На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3 - Психическое состояние педагога с точки зрения утомления
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3 - Психическое состояние педагога с точки зрения утомления
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3
Психическое состояние педагога с точки зрения утомления
Искусство выхода из конфликтных ситуаций как один из факторов здорового образа жизни педагогического коллектива
Все страницы

 

Психическое состояние педагога с точки зрения утомления

В.С.Еременко

Как ни банально прозвучат эти слова, но здоровье – это основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Способы, которыми можно его сохранить и поддержать, очень просты. Поэтому, когда говорят о режиме дня, зарядке, закалке, организованности, у многих это вызывает просто скуку и никакой ответной реакции. Но если подумать, то даже для того чтобы соблюдать режим дня, нужна очень сильная воля. А есть она далеко не у каждого? Отсюда переутомление, физическая немощь и болезни. Так вырастают неудачники, которые жалуются на сложные обстоятельства в жизни, вместо того, чтобы взять судьбу в свои руки и добиваться поставленных целей.
Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.
Япония – небольшая страна – сейчас обогнала мир во многих отношениях. По уровню знаний, особенно в математике и в естественных науках, японских школьников ставят чуть ли не на первое место в мире. Чтобы поддержать такой уровень работоспособности и успеха, они начинают закаляться с четырех лет. Ведь большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Даже младенцы учатся по команде сжимать и разжимать кулачки.
Размах борьбы за здоровье, если не сказать – настоящий бум, особенно заметен в США. Американские школьники очень любят уроки физкультуры и даже не представляют, что можно пропустить их без особой причины. Поэтому американские дети, побывавшие у нас в стране, преподносят как лучший анекдот случаи, когда их юные друзья... удрали с урока физкультуры.
Сейчас в Америке успех ждет "яппи" – молодого горожанина, целеустремленно движущегося вверх по лестнице карьеры. Достичь чего-то имеет шанс лишь внешне привлекательный человек (спорт, диета). Угрюмый, нервный, наглый, расхлябанный или, скажем, обжора - все это признаки неудачника.
Школа — это тот социальный институт, который не может обойти никто. В школе человек не только получает знания, но и приобретает навыки общения, учится строить межличностные отношения. Поэтому важно, чтобы ребенок имел как можно больше примеров конструктивного межличностного взаимодействия. К сожалению, современная ситуация в школе не всегда предлагает ребенку такие примеры.
Следует заметить, что учителя, которые являются образцом для своих учеников, не намеренно демонстрируют негативные формы поведения в общении. Зачастую это бывает обусловлено усталостью, недомоганием, а возможно, и страхом перед завтрашним днем, неуверенностью в будущем своих детей и собственном будущем.
Опыт моей работы в школе показал, что в первую очередь в психологической поддержке и помощи нуждаются именно учителя. Психологическое состояние значительной части учителей требует немедленного вмешательства не только  школьного психолога, но и врача. Например, в отношении отдельных педагогов, по данным моих диагностик, можно говорить о наличии психиатрического диагноза – истерический невроз, высокие показатели экстраверсии и нейротизма. В искренней беседе один педагог мне сам сказал, что у него в амбулаторной карте записан именно такой клинический диагноз. Тем не менее, именно эти учителя считают, что они обойдутся без чьей-либо помощи, ссылаясь на то, что им просто нужен отдых. Обращаться за психологической помощью в нашем городе учителя не могут, да и у нас в больнице нет клинического психолога. Школьным психологам они не доверяют. Недоверие к психологу формируется еще и потому, что нет профессионально подготовленных психологов, эту должность зачастую занимают случайные люди.
Поэтому я пытаюсь некоторые направления данной работы перенести на территорию школы.  Я внедряю те или иные приемы психологической и психотерапевтической работы в педагогический процесс. Постепенно растущее доверие между учителями и мной привело к тому, что учителя школы начали обращаться по вопросам, касающимся не только их деятельности в школе, но и личной жизни.
Проведенная работа с педагогическим коллективом показала, что включение в психопрофилактическую программу элементов индивидуальной и групповой психотерапии, проводимой в условиях школы, позволило  улучшить самочувствие  учителей, что в скором времени положительно сказывается на психологическом климате в школе и улучшает взаимоотношения в системах "учитель — ученик" и "учитель — учитель".
Приведу пример проведения диагностики уровня утомления педагогов СШ № 1 и СШ № 2 г.Толочина и рекомендаций, предложенных им.

Дата диагностики:
СШ №2  29. 03. 2007,
СШ №1  30. 03. 2007.

 

Анализ результатов исследования уровня утомления педагогов

 

Школы

Не испытывают утомления

Начальная форма хронического утомления

Хроническое утомление

Кол-во
педагогов

%

Кол-во
педагогов

%

Кол-во
педагогов

%

СШ №1

6

12,5%

19

40%

1

2%

СШ №2

4

8,5%

10

20%

8

17%

Общий рез-т

10

21%

29

60%

9

19%

Таким образом,

  1. 10 педагогов (21%) не испытывают утомления.
  2. 29 педагогов (60%) испытывают  начальную форму хронического утомления.
  3. 9 педагогов (19%) испытывают  хроническое утомление.

Рекомендации
Вам стоит подумать о более рациональном режиме дня, возможности снижения нагрузок, может быть, о нормализации взаимоотношений с окружающими: родными, коллегами, учениками и т.п.

