На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект
Поведенческие формы и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания
Все страницы

Умение управлять психоэмоциональным состоянием – необходимое условие профессионального здоровья учителя

С.Т.Мацулевич

В течение жизни на здоровье человека воздействуют многие факторы, такие как:

  • Образ жизни – 50%;
  • Окружающая среда – 20%;
  • Наследственность – 20%;
  • Развитие системы здравоохранения – 10%.

Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный образ жизни может изменить состояние здоровья на 50%.
Здоровье, что же это такое? Здоровье – это гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющей активно участвовать во всех общественно полезных делах.
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Она требует высокой работоспособности, выносливости, самообладания, оптимизма, творчества, больших затрат физических и душевных сил. Чтобы воспитать здоровых и счастливых детей, педагог сам должен иметь хорошее здоровье, быть жизнерадостным, уверенным в своих действиях, хорошо владеть собой в любых ситуациях. Психоэмоциональное напряжение педагога особенно опасно, поскольку оно отражается на детях. Чем младше ребенок, тем сильнее он реагирует на эмоциональную окраску разговора, отмечая, с какой интонацией произносятся фразы, каким взглядом смотрит педагог, улыбается он или хмурится. Эмоциональная неустойчивость педагога ведет к эмоциональной неустойчивости ребенка.
Как правило, мы ищем виновных в ухудшении нашего настроения, однако во многом виноваты мы сами. Конечно, объективные факторы влияют на наше самочувствие, но субъективные причины являются приоритетными. К объективным причинам, влияющими на эмоциональную устойчивость педагога, специалисты относят:

  • Перегрузки на работе.
  • Отсутствие понимания со стороны администрации.
  • Неопределенность функциональных обязанностей.
  • Недостаточное мотивирование (поощрение).
  • Негативный микроклимат в учреждении.

К субъективным:

  • Высокие требования к результатам своей деятельности.
  • Неумение говорить "нет", "патологическая" ответственность.
  • Высокая ориентация на достижение цели.
  • Нереальные, завышенные притязания.
  • Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная).

Очень важно сохранить здоровье педагога, выработать у него желание и потребность быть здоровым, сознательно относиться к своему здоровью, правильно организовывать режим труда и отдыха, научить расслабиться.
Что делается в нашей школе для того, чтобы сохранить здоровье педагога? В течение последних лет  проводятся:
- психологический семинар для педагогов (раз в полугодие), целью которого является  популяризация знаний о психологии здоровья;
- тематические консультации ("Как восстановить эмоциональное равновесие", "Эмоциональная культура педагога", "Злой – значит больной" и др.);
- лекции ("Отношение к здоровью как к важнейшей человеческой ценности").
Как предупредить синдром профессионального выгорания?
В школе проводится диагностический минимум, по результатам которого определяются пути предотвращения эмоционального выгорания педагога. Изучается комфортность обстановки, в которой работает учитель (наличие методического дня, объем педагогической нагрузки и т.п.), рассматриваются взаимодействия с коллегами, повышение квалификации учителем, соблюдение им режима труда и отдыха, определение целей и перспектив его работы. Ведется школа молодого специалиста. Во время индивидуальной консультации находим оптимальный выход из сложившейся ситуации.
В организме на всякое изменение возникает ряд реакций, называемых стрессовыми.  Как уже говорилось, отрицательные эмоции негативно сказываются  на нашем общем состоянии: повышается артериальное давление, учащается пульс, снижается работоспособность, падает иммунитет, развивается невроз.
Для оказания помощи в снятии стрессовых состояний организовали место, где учитель в свободное время (отсутствие урока) может отдохнуть, выпить чаю, пообщаться с коллегами; проводим психологические игры ("Я строю свою работу или работа "строит" меня");
Психически здоровый человек сегодня – это тот, кто:

  • получает радость и удовлетворение от жизни;
  • способен любить другого человека;
  • умеет приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, ведет себя социально приемлемо;
  • относится к другому как индивидуальности, не пытается ее подавить, навязать что-то свое;
  • видит мир таким, каков он есть;
  • не испытывает подозрения, ненависти, страхов;
  • не боится брать ответственность за свои поступки;
  • предпочитает мыслить самостоятельно, не испытывает "внутренних давлений".

При общении с педагогами через различные формы акцентируем внимание на том, что психоэмоциональное напряжение поддается управлению и преодолевается при помощи определенных действий. Важными средствами достижения этого являются самонаблюдение и саморегуляция. Подчеркиваем значимость самонаблюдения и саморегуляции, пытаемся довести до сознания педагогов, что самопознание помогает осознать причины психоэмоциональной нестабильности, а саморегуляция стабилизирует настроение и уровень активности человека, уменьшает риск проявления негативных изменений в настроении, угрожающих перерасти в серьезные психические расстройства. Так, во время  индивидуальных консультаций говорим о необходимости установить регулярный режим сна, прием пищи, физических упражнений, общения с людьми, особое внимание нужно уделить отдыху и расслаблению. Напоминаем, что в целях профилактики психоэмоционального напряжения важно обратить внимание на "врачей", данных человечеству природой: свежий воздух, воду, огонь, физические упражнения, правильное питание и позитивное мышление.


