На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 3
Психическое состояние педагога с точки зрения утомления
Искусство выхода из конфликтных ситуаций как один из факторов здорового образа жизни педагогического коллектива
Все страницы

Эмоциональная поддержка и профилактика синдрома "эмоционального сгорания"
у руководителей учреждений образования

Л.В.Виленчик

Необходимым условием успешности профессиональной деятельности руководителя учреждения образования является удовлетворенность результатами своей работы. Среди составляющих ее параметров важное место занимают показатели удовлетворенности руководителя взаимоотношениями с педагогическим коллективом, психологическим климатом в школе, который во многом определяется профессионализмом руководителя.

Проблема сохранения эмоционального здоровья руководителя становится в связи с этим принципиально важной, т.к. его эмоциональное нездоровье во многом связывается с трудностями общения, с недостаточно развитыми коммуникативными способностями.
Значительными факторами риска, характеризующими взаимоотношения в коллективе, являются недоброжелательность, несдержанность, резкость суждений, неумение слушать друг друга, сужение круга интересов и мотивов деятельности, нереализованность жизненных планов и ожиданий. Во многом это объясняется влиянием авторитарного стиля воздействия на того или иного подчиненного, отсутствием объективных критериев оценки, мотивации и стимулирования труда учителя. Другой фрустрирующий фактор – усиление интенсивности труда в педколлективе, стремление к проведению положительных изменений, реорганизация работы за счет расширения совместной с коллективом инновационной деятельности, пересмотра системы сложившихся ценностей, ломки личностных и профессиональных стереотипов, что особенно отражается на ведущей позиции руководителя школы. Все это также создает в педагогическом коллективе состояние напряженности, приводит в стрессовое состояние, расшатывает уверенность в себе, вызывает переутомление от длительного напряжения, падение работоспособности и, естественно, сказывается на взаимоотношениях с учителями.
Как следствие, при эмоциональном нездоровье проявляется главная специфическая особенность школы: любые противоречия во взаимоотношениях учителя и руководителя непременно сказываются на учащихся.
Анализ показывает, что диапазон эмоциональных состояний негативного характера у руководителей школ довольно велик – от неуверенности в собственных силах, тормозящей профессиональный рост, до сверхактивности с ансамблем проявлений агрессивности, нетерпимости, тревожности.
Весь этот набор негативно окрашенных факторов эмоционального здоровья характеризуется психоэмоциональным истощением, и в последнее время исследователи все больше связывают их с синдромом "сгорания". На наш взгляд, основные параметры эмоционального "сгорания" включают психоэмоциональное истощение, личностное отчуждение при высокой профессиональной мотивации, которая зачастую не реализуется в продуктивной деятельности. Наши исследования проблемы психического здоровья руководителей школ в современной школе свидетельствуют о высоком уровне психологического "сгорания" руководителей образовательных учреждений.
Зарубежными и отечественными исследователями определен перечень таких характеристик труда руководителя, которые провоцируют появление психологического "сгорания":

  1. высокая ответственность за результаты работы;
  2. творчество, необходимость инноваций, отсутствие заданных шаблонов и алгоритмов деятельности;
  3. интенсивность труда при постоянном временном цейтноте;
  4. необходимость постоянно контролировать свое поведение, сдерживать эмоции, скрывать истинное отношение к некоторым людям;
  5. практически полное отсутствие поддержки в сложных ситуациях, невозможность быстро освободиться от негативных эмоций;
  6. незащищенность от манипуляций, угроз, проявлений открытой агрессии, невозможность ответить тем же.

Проводимая психологическая работа с руководителями учреждений образования на базовых курсах повышения квалификации в тренинговых группах выявляет наличие у них различного рода защитных реакций, имитирующих способы снятия эмоциональной напряженности, а на самом деле лишь усиливающих конфликтность межличностных отношений, неудовлетворенность собой, другими, неуверенность в собственных силах.
Поэтому важным аспектом психологической поддержки руководителя учреждения образования, как показывает опыт, является усиление его психологической подготовки в области межличностного делового общения, повышение психологической компетентности в анализе конфликтных ситуаций, способах их разрешения, основанных на гуманистических ценностях межличностного общения. Одним из основных способов овладения этими знаниями является тренинг культуры профессионального общения, который проводится на базовых курсах повышения квалификации руководителей учреждений образования.