Эти советы дают психологи и врачи. Возможно, они помогут Вам в организации жизни и сохранении хорошего самочувствия.


Называние собственных чувств.
Как известно, гнев, злость, обида, раздражение очень пагубно действуют на наше здоровье. Они вырабатывают токсические вещества, разрушающие здоровье.
Как можно уменьшить свое раздражение, злость, агрессию? Как вообще научиться владеть чувствами? Психологи советуют использовать следующий простой прием.
В разгаре дня, вечером или утром, в школе, на улице, дома, отвлекись на мгновение от дел. Прислушайся к себе. Постарайся определить, какое чувство охватывает тебя в этот миг: радость, печаль, бешенство, ликование, стыд, удовлетворение, тоска, покой, гнев, веселье, азарт и т. д.?
Сделай это сейчас. Какое из чувств тобой владеет в этот момент? А теперь назови его шепотом, например: "Я в гневе". И выдержи небольшую паузу. При этом протри лицо руками, как сделал бы просыпающийся человек. Гнев вроде бы остыл. Правда? Но не прошел, конечно. Только теперь ты уже владеешь своим гневом, а не гнев – тобой. Проделывая такую штуку несколько раз в день, через некоторое время ты будешь управлять своими эмоциями не хуже иного дипломата.
И не бойся собственной улыбки. Улыбка всегда вызывает симпатию.

Учитесь понимать и прощать.
Отрицательные эмоции и чувства нередко вызывают у нас слова или поступки других людей. Как избавляться от этих чувств?
Часто мы говорим, что простили другого человека. На самом деле в глубине души что-то остается. Это затаенная обида. Вот она-то и может вызывать различные болезненные состояния.
Как же освободиться от этих затаенных обид?
На первый взгляд, все очень просто. Выбросить их из головы и все. На самом же деле все гораздо сложнее. Необходимо понять душевное и физическое состояние человека, который вольно или невольно нанес вам обиду. Возможно, когда он произносил обидные для вас слова, не он произносил их, а его болезнь.
Нередко слышим: "желчный человек". А что это значит? Это значит, что у человека больная печень, или желчный пузырь. И как раз из-за этого в кровь попадает желчь. И человек злится - не потому, что по природе злой, а оттого, что больной – желчь в крови "говорит".
Разумеется, каждый человек, в том числе и не очень здоровый, должен стараться контролировать свои эмоции, властвовать собой. Но очень важно и понимать тех людей, с которыми ты общаешься. И тогда будет легче прощать их.

Словно заново родились.
Если ты заработался или заучился до того, что чувствуешь: "Все, больше не могу!" – нужно открыть кран и... помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать под прохладной или холодной водой.
Конечно, лучше бы было выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений, чтобы сбросить усталость.
Но если такой возможности нет, тебя выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.
И ведь так просто – ополосни прохладной водой руки, а заодно и лицо. И ты словно заново родился.
Можно снова приниматься за работу.

Устали? Расслабьтесь!
Есть простой способ расслабиться и хорошо отдохнуть, придя из школы домой. Займет это всего несколько минут. Если эту паузу ты делаешь днем, окна лучше занавесить. Если вечером, следует приглушить освещение.
1. Ляг на спину на коврик или на жесткую кушетку. Под голову положи маленькую подушечку. Руки вытянуты вдоль тела, раскрытые ладони обращены вверх. Носки ступней оттянуты. Закрой глаза и полностью расслабься. Дыши ровно и спокойно. Оставайся в этом положении несколько минут, стараясь ни о чем не думать,
2. Продолжая лежать, на вдохе приподними пятку правой ноги на несколько сантиметров вверх. Нога прямая. Подержи ее в воздухе несколько секунд и на выдохе медленно опусти. Повтори это пять раз правой ногой и пять раз – левой. Когда ты поднимаешь слегка ступню и вдыхаешь, твои мышцы напрягаются. Когда опускаешь и выдыхаешь – расслабляются. Ты должен чувствовать это напряжение и расслабление.
3. Находясь все в том же положении, очень сильно на вдохе сожми левую руку в кулак, подержи его несколько секунд и с выдохом разожми. Повтори это упражнение по пять раз для левой и правой руки. Затем пять раз сжимай в кулаки одновременно и правую, и левую руки. Концентрируйся на своих кулаках и этом ощущении: при сжатии мускулы напрягаются, при разжатии - расслабляются.
4.  Не двигаясь, представь себе, что твое тело все больше и больше тяжелеет и как бы вжимается в землю. Повторяй про себя фразу: "Мое тело очень, очень тяжелое..." Старайся при этом как можно полнее расслабиться.
5. Спустя несколько минут открой глаза и нерезким движением встань.

Никогда не отчаивайся!
Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье.
Что тут можно посоветовать?
Главное: не зацикливайся на своих неприятностях!
Вспоминай и о том хорошем, что уже подарила тебе жизнь.
А еще лучше – возьми листок бумаги и составь список тех счастливых событий, которыми уже одарила тебя жизнь. Поблагодари ее за это. Жизнь любит благодарных.
Теперь с новыми силами берись за решение сегодняшних проблем. И верь, что жизнь еще одарит тебя своими радостями. Главное – верить в это.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.