Глоссарий
Анкета - один из методов психологии, позволяющий получить ответы на заранее составленную систему вопросов и охватить большое количество людей за небольшой период времени. Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей учащегося, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. Возрастная психология - исследует закономерности психического развития людей на различных возрастных этапах.
Интервью - вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные, обычно заранее приготовленные, вопросы. Интерпретационные методы - различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика исследования психических явлений - воплощение психологического метода (методов) в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, logos - учение, наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методы обработки данных - подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.). Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Методы психологического воздействия - специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью. Наблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. Общая психология - базисная психологическая наука, предметом которой выступают общие закономерности психики и сознания. Опрос - метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования. Организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. Предмет психологии - закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований. Психика (от греч. psychikos - душевный) - свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающееся в способности субъекта активно отражать явления объективного мира, что делает возможным построение картины этого мира и саморегуляцию своего поведения и деятельности. Психические процессы - отдельные формы или виды психической деятельности. Психические свойства - наиболее существенные и устойчивые психические особенности личности. Психические состояния - особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психология (от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о фактах, механизмах и закономерностях развития и функционирования психики. Социальная психология - изучает психологические явления, возникающие в связи с включенностью человека в определенные социальные группы, и психологические характеристики самих этих групп. Теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Тест (от англ. test - опыт, проба) - один из методов сбора первичной информации, характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. Эмпирические методы (методы сбора первичной информации) - группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении.
Вопросы для обсуждения
1. Поясните, чем обусловлена необходимость психологической и педагогической подготовки специалистов. Какой вид подготовки, по вашему мнению, необходим в вашей профессии? 2. Какими возможностями располагает психология в решении человеческих проблем? 3. Какое значение имеют межпредметные связи для психологии? 4. Если с психически нормальным человеком нужно обращаться компетентно и умело, то не означает ли это, что каждый член общества должен освоить некоторый минимум психологической грамотности и культуры? Ответ аргументируйте. 5. Какие отрасли психологии наиболее важны для системы образования и почему? 6. В психологии насчитывается более 15 тысяч психодиагностических методов. Однако, если даже все их применить к отдельному человеку, мы вряд ли получим полную и ясную картину, позволяющую дать всестороннюю оценку личности. Как вы думаете почему? 7. Назовите основные сферы общественной практики, где востребованы психологические знания. 8. Какие проблемы психологии наиболее актуальны? Почему в последнее время заметно возрос интерес к психологической науке? 9. Приведите пример жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость психологических знаний. 10. Прокомментируйте утверждение: «Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса» (К. Г. Марквардт). 11. Докажите необходимость профотбора при поступлении на педагогические специальности. Каковы психологические критерии профпригодности? 12. Объясните с точки зрения научной психологии следующие пословицы и поговорки: «Душа в пятки ушла», «Вне себя», «Душа болит», «Грешное тело и душу съело».
Психологические задачи
Задача 1. Ниже в таблице указаны принципы психологии (столбец слева) и дана их характеристика (столбец справа). Соотнесите психологические принципы с их содержанием.
Принцип
|
Содержание
|
1. Принцип личностного подхода
|
а) необратимость исследования всех индивидуально- и социальнопсихологических особенностей человека
|
2. Принцип единства сознания и деятельности
|
б) предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления
|
3. Принцип детерминизма
|
в) ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально
|
4. Принцип развития
|
г) психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий
|
5. Принцип активности
|
д) сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности
|
6. Принцип целостного, системного подхода
|
е) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности
|
Задача 2. Вставьте в текст пропущенные слова по смыслу так, чтобы в нем были соблюдены основные требования, необходимые при проведении наблюдения: К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения необходимо четко сформулировать . Исходя из составить наблюдения; продумать его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться. Слова, которые необходимо вставить: систематически, условия, цель, план, цели, не догадывался.
Задача 3. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфета и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, - сказал он, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфета и др. (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов. Назовите причину резких отличий результатов эксперимента. Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», определите их отличительные признаки.
Задача 4. Прокомментируйте следующее суждение: «Психологические знания усложняют жизнь, а их практическое применение - упрощает». Приведите не менее пяти доводов за и против.
Задача 5. С чем, по вашему мнению, связано существование множества школ и направлений в психологии? В чем заключается отличие между житейской и научной психологией?
Тестовые задания 1. Кого принято считать основателем психологии? а) Аристотеля; б) З. Фрейда; в) Дж. Уотсона; г) А. Маслоу. 2. Как с древнегреческого переводится термин «психология»? а) наука о душе; б) наука о поведении; в) наука о бессознательном; г) любовь к мудрости. 3. В каком году психология оформляется в научную дисциплину? а) 324 г. до н. э.; б) 1879 г.; в) 1941 г.; г) 1945 г. 4. Что является предметом изучения психологии в настоящее время? а) душа; б) поведение; в) бессознательное; г) психика. 5. Что является высшей формой развития психики? а) либидо; б) тонадос; в) сознание; г) душа. 6. Что относят к психическим процессам? а) ощущение, восприятие, память, мышление, речь; б) установки, желания; в) эмоции, чувства, настроение; г) интересы, влечения. 7. Каков объект изучения психологии? а) все живые организмы, обладающие психикой; б) животные; в) люди; г) рыбы. 8. Какой метод изучения психики в наименьшей степени «страдает» субъективизмом? а) наблюдение; б) самонаблюдение; в) эксперимент; г) беседа. 9. Синонимом чего является понятие «самонаблюдение»? а) интроскопия; б) интроспекция; в) интроверсия; г) все варианты ответа верны. 10. В чьих трудах тема бессознательного впервые получила свою научную концепцию? а) Э. Эриксона; б) К. Платонова; в) З. Фрейда; г) А. Адлера.
Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с. |