На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Биологическая подструктура личности: познавательные процессы
Практическое занятие. Биологическая подструктура личности: познавательные процессы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Глоссарий

Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других, несущественных.
Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга.
Анализатор - нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.
Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Внимание - направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Воображение - психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Грезы характеризуются созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности и заменяют реальную жизнедеятельность.
Иллюзии восприятия - искаженное, ошибочное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Импринтинг (от англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - врожденная готовность к фиксированному запечатлению.
Мечта - создание образов желаемого будущего, не предполагающее немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.
Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.
Ощущение - познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.
Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
Реминисценция - (от лат. reminiscentia - припоминание) - более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным.
Рецептор - периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей.
Речь - процесс общения людей посредством языка.
Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющаяся как яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Язык - система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.


Вопросы для обсуждения


1. Поясните сущность утверждения: «Ощущения - это субъективные образы объективного мира».
2. Почему древние греки называли боль сторожевым псом организма?
3. Одно изречение гласит: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Поясните роль зрительных ощущений в ряду других.
4. Поясните сущность закона восприятия времени: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Кто сформулировал этот закон?
5. Время, насыщенное в прошлом деятельностью, переживаниями, вспоминается как более продолжительное, а длительный период, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Почему?
6. Русский физиолог И. М. Сеченов отмечал, что без удержания в памяти прошлого человек оставался бы вечно в положении новорожденного. Прокомментируйте это утверждение.
7. Народная мудрость гласит: «Память - это дорога из прошлого в будущее». Как связана память с развитием и обучением человека? Поясните.
8. Американский президент А. Линкольн, будучи в прошлом еще простым адвокатом, на вопрос своего коллеги, почему он читает вслух, ответил: «Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-первых, я вижу то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю». О каких видах памяти идет речь?
9. Объясните следующий факт: примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше.
10. Современные компьютеры способны осуществлять сложные вычисления, играть в шахматы, сочинять стихи и музыку, читать и переводить тексты. Чем такое мышление компьютера отличается от мышления человека?
11. Прокомментируйте высказывание советского психолога
С. Л. Рубинштейна: «Возникновение вопросов - первый признак начинающейся работы мысли и понимания. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует».
12. Прокомментируйте известные выражения: «Язык - музей мысли»; «Язык мой - враг мой»; «Заговори, и я скажу, кто ты».
13. Советский педагог В. А. Сухомлинский, отмечая значение речи не только в общении, но и в мышлении, в книге «Разговор с молодым директором школы» подчеркивал, что «культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда учеников на уроке».
14. Н. Бонапарт, по некоторым свидетельствам, мог диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов одновременно. Какие свойства своего внимания он использовал?
15. Поясните сущность высказывания русского педагога-демократа XIX в. К. Д. Ушинского: «Внимание - это та дверь, через которую входит в душу человека все из внешнего мира».
16. В воображении есть определенный отход от действительности, но в любом случае источником воображения является объективная реальность. Поясните почему.
17. Иногда в печати, чаще в художественной литературе, мы сталкиваемся с феноменом ложных воспоминаний, когда человек в деталях и красках описывает то, чего в действительности с ним не происходило. С чем это может быть связано?
18. Французский психолог А. Бине, в отличие от своей жены, не был религиозен, но, чтобы не обижать ее, всегда присоединялся к ней за вечерней молитвой. Однако, повторяя за женой слова молитвы на протяжении многих лет, он их все же не запомнил и самостоятельно воспроизвести не мог. Каким образом это можно объяснить?
19. Ольга Ивановна Скороходова - единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, она смогла описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека. Стихи О. И. Скороходовой помогают проникнуться внутренним миром человека, лишенного слуха и зрения, она сумела сохранить искренний интерес и радость к жизни и старалась донести это молодому поколению в проникновенных литературных строках. Прочитайте стихотворение «Думают иные».
Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
- Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю...
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю.
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье - Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки - Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Что б была я с вами, а не за стеной.
Какие чувства это стихотворение у вас вызвало? Почему О. И. Скороходову называют человеком-победителем, а ее книги - наукой побеждать?


