На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Структура, задачи и методы современной психологии (Часть 1)
Структура, задачи и методы современной психологии (Часть 1)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Взаимосвязь психологии и современных наук.
2. Задачи психологии как науки и практики. Отрасли психологической науки: общая, медицинская, социальная, педагогическая, возрастная, дифференциальная психология.
3. Общая психология как отрасль психологического знания. Структура общей психологии. Классификация психических явлений, их краткая характеристика.
4. Основные парадигмы и направления современной психологии (представители, предмет психологии, методы изучения).


Психоаналитический подход, бихевиоральный подход, когнитивный (гештальт-психология) и гуманистический подходы, их характеристика.
Основные понятия
Взаимосвязь психологии и биологии, физиологии, психофизиология, отрасли психологического знания, наука, парадигма, фундаментальные и прикладные отрасли психологии, общие и специальные отрасли психологии, теоретическая и прикладная психология, общая психология, социальная психология, медицинская психология, нейропсихология, психофармакология, психотерапия, психопрофилактика и гигиена, патопсихология, возрастная психология, дифференциальная психология, генетическая психология, специальная психология, педагогическая психология, психоаналитический подход, бихевиоральный подход, когнитивный подход, гуманистический подход, естественнонаучная парадигма, гуманитарная парадигма.


1. Взаимосвязь психологии и современных наук


Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, взаимодействие с которыми позволяет более полно раскрыть предмет психологии как научной дисциплины.
Можно обнаружить тесную связь психологии с такими науками, как биология, физиология и общественными науками.
Биология. В изучении ряда вопросов, касающихся проблем формирования, развития и в целом эволюции психики человека и животных, в изучении проблемы инстинкта, навыка и интеллекта, психология соприкасается с предметом собственно биологической науки. Так, психология должна четко представлять:
• особенности поведения животных, которые зависят от условий их существования и анатомического строения;
• как и что меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к формам жизни многоклеточных в условиях наземного существования;
• как меняются формы поведения животного в зависимости от требований, окружающей среды, от типов приспособления к условиям существования;
• какими биологическими процессами обусловлена смена форм поведенческой активности от инстинкта, навыка к интеллектуальным формам;
• особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции.
Без знания общих биологических принципов и основных разделов биологии (этология, экология) понимание вопроса об основных закономерностях формирования и развития психики не предоставляется возможным.
Другой не менее важной дисциплиной для общей психологии является физиология. Связь психологии с физиологией прослеживается в изучении: вопросов высшей нервной деятельности, особенностей строения и закономерностей работы нервной системы и нервной деятельности. Для психологии знание физиологического аспекта функционирования человека в первую очередь необходимо для изучения категории психической деятельности человека. Опора на материалы физиологических исследований позволит описать саму категорию деятельности, позволит обозначить, с помощью каких систем и механизмов протекают сложные виды деятельности человека.
На стыке психологии и физиологии возникает отдельная отрасль психологического знания - психофизиология. Психофизиология сближается с физиологией, в частности, с физиологией органов чувств и физиологией высшей нервной деятельности. Различие состоит в том, что, изучая ощущения и восприятия, внимание и память, устанавливаются физиологические механизмы, которые лежат в основе их протекания.
Значительная часть знаний о законах протекания отдельных психических процессов была накоплена именно этим разделом психологической науки. Например, Г. Фехнер и Э. Вебер (впервые измерили ощущения), В. Вундт (впервые широко применил психофизиологические методы исследования психических процессов), Г. Эббингаус и Г. Мюллер (впервые подошли к точным методам измерения памяти и ее физиологических механизмов). Имена А. Пьерона (Франция), Э. Титченера (США), Д. Линдсли (США), Д. Бродбент (Англия), П. Фресс (Франция) тесно связаны с развитием этой области психологической науки.
Психофизиология получила огромную информацию из работ классиков физиологии: И.П. Павлова (учение о высшей нервной деятельности); А.А. Ухтомского, (учение о доминанте); П.К. Анохина (учение о функциональных системах) и др.
Отличие психологии от физиологии заключается в том, что психология изучает формы и способы психической деятельности, которые возникли в процессе общественной истории. Физиология, в свою очередь, изучает естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют поведение.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками: история, философия, социология.
Большую роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории, которые создают новые виды специфических человеческих форм психической деятельности. Человек, лишенный общения с окружающим его предметным миром, не пользовался бы орудиями труда и языком, не усваивал бы опыта предыдущих поколений, а в результате не имел бы доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение.

