Здоровье учителя как один из факторов, влияющих на качество образовательного процесса
Н.Е.Бурко
Светя другим, сгораю сам. Ван Туль-Пси
Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа "Эта работа – сплошная головная боль!" Эрих Берн
В последнее время, анализируя здоровье детей, медики пришли к выводу, что оно ухудшается. Поэтому все активнее в практику преподавания входят здоровьесберегающие технологии.
Но учебный процесс невозможен без педагога. Поэтому мы считаем необходимым поговорить о здоровье педагогов. Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость, и как результат – талантливый педагог становится профнепригодным. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты. Среди факторов, влияющих на настроение на уроке, 41% педагогов отметили отношение к себе и предмету;67% указали работоспособность класса, (причем лишь 4% опрошенных педагогов идут на работу с неохотой). Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами. У 48% педагогов общение с коллегами влияет на настроение и работоспособность. Не всегда удается найти общий язык и с родителями. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Статистические данные показывают, что у педагогов ежегодно возрастает число заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем. И не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога. 70,5% педагогов нашей школы также отметили, что иногда испытывают подобное состояние. Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы риска – это психофизиологические особенности труда учителя. Внешние факторы риска обусловлены организацией труда педагога и условиями среды, в которой он работает. Внутренние факторы риска:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе);
- повышенная нагрузка на голосовой аппарат;
- сниженная двигательная активность;
- своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови;
- эмоциональная перенапряженность;
- "творчество по необходимости".
Внешние факторы риска:
- нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся;
- отсутствие возможности рационального питания;
- отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий;
- несоблюдение правил гигиены обучения;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
- повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;
- авторитарный стиль руководства;
- развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив (исследование показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов, 27% женщин не замужем. Среди тех, чья семейная жизнь не устроена, женщины 31-50 лет, стаж их педагогической деятельности свыше 10 лет).
Приведем основные симптомы эмоционального выгорания:
- усталость, утомление, истощение;
- психосоматические проблемы;
- бессонница;
- негативное отношение к ученикам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
- отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
- негативное отношение к себе;
- тревожные состояния;
- пессимизм, депрессия;
- чувство вины.
Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека в ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего "повседневный" психологический потенциал человека. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, так как профессиональный долг предполагает сдержанность. Равнодушие же, как и агрессивность, становится одной из причин школьного стресса детей. Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти события создают дополнительное напряжение. И в итоге 67% опрошенных педагогов лишь иногда испытывают удовлетворение от осуществляемой профессиональной деятельности. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Здоровье учителя зависит от многих факторов. И очень важную роль в этом играет его психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, во многом зависит от условий работы. И чем лучше будет чувствовать себя педагог, чем чаще он будет улыбаться, тем успешнее будет образовательный процесс. Именно поэтому в нашей школе возникла идея посмотреть на педагога не только как на преподавателя, профессионала, который чему-то учит, но и как на человека, личность со своими особенностями, со своей индивидуальностью. С этой целью, учитывая пожелания учителей, была создана (правда, пока только в виртуальном виде) комната психологической разгрузки и отдыха учителей. Эта комната – нечто совершенно отличное от других помещений в школе. В интерьере должны преобладать мягкие линии, округлые очертания, пастельные тона, способствующие его прекрасному самочувствию. Атмосферу внутреннего и внешнего спокойствия создаст мягкий свет, льющийся с разных источников. И вся комната будет утопать в цветах, а аквариумы с экзотическими рыбками и всякие милые безделушки добавят внутреннему убранству уюта, теплоты. Комната должна быть такой, чтобы в нее хотелось идти. В ней можно будет послушать чудесную музыку, почитать интересную литературу, поиграть в настольные игры, приятно побеседовать за чашечкой ароматного чая, который всегда можно найти в "Фитобаре". В нашей комнате также для повышения настроения, снятия усталости, регулировки многих процессов в организме будет использоваться ароматерапия. А самое главное, что в этой комнате тебя встретит ее радушный хозяин – психолог, который поможет справиться с любой проблемой, будь это проблема чисто профессиональная или какая-либо другая. Каждый педагог, придя на работу, должен чувствовать себя уверенным, сильным, здоровым. И в этом ему может помочь такая комната психологической разгрузки и отдыха, которая, по сути, является целым комплексом мер по предупреждению и снятию стресса у педагога. Психическое здоровье педагога тесно связано со здоровьем учеников, находящихся во взаимоотношении с ним. "Невротизированный учитель не всегда будет склонен лучше понимать невротического родителя или ученика. Иногда даже, если он компенсирует и справляется со своими затруднениями, он ожидает того же и от других и иногда выражает это не скрывая: "У меня то же самое, но я не обращаю на это внимания" [3, с. 350]. Эта фраза как нельзя лучше иллюстрирует значение преодоления синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Влияние слова учителя, его образа, стиля поведения и деятельности на окружающих, а также фантомов бытового сознания по поводу содержания педагогической деятельности оказывается для него либо травмирующим, либо способствующим становлению и развитию личности. Способы предупреждения эмоционального выгорания:
- планомерное решение проблем;
- конфронтация;
- дистанцированние (изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения);
- самообладание;
- поиск социальной поддержки;
- принятие ответственности за происходящее;
- позитивное переформулирование (поиск положительного в происходящем).