Психологические задачи


Задача 1. Используя предложенные ниже понятия, выстройте логический ряд, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение, мозг.

Задача 2. Проанализируйте фрагмент текста и определите, о каком свойстве восприятия идет речь. Объясните его природу, приведите сходные примеры.
«Гончие ада», левый зал, - сообщила она. - Сеанс начался десять минут назад. ... [Джесси] отворила дверь в первый зал и сразу окунулась в полную темноту. Видно, действие на экране происходило темной ночью. Она ничего не видела. Джесс немного подождала, пока ее глаза освоятся, удивилась, что еле различала зрительный зал даже после того, как экран ярко засветился. Она медленно пошла по прохо-ду, всматриваясь в ряды зрителей, ища место. Сначала ей показалось, что свободных мест нет. Ясное дело, подумала Джесс, она продала мне билет на кинофильм, на который все билеты уже проданы. Но тут она увидела единственное место в середине четвертого ряда (Дж. Филдинг).

Задача 3. О каких свойствах ощущений и восприятия идет речь в приведенных примерах?
1. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если исполняется симфоническим, струнным оркестром или на одном рояле, хотя отдельные звуковые ощущения в данных случаях различные.
2. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным и, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма.
3. Рост человека, на которого мы смотрим с различного расстояния, остается для нас одним и тем же, хотя его изображение на нашей сетчатке значительно изменяется.
4. При насморке или заложенности носа интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
5. Известно, что музыкальный ритм усиливает мышечно-двигательную чувствительность.
Приведите примеры, в которых проявляются другие свойства ощущений и восприятия.

Задача 4. Прокомментируйте следующие расхожие мнения о сенсорно-перцептивных процессах с точки зрения их соответствия современному состоянию психологической науки. Ответы аргументируйте.
1. Наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры, образования и опыта.
2. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы различна.
3. Экстрасенсорное восприятие не считается законным предметом научного исследования.
4. Сенсорная изоляция приводит к необратимым патологическим изменениям психики.
5. Органы чувств ребенка начинают функционировать еще до его рождения.
6. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и углом, под которым мы их видим.

Задача 5. Во многих литературных произведениях содержатся психологические знания. О каком психологическом феномене идет речь в этом стихотворении?
1. Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым Вы наполняете его.
2. Бывают у него застои,
А иногда оно течет Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
3. Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки И очень краткие часы.

Задача 6. Верны или нет следующие утверждения? Почему?
1. Ощущение является более сложным процессом, чем восприятие.
2. Ощущения и восприятие обусловлены социальными факторами.
3. Зрительное и слуховое ощущения относятся к экстерорецептивному виду ощущений.
4. Адаптация как свойство ощущения позволяет рецепторам приспосабливаться к поступающим стимулам и защитить их от чрезмерной перегрузки.
5. Явление синестезии заключается в неспособности органов чувств производить дифференцирование поступающих внешних сигналов.
6. Процессы, в совокупности обеспечивающие восприятие, можно назвать перцептивными.
7. Константность как свойство восприятия означает неизменность образа предмета или явления независимо от психофизиологического состояния человека.
8. Преднамеренное восприятие характеризуется отражением в психике целостного образа независимо от желания человека.
9. На процесс восприятия накладывает отпечаток предыдущий опыт человека.
10. Восприятие зависимо от мыслительной деятельности человека.
11. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.
12. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.
13. Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам.
14. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.

Задача 7. Закончите предложения, заполнив пробелы в тексте.
1. Ощущение обеспечивает отражение в психике свойств предмета.
2. Нервные образования, позволяющие человеку принимать и перерабатывать поступающие сигналы, называются .
3. В отличие от ощущения, восприятие обеспечивает отражение в психике предмета или явления.
4. Порог ощущения определяет возникновения ощущений.
5. Сенсибилизация как свойство ощущений означает
чувствительности анализатора в результате его взаимодействия с другим(и) анализаторами.
6. Апперцепция восприятия указывает на его зависимость от
7. Ощущение и восприятие являются ступенью познания окружающей действительности.
8. Ощущение и восприятие образуют опыт человека.