 

Психическое состояние педагога с точки зрения утомления

В.С.Еременко

Как ни банально прозвучат эти слова, но здоровье – это основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Способы, которыми можно его сохранить и поддержать, очень просты. Поэтому, когда говорят о режиме дня, зарядке, закалке, организованности, у многих это вызывает просто скуку и никакой ответной реакции. Но если подумать, то даже для того чтобы соблюдать режим дня, нужна очень сильная воля. А есть она далеко не у каждого? Отсюда переутомление, физическая немощь и болезни. Так вырастают неудачники, которые жалуются на сложные обстоятельства в жизни, вместо того, чтобы взять судьбу в свои руки и добиваться поставленных целей.
Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.
Япония – небольшая страна – сейчас обогнала мир во многих отношениях. По уровню знаний, особенно в математике и в естественных науках, японских школьников ставят чуть ли не на первое место в мире. Чтобы поддержать такой уровень работоспособности и успеха, они начинают закаляться с четырех лет. Ведь большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Даже младенцы учатся по команде сжимать и разжимать кулачки.
Размах борьбы за здоровье, если не сказать – настоящий бум, особенно заметен в США. Американские школьники очень любят уроки физкультуры и даже не представляют, что можно пропустить их без особой причины. Поэтому американские дети, побывавшие у нас в стране, преподносят как лучший анекдот случаи, когда их юные друзья... удрали с урока физкультуры.
Сейчас в Америке успех ждет "яппи" – молодого горожанина, целеустремленно движущегося вверх по лестнице карьеры. Достичь чего-то имеет шанс лишь внешне привлекательный человек (спорт, диета). Угрюмый, нервный, наглый, расхлябанный или, скажем, обжора - все это признаки неудачника.
Школа — это тот социальный институт, который не может обойти никто. В школе человек не только получает знания, но и приобретает навыки общения, учится строить межличностные отношения. Поэтому важно, чтобы ребенок имел как можно больше примеров конструктивного межличностного взаимодействия. К сожалению, современная ситуация в школе не всегда предлагает ребенку такие примеры.
Следует заметить, что учителя, которые являются образцом для своих учеников, не намеренно демонстрируют негативные формы поведения в общении. Зачастую это бывает обусловлено усталостью, недомоганием, а возможно, и страхом перед завтрашним днем, неуверенностью в будущем своих детей и собственном будущем.
Опыт моей работы в школе показал, что в первую очередь в психологической поддержке и помощи нуждаются именно учителя. Психологическое состояние значительной части учителей требует немедленного вмешательства не только  школьного психолога, но и врача. Например, в отношении отдельных педагогов, по данным моих диагностик, можно говорить о наличии психиатрического диагноза – истерический невроз, высокие показатели экстраверсии и нейротизма. В искренней беседе один педагог мне сам сказал, что у него в амбулаторной карте записан именно такой клинический диагноз. Тем не менее, именно эти учителя считают, что они обойдутся без чьей-либо помощи, ссылаясь на то, что им просто нужен отдых. Обращаться за психологической помощью в нашем городе учителя не могут, да и у нас в больнице нет клинического психолога. Школьным психологам они не доверяют. Недоверие к психологу формируется еще и потому, что нет профессионально подготовленных психологов, эту должность зачастую занимают случайные люди.
Поэтому я пытаюсь некоторые направления данной работы перенести на территорию школы.  Я внедряю те или иные приемы психологической и психотерапевтической работы в педагогический процесс. Постепенно растущее доверие между учителями и мной привело к тому, что учителя школы начали обращаться по вопросам, касающимся не только их деятельности в школе, но и личной жизни.
Проведенная работа с педагогическим коллективом показала, что включение в психопрофилактическую программу элементов индивидуальной и групповой психотерапии, проводимой в условиях школы, позволило  улучшить самочувствие  учителей, что в скором времени положительно сказывается на психологическом климате в школе и улучшает взаимоотношения в системах "учитель — ученик" и "учитель — учитель".
Приведу пример проведения диагностики уровня утомления педагогов СШ № 1 и СШ № 2 г.Толочина и рекомендаций, предложенных им.

Дата диагностики:
СШ №2  29. 03. 2007,
СШ №1  30. 03. 2007.

 

Анализ результатов исследования уровня утомления педагогов

 

Школы

Не испытывают утомления

Начальная форма хронического утомления

Хроническое утомление

Кол-во
педагогов

%

Кол-во
педагогов

%

Кол-во
педагогов

%

СШ №1

6

12,5%

19

40%

1

2%

СШ №2

4

8,5%

10

20%

8

17%

Общий рез-т

10

21%

29

60%

9

19%

Таким образом,

  1. 10 педагогов (21%) не испытывают утомления.
  2. 29 педагогов (60%) испытывают  начальную форму хронического утомления.
  3. 9 педагогов (19%) испытывают  хроническое утомление.

Рекомендации
Вам стоит подумать о более рациональном режиме дня, возможности снижения нагрузок, может быть, о нормализации взаимоотношений с окружающими: родными, коллегами, учениками и т.п.

Эти советы дают психологи и врачи. Возможно, они помогут Вам в организации жизни и сохранении хорошего самочувствия.


Называние собственных чувств.
Как известно, гнев, злость, обида, раздражение очень пагубно действуют на наше здоровье. Они вырабатывают токсические вещества, разрушающие здоровье.
Как можно уменьшить свое раздражение, злость, агрессию? Как вообще научиться владеть чувствами? Психологи советуют использовать следующий простой прием.
В разгаре дня, вечером или утром, в школе, на улице, дома, отвлекись на мгновение от дел. Прислушайся к себе. Постарайся определить, какое чувство охватывает тебя в этот миг: радость, печаль, бешенство, ликование, стыд, удовлетворение, тоска, покой, гнев, веселье, азарт и т. д.?
Сделай это сейчас. Какое из чувств тобой владеет в этот момент? А теперь назови его шепотом, например: "Я в гневе". И выдержи небольшую паузу. При этом протри лицо руками, как сделал бы просыпающийся человек. Гнев вроде бы остыл. Правда? Но не прошел, конечно. Только теперь ты уже владеешь своим гневом, а не гнев – тобой. Проделывая такую штуку несколько раз в день, через некоторое время ты будешь управлять своими эмоциями не хуже иного дипломата.
И не бойся собственной улыбки. Улыбка всегда вызывает симпатию.

Учитесь понимать и прощать.
Отрицательные эмоции и чувства нередко вызывают у нас слова или поступки других людей. Как избавляться от этих чувств?
Часто мы говорим, что простили другого человека. На самом деле в глубине души что-то остается. Это затаенная обида. Вот она-то и может вызывать различные болезненные состояния.
Как же освободиться от этих затаенных обид?
На первый взгляд, все очень просто. Выбросить их из головы и все. На самом же деле все гораздо сложнее. Необходимо понять душевное и физическое состояние человека, который вольно или невольно нанес вам обиду. Возможно, когда он произносил обидные для вас слова, не он произносил их, а его болезнь.
Нередко слышим: "желчный человек". А что это значит? Это значит, что у человека больная печень, или желчный пузырь. И как раз из-за этого в кровь попадает желчь. И человек злится - не потому, что по природе злой, а оттого, что больной – желчь в крови "говорит".
Разумеется, каждый человек, в том числе и не очень здоровый, должен стараться контролировать свои эмоции, властвовать собой. Но очень важно и понимать тех людей, с которыми ты общаешься. И тогда будет легче прощать их.

Словно заново родились.
Если ты заработался или заучился до того, что чувствуешь: "Все, больше не могу!" – нужно открыть кран и... помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать под прохладной или холодной водой.
Конечно, лучше бы было выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений, чтобы сбросить усталость.
Но если такой возможности нет, тебя выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.
И ведь так просто – ополосни прохладной водой руки, а заодно и лицо. И ты словно заново родился.
Можно снова приниматься за работу.

Устали? Расслабьтесь!
Есть простой способ расслабиться и хорошо отдохнуть, придя из школы домой. Займет это всего несколько минут. Если эту паузу ты делаешь днем, окна лучше занавесить. Если вечером, следует приглушить освещение.
1. Ляг на спину на коврик или на жесткую кушетку. Под голову положи маленькую подушечку. Руки вытянуты вдоль тела, раскрытые ладони обращены вверх. Носки ступней оттянуты. Закрой глаза и полностью расслабься. Дыши ровно и спокойно. Оставайся в этом положении несколько минут, стараясь ни о чем не думать,
2. Продолжая лежать, на вдохе приподними пятку правой ноги на несколько сантиметров вверх. Нога прямая. Подержи ее в воздухе несколько секунд и на выдохе медленно опусти. Повтори это пять раз правой ногой и пять раз – левой. Когда ты поднимаешь слегка ступню и вдыхаешь, твои мышцы напрягаются. Когда опускаешь и выдыхаешь – расслабляются. Ты должен чувствовать это напряжение и расслабление.
3. Находясь все в том же положении, очень сильно на вдохе сожми левую руку в кулак, подержи его несколько секунд и с выдохом разожми. Повтори это упражнение по пять раз для левой и правой руки. Затем пять раз сжимай в кулаки одновременно и правую, и левую руки. Концентрируйся на своих кулаках и этом ощущении: при сжатии мускулы напрягаются, при разжатии - расслабляются.
4.  Не двигаясь, представь себе, что твое тело все больше и больше тяжелеет и как бы вжимается в землю. Повторяй про себя фразу: "Мое тело очень, очень тяжелое..." Старайся при этом как можно полнее расслабиться.
5. Спустя несколько минут открой глаза и нерезким движением встань.

