На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3
Психическое состояние педагога с точки зрения утомления
Искусство выхода из конфликтных ситуаций как один из факторов здорового образа жизни педагогического коллектива
Все страницы

Эмоциональная поддержка и профилактика синдрома "эмоционального сгорания"
у руководителей учреждений образования

Л.В.Виленчик

Необходимым условием успешности профессиональной деятельности руководителя учреждения образования является удовлетворенность результатами своей работы. Среди составляющих ее параметров важное место занимают показатели удовлетворенности руководителя взаимоотношениями с педагогическим коллективом, психологическим климатом в школе, который во многом определяется профессионализмом руководителя.

Проблема сохранения эмоционального здоровья руководителя становится в связи с этим принципиально важной, т.к. его эмоциональное нездоровье во многом связывается с трудностями общения, с недостаточно развитыми коммуникативными способностями.
Значительными факторами риска, характеризующими взаимоотношения в коллективе, являются недоброжелательность, несдержанность, резкость суждений, неумение слушать друг друга, сужение круга интересов и мотивов деятельности, нереализованность жизненных планов и ожиданий. Во многом это объясняется влиянием авторитарного стиля воздействия на того или иного подчиненного, отсутствием объективных критериев оценки, мотивации и стимулирования труда учителя. Другой фрустрирующий фактор – усиление интенсивности труда в педколлективе, стремление к проведению положительных изменений, реорганизация работы за счет расширения совместной с коллективом инновационной деятельности, пересмотра системы сложившихся ценностей, ломки личностных и профессиональных стереотипов, что особенно отражается на ведущей позиции руководителя школы. Все это также создает в педагогическом коллективе состояние напряженности, приводит в стрессовое состояние, расшатывает уверенность в себе, вызывает переутомление от длительного напряжения, падение работоспособности и, естественно, сказывается на взаимоотношениях с учителями.
Как следствие, при эмоциональном нездоровье проявляется главная специфическая особенность школы: любые противоречия во взаимоотношениях учителя и руководителя непременно сказываются на учащихся.
Анализ показывает, что диапазон эмоциональных состояний негативного характера у руководителей школ довольно велик – от неуверенности в собственных силах, тормозящей профессиональный рост, до сверхактивности с ансамблем проявлений агрессивности, нетерпимости, тревожности.
Весь этот набор негативно окрашенных факторов эмоционального здоровья характеризуется психоэмоциональным истощением, и в последнее время исследователи все больше связывают их с синдромом "сгорания". На наш взгляд, основные параметры эмоционального "сгорания" включают психоэмоциональное истощение, личностное отчуждение при высокой профессиональной мотивации, которая зачастую не реализуется в продуктивной деятельности. Наши исследования проблемы психического здоровья руководителей школ в современной школе свидетельствуют о высоком уровне психологического "сгорания" руководителей образовательных учреждений.
Зарубежными и отечественными исследователями определен перечень таких характеристик труда руководителя, которые провоцируют появление психологического "сгорания":

  1. высокая ответственность за результаты работы;
  2. творчество, необходимость инноваций, отсутствие заданных шаблонов и алгоритмов деятельности;
  3. интенсивность труда при постоянном временном цейтноте;
  4. необходимость постоянно контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, скрывать истинное отношение к некоторым людям;
  5. практически полное отсутствие поддержки в сложных ситуациях, невозможность быстро освободиться от негативных эмоций;
  6. незащищенность от манипуляций, угроз, проявлений открытой агрессии, невозможность ответить тем же.

Проводимая психологическая работа с руководителями учреждений образования на базовых курсах повышения квалификации в тренинговых группах выявляет наличие у них различного рода защитных реакций, имитирующих способы снятия эмоциональной напряженности, а на самом деле лишь усиливающих конфликтность межличностных отношений, неудовлетворенность собой, другими, неуверенность в собственных силах.
Поэтому важным аспектом психологической поддержки руководителя учреждения образования, как показывает опыт, является усиление его психологической подготовки в области межличностного делового общения, повышение психологической компетентности в анализе конфликтных ситуаций, способах их разрешения, основанных на гуманистических ценностях межличностного общения. Одним из основных способов овладения этими знаниями является тренинг культуры профессионального общения, который проводится на базовых курсах повышения квалификации руководителей учреждений образования.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.