На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Общая характеристика психологии как науки
Практическое занятие. Общая характеристика психологии как науки
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Глоссарий

Анкета - один из методов психологии, позволяющий получить ответы на заранее составленную систему вопросов и охватить большое количество людей за небольшой период времени.
Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей учащегося, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
Возрастная психология - исследует закономерности психического развития людей на различных возрастных этапах.

Интервью - вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные, обычно заранее приготовленные, вопросы.
Интерпретационные методы - различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.
Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Методика исследования психических явлений - воплощение психологического метода (методов) в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.
Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, logos - учение, наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методы обработки данных - подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).
Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методы психологического воздействия - специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.
Наблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.
Общая психология - базисная психологическая наука, предметом которой выступают общие закономерности психики и сознания.
Опрос - метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования.
Организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.
Предмет психологии - закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований.
Психика (от греч. psychikos - душевный) - свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающееся в способности субъекта активно отражать явления объективного мира, что делает возможным построение картины этого мира и саморегуляцию своего поведения и деятельности.
Психические процессы - отдельные формы или виды психической деятельности.
Психические свойства - наиболее существенные и устойчивые психические особенности личности.
Психические состояния - особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени.
Психология (от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о фактах, механизмах и закономерностях развития и функционирования психики.
Социальная психология - изучает психологические явления, возникающие в связи с включенностью человека в определенные социальные группы, и психологические характеристики самих этих групп.
Теория (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Тест (от англ. test - опыт, проба) - один из методов сбора первичной информации, характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.
Эмпирические методы (методы сбора первичной информации) - группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении.

 


Вопросы для обсуждения


1. Поясните, чем обусловлена необходимость психологической и педагогической подготовки специалистов. Какой вид подготовки, по вашему мнению, необходим в вашей профессии?
2. Какими возможностями располагает психология в решении человеческих проблем?
3. Какое значение имеют межпредметные связи для психологии?
4. Если с психически нормальным человеком нужно обращаться компетентно и умело, то не означает ли это, что каждый член общества должен освоить некоторый минимум психологической грамотности и культуры? Ответ аргументируйте.
5. Какие отрасли психологии наиболее важны для системы образования и почему?
6. В психологии насчитывается более 15 тысяч психодиагностических методов. Однако, если даже все их применить к отдельному человеку, мы вряд ли получим полную и ясную картину, позволяющую дать всестороннюю оценку личности. Как вы думаете почему?
7. Назовите основные сферы общественной практики, где востребованы психологические знания.
8. Какие проблемы психологии наиболее актуальны? Почему в последнее время заметно возрос интерес к психологической науке?
9. Приведите пример жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость психологических знаний.
10. Прокомментируйте утверждение: «Надо понять, что если педагоги сами не разберутся в началах психологии, а будут ждать готовых решений от специалистов-психологов, то не будут найдены необходимые решения для совершенствования учебного процесса» (К. Г. Марквардт).
11. Докажите необходимость профотбора при поступлении на педагогические специальности. Каковы психологические критерии профпригодности?
12. Объясните с точки зрения научной психологии следующие пословицы и поговорки: «Душа в пятки ушла», «Вне себя», «Душа болит», «Грешное тело и душу съело».


Психологические задачи


Задача 1. Ниже в таблице указаны принципы психологии (столбец слева) и дана их характеристика (столбец справа). Соотнесите психологические принципы с их содержанием.

Принцип

Содержание

1. Принцип личностного подхода

а) необратимость исследования всех индивидуально- и социальнопсихологических особенностей человека

2. Принцип единства сознания и деятельности

б) предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления

3. Принцип детерминизма

в) ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально

4. Принцип развития

г) психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий

5. Принцип активности

д) сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности

6. Принцип целостного, системного подхода

е) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности

Задача 2. Вставьте в текст пропущенные слова по смыслу так, чтобы в нем были соблюдены основные требования, необходимые при проведении наблюдения:
К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения необходимо четко сформулировать . Исходя из составить наблюдения; продумать его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться.
Слова, которые необходимо вставить: систематически, условия, цель, план, цели, не догадывался.


Задача 3. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфета и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, - сказал он, - а вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфета и др. (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.
Назовите причину резких отличий результатов эксперимента. Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», определите их отличительные признаки.


Задача 4. Прокомментируйте следующее суждение: «Психологические знания усложняют жизнь, а их практическое применение - упрощает». Приведите не менее пяти доводов за и против.


Задача 5. С чем, по вашему мнению, связано существование множества школ и направлений в психологии? В чем заключается отличие между житейской и научной психологией?


Тестовые задания
1. Кого принято считать основателем психологии?
а) Аристотеля;
б) З. Фрейда;
в) Дж. Уотсона;
г) А. Маслоу.
2. Как с древнегреческого переводится термин «психология»?
а) наука о душе;
б) наука о поведении;
в) наука о бессознательном;
г) любовь к мудрости.
3. В каком году психология оформляется в научную дисциплину?
а) 324 г. до н. э.;
б) 1879 г.;
в) 1941 г.;
г) 1945 г.
4. Что является предметом изучения психологии в настоящее время?
а) душа;
б) поведение;
в) бессознательное;
г) психика.
5. Что является высшей формой развития психики?
а) либидо;
б) тонадос;
в) сознание;
г) душа.
6. Что относят к психическим процессам?
а) ощущение, восприятие, память, мышление, речь;
б) установки, желания;
в) эмоции, чувства, настроение;
г) интересы, влечения.
7. Каков объект изучения психологии?
а) все живые организмы, обладающие психикой;
б) животные;
в) люди;
г) рыбы.
8. Какой метод изучения психики в наименьшей степени «страдает» субъективизмом?
а) наблюдение;
б) самонаблюдение;
в) эксперимент;
г) беседа.
9. Синонимом чего является понятие «самонаблюдение»?
а) интроскопия;
б) интроспекция;
в) интроверсия;
г) все варианты ответа верны.
10. В чьих трудах тема бессознательного впервые получила свою научную концепцию?
а) Э. Эриксона;
б) К. Платонова;
в) З. Фрейда;
г) А. Адлера.

Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.