Страница 3 из 3
Здоровьесберегающая деятельность учителя: проблемы и пути решения
Т.А.Вербицкая
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это "работа сердца и нервов", где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. В.А. Сухомлинский
Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность учеников. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Профессиональными заболеваниями учителей все чаще становятся гипертония, астма, язва желудка. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Исследования показали: у авторитарных педагогов учащиеся болеют чаще. Причина имеет психосоматическую природу, так как утомленный психологическим давлением организм быстрее заболевает. Мы знаем, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый начальник. У взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию, например, уволиться. У ребенка такой возможности нет. Заметим, что равнодушие учителя, так же, как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей. Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Даже молодые учителя часто обращаются в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. У этой группы педагогов выражены так называемые субъективные факторы напряженности педагогической деятельности, провоцирующие чрезмерную чувствительность к определенным профессиональным трудностям. Именно о таких людях писал Эрих Берн: "Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа "Эта работа — сплошная головная боль!". "…Лишь 34 % обследованных педагогов находятся в зоне психологического благополучия. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни на психологическом уровне. Около 40 % - имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь". [4] Для учителей со стажем работы 15 – 20 лет характерны "педагогические кризисы", "истощение", "сгорание" [3]. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы. Особенностью профессиональной деятельности педагогов является то, что это один из наиболее напряженных видов социальной деятельности. Профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего "повседневный" психический потенциал человека. Стресс – это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности и упадка. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свёртываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Различают физиологические (болевые воздействия, физическая нагрузка, жара, холод) и психологические (обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.) стрессоры. Наиболее разрушителен для организма психологический стресс, что достаточно часто встречается в педагогической деятельности. К стрессовым ситуациям учителя относят чаще всего следующие: "сбои в работе на уроке", "открытые уроки", "разговоры с руководством", "несправедливое отношение администрации", "встречи с родителями", "посещение урока директором или заместителем". В современном мире стресс превратился в один из основных источников заболеваний человека. Если напряженность не очень велика и не связана с очень неприятными обстоятельствами, то стресс не вреден. Вреден дистресс – сильный стресс, связанный с неприятными обстоятельствами. Многие педагоги нашей гимназии освоили механизмы, устраняющие дискомфорт, стабилизирующие "образ Я" (психологические защитные механизмы):
- "Бегство"
- "Вытеснение (подавление)"
- "Проекция"
- "Проявление (вымещение)
- "Рационализация"
Способствуют стрессам длительные, не дающие покоя эмоции, например, обида, зависть, несправедливость, отсутствие возможностей удовлетворить потребности самовыражения, самоутверждения, самореализации. В таких ситуациях помогают групповые или индивидуальные занятия: - Как преодолеть обиду?
- Как заглушить в себе "жабу" зависти?
- Как предупредить и сдержать аффект?
- Поборите страх
В своей работе я использую элементы антистрессовой релаксации (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения) и упражнения на расслабление: "Передышка", "Убежище", "Думайте нежно", "Самомассаж", "Простые утверждения", "Снимите напряжение в 12 точках", "Дыхание на счёт 7-11", "Вопросы к себе самому". Неплохие результаты приносит аутогенная тренировка, которая даёт возможность овладеть эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самонаблюдению и самоотчёту, повышает устойчивость и лабильность нервной системы. Однако надо помнить, что психологическая самозащита дает лишь временное ощущение благополучия Я-концепции, успокаивает чувство вины и совести. Она не делает нас лучше, а иногда закрепляет наши недостатки. В действительности это способы подсознательной самомаскировки, самообмана, ложной защиты. Необходимо иметь смелость и мужество перед самим собой, чтобы разглядеть их в себе и устранить.
[1] [2] [3] [4] [5] [6]
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
|