Страница 3 из 4
Поведенческие формы и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Н.В.Печенькова
Одной из приоритетных практических задач современной психологии является решение проблемы эмоционального выгорания профессионала. По мнению ряда авторов, эмоциональное выгорание свидетельствует о психологическом нездоровье личности. К категории работников, подверженных риску данного синдрома, относятся представители профессий системы "человек-человек". Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Анализ существующих в литературе определений эмоционального выгорания позволил выделить три неотъемлемых признака (атрибута) данного явления. Во-первых, синдром эмоционального выгорания – это защитная реакция на стрессовые воздействия. У зарубежных исследователей он характеризуется как психологическое состояние здоровых людей, находящихся в эмоционально напряжённой атмосфере. В.В.Бойко считает, что эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Во-вторых, эмоциональное выгорание возникает в условиях интенсивного общения, проявляется как коммуникативная усталость, невозможность сопереживать и связано с нарушением механизма идентификации – отчуждения. В-третьих, синдром эмоционального выгорания характерен для социальных профессий, где субъект деятельности постоянно оказывается вовлеченным в проблемы партнера, испытывающего эмоциональное неблагополучие. На межличностном уровне у профессионалов с синдромом эмоционального выгорания наблюдаются две формы поведения: 1) тенденция к проявлению агрессивности или даже насильственному поведению (ослаблен контроль над импульсами, что порождает конфликты как на работе, так и дома); 2) тенденция к социальной изоляции и уходу (выгоревшие работники физически и психически отдаляются от социальных контактов и возникает опасность их изоляции от людей). На организационном уровне выгорание, прежде всего, характеризуется уменьшением эффективности профессиональной деятельности, ухудшением качества исполнения работы. Выгоревший профессионал, как правило, на работу старается приходить как можно позже, уходит рано; при первой возможности старается остаться дома, чтобы поболеть; на работе часто смотрит на часы; чрезмерно сопротивляется переменам; у него увеличивается чувство безразличия к своей профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание имеет негативные последствия как для организации (низкое качество работы; пониженная преданность делу; повышенная текучесть кадров), так и для самой личности (ухудшение качества семейной жизни; проблемы со здоровьем; плохие отношения с коллегами). Е. Махер предлагает следующий перечень характерных симптомов эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; скудость репертуара рабочих действий; злоупотребление табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; негативная Я-концепция; упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности). Таким образом, профессиональная деятельность оказывает двоякое влияние на личность работника. С одной стороны, профессия всегда дает возможность человеку самореализоваться, раскрыть свой потенциал, с другой стороны, профессиональная деятельность приводит к утомлению, к синдрому эмоционального выгорания. Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса. Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудности в общении. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии. Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, т.е. выборочного выполнения профессиональных функций. В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений. Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
|