Понятие личность
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Содержание темы:
1. Проблема изучения личности в общей психологии:
- общее представление о личности;
- соотношение биологического и социального в структуре личности;
- соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»;
- структура и направленность личности.


2. Современные теории личности.


3. Устойчивость и изменчивость личности.


1. Проблема изучения личности в общей психологии:


ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ


Категория личности не является сугубо психологической, в различных планах она изучается всеми общественными науками. В отечественной психологии сформирован личностный принцип, согласно которому психические процессы и состояния исследуются как процессы и состояния личности. Наряду с этим проблема личности рассматривается в психологии и как самостоятельная. Личность в различных планах изучается общей, дифференциальной, возрастной, социальной, педагогической и другими отраслями психологической науки.
Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоциональных и всех других психологических процессах. В связи с этим разрабатываются также проблемы способностей, темперамент, характера, мотивации и т.д.
Дифференциальная психология, в отличие от общей, изучает личность в плане ее индивидуально-психологических особенностей и различий между людьми. Это имеет значение и для разработки общей психологической теории личности, поскольку такие данные позволяют раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в ее психологическом складе.
Особенно большое значение для разработки психологической теории личности имеет социальная психология, которая изучает статус и роли личности в различных общностях, межличностные отношения и т.д. Это значение определяется тем, что личность рассматривается в контексте явлений общественной психологии, что позволяет раскрыть такие характеристики, которые другими психологическими дисциплинами не обнаруживаются.
Итак, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.


СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ


В истории науки были перебраны практически все возможные формально-логические связи между понятиями психическое, социальное, биологическое.
Психическое трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального.
В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детерминируемое своими внутренними законами. Вопроса о биологическом и социальном в таких концепциях не существует: человеческому организму отводится роль некоторого «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к нему.
В биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто однозначно следующее за этим развитием; все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому он принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение эволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.
Личность человека, является и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить биологическую структуру рядоположенную и равную социальной.
Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуальности. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами они становятся или не становятся в силу социальной детерминации.
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомическое, физиологическое и др.) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.


СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ»


Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляют термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Во-первых, понятие «индивид» (от лат. individuum - неделимое) характеризует человека как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического развития. Во-вторых, индивид - это отдельный представитель человеческой общности. Естественно, оба подхода к определению понятия «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности от других биологических существ. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность. Целостность указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование гибкости и вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.
Понятие «индивидуальность», прежде всего, характеризует человека со стороны социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида.


СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ


В современной психологии в связи с неоднозначностью определения понятия «личность» существуют различные концепции структуры личности.
Так, в концепции В. Н. Мясищева единство личности характеризуется направленностью и динамикой темперамента. В качество основных структурных особенностей личности выделяется соотношение социальных и индивидуальных тенденций. А. Г. Ковалев полагает, что структура психический жизни личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний, свойств.
В. С. Мерлин считает неразложимыми компонентами, личности ее свойства. «Каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способности. Оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков. Поэтому под структурой личности следует понимать взаимную связь и организацию свойств личности.
Основные психологические признаки специфики личности И. М. Палей и В. С. Магун видят в анализе трех категорий связей - субъектно-объектных, внутрисубъектных и межсубъектных. Структура личности, предложенная Петровским и Ярошевским практически идентична:
1) В структуру личности входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная (интраиндивид- ная) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.
2) Интериндивидная подсистема включает личность как субъекта системы отношений с обществом, с группами в которых она интегрирована, не может быть заключена в некоторое замкнутого пространства внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений.
3) Метаиндивидную (надиндивидную) подсистема. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих здесь и теперь связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или не вольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» получил название персонализации.
Функциональную динамическую структуру личности по К. К. Платонову составляют четыре взаимосвязанных подструктуры: 1) биологически обусловленные свойства личности;
2) психические процессы, ставшие свойствами личности;
3) личный опыт; 4) направленность. По мнению К. К. Платонова, в каждой из этих подструктур свое соотношение природного и социального, а основной, ведущей, является подструктура направленности. Характер и способности, как наиболее сложные проявления личности накладываются на все четыре названные подструктуры.
Таким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.
В социальной психологии, преобладает интериндивидуальный подход, при котором структура личности выводится из взаимодействия индивида с другими людьми и обществом в целом, к которому она принадлежит. В возрастной и дифференциальной психологии чаще изучают интраиндивидуальную структуру.
В качестве ведущей характеристики личности как субъекта сознательной психологии чаще всего выделяют направленность как системообразующее свойство. В целом, направленность рассматривают как отношение того, что личность получает от общества, к тому, что она ему дает, вносит в его развитие.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий.
Представим составляющие направленности личности в виде схемы:

