Страница 1 из 5 1. Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования
Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личными желаниями. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять событиями в своей жизни, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.
Всю свою жизнь, с момента своего рождения и до самой смерти, человек постигает знания, получая нужную ему информацию, умения и навыки, в той или иной области науки, культуры, политики или повседневной жизни. Тяга к знаниям заложена в самой человеческой природе на уровне инстинктов, как один из важнейших источников выживания. У некоторых впоследствии это перерастает во вполне осознанный интерес, становится вполне контролируемым и направляемым собственной волей процессом, у других так и остается неосознанным.
Образование можно разделить на два основных вида: 1) первый - образование, как способ передачи опыта и связи между поколениями, направляемый и контролируемый в первую очередь извне, осуществляемый в интересах общества и государства, семьи и коллектива, целью этого образования является воспитание полноценного члена общества, гражданина; 2) второй - приобретение знаний самостоятельным путем, вне учебных заведений и коллективов, направляемое лишь собственной волей, в своих собственных интересах и исходя из личных побуждений и предпочтений. Единственным фактором, влияющим в той или иной степени на ход самообразования, являются общественные и социально-политические условия, формирующие интерес, и ограничивающие в различной мере доступ к информации.
Самообразование является неотъемлемой частью самосовершенствования и самовоспитания, причем является наиболее продуктивной и эффективной его формой, поскольку позволяет личности: - формировать в себе принципиально новые качества, - самосовершенствоваться, развивать умения и навыки, - искоренять пороки и отрицательные черты.
Сегодня под самообразованием понимается не только чтение всевозможной литературы, посещение информационных Интернет-ресурсов по самой различной тематике, но и посещение, и активное участие в таких мероприятиях как бизнес-семинары, конференции, тренинги, симпозиумы, курсы, участие в диспутах и дебатах, съездах и симпозиумах, посвященных самой разнообразной тематике. Самообразование позволяет человеку самому ставить перед собой различные цели задачи, и затем достигать их, учит оптимизировать свое собственное время и пространство, чтобы максимально эффективно использовать их, позволяет мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, расширяет эрудицию и мировосприятие, позволяет по- новому взглянуть на привычные вещи, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным. С его помощью человек может раскрыть свой творческий потенциал, ведь и само самообразование своего рода творческий процесс, поскольку каждый человек подходит к нему строго индивидуально. Самообразование способствует наиболее полному развитию и раскрытию личности, происходит духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный рост. Причем, заняться самообразованием никогда не бывает поздно, так же как не бывает заняться им слишком рано. Впервые наиболее четкий интерес к самостоятельному постижению и пониманию окружающего мира к людям приходят в старшем подростковом возрасте, когда они еще учатся в общеобразовательной школе. По пути самообразования человек идет всю жизнь, так как без этого невозможно достичь успеха в жизни или бизнесе! Во многом на современном этапе это явление обусловлено глубоким кризисом, в котором находится нынешняя образовательная система. И самостоятельные поиски ответов являются одним из наиболее вероятных вариантов решения этого кризиса, когда педагоги станут не источниками знаний, а лишь помощниками для учащихся в овладении новыми формами поведения в получении новых знаний и умений, становлении полноценной личностью, раскрытии своего потенциала.
Вопросы и задания для самопроверки: 1. Какую роль играет самообразование в самосовершенствовании личности? 2. Назовите основные факторы, влияющие на самообразование личности 3. На каких возрастных этапах лучше заниматься самообразованием?
|