Структура, задачи и методы современной психологии (Часть 2) |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Методологические основы психологического познания (метод, методика, методология). Объективность психологических исследований (объективность, валидность, надежность).
|
5) Методики исследования конкретное воплощение соответствии с целью исследования. |
метода в |
4) Методы исследования способы получения фактов психики, отвечающих методологическим принципам. |
проявления |
3) Стратегия исследования общий путь |
построения |
2) Методологические принципы требования к исследования. |
построению |
1) Методология психологического исследования система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. |
Выделяют три уровня методологического анализа изучаемых явлений: частная методология, общенаучная и философская методологии.
Частная (специальная) методология совокупность принципов, применяемых в определенной области, методология отдельной науки.
Общенаучная методология учение о структуре, способах, методах познания.
Философская методология общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности.
Эффективность любого исследования определяется взаимосвязью методологии, принципов, методов и методик исследования.
Основные методологические принципы при построении психологического исследования: принцип единства сознания и
деятельности; принцип генетической (исторической) обусловленности психики; принцип детерминизма и объективности.
1. Принцип единства сознания и деятельности заключается в утверждении, что психика формируется и проявляется в различных видах деятельности. Деятельность в свою очередь определяется психическими образованиями такими, как цель, потребность, мотив. Психика человека не имеет материального носителя ее нельзя увидеть и следовательно с ней сложно экспериментировать. Опираясь на данный принцип выявлять психику можно с помощью психических проявлений выступающих в деятельности (действия испытуемого, его речевая деятельность, поведение).
2. Исторический подход к изучению психики предполагает, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как результат определенного развития, в его конкретной истории. Идейными вдохновителями данного принципа выступают Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.
3. Принцип детерминизма предполагает обусловленность психологических процессов внешними и внутренними факторами.
4. Принцип объективности означает, что исследователь и используемые методы исследования, не оказывают влияния на получаемые результаты. Реализации данного принципа можно добиться с помощью включенного наблюдения, скрытого наблюдения с помощью «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, проведения исследования в естественных для испытуемого условиях.
Методы психического исследования должны отвечать следующим требованиям: быть объективными, отличаться валидностью и
надежностью.
Объективность метода предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического.
Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Валидность - это мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.
Под надежностью понимаются качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
2.1 В психологии выделяют следующие группы методов:
1) основные;
2) вспомогательные;
3) дополнительные;
4) обработки и интерпретации.
Таблица 3 - Методы психологического исследования
1. Основные методы психологического исследования. |
О Наблюдение (стандартизированное - свободное, внешнее - внутреннее, включенное - невключенное, скрытое) |
2. Вспомогательные методы психологического исследования. |
О Метод теста (тест-опросник, тест-задание, проективные тесы) |
3. Дополнительные методы психологического исследования. |
О Методы, заимствованные из других наук (физиологии, математики и др.) |
4. Методы обработки и интерпретации. |
О Качественный и количественный анализ |
2.2 Б.Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:
1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы. Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов с помощью чего выявляются различия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени, что позволяет проследить, динамику развития изучаемого психического явления. Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями различного типа (между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности). В комплексном исследовании участвуют
представители разных наук, один объект изучают разными средствами.
2. Эмпирические методы - это методы сбора первичной информации.
К эмпирическим методам психологического исследования относят: наблюдение и эксперимент; психодиагностические методы
(анкетирование, тестирование, опрос и др.); праксиметрические методы - приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности),
моделирование, биографический метод.
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.
4. Интерпретационные методы - приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, их сопоставление с ранее установленными фактами. Интерпретационные методы: генетический и структурный. Генетический метод - предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический) - исследование «вглубь». Структурный метод - психография, типологическая классификация, психологический профиль - исследование «вширь».