 

Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект

А.С.Метелица

Педагог и его здоровье в последние десятилетия являются объектом и предметом исследования в разных отраслях и направлениях научного знания: психологии здоровья, педагогической валеологии, социальной медицине, социологии медицины и т.д. Педагог и руководитель образовательного учреждения являются одновременно продуктом и творцом образовательной среды, которая – основа обеспечения умственного, эмоционального, физического благополучия и психического здоровья учащихся и персонала [3].
Сущность здоровьеформирующей образовательной среды следует видеть в создании оптимально благоприятных условий для формирования культуры здоровья у ее субъектов. Основу этого нового качественного новообразования личности составляют: валеологическое (здоровьеформирующее и здоровьесберегающее) мировоззрение, система здравотворческих умений, навыков и технологий оздоровления, процесс саморазвития и самосовершенствования человека в ходе здоровьесохраняющей деятельности. Успешность результатов валеологически ориентированной педагогической работы определяется условием мотивации педагогов в поддержании собственного здоровья и профессиональной компетентности их в вопросах культуры здоровья.
"Как профессиональная группа, учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели, – подчеркивает Л.М.Митина, – снижаются по мере увеличения стажа работы в школе" [2]. Руководитель подвержен подобному влиянию в большей степени, поскольку труд его по уровню стрессогенности и коммуникативным параметрам отмечается более высоким уровнем напряженности.
В психолого-акмеологических исследованиях рубежа XX – XXI столетий (А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Т.Зазыкин, О.И.Жданов, М.Б.Секач, О.И.Лелякова) четко установлена связь между общим состоянием здоровья руководителей и их психологической устойчивостью.
Содержательное представление о феномене "здоровье" чаще всего сводятся к физическому вектору здоровья и лишь иногда обращается внимание на некоторые его психологические параметры.
Современные исследования в сфере психологии здоровья (О.С.Васильева, В.Р.Филатов, Л.М.Митина, Б.С. Братусь, В.Я.Семке, Ж.М.Глозман и др.) привлекают внимание тем, что в них формируются важные методологические подходы к обеспечению здоровья учителя в качестве одного из субъектов, от которого в значительной степени зависят здоровье подрастающих поколений, сохранение и развитие духовного, геополитического генофонда нации. Таким образом, здоровье взрослых субъектов становится проблемой в системе психологии и педагогики здоровья.
Профессиональное здоровье учителя следует определять как способность "организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности" [2].
Приоритетным в структуре профессионального здоровья является уровень его саморегуляции. На этом уровне осуществляются процессы духовного самостроительства, формируются способности к жизненному самоопределению, происходит "осознание себя личностью, хозяином жизни", создается базис для самостоятельного проектирования своего будущего[2] "Нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становится причиной большого числа соматических и психологических заболеваний учителей" Вне сформированности ценностно-смысловых ориентиров экзистенциального уровня "учитель остается объектом внешних воздействий, неспособным превратиться в субъекта собственной жизни" [2].
Данный  уровень личностного самосознания и саморегуляции педагога и руководителя учреждения образования является объективным условием успешной реализации важной прогностической миссии образования, связанной с созиданием духовно-нравствственного здоровья подрастающих поколений.

 

В психологии здоровья всесторонне обосновано положение концептуального характера: субъектная активность индивида в отношении здоровья может стать условием личностного роста при наличии "валеустановок" в системе когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. Индивидуальная установка "быть здоровым" состоится в том случае, если сформированы представления о здоровье и болезни (на уровне научного и системного понимания); сформирован позитивный эмоциональный настрой личности, связанный с осознанием своего потенциала здоровья по отношению к себе, другим и к жизни вообще; принята стратегия активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней [1]. Важную роль в их формировании призвана сыграть система профессионального образования.
Следовательно, в программах повышения квалификации педагогов и руководителей учреждений образования должно быть акцентировано внимание на внутришкольные факторы, представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся.
По исследованиям Института возрастной физиологии РАО выявляется до 10 таких факторов, отранжированных в порядке силы и их влияния: от стрессовой педагогической тактики, интенсификации учебного процесса, несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников – до частичного разрушения служб школьного врачебного контроля (к сожалению, данная тенденция продолжает развиваться); наличие провалов в системе физического воспитания, отсутствие системы работы в формировании устойчивой мотивации к ЗОЖ. Конкретизируя подобные факторы, Н.К.Смирнов доводит их число до 36 и классифицирует по трем группам:
1) гигиенические условия и факторы; 2) учебно-организационные (зависящие в основном от администрации школы); 3) психолого-педагогические (зависящие в большей степени от учителя). Исследования показывают, что педагогические работники далеко не всегда видят всю систему данных факторов и условий, что закономерно снижает эффективность их деятельности в системе здоровьеформирующей педагогики.
Сложность и многоаспектность феномена психологии здоровья педагогов диктуют потребность в реализации образовательной среды на принципах здоровьеформирования и здоровьесбережения.

