На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Практическое занятие. Сознание и самосознание
Практическое занятие. Сознание и самосознание
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Глоссарий

Бессознательное - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Инстинкт - совокупность врожденных компонентов поведения и психики человека и животных.
Интеллектуальное поведение животных - высшая форма психической деятельности животных, отличающаяся отражением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей.
Мозг - центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики.


Навык - автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Рассматривается как этап в развитии поведения животных.
Нейрон - нервная клетка со всеми ее отростками, основная структурная единица нервной системы.
Перцептивная психика - форма психического отражения, в которой животным доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Благодаря этому создается предметное отражение.
Предсознание - это скрытые, латентные знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.
Самооценка - это оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии.
Самосознание - осознание человеком себя, своих психических качеств и свойств.
Сенсорная психика - форма психического отражения, в которой отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на живое существо, но нет еще отражения предмета в целом.
Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.


Вопросы для обсуждения


1. Поскольку психику непосредственно наблюдать нельзя, есть ли основания утверждать, что ее можно познать?
2. Можно ли переносить закономерности проявления психики животных на человека? В чем заключаются сходства и различия психики животных и человека?
3. Особенностью психики человека является то, что она не дана человеку в готовом виде с момента его рождения и не развивается сама по себе. Поясните, исходя из этого условия, сущность так называемого феномена Маугли.
4. Сознание включает в себя все психические явления, участвующие в осмысленном отношении человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и всего происходящего в этом мире. Правомерно ли такое толкование сознания?
5. Братья Аркадий и Борис Стругацкие, известные писатели- фантасты, писали: «Конечно, бытие определяет сознание. Это - как правило. Однако, к счастью, как исключение, но достаточно часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы бы до сих пор сидели в пещерах». Прокомментируйте это высказывание.
6. Главная заслуга Зигмунда Фрейда состоит в открытии бессознательного. В европейской философии и психологии начиная с XVII в. было принято в основном сводить психику человека лишь к сознанию, в свою очередь определяемому мышлением. З. Фрейд же показал, что нельзя свести всю психику человека исключительно к сознанию, что бессознательное, т. е. процессы, не контролируемые разумом, играет
значительную роль в жизни человека. З. Фрейд сравнивает психику человека с айсбергом, у которого мы видим лишь надводную часть, но не замечаем намного большую подводную часть. Так же мы отождествляем видимую нами часть психики - сознание со всей психической жизнью человека, не замечая скрытого от поверхностного взора бессознательного (рис. 2.1). Прокомментируйте данное утверждение.

сознание



Рис. 2.1. Структура психики по З. Фрейду


7. Что вы имеете в виду, когда употребляете местоимение «я»?
8. Опишите особенности поведения и общения педагогов с учащимися с разным типом самооценки: адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной.
9. Разработайте по пять психологических рекомендаций по обращению со студентами, имеющими разный тип самооценки.
10. Дайте определение понятию «психическое здоровье».
11. Какой защитный механизм имеется в виду в следующем высказывании Ф. Перлза: «Если ты ненавидишь кого-то, то это ты сам, хотя это и тяжело осознавать»?
12. На самом деле нет ничего важнее самооценки в вопросе определения своих перспектив. Попытайтесь хоть чуть-чуть себе понравиться, потому что вам придется провести с самим собой всю оставшуюся жизнь. Выразите свое отношение к данной рекомендации.
13. Как связаны между собой самооценка и уровень притязаний?


Психологические задачи


Задача 1. В одном исследовании психолог симулировал симптомы психоза, и его направили в психиатрическую клинику. После поступления в клинику он стал вести себя абсолютно нормально, но персонал так и не распознал в нем симулянта. Почему?


Задача 2. Можете ли вы согласиться, что многие качества, которые характерны для психических расстройств, в малой степени присутствуют и у нормальных людей? Почему?


Задача 3. В середине октября 1972 года самолет, на котором летела команда регбистов «Древние христиане», разбился на снежных вершинах Анд в Южной Америке. Невероятно, но 16 человек из 45, находившихся на борту, выжили в течение 75 дней в условиях глубокого снега и минусовой температуры. Но чтобы достичь этого, им пришлось прибегнуть к страшной мере спасения - есть тела погибших. Как вы оцениваете этот факт?