Таблица 4 - Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьев
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (способы добывания научных знаний)
Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) |
Экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, |
Праксиметрические (анализ процесса и продуктов деятельности) |
Биографические
|
Моделирование
|
|
|
|
Психодиагностические
|
3. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ |
|
Количественные |
Качественные |
Использование статистических методов. Описательная статистика, критерии различий. Виды анализа: регрессионный анализ, дисперсионный анализ, корреляционный и факторный анализы и др. |
Дифференциация материала по типам, группам, описание случаев, контент-анализ. |
4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ |
|
Генетические |
Структурные |
Описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития. |
Описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития. |
3.1 Наблюдение
Метод наблюдения в психологии исторически является одним из самых старых научных методов и только на первый взгляд наиболее простым. Наблюдение - это преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.
Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания, сопровождающие их мимика и жесты.
Наблюдение используют все люди. Психолога как исследователя интересует не любое проявление поведения, а психические проявления, связанные с конкретной исследовательской задачей. В связи, с чем наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Наблюдение не ограничивается описанием сугубо внешних явлений (регистрацией фактов), а предполагает объяснение психологической природы изучаемых явлений. Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому, необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения является его объективность, которая обеспечивается контролем, повторным наблюдением, применением других методов исследования (эксперимента), использованием различных технических средств регистрации (фото-, кино-, видеосъемку, аудиозаписи).
Таблица 5 - Основные достоинства и недостатки наблюдения как метода психологического исследования
Достоинства |
Недостатки |
Изучение психических явлений без вмешательства исследователя. Не искажает естественного протекания психических процессов.
|
Субъективность исследователя, и как результат субъективный характер и анализ изучаемых явлений. |
Выделяют следующие виды наблюдения:
1) Стандартизированное наблюдение проводится строго в соответствии с намеченной программой исследования, предполагает наличие цели и программы наблюдения, объекта и предмета исследования, фиксацию результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверку гипотезы в последующих наблюдениях. Стандартизированное наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии изучаемого психического явления. Наблюдение как частная методика предполагает:
- цель и программу наблюдения;
- наличие объекта и ситуации наблюдения;
- категории наблюдения и фиксации результатов.
2) Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок в виде четкого плана исследования, выбранного объекта и предмета исследования. Свободное наблюдение применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования. Свободное наблюдение, не имея заранее установленных рамок, всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов.
3) Включенное наблюдение - исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведется наблюдение. Психолог на время исследования становится активным участником процесса, за которым нужно вести наблюдение и фиксирует его изнутри. Метод включенного наблюдения используется, когда требуется изучить психологию поведения и взаимоотношения людей в особых условиях, не допускающих наблюдения извне (замкнутые преступные группы, религиозные секты и другие закрытые объединения людей).
Говоря о включенном наблюдении, в нем можно выделить полное включенное наблюдение и простое включенное наблюдение.
При полном включении наблюдение проводится скрыто, изнутри, а истинные цели и участие психолога неизвестны наблюдаемым. Он
вступает в коллектив, группу и принимает участие в его деятельности наравне с другими членами данной группы.
При простом включенном наблюдении исследователь, осуществляя наблюдение, выбирает для себя нейтральную позицию, не принимая активного участия в групповой деятельности. Психологу следует помнить, что любое новое лицо своим присутствием вносит в его деятельность определенные нарушения, которые могут исказить картину повседневной деятельности. Поэтому иногда рекомендуется на несколько дней приостановить наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку другими глазами.
4) Невключенное (внешнее наблюдение) - исследователь наблюдает со стороны за деятельностью, которую он изучает. Невключенное или внешнее наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, с точки зрения С.Л. Рубинштейна. Используя невключенное (внешнее) наблюдение следует иметь в виду, что внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутреннее психическое содержание.
5) Внутреннее (самонаблюдение, интроспекция - наблюдение за своими мыслями и чувствами).
Внутреннее наблюдение как самонаблюдение за своими переживаниями, мыслями является специфическим методом,
применяемым только в психологии. Для того чтобы успешно работать с другими, понимать их психологическое состояние, психолог должен уметь правильно оценивать свое состояние и свои переживания.
Метод самонаблюдения можно использовать как дополнительный и как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования.
Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения, бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.
Следует отметить, что метод самонаблюдения, помимо преимуществ, обладает рядом ограничений. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно, они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.
6) Скрытое - незаметное для испытуемого наблюдение со стороны (телепередача «Скрытая камера»).