2. Задачи психологии как науки и практики. Отрасли психологической науки: общая, медицинская, социальная, педагогическая, возрастная, дифференциальная психология


Психология как научная дисциплина ставит перед собой задачи как в сфере теоретической деятельности, так и в практической деятельности.
Задачи психологии как научной дисциплины подробно описаны в первой теме данного пособия «Введение в психологическую науку».
Задачи психологии в сфере практической деятельности
продиктованы сформировавшимися и развивающимися отраслями психологии.
В психологической науке в зависимости от специфики предмета и задач изучения выделяют следующие отрасли психологического знания: общая психология, социальная, педагогическая, возрастная,
дифференциальная психология. Отрасли психологии на современном этапе развития приобретают статус самостоятельно развивающихся направлений научных исследований. Психология как научная дисциплина находится в постоянном развитии, пополняется новыми фактами, что приводит к возникновению новых отраслей психологического знания.
Психологическую науку в зависимости от решаемых задач (теоретических, практических) можно разделить на фундаментальные и прикладные, или на общие и специальные отрасли.
Фундаментальные, или базовые, отрасли имеют общее значение для понимания, объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они, какой деятельностью занимаются. Фундаментальные отрасли необходимы всем, кого интересует, и кто изучает психологию. Фундаментальные отрасли решают вопросы, актуальные для разных отраслей психологии, материал, закрепленный в рамках данных отраслей, выступает в качестве методологических оснований для ряда других исследований. К числу фундаментальных отраслей психологического знания традиционно относится «Общая психология».
Прикладные (специальные) отрасли психологической науки формируются в результате тесной связи теории и практической деятельности. Знания данных отраслей вырастают из практики и используются в ней.
Специальные отрасли психологии: социальная психология, дифференциальная психология, возрастная психология, психология личности, педагогическая психология, психодиагностика, медицинская психология, патопсихология, генетическая психология, психофизиология, психотерапия и др.


