На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4 - Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4 - Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье педагога как управленческая и психолого-педагогическая задача 4
Профессиональное здоровье педагога: психологический аспект
Поведенческие формы и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания
Все страницы

Позиция учителя и синдром эмоционального выгорания

Л.В.Правилова

В современном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают люди, профессионально не подготовленные или дезадаптированные, возникают просто невосполнимые потери. Серьезные психологические нагрузки, связанные с постоянным, нередко напряженным и вынужденным общением в деятельности педагога, являются факторами, способствующими появлению и развитию профессионального стресса,  который приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Основными показателями СЭВ является состояние изнеможения, истощение и острое ощущение, порой весьма болезненное, собственной бесполезности. Исследователи выделяют более 100 симптомов, каким-либо образом связанных с феноменом "выгорания", чаще всего узнаваемых и самими учителями. Наиболее часто встречаются  следующие: пессимизм, раздражительность, усталость, чувство вины и бессмысленности, негативное отношение к ученикам и коллегам, обеспокоенность собственным здоровьем, которое словно "тает".
Проведенные исследования доказали, что больше всего подвержены эмоциональному стрессу учителя-трудоголики, имеющие более чем 7-летний педагогический стаж. При возникновении СЭВ педагоги, как правило, чувствуют собственную вину за эмоциональный дисбаланс и начинают  действовать наоборот. Они стараются усердно и напряженно работать, накапливая внутреннее раздражение и страх предстать перед другими слабым и беспомощным. Это можно объяснить,  используя стереотипные установки относительно некого "идеального" образа учителя, который долгое время в нашем  обществе принимался и до сих пор принимается. "Идеальный" педагог – образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. В обществе сложилось мнение о безгрешном и почти сверхреальном  учителе-образце, всезнающем и не имеющем право на ошибку. Еще в 60-х годах исследователи пришли к выводу, что причиной кризиса в образовании является  позиция учителя по отношению к ученикам, его место в процессе обучения. Подготовка учителей строится таким образом, что они начинают ощущать себя Учителем с большой буквы – человеком, поставленным на пьедестал и общающимся с миром и учениками с этого пьедестала.
Позиция "человека на пьедестале" предполагает, что он должен удовлетворять определенным высоким требованиям, а это значит, его можно и нужно шкалировать, тестировать, измерять. Кроме этого, методы стимулирования, поощрения и наказания, выражающиеся в баллах, процентах, ярлыках, выдаче различных дипломов приводят к отсутствию истинного мотива познания, способствуют лишь развитию стремления к социальному достижению.
Позиция "на пьедестале" разрушительна для самого человека, ставшего учителем, и только высокий личностный потенциал может замедлить необратимый при такой системе образования процесс "сгорания" этого человека, не имеющего права на ошибки. Испытывая несоответствие между собственными требованиями,  социальными ожиданиями  и реальностью учитель начинает испытывать сильные негативные эмоции (гнев, раздражение и пр.), которые направлены как  вовне,  так и порой против себя.  Постепенно неприязнь становится трудно сдержать,  и большинство учителей начинают устанавливать поверхностные, а порой и формальные отношения, как с коллегами, так и с учениками.
Существует связь между удовлетворенностью учителем содержанием своей профессиональной деятельностью и его уровнем субъективного контроля.  Уровень субъективного контроля – обобщающая характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений. Люди с высокими показателями этого уровня – это личности, принимающие ответственность за события в своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, чертами характера, более уверенные в себе. Низкий уровень субъективного контроля – это прямое указание на возможность проявления  СЭВ. О формировании СЭВ можно говорить, когда учителю перестает быть важным и интересным происходящее в школе. Он стремится скорее уйти домой, утверждается во мнении, что детей современных родителей – эгоистов, циников и алкоголиков – "могила исправит", что современные дети ничего не хотят, кроме денег и развлечений и т.д. Учитель, с которым происходит подобное, в  стенах школы выглядит как человек закрытый, обидчивый, агрессивный или просто холодный.
Преодолеть СЭВ возможно при условии выработки нового взгляда на место и назначение учителя. При этом задачу учителя можно сформулировать как нахождение положительных эмоций в самом процессе учения. Такое возможно, если внутри учителя присутствуют те самые необходимые энергетические запасы положительного, и означает для учителя отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого.
Такой учитель предлагает в качестве альтернативы образовательной деятельности по образованию, просто делание чего-то вместе. Он предлагает различать "Учителя", занимающегося образованием своих учеников, подтягиванием их до своего уровня, и "учителя", помогающим учащимся в их собственной учебной активности.
Эта, на первый взгляд, скромная роль учителя с маленькой буквы, в действительности требует огромного самоуважения, высокого личностного потенциала, особого педагогического "зрения" и безукоризненных навыков конструктивного взаимодействия.  Учитель с маленькой буквы – это не маленький человек. Это просто человек без пьедестала. Он имеет право на ошибку, он так же, как и его ученики переживает, мучается и радуется. Как профессионал, он обладает особой чувствительностью: умеет видеть и слышать, умеет помогать только тогда, когда его помощь действительно необходима, он не всегда  проявляет инициативу и привлекает к себе внимание, зато он умеет сделать так, чтобы ученики сами проявили активность. При этом подходе учителю в большей степени следует быть фасилитатором (человеком, облегчающим инициативу и личностное взаимодействие учеников). Свою задачу такой учитель видит в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации.
В заключение можно сказать, что исследования проблемы "эмоционального выгорания" у учителей  показывают важность изучения данного феномена. Очевидна необходимость предупреждения симптомов "выгорания" у педагогов с целью его предотвращения. Для этого необходимо обратить внимание на профессиональную позицию учителя, которая сформировалась в процессе работы. Объективно оценить имеющиеся возможности  и справиться с возникшими проблемами сложно самостоятельно. На наш взгляд, решить возникшие затруднения любому педагогу, новичку или со стажем, лучше всего поможет психолог-профессионал. И от того, насколько профессионально и эффективно психолог выполнит эту задачу, настолько больше будет хороших уроков, интересных мероприятий  и эмоционального комфорта и учителей, и учеников.

[1] [2] [3] [4] [5] [6]

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.