При скрытом наблюдении наблюдаемый не знает и не подозревает, что за ним ведется наблюдение. Метод скрытого наблюдения применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может существенно измениться, если испытуемый знает, что за ним наблюдают. Для психолога такое наблюдение один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, а также психических особенностей. По внешним проявлениям психолог судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии учебного материала, об отношениях со сверстниками, взрослыми и т.д. Методом скрытого наблюдения нередко изучают поведение и взаимоотношения детей, их индивидуальные и совместные игры.
Для возможности скрытого наблюдения могут использоваться магнитофон, видеокамера, а также зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем наблюдают).
3.2 Эксперимент
Важнейшим инструментом психологической науки является эксперимент. Большая часть эмпирических данных в психологии получена экспериментальным путем.
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Основные особенности эксперимента заключаются в следующем:
Исследователь сам вызывает изучаемое им явление посредством создания специальных условий, и не выжидает, как при научном наблюдении, до тех пор пока интересующее исследователя явление не проявится самостоятельно. Исследователь может варьировать, изменять условия, вместо того чтобы, изучать только то, что предоставляет случай. Благодаря вышеперечисленным особенностям экспериментатор (исследователь) обладает возможностью найти и выявить закономерности (причинно-следственные связи).
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.
Таблица 6 - Основные достоинства и недостатки эксперимента как метода психологического исследования
Достоинства |
Недостатки |
Активная позиция исследователя на момент изучения, экспериментатор может вызывать изучаемое явление столько раз сколько это необходимо для подтверждения или опровержения поставленной гипотезы. |
Сложным этическим вопросом является воздействие экспериментатора на испытуемого в ходе проведения серии экспериментов. |
В отечественной традиции определяют следующие виды эксперимента:
1) лабораторный эксперимент, протекающий в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
2) естественный эксперимент, предмет изучения исследуется в естественных условиях;
3) констатирующий эксперимент, направлен на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента;
4) формирующий эксперимент, направленный на развитие
определенных качеств испытуемого в процессе специально организованного экспериментального пространства.
Лабораторный эксперимент является одной из разновидностей моделирования деятельности испытуемого, проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.
В лабораторных экспериментах данные измеряются и регистрируются автоматически, с большой объективностью и точностью. Недостатком лабораторного эксперимента является отсутствие естественности и жизненности, поскольку условия лаборатории влияют на психические проявления испытуемого.
Естественный эксперимент организуется и проводится в естественных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, но при этом сохраняется специальная организация и регистрация фактов.
Учет особенностей естественного эксперимента и организация экспериментальной ситуации в соответствии с ними, приводит к тому, что испытуемые ведут себя естественно (отсутствуют социально
ориентированные ответы, преднамеренные ответы, свойственные
испытуемому в лабораторном эксперименте). Естественный эксперимент используется при исследовании всех психических процессов и свойств личности испытуемых.
Естественный эксперимент вырос из психологической и
педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому (1874-1917 гг.). Отличительной особенностью
естественного эксперимента, по мнению А.Ф. Лазурского, является то, что испытуемый не подозревает, что над ним проводится эксперимент (педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, приемы и темп обучения в параллельных классах и студенческих группах, определяя затем их эффективность).
Синтезом лабораторного и естественного эксперимента может рассматриваться лонгитюдный эксперимент, рассчитанный на длительное время. При данном виде эксперимента отдельные экспериментальные группы ставятся в условия, отличающиеся от обычных (контрольных) групп. В экспериментальных группах условия изменяются, а в контрольных - сохраняются неизмененными. Изучение экспериментальных групп предполагается проводить наряду с
контрольными группами. Испытуемые обеих групп должны быть выровнены по возрасту, полу, уровню развития и другим значимым для данного исследования характеристикам. Работу в них желательно должен вести один и тот же экспериментатор.
Констатирующий эксперимент предназначен для выявления определенных психических особенностей и уровня развития соответствующего качества. Ограниченность констатирующего
эксперимента заключается в невозможности проследить процесс приобретения испытуемыми изучаемых свойств.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное
воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.
В формирующем эксперименте, выдвинутая гипотеза проверяется по результату сформированности новых психологических качеств или изменению старых. Если особенности ситуации приводят к формированию качества - гипотеза подтверждена: совокупность определенных условий влияет на формирование данного психического свойства. Формирующий эксперимент не представляет собой сугубо развитие определенного свойства до необходимого уровня и состояния, а предполагает описание развернутой структуры о ходе развития данного качества.
Этапы формирующего эксперимента:
Первый этап. Перед началом проведения формирующего эксперимента проводится первичная диагностика с целью определения уровня, то есть фактического состояния психического свойства на момент исследования. По результатам исследования и с учетом теоретических взглядов на изучаемый феномен разрабатывается подробный план экспериментального воздействия.
Второй этап. На втором этапе осуществляется непосредственное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения или воспитания. От учебно-воспитательного процесса формирующий эксперимент отличается строго заданным содержанием экспериментального воздействия,
организацией и методами.
Третий этап. На заключительном этапе проводится диагностика, с целью фиксации и констатации происходящих изменений. Результаты диагностики подлежат строгой фиксации, количественной обработке и качественной интерпретации. Для достоверности полученных результатов зафиксированные данные сравнивают с первичной диагностикой и данными исследований проведенных в контрольных группах.
4.1 Метод тестов
Тест (англ. test - проба, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, представляющий собой систему заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. Тесты являются специализированными методами психодиагностического исследования.
Метод тестов помогает выявить: наличие (отсутствие) определенных способностей, знаний, умений, навыков; наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности; степень пригодности для какой-либо работы.
Одна из самых первых попыток разработать тесты была сделана Ф. Гальтоном. Тестовый материал, созданный в лаборатории
дифференциальной психологии в г. Лондоне заложил основу для создания практической психологии, получившей свое название «психотехника». Основоположники тестирования: Ф. Гальтон, Ч. Спирмен, Р. Кеттелл, А. Бине, Т. Симон. В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологических тестов для оценки интеллекта. Большинство тестовых методик носят имена их авторов, например тест Айзенка, тест Кеттелла, тест Роршара, тест Розенцвейга, тест Равена, что свидетельствует о наличии авторской позиции в момент разработки теста.
Достоинства тестов: позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность на основе собранной качественной (словесные ответы испытуемых) информации получить количественную информацию (изучаемое свойство имеет числовое значение), что значительно облегчает математическую обработку; можно исследовать большую группу лиц; исключает непосредственное влияние экспериментатора на испытуемого;
обеспечивается возможность сопоставить полученные результаты разными исследователями на разных испытуемых.
Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методами.
Существует множество оснований для классификации тестов.
1. По виду свойств личности тесты делятся на: тесты достижений
(тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты) и личностные (тесты на установки, интересы, темперамент, характерологические тесты,
мотивационные тесты).
2. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты (одновременно обследуется группа испытуемых).
3. В зависимости от степени проявления субъективности исследователя на момент исследования, различают тесты объективные и субъективные. К объективным относятся тесты достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты.
4. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. К невербальным относят - тест, требующий в качестве ответа определенные действия.
5. По формальной структуре: элементарные (простые) результатом которых может быть единственный ответ; сложные, состоящие из отдельных подтестов (субтестов), по каждому из которых должна быть дана оценка.
Существуют следующие варианты тестов: тест-опросник, тестзадание, проективные тесты.
Тест-опросник представляет систему заранее продуманных,
тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Так, например, личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют: типологические опросники ориентированные на определение типов личности (опросник Г.Ю. Айзенка); опросники черт личности, измеряющие выраженность тех или иных черт личности (16-факторный опросник Р. Кеттелла), кроме того, выделяют опросники мотивов, ценностей, интересов.
Тест-задание предполагает систему заранее продуманных заданий, на основании успешности выполнения, которых судят о психологических характеристиках человека. Испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий, количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, степени развития определенного психологического качества.
Достоинство теста-опросника и теста-задание: применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по своему желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по полученным результатам будут его оценивать. Испытуемый может преувеличить или приуменьшить, те или иные свойства личности, данный недостаток в большинстве опросников регулируется посредством шкалы лжи (контрольных вопросов).
В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества (особенно недостатки). Проективные тесты представляют собой совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации спроецированных человеком на внешние объекты собственных чувств, переживаний, потребностей.
Термин «проективные методы» был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения известных к тому времени приемов для изучения психических особенностей (ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха).
Характеристики проективных методик: при выполнении заданий проективных тестов не существует «правильных» ответов; неопределенность стимульного материала, инструкции к заданию, так как проективные методики не представляют собой систему логически выстроенных вопросов и заданий; испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; испытуемый обычно не знает, что в его ответах является диагностически значимым, что приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, а также требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации и со стороны самого психолога.
Преимущества проективных методов: тестовые стимулы
относительно неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы. Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.
Недостатки проективных методов: недостаточно
стандартизированы; отсутствует четкая процедура проведения; низкая надежность и валидность; интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных методов.
К проведению тестовых испытаний следует подходить с большой осторожностью, ими ни в коем случае нельзя подменять другие виды психологического исследования человека, так в сочетании с другими методами данные тестовых испытаний могут дать весьма ценный материал для изучения психологических качеств человека.
4.2 Методы опроса
Методы опроса - это методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Это способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса состоит в получении информации об объективных, субъективных фактах психической жизни человека со слов опрашиваемых (респондентов).
В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от количества времени и технических возможностей методы опроса бывают:
У письменными (анкетирование) - вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;
У устными - вопросы ставятся в устной форме, что позволяет получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя. В то время устный опрос позволяет более качественно понять и интерпретировать изучаемое психическое свойство.
Устный опрос бывает двух видов: метод беседы и метод интервью.
Метод беседы. Беседа - это метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального общения. Метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры, проводится в непринужденной обстановке, содержание вопросов может изменяться в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
При проведении беседы важно уметь слушать собеседника. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника - один из критериев коммуникабельности человека. Так, в ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25-процентного уровня эффективности слушания. Основными недостатками при слушании является нецеленаправленное восприятие, неумение устанавливать связь между содержанием сообщения и фактами реальной жизни. Низкая эффективность при восприятии устной речи может также часто зависеть не только от самого слушателя, но и от собеседника. Доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.
Интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений. Интервью - планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервью как специфическая форма беседы может быть использована для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях.
Интервью применяется на ранних стадиях исследования для уточнения проблематики и выдвижения гипотез для дальнейшего исследования.
Наиболее распространенная форма данного опроса - анкетирование.
Анкетирование (анкетный опрос) - вид письменного опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Компоненты анкетного опроса: исследователь, анкета (или опросный лист) как система заранее продуманных вопросов (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), респондент (опрашиваемый).
К анкетированию целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо: выяснить отношения людей по отдельно изучаемым
вопросам; опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.
4.3 Анализ результатов деятельности человека
Анализ продуктов деятельности - это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности, через анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.
К анализу продуктов деятельности человека в психологии относят: метод изучения документов, контент-анализ, биографический метод.
1) Выделяют следующие варианты методы изучения документов:
- по форме изложения: статистические и вербальные;
- по общей значимости: официальные и неофициальные;
- по способу фиксации информации: письменные, иконографические, статистические, фонетические данные.
2) Интересные результаты позволяет получить такой метод, как контент-анализ. Контент-анализ - это метод выявления психологических особенностей автора текста (или других носителей информации), в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения.
3) В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод. Сущность этого метода заключается в сборе и анализе материалов биографического характера (установление конкретных биографических данных личности, изучение его автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей, кино- и фотодокументов и других материалов).
Дополнительные методы - методы заимствованные психологией из других наук (математика, физиология и т.д.). Применение физиологических методов в психологии обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Психологическое проявление имеет физиологическую основу.
2. В клинической практике и физиологии накоплен определенный опыт обработки и анализа физиологических характеристик; имеется богатый арсенал приборов для проведения физиологических измерений.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) характеризует биоэлектрическую активность головного мозга. Преобладание низкочастотных колебаний (дельта - и тета-ритмы) свидетельствует о наступлении тормозного процесса (сон, ослабление бдительности и внимания, утомление и т.п.). Наличие альфа-волн характеризует состояние нормальной синхронизации основных нервных процессов. Преобладание высокочастотных колебаний указывает на процесс возбуждения в коре головного мозга.
Электромиограмма (ЭМГ) представляет регистрацию
биопотенциалов мышц человека. ЭМГ служит весьма чувствительным объективным показателем включения в динамическую или статическую работу отдельных групп мышц.
Кожно-гальваническая реакция (КГР) характеризует изменение электрического сопротивления или разности потенциалов кожи. КГР является одним из наиболее результативных способов регистрации возникновения эмоциональной напряженности у человека.
Электрокардиограмма (ЭКГ) заключается в регистрации
электрических явлений, возникающих в сердечной мышце.
Электроокулограмма (ЭОГ) характеризует электрическую активность глазных мышц. ЭОГ применяется для анализа работы зрительной системы человека, например, со средствами отображения информации, для анализа распределения и переключения внимания оператора в процессе работы.
Пневмограмма (ПГ) представляет собой запись внешнего дыхания, используется для оценки психофизиологической напряженности. В состоянии возбуждения или напряжения частота дыхания увеличивается до 50-60 колебаний в минуту, наблюдается также уменьшение глубины дыхания и укорочение фазы выдоха относительно фазы вдоха.
Дополнительную группу методов образуют также методы моделирования. Особенность моделирования: опирается на определенную информацию о том или ином психическом явлении, не требует участия испытуемых или учета реальной ситуации. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д. Техническое моделирование предполагает создание приборов или устройства, по своему действию напоминающих то, что подлежит изучению. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. В математическом
моделировании используют математическое выражение или формулы, в которых отражены взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях.
Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики.
Психологические исследования для своего проведения требуют соответствующего технического обеспечения. В техническом обеспечении психологических исследований особое место занимает применение ЭВМ, позволяющее решать следующие задачи:
1. Обработка результатов психологических исследований. Это освобождает исследователя от рутинного труда по выполнению расчетов и вычислений.
2. Имитация (моделирование) деятельности человека, когда ЭВМ по определенной программе имитирует деятельность человека. Имитация может носить детерминированный или статистический характер.
3. Создание информационно-справочной системы психологических данных, накапливаемый справочный материал концентрируется в памяти ЭВМ.
6. Этапы организации и проведения психологического исследования
Остановимся теперь на рассмотрении отдельных этапов организации и проведения исследования.
1. Первый этап - теоретический. На этом этапе психолог формирует проблему исследования, определяет объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.
После формулирования проблемы, выбирается объект исследования.
Объект исследования - это явление или процесс на которые направлено исследование.
Предметом исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Одному и тому же объекту могут соответствовать несколько различных предметов исследования. Каждый из них по содержанию определяется тем, какую сторону объекта он отражает, с какой целью и для решения какой проблемы выбрано исследование.
Важное значение имеет правильное формулирование гипотезы. Гипотеза - вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмпирическом научном исследовании.
2. Второй этап - разработка программы проведения эксперимента. Программа эксперимента - это документ, в котором разработаны все процедуры эксперимента: от постановки задач до их практического выполнения.
3. Третий этап - реализация программы эксперимента. Важнейшим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации и непосредственное экспериментирование. Экспериментальная ситуация включает условия эксперимента, факторы-раздражители, инструкцию (установку на деятельность), экспериментаторов и испытуемых, реакцию испытуемых.
4. Четвертый этап - обработка, анализ и оценка результатов, подведение итогов работы. Полученные результаты показывают, достигнута ли предварительная цель, подтвердилась ли предполагаемая гипотеза. Необходимо учитывать, что кроме основных можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих результатов, которые могут пригодиться в дальнейших исследованиях и практической работе.
Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ, синтез полученных в ходе исследования данных.
Структура, задачи и методы современной психологии (Часть 1)
Источник: Кузмицкая, Ю.Л.
Теоретические и методологические основы общей психологии :
учебно-методическое пособие для студентов медико-психологического факультета / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 152 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |