Память (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность процесса памяти и его физиологическую основу.
2. Рассмотреть виды, свойства и закономерности памяти.
3. Описать способы произвольного запоминания и организованного заучивания.
4. Проанализировать теории памяти.
5. Дать краткую характеристику нарушениям памяти.


Учебные вопросы:
1. Понятие памяти и ее физиологическая основа.
2. Классификация видов памяти.
3. Свойства памяти.
4. Закономерности памяти.
5. Способы произвольного запоминания и организованного заучивания.
6. Теории памяти.
7. Нарушения памяти.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:
При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить, что память — это психический познавательный процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и воспроизведении того, что человек когда-то отражал, делал или переживал. К процессам памяти относят: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Забывание информации является таким же естественным и необходимым процессом, как и другие процессы памяти. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.
При подготовке второго учебного вопроса следует учесть, что виды памяти дифференцируются по различным классификационным основаниям. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. По продолжительности закрепления и сохранения информации (в связи с ее ролью и местом в деятельности) память делится на кратковременную, долговременную, оперативную, мгновенную. В зависимости от приемов заучивания различают следующие виды памяти: механическую, ассоциативную и логическую. Критерии, принятые за основания деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, в действительности такое деление является условным.
Изучая третий учебный вопрос, следует проанализировать проявление следующих свойств памяти: объем, быстроту, точность, длительность, готовность. Анализ данных свойств позволяет понять особенности проявления процессов памяти в различных условиях и учесть их в деятельности в целях оптимизации памяти в целом.
При изучении четвертого учебного вопроса следует принять во внимание, что под закономерностями памяти понимают условия успешного запоминания и воспроизведения информации, связанные с внешними и внутренними факторами. Одним из первых ученых- психологов изучавших экспериментальным путем процессы памяти и выявившим ее закономерности являлся немецкий психолог Г. Эббингауз. В последующие исторические периоды память изучали Э. Крепелин, Г. Э. Мюлллер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. Д. Шадриков, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко и др.
Изучая пятый учебный вопрос, следует проанализировать следующие способы произвольного запоминания и организованного заучивания: группировку, выделение опорных пунктов, составление плана, классификацию, структурирование, схематизацию, аналогию, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийную организацию материала, ассоциации, повторение. Данные мнемические действия позволяют повысить эффективность запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
При подготовке к шестому учебному вопросу следует рассмотреть такие теории памяти, как физическая теория памяти, биохимическая теория памяти, физиологическая теория памяти, психологические теории памяти. При изучении психологических теорий памяти необходимо проанализировать основные положения следующих теорий: ассоциативной, смысловой, гештальттеории, психоаналитической, деятельностной. При рассмотрении данных теорий необходимо провести их сравнительный анализ, выделить общие положения и отличительные особенности. Важно ответить на вопрос о причинах разнообразия данных теорий.
При изучении седьмого учебного вопроса следует рассмотреть такие виды нарушения памяти, как дисмнезия, амнезия, парамнезия. Данные нарушения имеют разновидности, характеризуются симптомокомплексами и носят органический характер.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Эббингауз Г. Смена душевных образований.
2. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте.
3. Леонтьев А. Л. Развитие высших форм запоминания.
4. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание.
5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.
6. Линдсей П., Норман Д. Системы памяти.
7. Клацки Р. Кратковременная память: хранение и переработка информации.
8. Клацки Р. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятию «память».
2. Раскройте физиологическую основу памяти.
3. Опишите виды памяти.
4. Охарактеризуйте свойства памяти.
5. Опишите закономерности памяти, проявляющиеся при запоминании и забывании информации.
6. Перечислите способы произвольного запоминания и организованного заучивания.
7. Перечислите теории памяти и их отличительные концептуальные положения.
8. Перечислите виды нарушений памяти.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования памяти.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств памяти.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие памяти и ее физиологическая основа.
2. Классификация видов памяти.
3. Свойства памяти.
4. Закономерности памяти.
5. Способы произвольного запоминания и организованного заучивания.
6. Теории памяти.
7. Нарушения памяти.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.

Практический материал для занятия:
Задание 7.1. Приведите по два примера каждого из свойств памяти.
Задание 7.2. Опишите причины индивидуальных различий памяти у людей.
Задание 7.3. Опишите особенности учета закономерностей памяти в учебной деятельности.
Задание 7.4. Решите ситуационные задачи:
1. Психолог органа внутренних дел Киримова заглянула в справочник телефона для запоминания номера и совершения звонка с городского телефона в подразделение уголовного розыска. Дозвониться удалось ей не сразу. После разговора по телефону с начальником уголовного розыска Киримова забыла номер, по которому звонила.
Какой вид памяти описан в задаче?
2. После оперативного совещания сотрудник Панов хорошо запомнил, о чем говорили в начале совещания и в его завершении, мог это повторить без сделанных записей. Остальную информацию мог озвучить, только посмотрев свои записи.
Какой закон памяти описан в задаче?
3. Сотрудник органов внутренних дел Панарин в беседе с психологом смог быстро вспомнить и подробно рассказать, какую работу он выполнял вчера, так как она не была выполнена до конца и требовала завершения. В то же время в разговоре с психологом Панарин не смог вспомнить многие другие выполненные им работы.
Какой закон памяти описан в задаче?
4. Сержант полиции Николаев переминался с ноги на ногу и морщил лоб, силясь вспомнить то, что не так давно изучал.
— Забыл, товарищ майор.
Майор полиции Титов сокрушенно махнул рукой:
— Вечно у него так, — словно извиняясь за подчиненного, говорит Титов, — память никудышная. А ведь только учили.
Сержант полиции Николаев согласно кивал головой и нисколько не огорчался. Его взгляд говорил: «Что тут поделать? Какая есть память, такая и есть».
Прав ли сержант полиции Николаев, говоря, что у него от природы такая память? Можно ли развить свою память?

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.