Профессиональное самообразование
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональное самообразование
Этапы, функции, методы и формы самообразования
Познавательная самостоятельность в истории дидактики
Все страницы

1. Понятие «самообразование».
2. Этапы, функции и методы самообразования.
3. Познавательная самостоятельность в истории дидактики.


Основные понятия и термины


Болонское соглашение, виды самообразования, знания, источники самообразования, карьера, коучинг, кратковременная карьера, курсы, линейная карьера, методы, направления самообразования, платообразная карьера, принципы самообразования, саморазвитие, самообразование, саморегуляция, самосознание, семинары, снижающаяся карьера, спиральная карьера, стабильная карьера, тренинги, формы самообразования, функции самообразования.


1. Понятие «самообразование»


Условия развития современного общества, становление информационной эпохи по-новому определяют социальный смысл самообразования, стратегии и технологии его реализации. Феномен самообразования обретает статус массового социального явления, неотъемлемого компонента деятельности многих социальных групп и образа жизни их членов. Являясь важным фактором самоконструирования, самосовершенствования личности в профессиональной и вне профессиональной сферах, воспроизводства и изменения социального запаса знания, развития социума в целом, самообразование обладает высокой индивидуальной и общественной ценностью.
Самообразовательная деятельность способствует поддержанию индивидуальности, целостности «Я» личности в условиях динамичных изменений социума и в более широком контексте - глобализации, способствует успешному самоопределению, самоидентификации субъекта в системе общественных отношений. Продолжающаяся историческая смена технологий коммуникации влечет новшества в способах самообразования. Субъект самообразовательной деятельности сегодня оказывается перед лицом множества новых возможностей и ограничений социально-познавательной сферы. Среди них:
- повышение ценности знаний и быстрота их устаревания;
- наличие широкого социального пространства и необходимость умения работать с потоком информации, ее декодирования;
- существование многообразных источников информации и дифференциация доступа различных социальных групп к ним в целях самообразования.
В этих условиях самообразующаяся личность находится в ситуации ресоциализации, стремится найти и использовать новые стратегии удовлетворения потребности в знании.
Сегодня очевиден рост значимости образования и, особенно, самообразования как условий адаптации и конкурентоспособности личности на рынке труда. Задачи по обеспечению мобильности, свободы и широких возможностей человека в образовательной и самообразовательной сферах становятся приоритетными направлениями научной, образовательной и социальной политики ряда европейских государств, подписавших «Болонское соглашение» .
Данный факт демонстрирует высокую социальную ценность образования и самообразования, потребность государственного уровня
Основными целями Болонского процесса были названы:
- Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства.
- Повышение качества образования.
- Обеспечение конкурентоспособности европейского образования.
- Достижение наибольшей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования.
- Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала европейских стран; повышение престижности европейской высшей школы в мире.
- Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Собственно Болонская декларация содержала семь ключевых положений:
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования.
- Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней независимой оценке деятельности вузов всех заинтересованных сторон: представителей академического сообщества, государства, студентов и работодателей.
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Введение двухуровнего обучения: бакалавриат и магистратура.
- Внедрение европейской системы зачетных единиц для поддержания студенческой мобильности, а также обеспечения права выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу была принята ECTS (European Credit Transfer System) - накопительная система оценок для достижения целей концепции «обучение в течение всей жизни».
- Развитие мобильности учащихся, ППС и других категорий работников сферы образования путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Разработка и внедрение стандартов транснационального образования.
- Поддержание и развитие традиционного европейского подхода к реализации высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
в оптимизации системы образования и создания комфортных условий для самообразовательной деятельности граждан.
Обучение в школе не исключает необходимости в самообразовании одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать. Общее образование, сообщаемое средней школой, не может быть полным, и потому учащиеся должны почерпать свои знания не только из учебников и классного преподавания, но и из самостоятельного чтения. Высшее образование имеет обыкновенно специальный характер; даже университетские факультеты являются своего рода специальными школами. Поэтому и студенты высших учебных заведений, желающие расширить свои знания и выработать себе научное, моральное и социальное миросозерцание, тоже должны прибегать к самообразованию. Наконец, люди, выработавшие в себе привычку к серьезному чтению, и по окончании курса в высших учебных заведениях, читая научные книги, в сущности, продолжают заниматься самообразованием. В других случаях самообразование прямо заменяет собою школьное образование, именно для людей, учившихся только в школе, дающей основное общее образование или в таких профессиональных училищах, которые не дают почти никакого общего образования, равно как для людей, которые, про- шедши курс средней школы, лишены возможности продолжать учение в университете или других высших учебных заведениях.