Задача 4. Самоубийство как причина смерти занимает в среднем седьмое место. Можно сказать, что 1 человек из 100 совершает в течение жизни попытку самоубийства. Существует понятие «эффект понедельника», означающее увеличение количества самоубийств, приходящихся на первый день недели. В самоубийстве мужчинам принадлежит сомнительное первенство перед женщинами. В три раза больше мужчин, чем женщин, совершают окончательное самоубийство, но женщины делают больше попыток. Каким образом можно объяснить указанные факты?


Задача 5. У Марка Твена есть рассказ о четырех молодых способных художниках, картины которых долгое время никто не покупал. Доведенные до отчаяния, они разработали план, основанный на идее, что великие художники получали признание, как правило, только после смерти. Согласно жребию, «умереть» для широкой общественности должен был Франсуа Милле, а остальные - активно продавать его произведения и наброски. Цены на работы Милле (а заодно и его учеников) стремительно росли. После импровизированных «похорон» художник должен был жить под чужим именем, никому не признаваясь, что он и есть знаменитый Франсуа Милле.


Какое из следующих суждений относительно состояния выбранной «жертвы» наиболее справедливо в данной ситуации?
1. Он чувствовал себя вполне самоактуализирующейся личностью.
2. Высокая самооценка, сформировавшаяся благодаря известности, славе, не соответствовала уровню его притязаний.
3. В этом случае оказывалась неудовлетворенной его потребность в самоутверждении.
4. Он не мог избавиться от состояния когнитивного диссонанса.


Задача 6. Проанализируйте данные экспериментов с обезьянами. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных.
1. На озере сооружены два плота. Шимпанзе Рафаэль перебирается с плота, где горит ящик с приманкой, на другой плот, где стоит бак с водой, чтобы набрать воды и залить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды из озера обезьяна не догадывается.
2. Обезьяна сидит в клетке, за которой на расстоянии метра находится яблоко. Обезьяна берет палку и при ее помощи достает яблоко.
3. К потолку на веревке подвешено яблоко. Обезьяна складывает, лежащие на полу ящики один на другой, чтобы достать высоко подвешенный предмет.


Задача 7. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы восприятия других людей и на самовосприятие.
В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные - несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать «правильный» (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.
При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное - в случае пренебрежительного к нему отношения.
При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей - расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей - в суженном.


Тестовые задания


Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.
1. Развитие организма человека называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) социализацией.
2. Биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, - это:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) человек;
г) личность;
д) субъект.
3. Самосознание можно определить следующим образом:
а) повышенное внимание к себе;
б) уровень притязаний;
в) направленность личности;
г) образ себя.
4. Установка - это:
а) неосознанная потребность;
б) неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности;
в) избирательное отношение личности к объекту;
г) потребность личности заниматься определенной деятельностью.
5. Структура сознания, по С. Л. Рубинштейну, включает в себя:
а) чувственную ткань сознания;
б) знания;
в) переживания;
г) значения;
д) смысл.
6. Назовите того, кто первым стал изучать механизмы психологической защиты:
а) З. Фрейд;
б) К. Г. Юнг;
в) А. Адлер;
г) А. Фрейд;
д) Э. Эриксон;
е) А. Маслоу.
7. Самоуважение в знаменитой формуле У. Джеймса равно:
а) самоуважение = уровень притязаний + успех;
б) самоуважение = успех / уровень притязаний;
в) самоуважение = успех + одобрение других;
г) самоуважение = уровень притязаний / успех.


Задание 2. Установите соответствие.

Форма поведения

Характеристика

1. Инстинкт

а) сложная система стереотипной формы поведения, присущая данному виду и генетически детерминированная

2. Навык

б) действие, сформированное путем повторения

3. Интеллектуальное поведение

в) способность устанавливать связь между элементами ситуации, переносить усвоенный опыт в новую ситуацию

1. Вытеснение

а) перевод агрессии с одного объекта на другой, более приемлемый

2. Замещение

б) процесс игнорирования травмирующих событий

3. Сублимация

в) выработка самооправдательных легенд, маскирующих истинные мотивы собственных поступков, постигших неудач

4. Рационализация

г) процесс, посредством которого побудительная энергия направляется на желательные для человека формы деятельности

5. Проекция

д) приписывание другому человеку намерений, неприемлемых для себя

6. Регрессия

е) уход от переживаний через поведение, характерное для более ранних периодов жизни, казавшейся тогда менее тревожной и безопасной

Психологические тесты Методика «Самооценка»


Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет данный тест, направленный на выявление уровня самооценки личности.
Инструкция. Предельно честно постарайтесь ответить на нижеприведенные вопросы, выбрав один из вариантов ответа.


