле-качалке, юмор и слезы.
Универсальный рецепт предложить трудно. Сколько людей, столько, наверное, и способов самозащиты от стрессов. Ищите и найдете. Только не замыкайтесь на своих жизненных тяготах, не давайте отчаянию, озлоблению овладевать вами.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.