В настоящее время нет единого толкования понятия «самообразование». Приведем некоторые из них:
- самообразование - вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения;
- самообразование - это такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта. Это процесс совершенно самостоятельного учения человека, и оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда оно преобразуется в постоянную жизненную потребность человека, основу его образования в течение всей жизни, поведения и образа жизни;
- самообразование как самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного устойчивого интереса к познанию в определенной области человеческой деятельности;
Самообразование является познавательной деятельностью и не может осуществляться само по себе, т.к. его основой являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения. Это указывают на тесное единство учения и самообразования, так как и учение, и самообразование являются познавательной деятельностью.
Самообразование как особый вид познавательной деятельности по компетентному мнению ученых предполагает наличие положительной мотивационной активности, проявление значительных волевых усилий, целеустремленность и самоорганизованность, достижение высокого уровня интеллектуального развития, сфор- мированность определенной совокупности познавательных умений, достижение высокой самостоятельности, наличие адекватного уровня самооценки.
Самообразованием человек может заниматься и не из-за собственного желания что-то знать, а под давлением внешних причин: требования повышения квалификации, стремления подняться по служебной лестнице, повышения заработка. Самообразовательная деятельность в этом случае может быть не менее интенсивна и напряжена, чем в случаях удовлетворения познавательной потребности.
Принимая во внимание все разнообразие определений самообразования, можно выделить некоторые его существенные характеристики: самостоятельность, познавательная потребность и интерес, организованность и целенаправленность, систематичность и самоконтроль, связь с непрерывным образованием, профессиональные и общекультурные запросы, внутренние мотивы.
Итак, самообразование - это специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации; строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
Самообразование служит средством развития системы личностных смыслов, позволяет личности выработать индивидуальный стиль деятельности в соответствии с содержанием ее по- требностно-мотивационной сферы. Самообразование - это не только освоение социального опыта, но и участие в сотворении мира и своего собственного образа в этом мире, развитие и совершенствование личности.
К основным принципам самообразования относятся: связь с жизнью и производственной практикой, самостоятельность и активность, непрерывность, преемственность, системность, единство приемов познания, единство группового и индивидуального обучения и другие. Выполнение данных принципов при построении системы самообразования конкретного специалиста позволяет сделать его профессиональное обучение комплексным, широким и в то же время углубленным (не поверхностным).
Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней - а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.
Самообразование как вид свободной духовной деятельности является свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.
В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Саморегуляция - это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка негативных переживаний. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образ» себя в будущем.
Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.
- осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.
Профессиональное самосознание содержит представление профессионала о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями:
- сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
- знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;
- знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
- знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;
- представление о себе и своей работе в будущем.
В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий, свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе, продвигается по карьерной лестнице.
В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно -ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продвижение, т. е. движение вперед. И чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем необходимее человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.
Успешная карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение.
Виды карьеры. Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель - руководитель методического объединения - завуч - директор школы - инспектор РОНО - работник городского Комитета по образованию - работник министерства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация - одна из наиболее распространенных.
Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении.
Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако через 5-7 лет их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими профессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учебном заведении не задерживаются.
Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифицированные и нередко недисциплинированные работники.
Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали б «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.
Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемой должности и постепенно опускается до самого низкого уровня.
Самообразование необходимо для поддержания в «тонусе» базы знаний: чтобы можно было свободно вникать в подробности любых новшеств и модернизаций, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

 


 