Задача 8. О каких психологических особенностях восприятия идет речь в приведенных примерах?
1. Достаточно часто встречаются случаи, когда при воздействии
звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н. А. Римский- Корсаков, А. Н. Скрябин и др.
2. Попадая из темной комнаты в ярко освещенное пространство, мы
бываем сначала ослеплены и неспособны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть.  
3. Зрительные, вкусовые, температурные, болевые ощущения исчезают не сразу после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время.
4. По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение.
Для ответа используйте понятия: синестезия, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ.

Задача 9. Определите, каким видам внимания соответствуют указанные характеристики:
Внимание, возникающее независимо от сознания человека и вызываемое внешними причинами: интенсивностью, новизной, необычностью, динамичностью объекта, .
Внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека и характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью, .
Внимание, характеризующееся непроизвольным сосредоточением на предмете, который раньше был объектом произвольного внимания и представлял большой интерес для субъекта,

Задача 10. Заполните таблицу

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

Непроизвольное

 

 

 

Произвольное

 

 

 

Послепроизвольное

 

 

 


.
Задача 11. Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в соседнее окно, вернее, во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит.
Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Миша все так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель переводит свой взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущен, он порывается что-то крикнуть. Учитель задает Мише вопрос. Миша недоуменно молчит. Учитель повторяет вопрос. Миша облегченно улыбается и отвечает правильно.
По каким внешним признакам поведения учащегося можно установить, внимателен он на уроке или нет? Назовите особенности внимания Миши.

Задача 12. Ниже приводятся два варианта начала рассказа о М. В. Ломоносове. Сравните их между собой и скажите, какой из них и почему более удачен для привлечения внимания учащихся к рассказу. Какие приемы использованы здесь для возбуждения интереса к рассказу? 
Вариант 1. Сын рыбака-помора Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовка, близ берегов Белого моря. Однажды мальчику удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее Ломоносов называл «вратами своей учености», он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. Вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев всяческие трудности, поступает в тогдашнюю школу - Славяно- греко-латинскую академию...
Вариант 2. Однажды темной ночью мальчик бежал из дому. Пристал он к одному из обозов и благополучно добрался до Москвы. Там он поступил в школу. Прошло много лет... В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Это был Ломоносов, тот самый, который когда-то мальчиком бежал из дому.

Задача 13. Определите, каким процессам памяти соответствуют указанные характеристики:
1) процесс памяти, направленный на удержание в психике сведений о мире, ;
2) процесс памяти, в результате которого происходит актуализация
закрепленной раннее в психике информации, ;
3) процесс памяти, в результате которого происходит закрепление
новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной раннее, ;
4) более полное и точное воспроизведение материала по сравнению
с первоначально запечатленным ;
5) процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации, .

Задача 14. Раскрывая образ Обломова, один учащийся точно описал обстановку его комнаты, внешний облик героя, воспроизвел распорядок дня. Другой, редко прибегая к конкретным фактам, раскрыл причины, почему Обломов стал таким, высказал суждения общего порядка об образе жизни Обломова. Оба ученика полно раскрыли образ Обломова как героя романа.
Какие особенности их памяти проявились в ответе?

Задача 15. После встречи со старым знакомым он погрузился в воспоминания о былом, шел, не замечая ни встречных людей, ни домов, мимо которых проходил, и незаметно для себя очутился у ворот своего дома. О каком виде памяти идет речь?

Задача 16. В одном эксперименте, заучивая текст, надо было запомнить три даты: 57, 37 и 17-й годы. Одна испытуемая несколько раз повторяла про себя эти даты, стараясь как можно более прочно запечатлеть их в памяти. Другая испытуемая 37-й год связала с годом смерти Пушкина (1837), а 17-й год - с Октябрьской революцией (1917).
У какой из испытуемых эти данные запомнятся более прочно, на более длительный срок и почему?