Литература

  • Васильева, О.С. Психология здоровья человека / О.С.Васильева, В.Р.Филатов. – М., 2001.
  • Митина, Л.М. Психология профессионального здоровья учителя / Л.М.Митина. – М., 1998.
  • Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. – М., 2003.

Поведенческие формы и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Н.В.Печенькова

Одной из приоритетных практических задач современной психологии является решение проблемы эмоционального выгорания профессионала. По мнению ряда авторов, эмоциональное выгорание свидетельствует о психологическом нездоровье личности.
К категории работников, подверженных риску данного синдрома, относятся представители профессий системы "человек-человек". Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов.
Анализ существующих в литературе определений эмоционального выгорания позволил выделить три неотъемлемых признака (атрибута) данного явления. Во-первых, синдром эмоционального выгорания – это защитная реакция на стрессовые воздействия. У зарубежных исследователей он характеризуется как психологическое состояние здоровых людей, находящихся в эмоционально напряжённой атмосфере. В.В.Бойко считает, что эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Во-вторых, эмоциональное выгорание возникает в условиях интенсивного общения, проявляется как коммуникативная усталость, невозможность сопереживать и связано с нарушением механизма идентификации – отчуждения. В-третьих, синдром эмоционального выгорания характерен для социальных профессий, где субъект деятельности постоянно оказывается вовлеченным в проблемы партнера, испытывающего эмоциональное неблагополучие.
На межличностном уровне у профессионалов с синдромом эмоционального выгорания наблюдаются две формы поведения: 1) тенденция к проявлению агрессивности или даже насильственному поведению (ослаблен контроль над импульсами, что порождает конфликты как на работе, так и дома); 2) тенденция к социальной изоляции и уходу (выгоревшие работники физически и психически отдаляются от социальных контактов и возникает опасность их изоляции от людей).
На организационном уровне выгорание, прежде всего, характеризуется уменьшением эффективности профессиональной деятельности, ухудшением качества исполнения работы. Выгоревший профессионал, как правило, на работу старается приходить как можно позже, уходит рано; при первой возможности старается остаться дома, чтобы поболеть; на работе часто смотрит на часы; чрезмерно сопротивляется переменам; у него увеличивается чувство безразличия к своей профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание имеет негативные последствия как для организации (низкое качество работы; пониженная преданность делу; повышенная текучесть кадров), так и для самой личности (ухудшение качества семейной жизни; проблемы со здоровьем; плохие отношения с коллегами). Е. Махер предлагает следующий перечень характерных симптомов эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; скудость репертуара рабочих действий; злоупотребление табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; негативная Я-концепция; упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности).
Таким образом, профессиональная деятельность оказывает двоякое влияние на личность работника. С одной стороны, профессия всегда дает возможность человеку самореализоваться, раскрыть свой потенциал, с другой стороны, профессиональная деятельность приводит к утомлению, к синдрому эмоционального выгорания.
Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.
Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудности в общении. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии.
Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, т.е. выборочного выполнения профессиональных функций.
В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.
Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.


Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания

Л.В.Правилова

В современном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают люди, профессионально не подготовленные или дезадаптированные, возникают просто невосполнимые потери. Серьезные психологические нагрузки, связанные с постоянным, нередко напряженным и вынужденным общением в деятельности педагога, являются факторами, способствующими появлению и развитию профессионального стресса,  который приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Основными показателями СЭВ является состояние изнеможения, истощение и острое ощущение, порой весьма болезненное, собственной бесполезности. Исследователи выделяют более 100 симптомов, каким-либо образом связанных с феноменом "выгорания", чаще всего узнаваемых и самими учителями. Наиболее часто встречаются  следующие: пессимизм, раздражительность, усталость, чувство вины и бессмысленности, негативное отношение к ученикам и коллегам, обеспокоенность собственным здоровьем, которое словно "тает".
Проведенные исследования доказали, что больше всего подвержены эмоциональному стрессу учителя-трудоголики, имеющие более чем 7-летний педагогический стаж. При возникновении СЭВ педагоги, как правило, чувствуют собственную вину за эмоциональный дисбаланс и начинают  действовать наоборот. Они стараются усердно и напряженно работать, накапливая внутреннее раздражение и страх предстать перед другими слабым и беспомощным. Это можно объяснить,  используя стереотипные установки относительно некого "идеального" образа учителя, который долгое время в нашем  обществе принимался и до сих пор принимается. "Идеальный" педагог – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. В обществе сложилось мнение о безгрешном и почти сверхреальном  учителе-образце, всезнающем и не имеющем право на ошибку. Еще в 60-х годах исследователи пришли к выводу, что причиной кризиса в образовании является  позиция учителя по отношению к ученикам, его место в процессе обучения. Подготовка учителей строится таким образом, что они начинают ощущать себя Учителем с большой буквы – человеком, поставленным на пьедестал и общающимся с миром и учениками с этого пьедестала.
Позиция "человека на пьедестале" предполагает, что он должен удовлетворять определенным высоким требованиям, а это значит, его можно и нужно шкалировать, тестировать, измерять. Кроме этого, методы стимулирования, поощрения и наказания, выражающиеся в баллах, процентах, ярлыках, выдаче различных дипломов приводят к отсутствию истинного мотива познания, способствуют лишь развитию стремления к социальному достижению.
Позиция "на пьедестале" разрушительна для самого человека, ставшего учителем, и только высокий личностный потенциал может замедлить необратимый при такой системе образования процесс "сгорания" этого человека, не имеющего права на ошибки. Испытывая несоответствие между собственными требованиями,  социальными ожиданиями  и реальностью учитель начинает испытывать сильные негативные эмоции (гнев, раздражение и пр.), которые направлены как  вовне,  так и порой против себя.  Постепенно неприязнь становится трудно сдержать,  и большинство учителей начинают устанавливать поверхностные, а порой и формальные отношения, как с коллегами, так и с учениками.
Существует связь между удовлетворенностью учителем содержанием своей профессиональной деятельностью и его уровнем субъективного контроля.  Уровень субъективного контроля – обобщающая характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений. Люди с высокими показателями этого уровня – это личности, принимающие ответственность за события в своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, чертами характера, более уверенные в себе. Низкий уровень субъективного контроля – это прямое указание на возможность проявления  СЭВ. О формировании СЭВ можно говорить, когда учителю перестает быть важным и интересным происходящее в школе. Он стремится скорее уйти домой, утверждается во мнении, что детей современных родителей – эгоистов, циников и алкоголиков – "могила исправит", что современные дети ничего не хотят, кроме денег и развлечений и т.д. Учитель, с которым происходит подобное, в  стенах школы выглядит как человек закрытый, обидчивый, агрессивный или просто холодный.
Преодолеть СЭВ возможно при условии выработки нового взгляда на место и назначение учителя. При этом задачу учителя можно сформулировать как нахождение положительных эмоций в самом процессе учения. Такое возможно, если внутри учителя присутствуют те самые необходимые энергетические запасы положительного, и означает для учителя отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого.
Такой учитель предлагает в качестве альтернативы образовательной деятельности по образованию, просто делание чего-то вместе. Он предлагает различать "Учителя", занимающегося образованием своих учеников, подтягиванием их до своего уровня, и "учителя", помогающим учащимся в их собственной учебной активности.
Эта, на первый взгляд, скромная роль учителя с маленькой буквы, в действительности требует огромного самоуважения, высокого личностного потенциала, особого педагогического "зрения" и безукоризненных навыков конструктивного взаимодействия.  Учитель с маленькой буквы – это не маленький человек. Это просто человек без пьедестала. Он имеет право на ошибку, он так же, как и его ученики переживает, мучается и радуется. Как профессионал, он обладает особой чувствительностью: умеет видеть и слышать, умеет помогать только тогда, когда его помощь действительно необходима, он не всегда  проявляет инициативу и привлекает к себе внимание, зато он умеет сделать так, чтобы ученики сами проявили активность. При этом подходе учителю в большей степени следует быть фасилитатором (человеком, облегчающим инициативу и личностное взаимодействие учеников). Свою задачу такой учитель видит в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации.
В заключение можно сказать, что исследования проблемы "эмоционального выгорания" у учителей  показывают важность изучения данного феномена. Очевидна необходимость предупреждения симптомов "выгорания" у педагогов с целью его предотвращения. Для этого необходимо обратить внимание на профессиональную позицию учителя, которая сформировалась в процессе работы. Объективно оценить имеющиеся возможности  и справиться с возникшими проблемами сложно самостоятельно. На наш взгляд, решить возникшие затруднения любому педагогу, новичку или со стажем, лучше всего поможет психолог-профессионал. И от того, насколько профессионально и эффективно психолог выполнит эту задачу, настолько больше будет хороших уроков, интересных мероприятий  и эмоционального комфорта и учителей, и учеников.

[1] [2] [3] [4] [5] [6]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.