На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4 - Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4 - Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект
Поведенческие формы и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания
Все страницы

 

Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект

А.С.Метелица

Педагог и его здоровье в последние десятилетия являются объектом и предметом исследования в разных отраслях и направлениях научного знания: психологии здоровья, педагогической валеологии, социальной медицине, социологии медицины и т.д. Педагог и руководитель образовательного учреждения являются одновременно продуктом и творцом образовательной среды, которая – основа обеспечения умственного, эмоционального, физического благополучия и психического здоровья учащихся и персонала [3].
Сущность здоровьеформирующей образовательной среды следует видеть в создании оптимально благоприятных условий для формирования культуры здоровья у ее субъектов. Основу этого нового качественного новообразования личности составляют: валеологическое (здоровьеформирующее и здоровьесберегающее) мировоззрение, система здравотворческих умений, навыков и технологий оздоровления, процесс саморазвития и самосовершенствования человека в ходе здоровьесохраняющей деятельности. Успешность результатов валеологически ориентированной педагогической работы определяется условием мотивации педагогов в поддержании собственного здоровья и профессиональной компетентности их в вопросах культуры здоровья.
"Как профессиональная группа, учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели, – подчеркивает Л.М.Митина, – снижаются по мере увеличения стажа работы в школе" [2]. Руководитель подвержен подобному влиянию в большей степени, поскольку труд его по уровню стрессогенности и коммуникативным параметрам отмечается более высоким уровнем напряженности.
В психолого-акмеологических исследованиях рубежа XX – XXI столетий (А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Т.Зазыкин, О.И.Жданов, М.Б.Секач, О.И.Лелякова) четко установлена связь между общим состоянием здоровья руководителей и их психологической устойчивостью.
Содержательное представление о феномене "здоровье" чаще всего сводятся к физическому вектору здоровья и лишь иногда обращается внимание на некоторые его психологические параметры.
Современные исследования в сфере психологии здоровья (О.С.Васильева, В.Р.Филатов, Л.М.Митина, Б.С. Братусь, В.Я.Семке, Ж.М.Глозман и др.) привлекают внимание тем, что в них формируются важные методологические подходы к обеспечению здоровья учителя в качестве одного из субъектов, от которого в значительной степени зависят здоровье подрастающих поколений, сохранение и развитие духовного, геополитического генофонда нации. Таким образом, здоровье взрослых субъектов становится проблемой в системе психологии и педагогики здоровья.
Профессиональное здоровье учителя следует определять как способность "организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности" [2].
Приоритетным в структуре профессионального здоровья является уровень его саморегуляции. На этом уровне осуществляются процессы духовного самостроительства, формируются способности к жизненному самоопределению, происходит "осознание себя личностью, хозяином жизни", создается базис для самостоятельного проектирования своего будущего[2] "Нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становится причиной большого числа соматических и психологических заболеваний учителей" Вне сформированности ценностно-смысловых ориентиров экзистенциального уровня "учитель остается объектом внешних воздействий, неспособным превратиться в субъекта собственной жизни" [2].
Данный  уровень личностного самосознания и саморегуляции педагога и руководителя учреждения образования является объективным условием успешной реализации важной прогностической миссии образования, связанной с созиданием духовно-нравствственного здоровья подрастающих поколений.

 

В психологии здоровья всесторонне обосновано положение концептуального характера: субъектная активность индивида в отношении здоровья может стать условием личностного роста при наличии "валеустановок" в системе когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. Индивидуальная установка "быть здоровым" состоится в том случае, если сформированы представления о здоровье и болезни (на уровне научного и системного понимания); сформирован позитивный эмоциональный настрой личности, связанный с осознанием своего потенциала здоровья по отношению к себе, другим и к жизни вообще; принята стратегия активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней [1]. Важную роль в их формировании призвана сыграть система профессионального образования.
Следовательно, в программах повышения квалификации педагогов и руководителей учреждений образования должно быть акцентировано внимание на внутришкольные факторы, представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся.
По исследованиям Института возрастной физиологии РАО выявляется до 10 таких факторов, отранжированных в порядке силы и их влияния: от стрессовой педагогической тактики, интенсификации учебного процесса, несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников – до частичного разрушения служб школьного врачебного контроля (к сожалению, данная тенденция продолжает развиваться); наличие провалов в системе физического воспитания, отсутствие системы работы в формировании устойчивой мотивации к ЗОЖ. Конкретизируя подобные факторы, Н.К.Смирнов доводит их число до 36 и классифицирует по трем группам:
1) гигиенические условия и факторы; 2) учебно-организационные (зависящие в основном от администрации школы); 3) психолого-педагогические (зависящие в большей степени от учителя). Исследования показывают, что педагогические работники далеко не всегда видят всю систему данных факторов и условий, что закономерно снижает эффективность их деятельности в системе здоровьеформирующей педагогики.
Сложность и многоаспектность феномена психологии здоровья педагогов диктуют потребность в реализации образовательной среды на принципах здоровьеформирования и здоровьесбережения.

Литература

  • Васильева, О.С. Психология здоровья человека / О.С.Васильева, В.Р.Филатов. – М., 2001.
  • Митина, Л.М. Психология профессионального здоровья учителя / Л.М.Митина. – М., 1998.
  • Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. – М., 2003.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.