Задача 17. Прокомментируйте приведенные ниже определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее полные и точные. Свой ответ аргументируйте.
1. Мышление - это процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.
2. Мышление - это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.
3. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
4. Мышление - это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.
5. Мышление - это процесс переработки информации.
6. Мысль - это биотоки мозга.

Задача 18. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) написание журналистом аналитической статьи;
б) изготовление портным выкройки по имеющимся размерам;
в) составление свидетелем словесного описания преступника;
г) собирание ребенком конструктора;
д) проектирование дизайнером интерьера помещения;
е) составление учителем вопросов к контрольной работе;
ж) принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях;
з) нахождение автослесарем поломки в автомобиле;
и) составление архитектором будущего плана постройки;
к) перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения;
л) решение учебной задачи новым способом.

Задача 19. Определите, какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль;
б) задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выбрать те, которые относятся к слесарным инструментам;
в) задание ученикам: составить текст, используя новые слова;
г) начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период;
д) задание ученикам: найти сходство между предложенными чертежами;
е) в предложенной задаче необходимо выделить условия и сказать, что известно;
ж) установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их;
з) после опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника;
и) ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

Задача 20. Каким видам речи присущи описанные ниже особенности?
1. Ее главная особенность состоит в том, что она является речью,
активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого данная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения мысли, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.
2. Она изображается графически, с помощью письменных знаков.
Воспринимающий эту речь имеет в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, он может вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества данного вида речи перед другими. Она является более сложной формой речи, требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать ей эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.

Задача 21. Назовите функцию речи, описанную в данном примере. Какие еще функции речи вы знаете и в чем они выражаются?
Эта функция заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что- либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение. Физиологической основой осуществления данной функции речи является особое положение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. Так, с помощью внушения врач-психотерапевт может вызвать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эффектом. Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ астмы. С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табакокурения, употребления алкоголя и др.

Задача 22. Определите особенности, характеризующие язык и речь.
1. Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств.
2. Исторически сложившиеся нормы средств общения.
3. Индивидуальные особенности произношения, стиля, словаря.
4. Средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества.
5. Использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности в общении.

Задача 23. Ниже приведены цитаты и афоризмы римского оратора Цицерона. Обсудите в группе предложенные афоризмы и цитаты. Объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания. Выберите высказывания, с которыми вы полностью согласны, частично согласны, совсем не согласны и прокомментируйте их. Объясните свою точку зрения.
1. Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
2. Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.
3. Письмо развивает искусство владения словом.
4. Поэтами рождаются, ораторами становятся.
5. Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости.
6. Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.
7. Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.
8. Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.
9. Хвастливые речи - первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами.
10. Храбрым помогает не только судьба, как поучает старинная поговорка, но гораздо более - разумное суждение.
11. Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия.

Задача 24. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:
а) учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ;
б) глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов;
в) мальчик мечтает стать известным политиком;
г) инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машина в реальности;
д) детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера;
е) ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья;
ж) мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент;
з) писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами;
и) учитель географии дает задание ученикам - по какой-либо точке, показанной на карте, описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.

Задача 25. Придумайте рассказ, в котором встречаются такие слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Время на работу выделяется 10 минут. После завершения работы прочитайте некоторые из рассказов вслух.
Рассказ оценивают по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, неожиданность концовки.


Тестовые задания


Вариант 1


Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Понятие «мнемоника» означает:
а) воспроизведение ранее воспринятой информации;
б) систему приемов, позволяющих лучше запоминать информацию;
в) частичную или полную потерю памяти;
г) нет верных вариантов ответа.
2. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
а) механическая;
б) логическая;
в) эмоциональная;
г) феноменальная.
3. Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. Укажите, какое из свойств внимания должно быть у него особенно хорошо развито:
а) распределение;
б) устойчивость;
в) объем;
г) переключение.
4. Мгновенное осознание решения некоторых проблем - это:
а) мышление;
б) интеллект;
в) инсайт;
г) эвристика.
5. Мысленное объединение предметов по их общим существенным признакам - это:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
6. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) механической;
б) логической;
в) эмоциональной;
г) слуховой.
7. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики - это:
а) анализ;
б) сравнение;
в) обобщение;
г) классификация.
8. Образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека:
а) при активном воображении;
б) пассивном воображении;
в) продуктивном воображении;
г) репродуктивном воображении.
9. Укажите, какие функции из нижеприведенных имеют отношение к вниманию:
а) отбор наиболее существенных раздражителей и отвлечение от посторонних;
б) контроль протекания деятельности;
в) регуляция эмоциональных состояний;
г) удержание выполняемой деятельности до ее завершения.
10. Прочность запоминания не зависит:
а) от степени участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности;
б) от значимости соответствующего материала;
в) от эмоционального состояния субъекта;
г) от объема памяти.


Задание 2. Соотнесите термин и его определение.

1. Интеллект

а) обобщенная характеристика познавательных возможностей человека

2. Ум

б) конкретное умение человека ориентироваться в любой жизненной ситуации

3. Воображение

в) процесс опосредованного и обобщенного отражения окружающего мира

4. Мышление

г) психический познавательный процесс создания образов объектов, ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом


Задание 3. Верно или неверно?
1. Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направленное требованиями деятельности.
2. Осмысленность запоминаемого материала не влияет на результат запоминания.
3. Анализ и синтез относятся к основным формам мышления.
4. Воссоздание ранее существовавшего образа имеет отношение к творческому воображению.
5. Условием возникновения непроизвольного внимания является постановка цели деятельности.


Задание 4. Заполните пропуски.
1. При помощи мышления человек способен раскрывать ... между явлениями, которые непосредственно наблюдать нельзя.
2. Три главных процесса памяти - это ... , ... , ... .
3. Непосредственное чувственное отражение отдельных свойств отражаемого объекта или явления называется.
4. ... - совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих то же значение, что и система их письменных знаков.
5. Закон интереса гласит, что...
6. Длительность сохранения информации в ... памяти не превышает нескольких десятков секунд.


Задание 5. Попробуйте доказательно обосновать, что:
• восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;
• восприятие человека субъективно;
• образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;
• одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;
• процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга.


Вариант 2


Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:
а) установки;
б) отношения;
в) образа;
г) ощущения.
2. Мышление бывает:
а) наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое;
б) теоретическое и практическое;
в) кратковременное и долговременное;
г) все варианты ответа верны.
3. Получение первичных образов обеспечивают:
а) восприятие и ощущение;
б) процессы мышления;
в) воображение и внимание;
г) речь и язык.
4. Основанием классификации внимания на произвольное и непроизвольное служит:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) целенаправленность деятельности субъекта.
5. К основным свойствам ощущений не относятся:
а) качество;
б) интенсивность;
в) объем;
г) длительность.
6. Вид памяти, обеспечивающий удержание информации до момента достижения цели данного действия:
а) оперативная;
б) кратковременная;
в) механическая;
г) эмоциональная.
7. Мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных - это:
а) абстрагирование;
б) анализ;
в) конкретизация;
г) синтез.
8. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
а) механической;
б) долговременной;
в) эмоциональной;
г) произвольной.
9. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, - это:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) обобщение.
10. Благодаря мышлению человек имеет возможность:
а) воспринимать непосредственную информацию из внешней среды;
б) оперировать понятиями;
в) воспроизводить нужную информацию в нужное время;
г) все варианты ответа верны.


Задание 2. Установите соответствие.

Вид памяти

Время сохранения информации

1. Кратковременная память

а) неопределенно долго

2. Долговременная память

б) 10-20 секунд

3. Оперативная память

в) до тех пор, пока информация необходима


Задание 3. Заполните пропуски.
1. Особенность ощущений состоит в том, что в них ... не все, а ... свойства предметов и явлений.
2. Внимание - это ... сознания на определенном объекте.
3. Благодаря вниманию ... объектов становится более ясным, отчетливым.
4. Процесс общения людей посредством языка называется.
5. Образы ... служат основой воображения.
6. Закон осмысления гласит, что чем глубже ... запоминаемого, тем лучше оно сохраняется.


Задание 4. Верно или неверно?
1. Рецептор - это орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы.
2. Умозаключение - это одна из форм мышления, которая характеризуется выводом заключения или следствия из нескольких суждений.
3. Восприятие и ощущения - синонимичные понятия.
4. Основная единица мышления - это слово.
5. Речь отражает психологию личности, язык же - психологию народа.
Задание 5. Какого человека, по вашему мнению, можно назвать умным и почему?


Психологические тесты


Методика «Ведущий орган чувств»


Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.
Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы, если вы согласны с утверждением, то напротив соответствующего номера вопроса поставьте «+», если не согласны - «-».


Опросник


1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться у других.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным видом спорта или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия - это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.


Обработка результатов. Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом каждого из утверждений. Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.


Ключ.
Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.


Методика «Образная память»


Цель: изучение кратковременной памяти.
Инструкция. Методика выполняется в парах. Вам необходимо в течение 20 с посмотреть на таблицу (рис. 4.1) и постараться запомнить максимальное количество образов. Затем в течение 1 мин вы должны воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

образная память

Рис. 4.1. Стимульный материал методики «Образная память»

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме это 6 и более правильных ответов.
Вербальный тест интеллекта Г. Айзенка (Тест IQ)
Инструкция. На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко: большинство заданий поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.
Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких вариантов, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в тетради. Если вы не в состоянии решить задачу - не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.
Тест не содержит каверзных заданий, но всегда приходится рассматривать несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.


П р и м е ч а н и я:
1. Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (. . . .) означает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.
2. Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё».
Задания теста
1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ТКАНЬ (. . .) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ГО (. . .) КОТ
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
КОХЙЕК
СНИНЕТ
ОЖИВТ
ЛУФОБТ
4. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

тест iq

5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ЖИВОТНОЕ (. . . .) МОНАХ
6. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
СНА (. . .) ОВОЙ
7. Исключите лишнее слово.
ОЗУКРА
НИШПАЯЛ
НИБОВОС
НИШКУП
8. Найди общее начало для трех следующих слов

тест iq2

9. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
РОДНИК (. . . .) ОТМЫЧКА
10. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ПЕ (. . .) ОЛ
11. Исключите лишнее слово.
АЧТПО
АИДРО
ФАГРЕЛТЕ
КТЕВИНЦ
12. Найдите общее начало для трех следующих слов.

тест iq3

13. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ТА (. . .) АТ
14. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
БИТВА ( ) РУГАНЬ
15. Исключите лишнее слово.
АПНИСЕЛЬ
ЯШВИН
ТАСУПАК
АКАЧКБО
ШУРГА
16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
БАЛ (. . .) ЕДА
17. Найдите общее окончание для следующих слов

тест iq4

18. Исключите лишнее слово.
ЮКИЛТ
ЛЮТАНЬП
АЛИФАК
ОЗАР
ЛСТУ
19. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

тест iq5

20. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
РЫБА (. . . .) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ДИК ( ) ЕЦ
22. Исключите лишнее слово.
РАКОЧВА
ЛЬБГДОУ
ЕХРО
ЛУПЕДЬ
23. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
НАСЫПЬ (. . .) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ

24. Найдите общее окончание для следующих слов

тест iq6

25. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
СА (. . .) ОН
26. Исключите лишнее слово.
ЗМАТЕ
РАЖПИ
АГОВЛ
ИНЕРГ
27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ ( ) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ
28. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
У (. . . .) Ь
29. Исключите лишнее слово.
СЛОО
ОКОТИ
ООТРОНТ
РЕБЛАГД
30. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

тест iq7

31. Найдите общее окончание для всех последующих слов

тест iq8

32. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ЖИВОТНОЕ ( ) НЕЖНОСТЬ
33. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
КОВЕР (. . .) ЛЕТА
34. Исключите лишнее слово.
ЛЕОР
БЕОРОЙВ
КОВАОРЖОН
ФЕЛИНДЬ
35. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

тест iq9

36. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
КАБ (. . .) ОШКО
37. Исключите лишнее слово.
НЙЕНЙЭШТ
КИНСЕКД
ВЕХЧО
КЗААЛЬБ
СЙТООТЛ
38. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ( ) МОЛОДАЯ ВЕТКА
39. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

тест iq9

40. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
ПРЕДЛОГ ( ) РЕМЕНЬ УЗДЫ
41. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
С (. . .) ОКНО
42. Исключите лишнее слово.
ЛИОРЗТЕВЕ
ОИКСМТ
РКМОА
МИТТЕР
43. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.
КОСТОЧКА ПАЛЬЦА ( ) ПАУКООБРАЗНОЕ
44. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ГА (. . .) РЕЛЬ
45. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

тест iq10

46. Исключите лишнее слово.
ЗОАК
РЕОББ
СФОМАРЕ
ШАДОЛЬ


47. Найдите общее окончание для всех последующих слов

тест iq11

48. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Г (. . .) ОЖА
49. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

тест iq12

50. Исключите лишнее слово.
ТРБА
КПИРАКС
ТРСАЕС
АТМЬ
НКВЧУА
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом.
1. ГАЗ.
2. БОЙ.
3. ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.)
4. ЕЛЬ.
5. ЛАМА.
6. РЯД.
7. ПУШКИН. (Все остальные слова - фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо.)
8. ЧЕРНО.
9. КЛЮЧ.
10. СОК.
11. ЦВЕТНИК. (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф.)
12. ВОДО.
13. ПИР.
14. БРАНЬ.
15. ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша.)
16. БЕС.
17. ОЛ.
18. СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза.)
19. ОМ.
20. СКАТ.
21. ОБРАЗ.
22. ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель.)
23. ВАЛ.
24. ЕСТЬ.
25. РАЙ.
26. ПАРИЖ. (Все остальные слова - названия рек: Темза, Волга, Нигер.)
27. ВОРОТ.
28. КЛАД.
29. БЕЛГРАД. (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто.)
30. АЙКА.
31. ИНА.
32. ЛАСКА.
33. КОТ.
34. ДЕЛЬФИН. (Остальные слова - названия птиц: орел, воробей, жаворонок.)
35. ОТ.
36. ЛУК.
37. ЭЙНШТЕЙН. (Остальные слова - фамилии знаменитых писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой.)
38. ПОБЕГ.
39. ЕНА.
40. ПОВОД.
41. ТОЛ.
42. ТЕЛЕВИЗОР. (Остальные слова - названия насекомых: москит, термит, комар.)
43. ФАЛАНГА.
44. МАК.
45. ОЧКА.
46. СЕМАФОР. (Остальные слова - названия животных: коза, бобер, лошадь.)
47. ЕНЬ.
48. РОГ.
49. ОЛЬ.
50. СКРИПКА. (Остальные слова обозначают родственные отношения: брат, сестра, мать, внучка.)
Обработка результатов. Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему коэффициенту интеллекта (КИ). Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна (рис. 4.2).

тест iq13

Рис. 4.2. Коэффициент интеллекта

Интерпретация. Коэффициент интеллекта в диапазоне 90-109 означает норму, 110-119 - отличную норму, 120-129 - высокий интеллект, свыше 130 - очень высокий интеллект.
Имейте в виду, что полученный результат - не абсолютный показатель интеллектуальных способностей. Существует множество тестов, определяющих интеллектуальный уровень, в каждом из них свой взгляд на природу интеллекта и свой подход к оптимальному способу или методу его измерения. Поэтому, говоря о своем уровне интеллекта, не забудьте добавить, о показателе какого теста идет речь. Проверяя свои способности, вы можете получить интересные данные о са- мом(ой) себе. (Однако учтите, что отдельно взятый тест не может служить мерой столь сложного явления, как человеческий интеллект.) Кроме этого немаловажно, что вы получите ценный опыт прохождения тестовых проверок.

Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.