2. Этапы, функции, методы и формы самообразования


Этапы самообразования. В содержательно-процессуальном плане выделяют два основных этапа самообразования:
Первый этап: осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования;
Второй этап: деятельность личности с целью самостоятельного приобретения знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности:
- планирование процесса самообразования;
- определение средств и способов самообразования;
- непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний и компетенций;
- оценка результатов деятельности, самоконтроль;
- определение новых целей.
Если рассматривать самообразование с позиций включенности субъекта в этот процесс, то можно выделить три этапа.
Первый этап определяется как ситуативное самообразование, когда индивиды проявляют попытки самостоятельного приобретения знаний по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственные внешние требования и воздействия. Потребность в самообразовании переживается ими как потребность данного момента, как неясное, смутное тяготение к такой деятельности.
Второй этан - ситуативно-инициативное самообразование индивидов. Это переход от эпизодического самообразования к систематическому. Наряду с ситуативно-вынужденным обращением к самообразовательной работе отмечается инициативное, идущее от самого обучаемого. Характерна тенденция развития и утверждения потребности в самообразовании как свойства личности.
Третий этап - это инициативное самообразование индивидов. Оно характеризуется сознательным, преднамеренным обращением их к самообразованию и ведется систематически. Потребность переживается устойчиво и принимает действенный характер.


Функции самообразования:
1. экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
2. ориентировочная - определение себя в Культуре и своего места в обществе;
3. компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
4. саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
5. методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
6. коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7. сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
8. омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
9. психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
10. геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.
Методы самообразования. К наиболее распространенным методам самообразования относятся:
- чтение вспомогательной литературы. Самым проверенным способом пополнения знаний является обращение к тематической литературе. Это могут быть как лекции (книги) по различным специализированным курсам, так и научные (учебные, общеобразовательные) источники. Для тех, кто предпочитает слушать, а не читать учебный материал, предусмотрены удобные аудиокниги;
- тренинги . Представляют собой активную, уникальную форму обучения, проводятся под руководством опытных специалистов;
- семинары. Являются теоретической формой обучения с некоторыми элементами практики. Также проводятся специалистами. Разновидностью семинаров считаются вебинары, проводящиеся посредством Интернета в режиме онлайн;
- курсы. Такой вид самообразования может предусматривать, как живое общение с преподавателями (специалистами), так и видео- или аудиокурсы;
- коучинг - разновидность нестандартного (гибкого) тренинга, при котором подходящие решение (обучение) подбирается совместно с обучающимся, а также вид наставничества непосредственно в процессе профессиональной (трудовой) деятельности.
Современные методы самообразования помогают восполнить любые недостающие знания, повысить свою профессиональную квалификацию, добиться больших высот на деловом поприще. Соответственно, меняется в лучшую сторону самовосприятие человека и его позиционирование в обществе. Обучаться никогда не поздно, а самообразование делает этот процесс более доступным, быстрым и эффективным.
Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.
Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом.
Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 


 

3 Познавательная самостоятельность в истории дидактики


На протяжении всей истории отечественной и зарубежной педагогики, психологии и философии вопросам самообразования уделялось пристальное внимание, доказывающие, что самообразование - одна проблем, которая сохраняет свою актуальность вне зависимости от конкретно-исторических условий.
Одни ученые считают, что идеи самообразования существует с того момента, как существует само человечество. Другие говорят о том, что эта идея рождена нашей эпохой. Ряд ученых утверждает, что впервые идеи самообразования и образования были освещены в Библии и Коране.
Одно из первых толкований понятий «самообразование» и «самообразовательная деятельность» было предложено Сократом (469-399 до н.э., Древняя Греция). Сократ связывал понятие самообразование личности с процессом познания самого себя, самопостроением своего нравственного облика. Именно в этом он видел источник человеческого счастья и основу процесса совершенствования личности. Метод «эвристической беседы», активно применяемый Сократом, являлся средством, способствующим познанию самого себя, средством развития критического мышления и познавательной активности личности, что особенно актуально в контексте самообразовательной деятельности.
Последователи Сократа - Платон (427-347 до н.э., Древняя Греция) и Аристотель (384-322 до н.э., Древняя Греция) - также обращались к теме самообразования. В частности, Аристотель писал, что самообразование необходимо рассматривать как основу становления личности, нацеленной на поиск новых знаний.
Исследователи Средних веков рассматривали развитие мышления как основного средства познания. В этот период появились книжные источники, что способствовало зарождению самообучающей деятельности. Ярким представителем средневековья был французский богослов и педагог П. Абеляр (1079-1142), преподающий в Парижской кафедральной школе. Его красноречие привлекало сотни слушателей, у него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, П. Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество.
Эпоха Возрождения стала началом реализации идеи всеобщего обучения, в обществе формировался высокий статус образованности, что не могло не повлиять на развитие самообразовательной деятельности. Идеи гуманизма и творческой самостоятельности человека были приоритетными в эпоху Возрождения. Самообразование становится все более неоднородным и дифференцированным в зависимости от статусных характеристик субъекта, характера труда и вида экономической деятельности. Педагоги - гуманисты эпохи Возрождения утверждали право человека на создание себя самого, стимулировали живой интерес обучающихся к знаниям, сознательному их усвоению, совершенствование творческой активности, самодеятельности, самообразования. Такое бурное развитие теоретического знания способствовало повышению статуса самообразования.
Период XVI-XVIII вв. отличается интенсивным развитием гносеологии, что стало основой для дальнейшего распространения самообразовательной деятельности.
Первую целостную педагогическую концепцию создает великий чешский мыслитель и педагог Я.А. Коменский (1592-1670), в которой сформулированные им принципы сознательности и активности рассматриваются как универсальные. В своих трудах он акцентирует внимание на самообразовании и самообразовательной деятельности человека, подчеркивая, что нужно, чтобы каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, обдумывая самостоятельно, и применял знания на практике. Кроме того, в педагогическом наследии Я.А. Коменского содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования: «... воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразова- нию» .
На необходимость активизации учебной деятельности обучающихся, усиления их самостоятельной работы указывали И.Ф. Гербард (1776-1841, Германия), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778, Франция), И.Г. Песталоцци (1746-1827, Швейцария), Ф. Фребель (1782-1852, Германия), А. Дистерверг (1790-1866, Германия), Дж. Дьюи (18591952, США) и др.
Серьезные исследования деятельности человека в целом и познавательной деятельности, в частности, осуществлены в Немецкой классической философии.
Большое внимание в своих трудах И. Кант (1724-1804) уделял вопросам воспитания и образования, они пронизывают все его учение. Именно «кантовское» определение Просвещения можно назвать лозунгом самообразования: «Sapere aude! - имейте мужество пользоваться собственным умом!». В данном девизе одним из определяющих факторов совершеннолетия человека (в переносном смысле) И. Кант видит именно непрекращающееся использование собственного ума самостоятельно.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) также уделил внимание самообразованию. Согласно его точке зрения, именно самообразование делает из просто живого существа человека, отличая его от животного. Сущность образования для человека состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Если человек не умеет обуздывать слепой, несоразмерный гнев, то он предается частностям, следовательно, необразован. У него отсутствует способность к абстрагированию, он не может отвлечься от самого себя. В этом примере великолепно схвачена разница между образованием в философском смысле (работа над собой, вытягивание себя из трясины частностей, может быть, совершенно естественных), и специальным обучением любого уровня, дающим знания и навыки, но не «отвечающим» за самого человека.
Над проблемами самообразования работали и зарубежные педагоги-ученые XX вв. Идею самообразования как источника жизненной силы развивал американский ученый Ч. Хей, считавший, что необходимо принимать самообразование как жизненный приоритет. Другой американский ученый-педагог М. Ноулз (1913-1997) склонялся к идее о самообразовании как основном способе удовлетворения своих образовательных потребностей. И здесь нельзя не вспомнить теорию А. Маслоу (1908-1970, США) о пирамиде потребностей или теорию З. Фрейда (1856-1939, Австрия), который считал, что образование (и, прежде всего, самообразование) является частью процесса формирования «Сверх - Я». Таким образом, во второй половине двадцатого столетия научные исследования в области самоообразования тесно связаны с психологией, а именно: с теорией психоанализа и психологией мотиваций.
Теоретические труды в области самообразования, появившиеся на рубеже 80-90-х гг. XIX в., были далеко не однородны и отражали идеологию определенных кругов интеллигенции, которая просветительную деятельность в области самообразования развивала в двух направлениях:
- создание руководств, пособий и научно-популярной литературы для народа, т.е. беднейших слоев общества, получивших лишь зачатки образования в учебных заведениях низшего типа;
- помощь в самостоятельном овладении знаниями образованным людям, окончившим среднюю или высшую школу.
Развитие самообразования в России. Развитие самообразования в славянских государствах связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв.
В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура - фактом самообразования.
Основоположником восточноевропейского книгоиздания стал Ф. Скорина (1490-1551). В 1517-1518 гг. в Праге выходит в свет славянский Псалтырь, который в то время использовали для обучения грамоте, и который стал своеобразным учебником по самообразованию. Педагогические воззрения Ф. Скорины стали источником мудрости, а его книги - своеобразными учебными пособиями по самостоятельному усвоению знаний.
Большое значение придавалось постижению коренных постулатов православия. Изучение их предполагалось как глубокое овладение содержанием священных книг, понимание их смысла, выработка умения их толкования.
Основателем книгопечатания в России и на Украине был диакон церкви «Николы Гостунского Московского Кремля» Иван Федоров (ок. 1510-1583).
В XVII-XVIII вв. самообразованием занимались одиночки, преимущественно выходцы из привилегированных классов. В этот период книга получает широкое распространение среди различных слоев населения. Она служит не только источником информации, но и соединяет начальное образование с самообразованием. Школа и распространение книги обеспечили определенный уровень грамотности населения.
Самообразование развивалось не только с ростом числа образованных людей. Делались попытки приобщить наиболее образованную часть общества к чтению и самообразованию с помощью создания монастырских, церковных, школьных библиотек с фондами гражданских книг, среди которых значительно место занимали сочинения античных авторов - Платона, Аристотеля, Цицерона (106-43 до н.э.) и др.
Увеличение числа образованных людей содействовало развитию самообразования, так как чтение для них стало основой получения самостоятельных знаний. В этой связи ценны педагогические воззрения И.Ф. Копиевича (1651-1714), которые являются определенным вкладом в теорию самообразования. Он одним из первых издал на русском языке учебник о сотворении мира («Уготование и толкование ясное и зело изрядное красноречивое повествование кругов небесных»), о навигации («Книга, учащая морского плавания»), учебник по истории.
В своих книгах И.Ф. Копиевич впервые вводит для практического использования в школах в самостоятельном усвоении знании некоторые астрономические, математические, географические и другие термины, стремится дать им подробное разъяснение.
Книгоиздательство в это время превращается в самостоятельную отрасль промышленного производства. Расширяется книжный рынок, возрастает роль книги в жизни личности, формируется обширная аудитория читателей. Этому во многом способствовало возросшие возможности типографий, как в количественном, так и в качественном плане.