Досуг как средство сохранения здоровья
Н.А.Буртыль, Г.Н.Сакович
Досуг – зеркало работы.
Учителя часто ссылаются на перенапряжение. Что за этим стоит? Возможно, синдром эмоционального выгорания, которому подвержены люди, работающие в системе "человек – человек". Составляющими этого синдрома являются: - эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон, равнодушие или эмоциональное пресыщение; - деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Это может быть повышение зависимости от других или повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к учащимся и коллегам; - редукция личных достижений – тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей. Эмоциональное сгорание, перегрузка – критический фактор личностной деформации и профессионального сгорания. Из-за нее труд не приносит удовлетворения. Они ведут к повышенной раздражительности, что также способствует сужению интересов, ограниченности взглядов и суждений. Перегрузка приводит к резкому сужению круга общения и качественному его изменению. Ведь трудно поддерживать дружбу без встреч, бесед, обмена мыслями. Перегрузка провоцирует разлад в семье, в первую очередь с детьми, которые вечно дожидаются с работы своих родителей. Поэтому, обсуждая проблему "самоотверженности" преподавателя, самое время вспомнить позицию В.А.Сухомлинского, который по этому поводу писал: "Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества". В сохранении профессионального здоровья учителя огромную роль играет адекватно организованный отдых, досуг. Не зря говорят: "Досуг – зеркало работы", т.е. скажи мне, как ты отдыхаешь, и я скажу, как или кем ты работаешь. Рассмотрим основные типы личности по отношении к организации досуга и решите для себя сами, к какому типу вы относитесь.
Тип А. Рационально-деятельный, организованный и разносторонний. Люди такого склада стремятся к максимально полезному проведению досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют будни и отпуска, выходные, каникулы. Как правило, очень много успевают. Главное их качество – организованность, целеустремленность. Это прекрасные лидеры, увлекающие за собой друзей и близких.
Тип Б. Активная натура. Интересы таких людей сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают свое свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения, будь то цветоводство, голубеводство или конструирование. Из них выходят отличные эксперты, тонкие знатоки; это натуры страстные, заражающие окружающих своей увлеченностью. Таким человеком в перспективе можно стать, если найти свой "конек".
Тип В. Работник-энтузиаст. Практически лишён досуга. Свое свободное время посвящает основной работе. Такие люди часто встречаются среди научной и технической интеллигенции; они могут увлекаться только тем, что связано с их профессиональным призванием.
Тип Г. Домосед. Отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, чтение, неспешные занятия в мастерской, гараже. Как правило, прекрасный семьянин, для которого семейный очаг – и призвание, и отдых.
Тип Д. Компанейский. Эти люди предпочитают проводить время в обществе, совместных прогулках, беседах, вечеринках, походах, танцах. Оставаясь одни, не знают, куда себя деть. По сути, это "клубные люди". Там они – душа общества, шутники, обаятельные люди. Для них клуб – их призвание.
Тип Е. "Времяубиватель". Нравственно опасен для общества и окружающих. Не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестокости, пьянству, дебошам. Такой человек скорее всего никогда не раскроет ни одну книгу. Исследования показывают, что стиль досуговой деятельности тесно связан с характером и содержанием труда. Занятые однообразной, повторяющейся работой в свободное время предпочитают бывать в людных местах – в парках, на концертах, в компаниях, а творческой – в уединенных местах, где меньше шума и суеты. Возвращаясь к терминам "досуг-зарядка" и "досуг-разрядка", следует сказать, что невозможно составить и навсегда утвердить такие списки, как, например, лыжный марафон или прогулка по лесу. Главное, чтобы человек сознавал, какой отдых ему нужен, чтобы достичь психологически необходимого результата: бодрости, свежести мысли, хорошего настроения и работоспособности. Чем отличается жизнь увлеченного человека? Прежде всего, внутренней одухотворенностью. Ему даже не обязательно жить в крупном культурном центре, в окружении музеев, театров, филармоний. Он сам найдет себе объект для преобразования, "окультуривания", творчества. Он одухотворяет свою реальную повседневную жизнь. Это просто. Досуг нужно наполнить смыслом. Отдыхом может быть все, что угодно, если себя на отдых настроить. На досуге, между прочим, можно составить перечень занятий, которые поднимают вам настроение. В завершение, несколько способов самозащиты от стресса: – Дурачество. Учтите, что стрессы реже "пристают" к человеку, который умеет дурачиться. Поэтому почаще "валяйте дурака": состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка… да мало ли что можно придумать! – Новое. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… тогда стресс будет "приставать" к вам реже.