направленность личности

Рисунок - 1. Направленность личности


Направленность включает в себя мотивационную сферу личности ее потребности, способности, жизненные цели. В целом мотивационная сфера (как совокупность мотивов) динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы оказываются настолько прочными, что могут сохраняться в течение всей жизни взрослого человека. В процессе развития личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одних мотивов формируются другие, возникает борьба мотивов, подчиненные и доминирующие мотивы изменяют соотношения и т.д. Динамичным является также уровень осознания разных потребностей, лежащих в основе мотивов.
Вопрос происхождения и механизм развития мотивов является одним из основных в психологии личности. Развитие мотивационной сферы зависит от связей и отношений личности с другими людьми, причем не только непосредственных, но и опосредственных, а также от влияния идейной жизни общества: идеологии, политики, этики, права, эстетики и т.д. В этой сфере отражаются как индивидуальные, так и общественные потребности. При этом то, в какой форме они отражаются, зависит от положения конкретного индивида в системе общественных отношений. Следовательно, развитие мотивационной сферы надо рассматривать не как процесс, развертывающийся изнутри индивида, а в плане развития его связей с различными общностями людей. Включаясь в каждую новую общность, личность усваивает ее потребности и интересы, что порождаем новые мотивы и так или иначе трансформирует всю мотивационную сферу.
Связь между потребностью как объективной необходимостью и мотивам как ее субъективным отражением неоднозначна. Сходные потребности могут реализовываться в различных мотивах и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности: на базе какой-либо одной определенной потребности может формироваться целая совокупность мотивов, и, наоборот, какой-либо один мотив может вобрать в себя несколько потребностей.
Формы отражения потребностей также чрезвычайно разнообразны. Например, общественная потребность может отразиться в мозгу человек как желание, как чувство долга, как интерес, как протест и т.д. К сожалению, в психологии методы описания мотивационной сферы человека пока еще разработаны слабо, так же как и отражение в ней общественных потребностей.
В общем виде, потребность индивида есть некоторая его нужда в определенных условиях и средствах существования процессов, в которые этот индивид включается в ходе своей жизни. Потребность является состоянием индивида, но это потребность в чем-то находящемся вне индивида. Потребность рассматривается как основание мотива, но в реальной жизни личности мотивы и потребности так слиты, что часто их невозможно расчленить, поэтому можно говорить о потребности - мотивационной сфере, которая является основанием направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности.
Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли интегратора частных целей, связанных с отдельными деятельностями.
Цель имеет два аспекта: один из них - это идеальное представление будущего продукта деятельности, другой относится к намеченному личностью уровню достижения. Второй аспект, прежде всего, связан с жизненными целями. В результате деятельности в зависимости от уровня достижения статус личности либо упрочивается, либо становятся неустойчивым, либо качественно меняется. При этом в той или иной мере могут изменяться как отношение личности к самой себе и своей деятельности, так и отношения к ней со стороны других людей, а значит и взаимоотношение в коллективе. Если изменения статуса личности, возникшие в результате деятельности, существенно, то это может изменить и саму ее направленность, в том числе по- требностно-мотивационную сферу и жизненные цели.
Личность характеризуется не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может. Способности характеризуют не только возможности личности. Они неразрывно связаны со склонностями, т.е. включают и момент направленности. В психологических исследованиях способности рассматриваются не сами по себе, а относительно определенных видов деятельности. Существуют разные точки зрения на способности. Но большинство психологов сходятся на том, что, когда речь идет о способностях, подразумевается некоторые психологические свойства индивида, имеющие отношение к успешности выполнения определенных видов деятельности. Одаренность рассматривается и как предпосылка социальных способностей и как качественно-своеобразное их сочетание, а талант - как высший уровень развития одаренности. На основе исследования художественного таланта Б. Г. Ананьев пришел к выводу, что важнейшим условием его развития является многообразие способностей и выполняемых видов деятельности. Он обратил внимание на факты частого сочетания различных способностей у талантливых людей. Но талант характеризуется не только качественно-своеобразным сочетанием способностей. Он неразрывно связан с высоким уровнем направленности личности; в ее развитии склонность превращается в страстное служение избранным видам деятельности, в жизненную цель.