2.1 Отрасли психологической науки


Общая психология - отрасль психологического знания, предметом изучения которой являются классы психических явлений (психические процессы, психические свойства, психические состояния). Общая психология является фундаментальной и общей дисциплиной для всей психологической науки.
Социальная психология изучает психические явления, обусловленные социальным контекстом, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах (в семье, в ученическом и педагогическом коллективах).
Социальная психология решает три круга проблем: социальнопсихологические явления в больших группах (проблемы массовой коммуникации, радио, телевидение, закономерности распространения модных тенденций, слухов и т.д.); социально-психологические явления в малых группах (межличностные отношения, руководство и лидерство, групповая сплоченность, закономерности общения и взаимодействия людей и т.д.); социально-психологические проявления личности человека (самооценка, самоуважение и т.д.).
На ранних этапах развития психологии были сделаны попытки В. Вундтом создать «психологию народов» как особую форму социальной психологии.
Медицинская психология изучает отклонения от нормы в психике и поведении человека. Задача этой отрасли психологического знания - изучить основные закономерности функционирования психики в условиях болезни и медицинской среды, а также изучить различные медицинские заболевания, причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Медицинская психология подразделяется следующим образом.
Нейропсихология - изучает соотношение психических явлений с различными мозговыми структурами. Задачей этой дисциплины является изучение той роли, которую играют отдельные аппараты нервной системы в построении психических процессов; изучение изменений в психических процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга; изучение внутреннего строения психических процессов. К числу ученых данной отрасли психологического знания относятся: К.С. Лешли и К. Прибрам (США), А.Р. Лурия (Россия), Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и др.
Психофармакология - изучает влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапия - изучает и использует средства психического воздействия для лечения психики в условиях патологии; психопрофилактика и психогигиена - разрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей;
патопсихология, которая изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями, что способствует выявлению общих закономерностей психической деятельности при патологических состояниях. Применение методов патопсихологии в психиатрической клинике позволяет существенно уточнить диагностику психических заболеваний. К числу ученых данной отрасли
психологического знания относятся: Е. Крепелин (Германия), П. Жанэ (Франция), В.М. Бехтерев (Россия), Б.В. Зейгарник (Россия) и др.
Возрастная психология изучает основные закономерности психического развития личности от рождения до старости, психологические качества развивающей личности (детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека).
Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами, группами, причины и последствия этих различий. Основы дифференциальной психологии были в свое время заложены немецким психологом В. Штерном, в наше время проблемами индивидуальных различий успешно занимались ученые: Ч. Спирмен (Англия), Л. Терстон (США) и Б.М. Теплов (Россия).
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Генетическая, дифференциальная и возрастная психология являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Специальная психология (коррекционная психология) - область
психологии развития, изучающая различные варианты патологии психического развития, возникающие под влиянием факторов органической или функциональной природы, которые влияют на психосоциальное развитие ребенка и затрудняющие его социальнопсихологическую адаптацию. Существуют следующие направления специальной психологии: тифлопсихология (психология слепых),
сурдопсихология (психология глухих), олигофренопсихология (психология умственно отсталых), психология детей с задержкой психического развития, психология детей с ранним детским аутизмом и т.д.
Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека. Педагогическая психология включает психологию воспитания, психологию обучения, психологию учителя и учебно-воспитательной работы. Педагогическая психология является той отраслью прикладной психологии, которая обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения, обеспечивающих наилучшее усвоение учебного материала.
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека (выявление профессиональных качеств, влияние рабочей обстановки на трудящегося и т.д.)
Юридическая психология изучает психологические вопросы, связанные с системой права (психологические особенности поведения обвиняемых, психологические требования к допросу, поведение и формирование личности преступника, анализ свидетельских показаний и т.д.).


3. Общая психология как отрасль психологического знания. Структура общей психологии. Классификация психических явлений, их краткая характеристика


Психология как целостная научная дисциплина предполагает фундаментальный, прикладной и теоретический уровни.
Фундаментальный уровень психологии имеет общее значение для понимания и объяснения психики и поведения людей. Наиболее актуальные вопросы фундаментального уровня психологии: что такое психика, какова природа психических явлений, какова структура и функции психики, основные закономерности развития, функционирования психики и т.д.
Прикладной уровень науки обеспечивает связь теории и практики посредством эмпирического исследования.
Практический уровень исследования обеспечивает внедрение результатов исследования.
Структура психологии также может предполагать два уровня: общая психология и специальные отрасли психологии. В свою очередь, общая психология включает изучение общих теоретических и методологических вопросов (введение в психологию), изучение вопросов психологии личности, изучение познавательных, эмоциональных, мотивационных процессов. Специальные отрасли: изучение вопросов социальной
психологии, медицинской психологии, возрастной и дифференциальной психологии и т.д.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. В то же время психология является не только важным разделом науки, но она имеет широко разветвленные области практического применения, давая научную основу для важных областей практической деятельности.
Общая психология составляет стержень всей системы психологических дисциплин.
В состав общей психологии, кроме теоретического, методологического и эволюционного введения в науку, входит рассмотрение ряда специальных разделов:
1) анализ познавательных процессов (начиная с элементарного психического процесса ощущения и заканчивая сложными формами психической организации - мышлением), изучение познавательных процессов предполагает анализ функций данных процессов в познании окружающей действительности, основных свойств, видов и закономерностей протекания;
2) анализ психологического строения деятельности человека и регуляции его активности;
3) анализ процессов аффективной и потребностно-мотивационной
сферы жизни (потребности человека, мотивы, формы
эмоционального реагирования и т.д.);
4) анализ психологии личности и индивидуальных различий.
Исходя из предмета и задач общей психологии, ее структура может быть представлена изучением психических явлений: психических
процессов, психических состояний, психических свойств личности. Более полную характеристику данной классификации психических явлений мы рассматривали в предыдущей теме «Введение в психологическую науку».


4. Основные парадигмы и направления современной психологии (представители, предмет психологии, методы изучения).


Психоаналитический подход, бихевиоральный подход, когнитивный (гештальт-психология) и гуманистический подходы, их
характеристика
Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности: описание реальности, объяснение процессов, которые
выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности.
Парадигма - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию и их практическое применение, метод, оборудование и пр. Парадигма - это правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе.
Функции парадигмы: познавательная и нормативная. Познавательная функция: парадигма интегрирует определенную систему знаний, методы познания «психической реальности» и их носителей. Нормативная
функция: парадигма определяет принадлежность к ограниченному кругу научного сообщества, границы допустимых методов научного
исследования и интерпретации полученных данных.
С точки зрения В.А. Янчука, белорусского ученого и психолога, парадигма определяет мировоззрение исследователя, ориентирует его в проблемной области, вооружает понятийным и инструментальным аппаратом, предоставляет возможность диалога с научным сообществом.
В научной психологии проблема становления парадигмы отражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца XIX - начала XX в. перенесли основные требования экспериментального метода на почву психологии.
Т. Кун в работе «Структура научных революций» (1970 г.) полагал, что наличие общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Переход от одной научной парадигмы к другой можно интерпретировать как научную революцию.
В.А. Янчук приводит самую разветвленную классификацию психологических парадигм: поведенческая, биологическая, когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, гуманистическая,
герменевтическая, социально-конструктивистская, системная,
деятельностная, гендерная (феминистская) и синергетическая парадигмы.
Общую типологию парадигм предлагали: Г.А. Ковалев (1987г.), А.В. Юревич (1999г.). Г.А. Ковалев выделяет объектную (реактивную), субъектную (акциональную) и субъект-субъектную (диалогическую) парадигмы. А.В. Юревич рассматривает на уровне парадигм когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ.
Типы парадигм: естественнонаучная, гуманитарная, когнитивная.
Естественнонаучная парадигма. Возникает в период становления психологии как самостоятельной науки (середина XIX в. - первое десятилетие XX в.). Представляет собой программу создания психологии по образцу естественных наук, главной целью которой является познание объективных законов природы.
Так, В. Вундт полагал, что изучение простейших психических процессов необходимо вести на основе лабораторного эксперимента.
В оформлении естественнонаучной парадигмы участвовали: Г.Т. Фехнер, В. Вундт, Э. Титченер и У. Джеймс.
Основное требование естественнонаучной парадигмы - объективность исследования, т.е. получение достоверных, надежных, однозначно понимаемых данных. Методами исследования в этой парадигме выступают наблюдение и эксперимент.
Гуманитарная парадигма
«Гуманитарный» (лат. «humanitas») означает относящийся к
человеческому обществу, к человеку и его культуре. Гуманитарная парадигма имеет междисциплинарный характер и представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции. Исследования в гуманитарных науках отличаются крайней степенью субъективности (одни стремятся объяснить явления, другие - внести в них новый смысл, третьи - повлиять на них в соответствии со своими идеалами).
А.И. Васильев (1992г.) выделяет общие свойства объектов и знаний гуманитарной парадигмы:
Во-первых, знания гуманитарных наук рефлексивны и их объект имеет рефлексивную природу (мысль о мыслях, текст о текстах и т.д.).
Во-вторых, объект изучения гуманитарных наук является «активным» в отношении познающего его субъекта. В гуманитарных науках рассматривается не просто отношение познания, направленное на объект, а прямое или опосредованное взаимоотношение исследователя с изучаемым объектом.
В-третьих, объект гуманитарной науки выступает как «текст» (знаковая система). Поэтому необходимым условием является адекватное понимание и интерпретация таких текстов.
Своими корнями гуманитарная парадигма в психологии уходит к исследованиям немецкого философа, социолога и психолога В. Дильтея (1883-1911гг.). В. Дильтей вывел положение о сосуществовании объяснительной и описательной психологии. Объяснительная психология соответствует теории и методологии естественнонаучной парадигмы. Описательная психология исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, на основе которого мы не объясняем, не выдвигаем гипотезы, а понимаем внутренний мир другого.
Понимание в гуманитарной парадигме выступает как особый научный метод. Понимание - процесс и результат познания. В связи с чем В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев термины «описательная», «понимающая» и «гуманитарная» психология употребляют как синонимы.
Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма и герменевтике. Экзистенциализм выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Герменевтика определяется как метод, искусство и теория истолкования различного рода текстов. Аналогом герменевтики в современной психологии, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, является метод анализа продуктов деятельности человека.
Как утверждает В. А. Янчук, в рамках гуманистической парадигмы не разработан собственный метод исследования, тем не менее,
пропагандируемые в его рамках идеи гуманистической природы личности, самоактуализации, ее способности создать себя привели к популяризации психологического знания и его продуктивных возможностей.
Когнитивная парадигма
Когнитивная психология (от лат. «cognitio» - знание, познание) возникла в 60-е гг. ХХ в.
Основоположник когнитивной психологии У. Найссер в 1967г. опубликовал книгу «Когнитивная психология». Наиболее яркие представители когнитивной парадигмы: Ч. Осгуд, Дж. Миллер, Дж. Брунер, А. Саймон.
Идея информационной природы психических процессов позволила рассматривать мозг и его когнитивные процессы тождественно компьютеру и его функциональным программам: существовала прямая компьютерная аналогия в объяснении психики. Психика - как ментальная машинообразная обработка информации. Человек в данной парадигме играл роль пассивного свидетеля явных и скрытых когнитивных процессов.
К достоинствам когнитивной парадигмы можно отнести: объективизм (в естественнонаучном понимании), высокую валидность и надежность, детерминизм, универсализм, метафизичность, рационализм, включение в плоскость анализа активности сознания, активное использование математического моделирования.
К ограничениям когнитивной парадигмы В.А. Янчук относит: оторванность от реальных переживаний субъекта и от его феноменологии бытия, излишний рационализм и детерминизм, статичность, механицизм.
Таким образом, парадигма представляет законченную систему научного знания, которая формирует общепризнанное направление в рамках определенной научной дисциплины. Парадигма - завершенная система научного знания с общепризнанным в ней предметом изучения, основными положениями и взглядами на природу изучаемых явлений, методами исследования и способами интерпретации полученных результатов.
В процессе развития психологии как самостоятельной научной дисциплины оформились следующие направления: психоаналитическое направление, бихевиоральное направление, когнитивное направление, гуманистическое направление.


4.1 Психоаналитическое направление (греч. «psyche» - душа, лат. «analysis» - разложение, расчленение) - течение в современной
психологии, родоначальником которого является психоанализ.


В настоящее время термин психоанализ употребляется в двух основных значениях: 1) теория личности, разработанная З. Фрейдом; 2) психотерапевтический метод лечения личностных расстройств.
Основным предметом изучения психоаналитического направления выступают: бессознательное и сознательное, где бессознательное
выступает в качестве ведущей детерминанты поведения и источником внутриличностных конфликтов.
Основные положения психоаналитического подхода описывающие психическую природу человека: поведение человека определено
бессознательными влечениями; индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание.
Методы исследования: метод свободных ассоциаций, анализ
проявлений переноса и сопротивления, анализ сновидений и защитных механизмов, психологическая интерпретация.
Дальнейшее развитие психоанализа привело к осознанию значимости не только бессознательных процессов, но и социально-психологических, культурных факторов в определении поведения человека. В период развития психоанализа оформилось ряд направлений и школ: классический психоанализ З.Фрейд, К.Г. Юнг аналитическая психология, К. Хорни социокультурный психоанализ, Э. Эриксон Эго-психология, теории объектных отношений, структурный психоанализ Ж. Лакана и др.


4.2 Бихевиоральное направление


Бихевиоральное направление определило предмет своего исследования поведение (англ. «behavior» - поведение). Методологические основы концепции бихевиоризма были сформулированы американским психологом Дж. Уотсоном. Поведение как предмет изучения представляет собой объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.
Объявление предмета психологии таким образом придавало ей объективный характер. Дж. Уотсон утверждал, что поведение является единственным объектом, доступным изучению, а потому психология должна исключить сознание из предмета изучения. Концепцию Дж. Уотсона в связи с чем часто называли «психологией без психики».
К числу наиболее ярких представителей бихевиоризма следует отнести Э.Ли Торндайка, Э. Чейза Толмена, Б.Ф. Скиннера и др.
Методологические подходы для исследования поведения: наблюдение в лабораторных и естественных условиях, эксперимент. Работы Э. Торндайка и Дж. Уотсона положили начало большому количеству экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установленные закономерности реакций в ответ на воздействующие стимулы были перенесены на природу человека. Эксперименты с участием животных с точки зрения бихевиористов позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль, чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи «стимул - реакция» не будут искажаться.
Позже исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь, не учитывая внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так
называемого необихевиоризма, который в схему «S - R» вводит внутренние переменные.


4.3 Когнитивное направление


Когнитивная психология изучает, каким образом люди получают информацию о мире, каким образом человек понимает и интепретирует информацию, каким образом она хранится в памяти, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов: ощущения, восприятия, внимание, обучение, память, формирования понятий, мышление, воображение, язык, эмоции. Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из области психологии восприятия, психологии внимания, психологии памяти, психологии мышления и т.д.
Когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в школе гештальт-психологии (от нем. «Gestalt» - целостная форма или структура).
Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х г. в Германии. Создание направления связано с именами М. Вертгеймера, В. Келлера, К. Коффки и К. Левина, определивших методологию этой школы.
М. Вертгеймер проводил исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется. К. Коффка проводил изучение свойств, законов и развития восприятия. В. Келлер был основоположником изучения законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей. К. Левин ввел и изучил психологическое поле личности и социальное поле группы.
Представители гештальтпсихологии считали, что предмет психологической науки: исследование содержания психики,
познавательных процессов, структуры и динамики развития личности.
Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры - гештальты, свойства которых не определяются суммой свойств их частей. Гештальт - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, существенные свойства которых нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против
ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
Метод изучения предмета гештальт-психологии: экспериментальное исследование познавательных процессов. Эта школа одна из первых (и долгое время практически единственная) обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики.


4.4 Гуманистическое направление


В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или психология «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к условиям существующих школ. Гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм или психоанализ, и открыть новый взгляд на природу психики человека. Ее называют гуманистической, т.к. она основана на вере в возможность самореализации каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу.
Предмет гуманистического направления: личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не что-то заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Основные принципы гуманистической психологии в определении психической реальности: доминирующая роль сознательного опыта; целостный характер природы человека; приоритет таких характеристик человека как воля, свобода, творческая сила главной психологической реальностью являются переживания человека; человек открыт к самореализации; человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека, его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.
Представители гуманистической психологии: А. Маслоу
«Гуманистическая теория» (учение о самоактуализации, иерархия
потребностей), К. Роджерс «Феноменологическая теория» (учение о Я-концепции, личностно-ориентированная психотерапия), Г. Оллпорт «Психология индивидуальности» (индивидуальные и общие черты, уникальность природы человека), Ш. Бюлер (жизненный путь личности), Р. Мэй и др.
Таким образом, гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии и главную роль отводит личному опыту человека. Субъективность данного подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, кто он есть на самом деле.

Далее Структура, задачи и методы современной психологии Часть 2

Источник: Кузмицкая, Ю.Л.
Теоретические и методологические основы общей психологии :
учебно-методическое пособие для студентов медико-психологического факультета / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.