Страница 1 из 4 Умение управлять психоэмоциональным состоянием – необходимое условие профессионального здоровья учителя
С.Т.Мацулевич
В течение жизни на здоровье человека воздействуют многие факторы, такие как:
- Образ жизни – 50%;
- Окружающая среда – 20%;
- Наследственность – 20%;
- Развитие системы здравоохранения – 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный образ жизни может изменить состояние здоровья на 50%. Здоровье, что же это такое? Здоровье – это гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющей активно участвовать во всех общественно полезных делах. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Она требует высокой работоспособности, выносливости, самообладания, оптимизма, творчества, больших затрат физических и душевных сил. Чтобы воспитать здоровых и счастливых детей, педагог сам должен иметь хорошее здоровье, быть жизнерадостным, уверенным в своих действиях, хорошо владеть собой в любых ситуациях. Психоэмоциональное напряжение педагога особенно опасно, поскольку оно отражается на детях. Чем младше ребенок, тем сильнее он реагирует на эмоциональную окраску разговора, отмечая, с какой интонацией произносятся фразы, каким взглядом смотрит педагог, улыбается он или хмурится. Эмоциональная неустойчивость педагога ведет к эмоциональной неустойчивости ребенка. Как правило, мы ищем виновных в ухудшении нашего настроения, однако во многом виноваты мы сами. Конечно, объективные факторы влияют на наше самочувствие, но субъективные причины являются приоритетными. К объективным причинам, влияющими на эмоциональную устойчивость педагога, специалисты относят:
- Перегрузки на работе.
- Отсутствие понимания со стороны администрации.
- Неопределенность функциональных обязанностей.
- Недостаточное мотивирование (поощрение).
- Негативный микроклимат в учреждении.
К субъективным:
- Высокие требования к результатам своей деятельности.
- Неумение говорить "нет", "патологическая" ответственность.
- Высокая ориентация на достижение цели.
- Нереальные, завышенные притязания.
- Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).
Очень важно сохранить здоровье педагога, выработать у него желание и потребность быть здоровым, сознательно относиться к своему здоровью, правильно организовывать режим труда и отдыха, научить расслабиться. Что делается в нашей школе для того, чтобы сохранить здоровье педагога? В течение последних лет проводятся: - психологический семинар для педагогов (раз в полугодие), целью которого является популяризация знаний о психологии здоровья; - тематические консультации ("Как восстановить эмоциональное равновесие", "Эмоциональная культура педагога", "Злой – значит больной" и др.); - лекции ("Отношение к здоровью как к важнейшей человеческой ценности"). Как предупредить синдром профессионального выгорания? В школе проводится диагностический минимум, по результатам которого определяются пути предотвращения эмоционального выгорания педагога. Изучается комфортность обстановки, в которой работает учитель (наличие методического дня, объем педагогической нагрузки и т.п.), рассматриваются взаимодействия с коллегами, повышение квалификации учителем, соблюдение им режима труда и отдыха, определение целей и перспектив его работы. Ведется школа молодого специалиста. Во время индивидуальной консультации находим оптимальный выход из сложившейся ситуации. В организме на всякое изменение возникает ряд реакций, называемых стрессовыми. Как уже говорилось, отрицательные эмоции негативно сказываются на нашем общем состоянии: повышается артериальное давление, учащается пульс, снижается работоспособность, падает иммунитет, развивается невроз. Для оказания помощи в снятии стрессовых состояний организовали место, где учитель в свободное время (отсутствие урока) может отдохнуть, выпить чаю, пообщаться с коллегами; проводим психологические игры ("Я строю свою работу или работа "строит" меня"); Психически здоровый человек сегодня – это тот, кто:
- получает радость и удовлетворение от жизни;
- способен любить другого человека;
- умеет приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, ведет себя социально приемлемо;
- относится к другому как индивидуальности, не пытается ее подавить, навязать что-то свое;
- видит мир таким, каков он есть;
- не испытывает подозрения, ненависти, страхов;
- не боится брать ответственность за свои поступки;
- предпочитает мыслить самостоятельно, не испытывает "внутренних давлений".
При общении с педагогами через различные формы акцентируем внимание на том, что психоэмоциональное напряжение поддается управлению и преодолевается при помощи определенных действий. Важными средствами достижения этого являются самонаблюдение и саморегуляция. Подчеркиваем значимость самонаблюдения и саморегуляции, пытаемся довести до сознания педагогов, что самопознание помогает осознать причины психоэмоциональной нестабильности, а саморегуляция стабилизирует настроение и уровень активности человека, уменьшает риск проявления негативных изменений в настроении, угрожающих перерасти в серьезные психические расстройства. Так, во время индивидуальных консультаций говорим о необходимости установить регулярный режим сна, прием пищи, физических упражнений, общения с людьми, особое внимание нужно уделить отдыху и расслаблению. Напоминаем, что в целях профилактики психоэмоционального напряжения важно обратить внимание на "врачей", данных человечеству природой: свежий воздух, воду, огонь, физические упражнения, правильное питание и позитивное мышление.
|