2. Современные теории личности



К основным направления в изучении личности следует отнести:
- психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда, которая предполагает, что на формирование характера влияют детские половые ощущения и подсознательные мотивы;
- теорию черт, в которой исследователи определяют черты характера, отвечающие за наши устойчивые модели поведения;
- гуманистический подход, в котором внимание акцентируется на наших внутренних возможностях к росту и самовыражению;
- социально-когнитивный подход, рассматривающий то, как мы формируемся и как нас формирует среда.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Структура личности
Для Фрейда человеческая личность, включающая эмоции и устремления человека, возникает из конфликта между агрессивными, стремящимися к удовлетворению удовольствий биологическими импульсами и их социальным сдерживанием. По его мнению, личность рождается вследствие наших усилий, направленных на разрешение этого основного конфликта: между стремлением выразить эти импульсы таким образом, чтобы получить удовольствие, и необходимостью избежать наказания или не ощутить чувство вины.
Согласно теории Фрейда, этот конфликт основывался на трех взаимодействующих системах: Ид, Эго и Супер-Эго. Эти абстрактные психологические понятия, по словам Фрейда, - «полезные вспомогательные средства для понимания» динамики мозга.
Ид - это резервуар подсознательной психической энергии, с помощью которого постоянно удовлетворяются основные инстинкты к выживанию, воспроизводству и агрессии. Ид действует по принципу удовольствия: не сдерживаемый действительностью, он стремится к мгновенным удовольствиям. Вспомните, как новорожденные, управляемые Ид, громко плачут, требуя получения удовольствия в тот момент, когда ощущают в этом потребность, совсем не заботясь об условиях и законах внешнего мира.
По мере развития Эго дети учатся справляться с реальным миром. Эго действует по принципу реальности, который призван реалистическим образом удовлетворять импульсы Ид, принося долговременное удовольствие, а не боль и раны. (Представьте себе, что бы случилось, если бы не имея Эго, мы выражали необузданные сексуальные или агрессивные импульсы, как только они появлялись.) Эго, содержащее наши частично сознательные восприятия, мысли, суждения и воспоминания - «исполнительная ветвь власти» нашей личности. Это посредник, который уравновешивает импульсивные требования Ид, сдерживающие требования, посылаемые Супер-Эго, и требования реальной жизни внешнего мира.
Начиная с четырех или пяти лет, как предполагал Фрейд, Эго ребенка признает требования впервые появляющегося СуперЭго. Супер-Эго - это голос сознания, который заставляет Эго учитывать не только реальное, но и идеальное. Он говорит о том, как нам следует вести себя. Супер-Эго стремится к совершенству, судя действия и создавая положительные чувства гордости или отрицательные - вины. Кто-то с исключительно сильным СуперЭго может быть очень честным, однако, к сожалению, с комплексом вины. Иной человек со слабым Супер-Эго может быть слишком эгоистичным и не иметь угрызений совести. Поскольку потребности Супер-Эго часто противостоят потребностям Ид, Эго стремится их уравновесить. Целомудренный студент, которого сексуально привлекает какая-то особа, может удовлетворить и Ид, и Супер-Эго, вступив в добровольную организацию, чтобы работать вместе с желанной женщиной.
ТЕОРИЯ ЧЕРТ
Исследователи черт характера не пытаются объяснить скрытую динамику личности, а скорее направляют свои усилия на поиск различимых моделей поведения или сознательных мотивов, описывающих основные грани характера.
Олпорт описывает личность в категориях основных черт - характерного поведения и сознательных мотивов людей. Поэтому он дает определение понятия «личность» в категориях различимых моделей поведения. Его больше беспокоило описание индивидуальных черт характера, чем их объяснение.
Г. Айзенк и С. Айзенк считают, что возможно сократить наши обычные индивидуальные вариации до двух или трех генетически обусловленных измерений, включающих экстраверт- ность-интровертность и эмоциональную стабильность-нестабильность. Экстраверты, как утверждают эти исследователи, ищут стимуляции, так как их обычный уровень возбуждения мозга относительно низкий. Эмоционально стабильные люди реагируют спокойно, потому что их автономные нервные системы не настолько реактивны, как системы нестабильных людей.
Многие сторонники теории черт личности также рассматривают их как биологически обусловленные. Дж. Каган относит разницу в степени детской застенчивости и сдержанности к реактивности автономной нервной системы. Сравнительные исследования близнецов и двойняшек, а также близнецов, выросших порознь, и приемных детей с их приемными и биологическими родителями подсказывают нам: характер формируется под влиянием генов. Гены могут многое рассказать о темпераменте и стиле поведения, которые помогают определить нашу личность, очевидно, лучше, чем то, как воспитали нас родители (хотя родители также имеют влияние и огромное значение для формирования таких особенностей, как взгляды и ценности).