Никогда не отчаивайся!
Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье.
Что тут можно посоветовать?
Главное: не зацикливайся на своих неприятностях!
Вспоминай и о том хорошем, что уже подарила тебе жизнь.
А еще лучше – возьми листок бумаги и составь список тех счастливых событий, которыми уже одарила тебя жизнь. Поблагодари ее за это. Жизнь любит благодарных.
Теперь с новыми силами берись за решение сегодняшних проблем. И верь, что жизнь еще одарит тебя своими радостями. Главное – верить в это.


Искусство выхода из конфликтных ситуаций как один из факторов здорового образа жизни педагогического коллектива

И.В.Исаченко

Справедливо считается, что как порядок, так и беспорядок начинается с руководителя. Руководитель — это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность.
Умелый руководитель учебного заведения четко формулирует задачи, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы подчиненных к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.
Проблемы, возникающие в руководстве учебным заведением со стороны администрации, неумение менять стиль руководства сообразно изменяющимся ситуациям, незнание особенностей коллектива, неспособность находить общий язык, добиваться взаимопонимания приводят к снижению авторитета руководителя, к конфликтам и, как следствие, к стрессовым ситуациям, переутомлениям, заболеваниям со стороны самих руководителей и работников.
Практика работы учебных заведений свидетельствует, что современным руководителям необходимы глубокие знания и навыки по управлению конфликтами, их прогнозированию. Директор, как человек, постоянно работающий с людьми (педагогами, учащимися, родителями), должен уметь предвидеть возникновение конфликтов, владеть искусством выхода из конфликтных ситуаций, выводить людей из состояния вражды, разрешать споры.
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Примерно 70-80% своего рабочего времени руководитель учебного заведения находится под воздействием скрытых и явных противоречий, игнорирование которых может привести к конфликтам, а участие в конфликтных ситуациях занимает до 20% рабочего дня. Разумеется, руководитель имеет возможность применить свою власть и полномочия для улаживания конфликтов, что позволяет ему существенным образом влиять на конфликтантов и принять действенные меры для урегулирования их отношений.
Самое лучшее – разрешать конфликт вовремя, пока он не разросся. Грамотный администратор должен видеть и оценивать социально-психологический климат в коллективе, вовремя предвидеть нарастающее напряжение и принять необходимые меры по его урегулированию до того, как конфликт будет ярко выраженным.
Управление конфликтом должно быть нацелено не только на то, чтобы регулировать его протекание, не допуская, чтобы он превратился в склоку со всеми ее деструктивными последствиями. Но и на то, чтобы найти наиболее подходящие меры для разрешения конфликта, применять методы по повышению стрессоустойчивости, выбрать время и способ применения этих мер. Любой конфликт – это стресс со своими особенностями и вытекающими последствиями.
Существует понятие "конфликтная личность". Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист – практический психолог.
Вот, например, конфликтная личность - демонстративный тип. Основные характерные черты:

  1. хочет быть в центре внимания;
  2. его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  3. хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  4. рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное;
  5. кропотливой систематической работы избегает;
  6. часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми;
  7. подозрителен;
  8. обладает завышенной самооценкой;
  9. постоянно требуется подтверждение собственной значимости;
  10. прямолинеен и негибок;
  11. с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  12. выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  13. малокритичен по отношению к своим поступкам;
  14. импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  15. ведет себя вызывающе, агрессивно;
  16. во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  17. предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются;
  18. чрезмерно чувствителен к деталям.

Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.
Как вести себя с конфликтной личностью?
Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей:

  1. агрессист – говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
  2. жалобщик – человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
  3. "разгневанный ребенок" – человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение;
  4. максималист – человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;
  5. молчун – держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
  6. "тайный мститель" – человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
  7. "ложный альтруист" – якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;
  8. "хронический обвинитель" – всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему.

Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы.
Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества. Поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни психологические особенности его нервной системы, необходимо подобрать к нему "ключик", исходя из вашего жизненного опыта и желания, не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему "подобрать ключ", то остается одно-единственное средство – перевести такого человека в разряд стихийного бедствия.
Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

  1. неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих – и почва для конфликта готова;
  2. стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово;
  3. консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
  4. излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
  5. критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
  6. определенный набор эмоциональных качеств личности - тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Но конфликт возникает, если личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т. е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.
Используя накопленный опыт, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют  следующие факторы:

  1. адекватность отражения конфликта;
  2. открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
  3. создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
  4. определение существа конфликта;
  5. выработка взаимовыгодных решений путем переговоров.

[1] [2] [3] [4] [5] [6]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.