Вопросы


1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто - 1 балл;
б) иногда - 3 балла.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле - результат упорного труда - 5 баллов;
б) успехи нередко зависят от удачного стечения обстоятельств - 1 балл;
в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить - 3 балла.
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное - 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида - 1 балл.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла.
6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам - 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся - 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче - 1 балл.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла.
8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) иногда - 3 балла.
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да - 5 баллов;
б) нет - 1 балл;
в) не знаю - 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета:
а) голубой - 1 балл;
б) желтый - 3 балла;
в) красный - 5 баллов.


Интерпретация:


50-38 баллов. Вы довольны собой и уверенны в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критики.
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что главное, не за счет других.
23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя.


Методика «Уверенность в себе»


Одним из важных психологических условий успешной деятельности является уверенность в своих силах. Чувство уверенности - внутреннее ощущение собственной силы, права, правоты и возможностей, вера в себя, отсутствие сомнений и страха. Чувство уверенности может быть привитым с детства, но может вырабатываться и целенаправленно. Для определения адекватности собственной оценки уверенности в себе ответьте на следующие вопросы:
1. Часто ли вы ощущаете внезапную усталость, хотя, в сущности, вы не переутомились?
2. Бывает ли с вами, что вы вдруг испытываете неуверенность - заперли ли вы за собой дверь?
3. Часто ли вы огорчаетесь без определенной причины?
4. Безразлично ли вам, когда, находясь в театре, вы сидите в середине ряда?
5. Трудно ли вам настроиться на чей-то неожиданный визит?
6. Пугаетесь ли вы иной раз, когда звонит телефон?
7. Часто ли вам снятся сны?
8. Быстро ли вы принимаете решения?
9. Неприятно ли вам, если вы обнаруживаете на своей одежде пятно и приходится в таком виде куда-то идти?
10. Любите ли вы заводить новые знакомства?
11. Бывает ли с вами, что перед поездкой в отпуск вы вдруг отказываетесь от нее?
12. Просыпаетесь ли вы ночью с ощущением сильного голода?
13. Хочется ли вам порой остаться наедине с самим собой?
14. Если вы пришли в ресторан один (одна), присаживаетесь ли вы за столик, за которым сидят посетители, хотя есть свободный стол?
15. Руководствуетесь ли вы в своих поступках главным образом тем, чего ожидают от вас другие?
Обработка результатов. Вы получите по одному очку за утвердительные ответы на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 15 и за отрицательные ответы на вопросы 7, 8, 9, 10, 13, 14. Другими словами, максимально возможное количество баллов равно 15.


Интерпретация:


0 очков. Вы в такой степени самоуверенны, что можно предположить, что вы не вполне откровенны в своих ответах.
1-4 очка. Вы свободны от опрометчивых поступков, свойственных неврастеникам. Некоторая доля неуверенности является не недостатком, а доказательством гибкости вашей психики.
5-8 очков. У вас ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Другие люди почти всегда могут на вас положиться. Правда, из-за этой вашей черты иногда страдает непосредственность выражения чувств.
9-12 очков. Ваша потребность быть уверенным в себе настолько сильна, что вам грозит опасность нередко видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они соответствуют вашим представлениям. Если вы не готовы хотя бы изредка отваживаться на «прыжок в неизвестное», то в вашей жизни будет крайне мало счастливых мгновений.
13-15 очков. Ваш страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик, что даже, например, выигрывая в лото, вы и тут прежде всего испытываете опасения и сомнения. Потребность устойчивости, стабильности вполне понятна, но когда она вырастает до таких размеров, то малейшее изменение обстоятельств разрушает у вас чувство уверенности в себе. Если довести эту мысль до логического конца, то речь пойдет об отказе от развития собственной личности. Если вы хотите преодолеть это, то вам придется заставить себя примириться с некоторой долей неуверенности.

Источник Курыло, О. В. Психология : практикум / О. В. Курыло. - Горки : БГСХА, 2021. - 328 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.