Таблица - 1. «Большая пятерка» личностных факторов

Фактор

Описание

Эмоциональная
стабильность

Спокойный - тревожный Уверенный - неуверенный Самоудовлетворенный - жалеющий себя

Экстраверсия

Общительный - замкнутый Жизнерадостный - рассудительный Страстный - сдержанный

Открытость

Мечтательный - практичный Предпочитающий разнообразие - предпочитающий однотипность Независимый - конформный

Дружелюбие

Добродушный - жестокий Доверяющий - подозрительный Готовый помочь - отчужденный

Сознательность или организованность

Организованный - неорганизованный Скрупулезный - беспечный Дисциплинированный - импульсивный

 

Методы оценки, извлеченные из концепций характера, не выявляют скрытой динамики личности (что является целью проективных тестов). Скорее, они используют шаблоны моделей поведения человека. Многие типы градаций черт характера обеспечивают быструю оценку отдельной черты, такой как экс- травертность, беспокойство или чувство собственного достоинства. С другой стороны, психологи могут оценить несколько черт характера сразу, используя личностный опросник - расширенные анкеты с вопросами, охватывающими широкий спектр чувств и типов поведений.


ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

А. Маслоу выдвинул предположение, что мотивами нашего поведения служит иерархия потребностей. Когда наши физиологические потребности удовлетворены, тогда нас беспокоит личная защищенность. Если же мы достигли чувства безопасности,
мы стремимся любить, быть любимыми и любить себя. Осознав чувство собственного достоинства, мы неизбежно приступаем к поиску самоактуализации - процессу приложения собственного потенциала. А. Маслоу (1970) разрабатывал свои идеи, изучая здоровых, творчески активных людей, а не пациентов с клиническими нарушениями. Он занимался описанием самоактуализации, наблюдая за людьми, которые выделялись своей богатой и продуктивной жизнью. Среди них были Авраам Линкольн, Томас Джефферсон и Элеонора Рузвельт. Они обладали некоторыми общими чертами, и, по утверждению Маслоу, были самосознательными, самоприемлющими, открытыми и раскрепощенными, любящими и заботливыми, а также не отягощенными мнениями других людей. Чувствуя свою защищенность в плане осознания своего «я», они направляли свои интересы скорее на задачи, чем на самих себя. Они часто фокусировали спою энергию на конкретной задаче, которую считали своей миссией в жизни. Большинство из них пользовалось несколькими тесными отношениями с людьми, нежели многочисленными и поверхностными. Многими из них двигали духовные или личные острые ощущения, которые превосходили обычное сознание.
Психолог гуманистического направления К. Роджерс считал, что люди по своей сущности добры и наделены тенденциями к самоактуализации. Каждый из нас, подобно желудю, создан для роста и достижений, если внешние преграды не замедляют этот рост. К. Роджерс (1980) высказал предположение, что благотворный для роста климат требует трех условий - искренности, одобрения и сопереживания.
В соответствии с К. Роджерсом, окружающие воспитывают нас своей искренностью - открытостью в отношении собственных чувств, способностью раскрепоститься и быть откровенными. Окружающие также способствуют нашему росту своим одобрительным отношением, предлагая нам то, что К. Роджерс назвал безусловным положительным отношением, с помощью которого нас ценят, даже зная о наших недостатках.
Наконец, окружающие способствуют нашему росту сопереживанием - неосуждающим отражением наших чувств и мнений.
Для А. Маслоу, и даже еще в большей степени для К. Роджерса, главная особенность личности -Я-концепция, все мысли и чувства, которые у нас возникают в ответ на вопрос «Кто я?» Если Я-концепция положительна, мы склонны действовать и воспринимать мир положительно. Если она отрицательна (в своих глазах мы ощущаем себя значительно ниже своего идеального «я»), то, по мнению К. Роджерса, мы чувствуем себя неудовлетворенными и несчастными.


СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Называя это направление социально-когнитивным (А. Бандура) и когнитивно-социально-обучающим (другие), его сторонники подчеркивают значение внешних событий, так как считают, что многие виды поведения приобретаются с помощью условных рефлексов, либо в процессе наблюдения за другими людьми и моделируя свое поведение по их подобию. Большое внимание уделяется организации умственного процесса: на наше поведение влияет то, что мы думаем о конкретных ситуациях. Поэтому, вместо того чтобы сосредотачиваться только на том, как управляет нашим поведением внешняя среда (бихевиоризм), представители социально-когнитивной теории обращают основное внимание на процесс взаимодействия со средой.
Локус контроля
Важный аспект личности - ощущение личностного контроля, того, какими мы привыкли видеть себя: контролирующими или контролируемыми средой. Восприятие контроля может быть различным. С одной стороны, это внутренний локус контроля - восприятие, согласно которому нашу судьбу определяют случайные или внешние силы. С другой, находятся те, кто обладает внешним локусом контроля и считает, что в большей мере они сами контролируют собственные судьбы. Многие исследования показали, что «интерналы» добиваются больших успехов в школе, действуют более независимо и меньше подвержены депрессии, чем «экстерналы». Кроме того, они лучше справляются с искушениями к получению удовольствия и с различными стрессами, в том числе - с супружескими проблемами.

3. Устойчивость и изменчивость личности


Динамика постоянства и изменчивости личности и ее свойств - одна из старейших философско-психологических проблем. В отечественной психологии эти вопросы рассматривались главным образом на философско-методологическом уровне или в связи с проблемой моральной устойчивости личности.
Проблема постоянства, самосохранения личности в процессе развития - часть более общего вопроса о внутреннем единстве и последовательности личности. Наличие такого постоянства - один из главных постулатов психологии личности. Но в конце 1960-х годов известный американский психолог У. Мишел, критически оценив наличный экспериментальный материал, сделал вывод о необоснованности данного тезиса. Во- первых, так называемые «черты личности», устойчивость которых измеряли психологи, - не особые онтологические сущности, а условные конструкты, за которыми нередко скрываются весьма расплывчатые поведенческие или мотивационные синдромы. Различение устойчивых «черт» и изменчивых, текущих психических «состояний» (например, застенчивость - устойчивая черта личности, а смущение или спокойствие- временные состояния) весьма проблематично. Во-вторых, если принять во внимание условность психологических измерений, влияние ситуативных факторов, фактор времени и другие моменты, то постоянство большинства «личностных черт», за исключением интеллекта, выглядит весьма сомнительным.
Критика Мишела, направленная против механистических факторных теорий и абстрактной персонологии, во многом справедлива. Но если индивид не имеет никаких относительно устойчивых поведенческих диспозиций, отличающих его от других людей, то само понятие личности становится бессмысленным. Вопрос не в том, существуют ли вообще какие-то устойчивые личностные «черты», а в том, какой смысл вкладывается в это понятие.
Своеобразным итогом развития лонгитюдных исследований (исследования института Фелза (США), калифорнийский, боннский. лейпцигский и мичиганский лонгитюд) явилось возникновение особого предметно-методологического направления - психологии развития человека на всем протяжении жизненного пути. Наиболее общие выводы этих исследований можно свести к четырем тезисам: 1) существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей ее жизни; 2) мера этого постоянства разных личностных свойств неодинакова; 3) разным типам личности соответствуют разные типы развития; 4) тип развития личности зависит как от ее индивидуально-типологических черт, так и от многообразных исторических условий, в которых протекает ее жизнедеятельность. Рассмотрим эти данные подробнее. Акцент на постоянстве и преемственности развития личности - общая тенденция всех лонгитюдов.
«Самый драматический и последовательный вывод этого исследования, - пишут Каган и Мосс,- состоит в том, что многие формы поведения 6-10-летнего ребенка и отдельные 3-6-летнего уже позволяют достаточно определенно предсказать логически связанные с ними формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыльчивость, интеллектуальные интересы, тревожность в ситуациях социального взаимодействия, полоролевая идентификация и тип сексуального поведения взрослого связаны с его аналогичными, в разумных пределах, поведенческими диспозициями в первые школьные годы... Это серьезно подкрепляет распространенное мнение, что свойства личности взрослого начинают формироваться в раннем детстве». «Преобладающая картина, вытекающая из этого исследования, - не изменение, а устойчивость», -пишут авторы мичиганского лонгитюда.
Конкретная степень изменчивости каждого из этих факторов тесно связана с их природой и предполагаемой детерминацией. При этом биологически стабильные черты, обусловленные генетически или возникшие на ранних стадиях онтогенеза, устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Культурно обусловленные черты, напротив, более изменчивы, причем сдвиги, которые в сравнительно-возрастных исследованиях кажутся зависящими от возраста, на самом деле, как показывает лонгитюд, отражают скорее ко-гортные или исторические различия. Наконец, биокультурные черты, подчиненные двойной детерминации, варьируют в зависимости как от биологических, так и от социально - культурных условий.
По данным многих исследований, наибольшей дименсио- нальной стабильностью обладают когнитивные черты, в частности так называемые первичные умственные способности [55 J, и свойства, связанные с типом высшей нервной деятельности, включая темперамент, экстраверсию интроверсию, эмоциональную реактивность и невротизм.
Разной мерой изменчивости обладают, однако, не только «черты», но и сами индивиды. Нужно спрашивать, не «остаются ли люди неизменными», а «какие люди изменяются, а какие - нет и почему». Сравнивая 31-38-летних людей с тем, какими они были в 13-14 лет. Блок статистически выделил пять мужских и шесть женских типов развития личности, различия между которыми сохранились и позже, когда испытуемым исполнилось 42-49 лет.
Некоторые из этих типов отличаются большим фенотипическим постоянством. Например, мальчики, обладающие упругим самовосстанавливающимся «я» (Ego resilients), в 13-14 лет отличались от сверстников надежностью, продуктивностью, честолюбием, хорошими способностями, широтой интересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, интроспективностью, философскими интересами и сравнительной удовлетворенностью собой. Эти свойства они сохранили и в 45 лет, утратив часть былого эмоционального тепла и отзывчивости. Такие люди высоко ценят независимость и объективность и имеют высокие показатели по таким шкалам Калифорнийского психологического вопросника (КПВ), как доминантность, принятие себя, чувство благополучия, интеллектуальная эффективность и психологическое умонастроение.
Столь же устойчивы черты «беспокойных со слабым самоконтролем» (unsettled under-controllers) мужчин, характеризующихся импульсивностью и непостоянством. В подростковом возрасте эти мальчики отличались бунтарством, болтливостью, любовью к рискованным поступкам и отступлениям от привычного образа мышления, раздражительностью, негативизмом, агрессивностью, слабой дисциплиной и самоконтролем. Пониженный самоконтроль, мятежность, склонность драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемость и экспрессивность характеризуют их и взрослыми. Высокие показатели по шкалам доминантности, социальной контактности и принятию себя сочетаются у них с низкими оценками по шкалам социализации, самоконтроля, способности бороться за достижение цели (в противоположность приспособлению) и фемининности. За последние 10 лет перед опросом они чаще, чем остальные мужчины, меняли место работы.
Третий мужской тип - «ранимые, с избыточным самоконтролем» (vulnerable over-controllers) в подростковом возрасте отличались повышенной эмоциональной чувствительностью, «тонкокожестью», интроспективностью и склонностью к рефлексии; эти мальчики плохо чувствовали себя в неопределенных ситуациях, не умели быстро менять роли, легко отчаивались в успехе, были зависимыми и недоверчивыми. После 40 лет они остались такими же ранимыми, склонными уходить от потенциальных фрустраций, испытывать жалость к себе, напряженными и зависимыми. Высокие показатели по шкалам гипертрофированного самоконтроля и производимого хорошего впечатления сочетаются у них с низкими баллами по социальной контактности, по принятию себя и чувству благополучия. Среди них самый высокий процент холостяков.
Среди женщин высоким постоянством свойств обладают представительницы «воплощенной фемининности» (female prototype) - уравновешенные, общительные, теплые, привлекательные, зависимые и доброжелательные; «ранимые с пониженным самоконтролем» (vulnerable under-controllers) - импульсивные, зависимые, раздражительные, изменчивые, болтливые, мятежные, склонные драматизировать свою жизнь и исполненные жалости к себе, тревожные; «гиперфемининные заторможенные» (hyperfeminine repressives) - эмоционально мягкие, постоянно озабоченные собой, своей внешностью и т.д.
Некоторые другие типы, напротив, сильно меняются от юности к зрелости. Например, мужчины с поздней адаптацией (belated adjusters), у которых бурная, напряженная юность сменяется спокойной, размеренной жизнью в зрелые годы; жен- щины-«интеллектуалки» (cognitive copers), которые в юности поглощены умственными поисками и кажутся эмоционально суше, холоднее своих ровесниц, но позже преодолевают коммуникативные трудности, становятся мягче, теплее и т.д.
Лонгитюдные исследования подтверждают предположение о связи индивидуально-типологических свойств личности и особенностей ее возрастного развития, в частности переходного возраста. По мнению К. Конрада, протекание и возрастные особенности юности зависят от органических, конституциональных свойств. Юность шизоидного индивида протекает драматично и болезненно, поскольку возрастные трудности усугубляются индивидуально-типологическими свойствами. Напротив, циклоидная личность переживает юношеские тревоги в ослабленной, смягченной форме, поскольку этот тип характера не склонен к интроспекции, мучительным раздумьям о себе и т.п. Лонгитюдные исследования существенно обогащают наши представления о развитии личности, но одновременно ставят целый ряд новых вопросов. Эмпирические данные лонгитюдных исследований личности, как и всякие иные, неоднозначны. Однако они подсказывают или подкрепляют некоторые важные общетеоретические положения, разрабатываемые в настоящее время также и в отечественной психологии.


Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Дайте определение понятия «индивид», «индивидуальность», «личность», укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.
- В чем вы видите принципиальные отличия в понимании активности личности, представленные в различных психологических направлениях?
- Охарактеризуйте психологическую структуру личности. Раскройте понятия «направленность личности», «интерес», «идеал», «мировоззрение», «убеждение», «мотив», «потребность».
- Проанализируйте особенности поведения кого-либо из ваших знакомых. Какие механизмы личности обусловливают поведение?
- Проанализируйте определения понятия «личность»:
- Личность - система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой. (З. Фрейд)
- Личность - это совокупность врожденных реализованных архетипов (К. Юнг).
- Личность - это внутренний мир человеческого «я» как результат самоактуализации (К. Роджерс, А. Маслоу).
- Личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и системы внутренних факторов - с другой (Дж. Уотсон, Б. Скиннер).
- Личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную роль (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский).
- В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Проанализируйте предложенные концепции, выявите ведущие компоненты структуры личности.
• Структура личности (по К. К. Платонову):
- Подструктура биологически обусловленная объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
- Подструктура форм отражения (психологическая) охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.
- Подструктура социального опыта включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте.
- Подструктура направленности объединяет отношения и моральные черты личности.
• Структура личности (по С. Л. Рубинштейну):
- Направленность проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрения.
- Знания, навыки, умения приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
- Индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях.
- Структура личности (по В. Ф. Моргуну):
- Уровень освоения личностью деятельности (творчество, учение, воспроизводство, обучение).
- Форма освоения личностью деятельности (умственная, речевая, перцептивная, материальная).
- Предметное содержание осваиваемой личностью деятельности (предмет деятельности, общение, игра).
- Негативные эстетические переживания личности (чувство низменного, чувство безобразного).
- Позитивные эстетические переживания личности (чувство прекрасного, чувство возвышенного).

Источник: Жабакова, Татьяна Викторовна Общая психология. Индивидуально-типологические особенности личности : учебное пособие / Т. В. Жабакова ; - [Челябинск] : Библиотека А. Миллера, 2022. - 95 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.