Во второй половине XVII в. уже можно говорить о вполне сложившейся собственной полиграфической индустрии России, отличавшаяся жанровым многообразием: художественная, историческая, педагогическая литература, публицистика, естественнонаучные труды.
В XVIII в. государственная политика приобретает духовнопросветительскую направленность и служит фактором развития самообразования. Увеличивается число образованных людей из народа, получивших начальное образование, что содействовало развитию самообразования.
О значении самообразования широких народных масс задумывались передовые русские деятели XVIII в.: М. Ломоносов (1711-1765), А. Радищев (1749-1802), Н. Новиков (1744-1818).
А. Радищев писал о большой роли самообразования, мало доверяя образованию в сословно-крепостнической системе воспитания. Он старался «отыскать истину в среде различия оных». Самообразование стало его необоримой потребностью. Он читал много книг по философии, интересовался математикой, классиками.
Существенное влияние на развитие просвещения и идеи самообразования оказал гений М.В. Ломоносова. Создатель первого русского университета своей образованностью, кругозором знаний и научной эрудицией во многом был обязан самообразованию. Труды М.В. Ломоносова полны призывов усваивать науку, совершенствоваться в своих знаниях, использовать книгу для обогащения ума. В становлении самообразования его «Риторика» сыграла важную роль. Одно из главных ее назначений состоит в том, что она стала едва ли не первой отечественной книгой для чтения и самообразования.
В 1769 г. вышел в свет знаменитый «Письменник», который содержал множество полезных сведений по риторике Н.Г. Курганова (1725-1790), физике, астрономии, мореплаванию, философии и др. Это уникальное пособие имеет огромное культурно- историческое значение, и, в сущности, является первым учебником по самообразованию.
Наибольшего расцвета самообразование достигло в XIX в. Это было связанно с огромными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщения к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции.
Декабристами был создан отдел по распространению знаний среди молодежи. Причем они полагали, что овладевать этими знаниями молодежь будет путем самообразования.
Интересные идеи по самообразованию освещали известные в истории России революционеры-демократы. Сам М.В. Петра- шевский (1821-1866) обладал, по мнению современников, страстным стремлением к самообразованию. В.Г. Белинский (18111848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.В. Добролюбов (1836-1861), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Д.И. Писарев (1840-1868) вели пропаганду идей самообразования, разрабатывали теоретические и организационно-методические вопросы этого вида образования.
Д.И. Писарев писал: «Самообразование составляет необходимую и в высшей степени закономерную фазу здорового человеческого развития. Школа должна, во-первых, разбудить в человеке любознательность и, во-вторых развернуть и укрепить силы его ума настолько, чтобы человек, выходя из школы в жизнь, мог без посторонних руководителей искать и находить разумное удовлетворение для своей пробудившейся любознательности» .
В 60-е годы сформировалось целое движение в различных общественных кругах, стремившихся к самообразованию. Время, как писал Н.В. Щелгунов (1824-1891), когда всякий захотел думать, читать и учиться. В крупных городах начинает складываться определенная система в помощь самообразованию с привлечением научных сил, издательств, книжных магазинов. Очень высоко была поднята роль книги для простого народа. Книга стала орудием в деле просвещения и приобщения народа к революционной борьбе.
В конце века определилась группа просветителей, занимавшаяся проблемами самообразования: В.И. Чарнолуский (18651941), Н.И. Кареев (1850-1931), Н.А. Рубакин (1862-1942).
Среди народных просветителей видное место занимал Н.А. Рубакин - русский писатель, ученый-библиограф, популяризатор научных знаний, методист по самообразованию. В работах «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914) и др. получили развитие все основные положения теории самообразования. На уровне развития современных ему научных представлений о самообразовании он определил сущность, цели и задачи, дал ценные методические советы как выбирать и читать книги, систематизировать прочитанное. В его работах прослеживается идея непрерывного образования, к которому Н.А. Рубакин призывал читателей на страницах своих книг: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов» .
Н.А. Рубакин определял самообразование как важнейший фактор развития личности. Он писал: «учитель уже не может быть шаблонным и заурядным пропагандистом уже известных истин. Он во что бы то ни стало и собственными силами должен сделаться широко и основательно образованным человеком». В своей книге «Как заниматься самообразованием» он писал: «Всякий желающий, кто бы он ни был, где бы он ни жил, какими бы способностями ни обладал, может сделать из себя, своими собственными усилиями и разумно организованным трудом, действительно образованного, сведущего и понимающего человека - общественно полезного работника. Самому добиваться образования - это и значит заниматься самообразованием» .
В 90-е гг. Х!Х вв. в России издаются специальные работы, где авторы раскрывают теоретические основы самообразования. Труды профессора Петербургского университета Н.И. Кареева (1850-1931) по вопросам самообразования получили широкое распространение в среде интеллигентного читателя. Понимая под самообразованием лишь один определенный его вид - чтение серьезных книг и статей, Н.И. Кареев отмечал, что умственные запросы, удовлетворяемые таким путем, более или менее свойственны всем возрастам человеческой жизни, и потому расширением и углублением своего образования можно заниматься, раз чувствуешь в этом потребность, до глубокой старости.
Передовая интеллигенция того времени стремилась оказать помощь занимающимся самообразованием созданием рекомендательных указателей. Так, в 1892 г. появившийся библиографический указатель «Книга о книгах» под редакцией И.И. Янжула (1846-1914) стал своего рода результатом внимания к вопросам самообразования в России. Это был первый в России указатель, содержавший большое количество квалифицированных аннотаций как русских, так и иностранных книг.
Реализация идеи развития и саморазвития личности посредством самообразования рассматривалась известным русским ученым П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Согласно его представлениям, главным является самообразование, а вспомогательным - образование. Он считал, что самообразование и саморазвитие - это основа школы. Школа своим учением окажет глубокое влияние на учеников лишь в том случае, «когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития».
Наиболее прогрессивные педагоги прошлого века неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так, Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.
Отдельно следует отметить такую яркую личность в истории русской культуры и просвещения, как А.Т. Болотов (1738-1833). Он впервые заявил в России о самообразовании и его научных основах. А.Т. Болотов был выдающимся просветителем, общественным деятелем, считается основателем научной организации труда в сельском хозяйстве. Интереснейшие суждения высказаны им в области педагогики, психологии, политэкономии. Все свои обширные познания он приобрел в результате опорной самостоятельной работы. Его имя было хорошо известно в России в конце XVIII в. и, особенно в первой половине XIX в. Его труды издавались и были популярны в обществе. К 60-м годам XIX в. стремление к созданию работы по самообразованию оформилось в заметное движение в различных общественных кругах.
Большое внимание самообразованию самого учителя уделял К.Д. Ушинский (1823-1870). Он считал, что только знающий, постоянно читающий, образованный педагог ведет преподавание с воодушевлением, пробуждает и поддерживает интерес учеников.
В 1891 году при Педагогическом музее Военно-учебных заведений возник «Отдел самообразования», который поставил своей целью содействовать самообразованию посредством составления особых программ для чтения с указанием научной литературы. Этот почин принадлежал Н.А. Рубакину, профессору Н.И. Карееву, В.Н. Мякотину, В.И. Селиновскому, генералу Н.А. Макарову. По мнению инициаторов, этот отдел имел ввиду помогать тем читателям, которые оказались не по силам московские «Программы домашнего чтения», изданные Комиссией домашнего чтения при «Обществе распространения технических знаний».
В 1900-1901 гг. при СПб Отделе самообразования работала особая комиссия, поставившая своей целью издание общеобразовательной программы для читателей из народа.
В 1904 г. вышла брошюра А. Панова «Домашняя библиотека». Она имела настолько большой успех, что была переиздана три раза. После этого внимание к вопросам систематического самообразования наиболее широких кругов грамотной России явно снизилось. В 1905 г. стали появляться всякого рода «Указатели и рекомендательные каталоги по самообразованию» как в виде брошюр, так и в виде более или менее толстых книжек.
С появлением в 1905 г. работы Н. Рубакина «Среди книг» читатели получили возможность выбирать себе книги для чтения не вслепую, не по заголовкам, которые говорят мало, а по существу - выбирать именно те книги, которые содержат ответ на тот или иной вопрос.
Формами, которые способствовали самообразованию учителей, были учительские съезды и курсы. На них стекалось учительство из самых отдаленных уголков страны. Кроме этого, проводились собеседования городских учителей с сельскими, взаимные посещения уроков, музеев, выставок, педагогов начальных классов приглашали в семинарии и гимназии. Активную работу среди учителей в 90-е годы проводила библиотека, созданная Н.А. Рубакиным.