– Молитва. Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. – По лестнице вверх. Подъем по лестнице – хорошая физическая нагрузка, помогающая снять нервное напряжение. Иногда достаточно подняться по лестнице на 4-5 этаж, чтобы снять его. Также снимает нервное напряжение музыка Моцарта, рисование на бумаге человечков, чертиков, завитушек, разгадывание кроссвордов, игра в шахматы, бильярд, пасьянс, метание дротиков, посещение парикмахерской, бани, принятие душа, наблюдение за рыбками в аквариуме, за огнем костра, качание на качелях или в кресле-качалке, юмор и слезы. Универсальный рецепт предложить трудно. Сколько людей, столько, наверное, и способов самозащиты от стрессов. Ищите и найдете. Только не замыкайтесь на своих жизненных тяготах, не давайте отчаянию, озлоблению овладевать вами.
Здоровьесберегающая деятельность учителя: проблемы и пути решения
Т.А.Вербицкая
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это "работа сердца и нервов", где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. В.А. Сухомлинский
Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность учеников. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Профессиональными заболеваниями учителей все чаще становятся гипертония, астма, язва желудка. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Исследования показали: у авторитарных педагогов учащиеся болеют чаще. Причина имеет психосоматическую природу, так как утомленный психологическим давлением организм быстрее заболевает. Мы знаем, как может испортить настроение, а то и довести до инфаркта грубый, несправедливый начальник. У взрослого человека всегда есть возможность изменить ситуацию, например, уволиться. У ребенка такой возможности нет. Заметим, что равнодушие учителя, так же, как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей. Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Даже молодые учителя часто обращаются в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей. У этой группы педагогов выражены так называемые субъективные факторы напряженности педагогической деятельности, провоцирующие чрезмерную чувствительность к определенным профессиональным трудностям. Именно о таких людях писал Эрих Берн: "Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа "Эта работа — сплошная головная боль!". "…Лишь 34 % обследованных педагогов находятся в зоне психологического благополучия. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни на психологическом уровне. Около 40 % - имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь". [4] Для учителей со стажем работы 15 – 20 лет характерны "педагогические кризисы", "истощение", "сгорание" [3]. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы. Особенностью профессиональной деятельности педагогов является то, что это один из наиболее напряженных видов социальной деятельности. Профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего "повседневный" психический потенциал человека. Стресс – это физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности и упадка. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свёртываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Различают физиологические (болевые воздействия, физическая нагрузка, жара, холод) и психологические (обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.) стрессоры. Наиболее разрушителен для организма психологический стресс, что достаточно часто встречается в педагогической деятельности. К стрессовым ситуациям учителя относят чаще всего следующие: "сбои в работе на уроке", "открытые уроки", "разговоры с руководством", "несправедливое отношение администрации", "встречи с родителями", "посещение урока директором или заместителем". В современном мире стресс превратился в один из основных источников заболеваний человека. Если напряженность не очень велика и не связана с очень неприятными обстоятельствами, то стресс не вреден. Вреден дистресс – сильный стресс, связанный с неприятными обстоятельствами. Многие педагоги нашей гимназии освоили механизмы, устраняющие дискомфорт, стабилизирующие "образ Я" (психологические защитные механизмы):
- "Бегство"
- "Вытеснение (подавление)"
- "Проекция"
- "Проявление (вымещение)
- "Рационализация"
Способствуют стрессам длительные, не дающие покоя эмоции, например, обида, зависть, несправедливость, отсутствие возможностей удовлетворить потребности самовыражения, самоутверждения, самореализации. В таких ситуациях помогают групповые или индивидуальные занятия: - Как преодолеть обиду?
- Как заглушить в себе "жабу" зависти?
- Как предупредить и сдержать аффект?
- Поборите страх
В своей работе я использую элементы антистрессовой релаксации (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения) и упражнения на расслабление: "Передышка", "Убежище", "Думайте нежно", "Самомассаж", "Простые утверждения", "Снимите напряжение в 12 точках", "Дыхание на счёт 7-11", "Вопросы к себе самому". Неплохие результаты приносит аутогенная тренировка, которая даёт возможность овладеть эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самонаблюдению и самоотчёту, повышает устойчивость и лабильность нервной системы. Однако надо помнить, что психологическая самозащита дает лишь временное ощущение благополучия Я-концепции, успокаивает чувство вины и совести. Она не делает нас лучше, а иногда закрепляет наши недостатки. В действительности это способы подсознательной самомаскировки, самообмана, ложной защиты. Необходимо иметь смелость и мужество перед самим собой, чтобы разглядеть их в себе и устранить.
[1] [2] [3] [4] [5] [6]
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко |