Психологическая теория деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие о деятельности: основные характеристики, виды, структура деятельности человека.
2. Сравнительный анализ понятий «активность», «поведение», «деятельность».
3. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.
4. Деятельность и действия. Внешние (практические) и внутренние (психические) действия. Внешняя и внутренняя деятельность.
5. Игра, учеба, труд как основные виды человеческой деятельности (краткая характеристика).


Основные понятия


Деятельность, действия, операции, мотив, мотив, цель, задачи, условия, предметно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность, ведущая деятельность, активность, поведение, деятельность, сознание, личность, внешняя деятельность, внутренняя деятельность, опредмечивание, экстериоризация, интериоризация, рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия, движения, навыки, привычки, интерференция.


1. Понятие о деятельности: основные характеристики, виды, структура деятельности человека


Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность - система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.
Благодаря процессам активного и целенаправленного взаимодействия человека с миром в процессе деятельности, деятельность представляет собой динамическую систему связей и отношений субъекта с окружающей действительностью.
Деятельность человека имеет общественный, социальный характер.
В структуре деятельности выделяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предметным содержанием - потребностями, мотивами, целями и задачами (условиями).
Деятельность всегда подчинена мотиву - предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель. Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним.
В силу такого установления отношений цели к мотиву она приобретает определенное значение для личности, личностный смысл.
Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами - операциями - в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчинена логике используемого орудия (средства) деятельности. В исследованиях отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина выявлена зависимость эффективности деятельности, успешности решения задач испытуемыми от структуры и предметного содержания деятельности.
В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно- манипулятивную, игровую, учебную, трудовую (предметно-практическая) деятельности. На различных этапах онтогенетического развития человека определенные виды деятельности приобретают ведущее значение для формирования психики, сознания и личности в целом. Такие виды деятельности получили название «ведущих видов деятельности».
В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности. Для младенчества ведущим видом
деятельности выступает непосредственно-эмоциональное общение, для раннего детства - предметно-манипулятивная деятельность, для дошкольного возраста - игра, для младшего и среднего школьного - учение, для подросткового периода - интимно-личностное общение, для ранней юности - учебно-профессиональная деятельность, для периода взрослости - профессиональная деятельность.
Осуществляя ведущую деятельность, человек социализируется, то есть он усваивает формы и способы деятельности, ее задачи и мотивы, представленные в культуре, и при этом формируется как личность.
Таким образом, человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека.


2. Сравнительный анализ понятий «активность», «поведение», «деятельность»


В обсуждении содержания категории деятельность, необходимо провести сравнительный анализ ряда смежных категорий таких, как «активность», «поведение» и «деятельность».
Активность - понятие, выражающее способность живых существ выполнять произвольные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов-раздражителей. Активность является всеобщей характеристикой жизни, всеобщим состоянием живых существ как условие их существования в мире.
Поведение - это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В традиционной психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека.
К поведению относят следующие факты: 1) Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (поза, мимика, интонации, взгляды, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др). 2) Отдельные движения и жесты, такие, как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т.п. 3) Действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл. 4) Поступки - еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т.д.
Понятие «деятельность» - исходное в понимании психической активности человека, рассматриваемого с позиции «человека-деятеля». Деятельность - это динамическая, саморазвивающаяся, иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности.
Объективными характеристиками деятельности выступают разворачивание ее во времени, динамичность деятельности представляет объективный механизм саморазвития деятельности и ее субъекта. Деятельность это основной способ жизни человека, активность по удовлетворению определенных потребностей, которая отвечая конкретному мотиву и одновременно существенно детерминирует развитие психики.
Отличие поведения от деятельности состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, носит зачастую пассивный и спонтанный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, организована, нацелена на создание некоторого продукта.


3. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева


Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. Психологическая теория деятельности сыграла огромную роль в становлении и развитии отечественной психологии. Основателем и идейным оформителем теории деятельности является Алексей Николаевич Леонтьев.
А.Н. Леонтьевым в анализе структуры деятельности человека была предложена следующая схема: деятельность, действие, операция, психофизиологические функции, соотнесенные со структурой мотивационной сферы (мотив, цель, задачи, условие).


Основополагающие принципы психологической теории деятельности:
1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
4. Действия человека предметны, их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Таким образом, ключевыми понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Основополагающее значение теории деятельности состоит в том, что решающую роль в развитии сознания и психики играет деятельность человека; деятельность человека играет ведущую роль в проявлении ряда психических феноменов человека в первую очередь в проявлении сознания; судить об особенностях личности можно лишь по результатам деятельности.


3.1 Структура деятельности. Потребности, мотивы и деятельность


Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы (опредмеченная потребность) совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи.
Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.
Выделяют два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап период до встречи потребности с предметом, который удовлетворяет эту потребность, этот этап субъектом переживается состояние напряжение, которое побуждает к поиску необходимого предмета. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, в этом и есть суть второго этапа потребности: встреча потребности с предметом ее удовлетворения.
Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В акте опредмечивания рождается мотив. В связи с чем мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту.
Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив - это то, ради чего совершается действие.
Существует два вида мотивов мотивы-стимулы и мотивы-цели.
Мотивы-стимулы - побуждающие, порой остро эмоциональные побуждения, лишенные смыслообразующей функции. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции.
Мотивы-цели или смыслообразующие мотивы побуждающие деятельность, и придающие ей личностный смысл. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией.
Иерархия мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.
Для разделения этих двух групп мотивов А.Н. Леонтьев обращается к такой категории как эмоции. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно - отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Эмоция задает содержание переживания человеком ситуации «реализации-нереализации» мотива деятельности. Рациональная оценка следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления его с целью деятельности.
Каждое действие по достижению цели деятельности может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций - это уровень автоматических действий и навыков.
В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями
подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.
Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. Цель - это осознанный образ
предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача - это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно
определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя
следующее: требования, или цель, которую надо достичь; условия, т.е. известный компонент постановки задачи; искомое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. В сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной.
Самым нижним уровнем структуры деятельности выступают психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями понимаются психофизиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом протекание психических процессов неотделимо от процессов
физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов.
Таким образом, деятельность - это динамическая,
саморазвивающаяся, иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности.
Потребность - отражение необходимости (нужды) чего-то для человека в данный момент, часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее его психическую активность. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ.
Мотив - (от лат. movere - приводить в движение): 1) внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребностей и/или достижением целей; 2) в теории А.Н. Леонтьева - предмет удовлетворения потребности.


4. Деятельность и действия. Внешние (практические) и внутренние (психические) действия. Внешняя и внутренняя деятельность


Действия. Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Совокупность действий, выполняющих определенную общественную функцию, составляет определенный вид деятельности. Следовательно, сознательность, целенаправленность отличительные характеристики действия человека.
Акты, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Поскольку их результат не осознается как цель, они не являются самостоятельными действиями, а их составными частями.
Выделяют следующие виды действий: рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует. Инстинктивные действия - действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, наблюдаются существенно в раннем детстве (сосание).
Специфически человеческим видом является волевое действие - сознательный акт, направленный на осуществление определенной цели, основными характеристиками которого выступают, наличие осознанной цели и сознательного контроля.
Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля. Импульсивные действия есть результат внутреннего состояния организма, результат разрядов нервной энергии. По данным Ш. Бюллер импульсивные действия в большом количестве наблюдаются у младенцев, 30% всех движений (агукание, всевозможные неупорядоченные движения,
потягивания), которые в конце второго года исчезают. Импульсивное действие определяющееся внутренним состоянием организма, может быть определено как аффективная разрядка, связанная с переживанием (выпад раздраженного человека, который не в состоянии подвергнуть свой поступок контролю; патологические состояния, в которых нормальное волевое действие невозможно).
В вопросе о соотношении понятий «деятельность и действие», следует так же рассмотреть соотношение понятий «движение» и «навык».
Движения. Движения человека являются собственно способом осуществления действия, направленного на разрешение определенной задачи. Основными свойствами движений являются: 1) скорость; 2) сила;
3) темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
4) ритм (временной, силовой); 5) координированность; 6) точность и меткость; 7) пластичность и ловкость.
Основными видами движения являются:
Движения позы - движения мышечного аппарата, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела. Локомоции - движения, связанные с передвижением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека. Выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), непосредственные проявления эмоций, а так же движения, носящие определенное значение (утвердительный или отрицательный жест головой, поднятие руки при голосовании). Динамическая сторона речи (ритм, интонация, ударения, усиления). Рабочие движения, различные в разных видах трудовых операций и профессиональной деятельности (движения пишущей руки). Точность, быстрота, координированность рабочих движений, их приспособленность к конкретным условиям определяет эффективность трудовой деятельности.
Навыки. Всякое действие человека строится на основе некоторых первичных автоматизмов - навыков, сложившихся в результате предшествующего опыта, образующиеся в результате упражнения, тренировки. Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, при этом навыки по своей психологической структуре являются операциями, или способами, посредством которых осуществляется действие.
Привычки. Как и навыки, привычки являются автоматическими действиями. Различие между ними заключается в том, что навык - это лишь умение, способность произвести то или иное действие без особого контроля сознания. Привычка включает потребность произвести соответствующее действие (мыть руки перед едой, если в силу каких-либо привходящих обстоятельств этого не сделать, то человек будет испытывать некоторое неприятное состояние беспокойства).
Навыки образуются посредством упражнения. Осмысленное целесообразное упражнение - это обучение, т.е. не только закрепление, но и совершенствование. Существенное значение для правильного понимания и рациональной организации выработки навыков имеет их взаимодействие. Здесь можно выделить два момента - интерференцию и перенос.
Интерференция - влияние уже имеющихся у индивида навыков на образование новых. Интерференция - это тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков либо снижают их эффективность. Под переносом понимают распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другие.
Внешняя и внутренняя деятельность. В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру.
Процесс интериоризации означает перенос внешнего практического действия во внутренний психический план. Возможен и обратный процесс - экстериоризация - разворачивание внутреннего плана деятельности вовне.
Функции внутренней деятельности: внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить
человеческие усилия, предоставляя возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Дают возможность человеку избежать ошибок.
Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат. Внешняя деятельность видна для наблюдателей, а внутренняя нет.
Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т.е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат.
Выводы: Психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода. Деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.


5. Игра, учеба, труд как основные виды человеческой деятельности (краткая характеристика)


Среди большого многообразия видов деятельности человека, главными, обеспечивающими существование человека и формирование его как личности, являются - игра, учение и труд, общение.


5.1 Игровая деятельность


Игра - это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игра имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами.
Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, так в дошкольном возрасте игра выступает ведущим видом деятельности. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.
Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.
Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование игры, у человека «игра - дитя труда». Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности.
Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.
Будучи связана с трудом, игра, однако, и отлична от него.
Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес, он делает то, что нужно, к чему принуждает его практическая необходимость или обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности.
Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. Ребенок, играя во врача, «лечит» окружающих только потому, что это его привлекает, ему интересно. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, в игре выражаются непосредственные интересы и потребности, а не сугубо утилитарный эффект.
Таким образом, мотивом игры выступают многообразные переживания значимые для играющего и ребенка, а не материализованный результат.
Особыми в игровой деятельности выступают не только мотивы, но и действия. Так для выполнения трудовой деятельности необходимо в процессе учебной деятельности освоить способы работы с тем или иным орудием. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Из этого положения появляется и одно важное следствие, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.). В результате эти особенности игры обусловливают возможность ее перехода в воображаемую ситуацию.
Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие: будучи предпосылкой игры (в ее развитых специфических формах), является вместе с тем и ее результатом. Воображаемы только условия, в которые человек себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает - это настоящие чувства и сопутствующее им переживание.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают прежде всего те действия, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Например, ребенку впервые удалось что-то сделать (включить/выключить свет), действие приобретает значение и привлекательность, ввиду чего ребенок раз за разом выполняет это действие в игровом плане. Действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Новые вошедшие в деятельность действия в игре усовершенствуются и закрепляются.
В игре ребенка не только усовершенствуется деятельность, но и все стороны личности через роли, которые ребенок принимает на себя. Обращаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач - больной, учитель - ученик, начальник - подчиненный), дети осваивают социальное поведение. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках.
Таким образом, игра служит источником развития личности.


5.2 Учебная деятельность


Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.
Учение - это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания - это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки - это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения - это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.
Учение - это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. Учебная деятельность представляет собой особую деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, действия и операции учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.
Учебная деятельность человека совершается в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предшествует труду, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания - готовить уроки, соблюдать дисциплину: учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая.
Основная цель подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Мотивы учения овладение знаниями и навыками, стремление подготовиться к будущей деятельности. Основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества.
Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения - двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося. Выделяя же учение как особую сторону процесса обучения, мы подчеркиваем активность учащегося. Процесс обучения в целом включает взаимодействие ученика и учителя, учение не пассивное восприятие информации, а их освоение.


5.3 Трудовая деятельность


Трудовая деятельность - это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов
(ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.
Трудовая деятельность главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают
психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.
Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактнотеоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.


Е.А. Климовым выделены конкретные психологические признаки труда:
• Сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте, результате труда, осознание его социальной значимости).
• Сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности, переживание ответственности).
• Сознательное выделение и владение внешними и внутренними
средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности, переживания, связанные с
применением средств деятельности).
• Осознанная ориентировка в межличностных производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).
Таким образом, основные характеристики труда: целенаправленная деятельность (осознание цели), предметный характер, материализация в предмете труда, общественный характер.

Источник: Кузмицкая, Ю.Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие для студентов медико психологического факультета / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.