Краткие материалы лекции
Понятие личность.
В отечественной психологии чаще всего используются два основных значения: 1) личность, как любой человек, носитель сознания. «Это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему» (К. Платонов); 2) личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития, связанного с наличием у него собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды (Л.И. Божович). Точкой соприкосновения множества теорий является утверждение, что личность есть понятие социальное, не врожденное, возникающее в результате культурного и социального развития.
Личность - это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. Быть личностью - это значит: иметь активную жизненную позицию; осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости; оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь; постоянно «строить» самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением; обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя. Существует множество концепций понимания личности в психологии. Однако можно выделить общие моменты понимания личности в психологии, отраженные в большинстве теорий, а именно: • Личность формируется, существует и раскрывается в системе взаимоотношений с другими людьми и в деятельности. Новорожденный ребенок - потенциальная личность, которая сформируется через взаимоотношения с другими людьми. • Роль психологических качеств, отличающих одного человека от другого. Одинаковые психологические качества могут встречаться у многих людей, но их сочетание всегда носит уникальный характер. Личность рассматривается как сочетание устойчивых качеств (черт), проявляющихся вне зависимости от ситуаций. • Наличие самосознания - важнейшая психологическая характеристика человека как личности - сформированный образ самого себя, знание о себе. С. Л. Рубинштейн считал, что без самосознания нет личности. Личность в самосознании предстает как образ «Я». В самосознании выражается сознательное самоопределении человека в мире, восприятие себя как отличного от других человека. • Личность рассматривается в соотношении с жизненной историей, перспективами развития человека. Значимые события прошлого, социально-психологические условия личностного развития, индивидуальный опыт человека обуславливают собой психологический облик личности в настоящем времени. Не все имеет одинаковое значение для людей в силу специфики индивидуального опыта: для кого-то витальные потребности выступают на первый план, для кого-то духовные потребности. Психологический облик личности определяет дальнейшее личностное развитие, при этом наличие определенных психологических качеств может как препятствовать, так и способствовать эффективному развитию личности.
Структура личности. Это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивацирнную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность. Существует несколько подходов в определении структуры личности. Синтетический подход С.Л. Рубинштейна рассматривает личность как единство нескольких подструктур (табл. 3).
Таблица 3 Структура личности по С.Л. Рубенштейну
Название
|
Проявления
|
1
|
2
|
Направленность
|
Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении
|
|
|
Знания, умения, навыки
|
Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
|
Индивидуально типологические особенности
|
Проявляются в темпераменте, характере, способностях
|
В определении структуры личности особый интерес представляют взгляды К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру (см. табл. 4). А.В. Петровский считает, что в структуру личности в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, т.е. (внутрииндивидная) интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная (надиндивидная) подсистема личности. Интраиндивидная представлена в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания личности. Интериндивидная - «пространство» вне органического тела индивида (пространство межличностных отношений). Метаиндивидная - личность при этом выносится не только за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. Вклады в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» получил название персонализации.
Способ формирования
|
Воспитание
|
Обучение
|
Упражнение
|
Тренировка
|
Соотношение биологического и социального
|
Социально обусловлены (биологического почти нет)
|
Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
|
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
|
Биологический уровень (социальное практически отсутствует)
|
Составляющие
|
Потребности, интересы, идеалы, убеждения, доминирующие мотивы деятельности и поведения, мировоззрение
|
Умения, знания, навыки, привычки
|
Индивидуальные особенности психических процессов
|
Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства
|
Название
|
Подструктура направленности личности
|
Подструктура социального опыта
|
Подструктура форм отражения
|
Биологически обусловленная подструктура
|
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (А.Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе. Направленность личности. Можно сказать, что направленность есть то, что направляет поведение человека в то или иное русло; то, что двигает им, позволяя делать одно, и не позволяя делать другое. С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом действий и поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривался абстрактно, вне реальных общественных требований. Некоторые ученые пытаются выводить поведение личности из биологических влечений, например, сексуальных (З. Фрейд), другие - из «социальных» стремлений к власти или подчинению (А. Адлер). Однако такое понимание является несколько суженным. Ведь личность вступает в многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики; при этом она исходит из разных побуждений или мотивов. Мотивы - это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает ясный отчет себе в этом. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личными потребностями и интересами, а в третьих - поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т.д.). Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в научной деятельности, другие - в области искусства, а третьи - в общественной деятельности. Конечно, каждый при этом может исходить или из глубоко осознанного и прочувствованного долга - служить людям в той области труда, где осознают наибольшую пользу, или из индивидуалистических побуждений, корысти и славы, карьеристских соображений. Отсюда следует, что при анализе поведения и деятельности следует не только определить основное стремление, но и выяснить морально-психологические устои личности, которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности. Итак, в качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы. Движущие силы развития личности. Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие: макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.; микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой; воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы; деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная; социальное взаимодействие - во всем многообразии его разновидностей и прежде всего общение с другими людьми. На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами. Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов. На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития. Таким образом, определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий. Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности. Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве “Я”, которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Развитие личности. Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Можно выделить два типа закономерностей возрастного развития личности: 1) психологические закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих общностей; 2) закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т.д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переход на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации. Развитие личности необходимо связано с ее самоопределением, с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми. Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. Затем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям; здесь изменчивость личности, параллельная изменчивости событий, уже прекращается. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т. п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и определенно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную логику, хотя необязательно ведущую к внешнему успеху или удовлетворению социальных ожиданий.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение личности. Раскройте основные подходы к ее пониманию. 2. Раскройте структуру личности. 3. Какие подходы существуют к рассмотрению структуры личности? 4. Какую роль в структуре личности играет направленность? 5. По каким проявлениям личности можно судить об уровне ее развития? 6. Какие факторы влияют на развитие личности?
Практические задания
Задание 1. Подготовка к дискуссии на семинарском занятии «Проблема личности в различных психологических теориях». Задание 2. Анализ хрестоматийных текстов и составление таблицы «Структура личности в психологических теориях» (структурный подход к психологии личности в отечественной психологии; динамическая функциональная структура личности в концепции К.К. Платонова; идеи А.Н. Леонтьева о личности, концепция А.В. Петровского о структуре личности; структура личности в концепции человекознания Б.Г. Ананьева; структура личности в глубинной психологии (З. Фрейд, К. Юнг); структура личности в диспозиционных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Оллнорт, Г. Айзенк); понимание структуры личности в когнитивной теории Дж. Келли).
Индивидуальные задания Задание 1. Выберите из приведенного списка качества, характеризующие человека как личность и как индивида. Добросовестность, низкая адаптация к темноте, хорошая координация обеих рук, общительность, большая эмоциональная возбудимость, аккуратность, упрямство, реактивность, честность, быстрый темп деятельности, малая чувствительность к общественной оценке.
Задание 2. Из данных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. 1. Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение. 2. Человек, самосознание, «Я-концепция», «Я-идеальное», сознание, личность. Задание 3. Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые характеризуют личность. А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую. Б. Студент рассказал о том, как он распределяет время между учебой, спортом и личной жизнью. В. Гражданин М. вступил в политическую партию. Г. Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой. Д. Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе. Е. У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос.
Темы докладов и рефератов
1. Сравнительный анализ различных подходов к сущности понятия «личность». 2. Характеристика современных теорий личности. 3. Проблема личностного смысла в психологии. 4. Источники, факторы, условия и движущие силы развития личности. 5. Личность как социальный феномен. 6. Своеобразие понимания З. Фрейдом душевной и социальной жизни человека, его социальных отношений, эмоций, интеллекта, личности и психотерапии. 7. Своеобразие понимания К.Г Юнгом личности и ее типологических особенностей. 8. Творческая энергия личности как способность формулировать жизненные цели и способы их достижения. 9. Содержание и соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект».
Источник: Салаватулина, Л.Р. Общая психология: учеб- С 16 но-практическое пособие / Л.Р. Салаватулина; Министерство просвещения Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. - 320 с. - ISBN 978-5-907409-64-4. - Текст: непосредственный. |