На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект
Поведенческие формы и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания
Все страницы

Умение управлять психоэмоциональным состоянием – необходимое условие профессионального здоровья учителя

С.Т.Мацулевич

В течение жизни на здоровье человека воздействуют многие факторы, такие как:

  • Образ жизни – 50%;
  • Окружающая среда – 20%;
  • Наследственность – 20%;
  • Развитие системы здравоохранения – 10%.

Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный образ жизни может изменить состояние здоровья на 50%.
Здоровье, что же это такое? Здоровье – это гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющей активно участвовать во всех общественно полезных делах.
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Она требует высокой работоспособности, выносливости, самообладания, оптимизма, творчества, больших затрат физических и душевных сил. Чтобы воспитать здоровых и счастливых детей, педагог сам должен иметь хорошее здоровье, быть жизнерадостным, уверенным в своих действиях, хорошо владеть собой в любых ситуациях. Психоэмоциональное напряжение педагога особенно опасно, поскольку оно отражается на детях. Чем младше ребенок, тем сильнее он реагирует на эмоциональную окраску разговора, отмечая, с какой интонацией произносятся фразы, каким взглядом смотрит педагог, улыбается он или хмурится. Эмоциональная неустойчивость педагога ведет к эмоциональной неустойчивости ребенка.
Как правило, мы ищем виновных в ухудшении нашего настроения, однако во многом виноваты мы сами. Конечно, объективные факторы влияют на наше самочувствие, но субъективные причины являются приоритетными. К объективным причинам, влияющими на эмоциональную устойчивость педагога, специалисты относят:

  • Перегрузки на работе.
  • Отсутствие понимания со стороны администрации.
  • Неопределенность функциональных обязанностей.
  • Недостаточное мотивирование (поощрение).
  • Негативный микроклимат в учреждении.

К субъективным:

  • Высокие требования к результатам своей деятельности.
  • Неумение говорить "нет", "патологическая" ответственность.
  • Высокая ориентация на достижение цели.
  • Нереальные, завышенные притязания.
  • Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).

Очень важно сохранить здоровье педагога, выработать у него желание и потребность быть здоровым, сознательно относиться к своему здоровью, правильно организовывать режим труда и отдыха, научить расслабиться.
Что делается в нашей школе для того, чтобы сохранить здоровье педагога? В течение последних лет  проводятся:
- психологический семинар для педагогов (раз в полугодие), целью которого является  популяризация знаний о психологии здоровья;
- тематические консультации ("Как восстановить эмоциональное равновесие", "Эмоциональная культура педагога", "Злой – значит больной" и др.);
- лекции ("Отношение к здоровью как к важнейшей человеческой ценности").
Как предупредить синдром профессионального выгорания?
В школе проводится диагностический минимум, по результатам которого определяются пути предотвращения эмоционального выгорания педагога. Изучается комфортность обстановки, в которой работает учитель (наличие методического дня, объем педагогической нагрузки и т.п.), рассматриваются взаимодействия с коллегами, повышение квалификации учителем, соблюдение им режима труда и отдыха, определение целей и перспектив его работы. Ведется школа молодого специалиста. Во время индивидуальной консультации находим оптимальный выход из сложившейся ситуации.
В организме на всякое изменение возникает ряд реакций, называемых стрессовыми.  Как уже говорилось, отрицательные эмоции негативно сказываются  на нашем общем состоянии: повышается артериальное давление, учащается пульс, снижается работоспособность, падает иммунитет, развивается невроз.
Для оказания помощи в снятии стрессовых состояний организовали место, где учитель в свободное время (отсутствие урока) может отдохнуть, выпить чаю, пообщаться с коллегами; проводим психологические игры ("Я строю свою работу или работа "строит" меня");
Психически здоровый человек сегодня – это тот, кто:

  • получает радость и удовлетворение от жизни;
  • способен любить другого человека;
  • умеет приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, ведет себя социально приемлемо;
  • относится к другому как индивидуальности, не пытается ее подавить, навязать что-то свое;
  • видит мир таким, каков он есть;
  • не испытывает подозрения, ненависти, страхов;
  • не боится брать ответственность за свои поступки;
  • предпочитает мыслить самостоятельно, не испытывает "внутренних давлений".

При общении с педагогами через различные формы акцентируем внимание на том, что психоэмоциональное напряжение поддается управлению и преодолевается при помощи определенных действий. Важными средствами достижения этого являются самонаблюдение и саморегуляция. Подчеркиваем значимость самонаблюдения и саморегуляции, пытаемся довести до сознания педагогов, что самопознание помогает осознать причины психоэмоциональной нестабильности, а саморегуляция стабилизирует настроение и уровень активности человека, уменьшает риск проявления негативных изменений в настроении, угрожающих перерасти в серьезные психические расстройства. Так, во время  индивидуальных консультаций говорим о необходимости установить регулярный режим сна, прием пищи, физических упражнений, общения с людьми, особое внимание нужно уделить отдыху и расслаблению. Напоминаем, что в целях профилактики психоэмоционального напряжения важно обратить внимание на "врачей", данных человечеству природой: свежий воздух, воду, огонь, физические упражнения, правильное питание и позитивное мышление.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.