Способствовали самообразованию учителей и крупные издательства того времени: «Знание», «Посредник» И.Д. Сытина (1851-1934). Однако учебно-методические материалы, пособия, педагогические журналы, психолого-педагогическая литература распространялась в основном по городам и выпускалась небольшими тиражами.
Вопросам индивидуализации самообразовательной познавательной деятельности в теории Н.А. Рубакина привлекли внимание Н.К. Крупской (1869-1939). Разработка проблем самообразования в трудах Н.К. Крупской идет в двух направлениях: изучение мотивов самообразовательной деятельности и изучение индивидуальных запросов личности. На этих основаниях разрабатывалась ее методика самообразования. Н.К. Крупская рассматривала его как деятельность, помогающую в решении важнейших государственных задач. Среди них на первый план выдвигается стремление понять производственную квалификацию. Крупская впервые подняла вопрос о создании систематической программы общего образования для сферы самообразования.
После 1917 года проблемам самообразования стало уделяться особое внимание. Была организована Всероссийская Комиссия помощи самообразованию народа, были поставлены задачи ликвидации всеобщей неграмотности, активно изучался опыт организации самообразования за рубежом. Н.К. Крупская, Э. Остер- ман и др. говорили о больших достижениях в области самообразования народных масс, но отмечали, что основной упор идет на политическое самообразование, а работа по приобретению общеобразовательных знаний идет очень слабо.
Также остро вставал вопрос о самообразовании учителей. Многие, пришедшие работать в школы, имели лишь краткосрочные курсы или вообще не получили никакой специальной подготовки.
В 1921 г. стали создаваться Дома работников просвещения, которые взяли на себя обязанности обеспечения литературой, организацию консультаций и конференций. В конце 40-х годов широко распространилась система очно-заочных курсов повышения квалификации педагогов, которая позволяла сочетать самообразование с курсовой подготовкой.
К организации самообразования вновь пришлось обратиться в годы Великой Отечественной войны. Это было связанно с тем, что взрослых на предприятиях вынужденно заменили учащиеся старших классов, которые, работая сутками, не имели возможности получить полноценное школьное образование. Кроме того, эвакуация жителей европейской части Советского Союза поставила школы Урала и Сибири в трудное положение, школьные классы были перегружены, не хватало учителей, значительная часть учебной работы выносилась на дом. Указанные причины вызвали необходимость ориентировать учащихся школ, рабочую молодежь на самообразование, привлечь школьника к активной деятельности по овладению знаниями, и не только учиться самому, но и учить в какой-то мере других. В 40-50-е гг. значительных исследований по проблеме самообразования не наблюдается.
В послевоенный период большое внимание самообразованию уделял В.А. Сухомлинский (1918-1970): «Глубокие знания, хороший кругозор, интерес к проблемам науки - все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета, науки, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека.. л) .
В отечественной научной литературе второй половины ХХ - начала XXI вв. обозначилось несколько подходов к исследованию проблем самообразования: в контексте теории непрерывного самообразования; в теориях и концепциях организации повышения квалификации и подготовки кадров; в социологических исследованиях; в контексте педагогической и социальной психологии.
Таким образом, проблема самообразования имеет глубокие корни в теории и практике русской школы, ей уделяли внимание многие видные деятели науки и общественности.


Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие «самообразование».
2. Назовите этапы самообразования.
3. Охарактеризуйте методы самообразования.
4. Опишите функции самообразования.
5. Дайте характеристику Болонскому соглашению.


Тесты
1. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования оказывает
а) Болонское соглашение
б) Кипрская конференция
в) Лондонское соглашение
г) Римский договор
2. «Летунов» отличает
а) платообразная карьера
б) кратковременная карьера
в) спиральная карьера
г) линейная карьера
3. Экстенсивная функция образования
а) определение себя в культуре и своего места в обществе
б) сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее
в) накопление, приобретение новых знаний
г) совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств
4. Коммуникативная функция самообразования
а) установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами
б) сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее
в) накопление, приобретение новых знаний
г) совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств
5. Активная, уникальная форма профессионального самообразования, которые проводятся под руководством опытных специалистов -
а) семинары
б) курсы
в) тренинги
г) коучинг
6. Основатель книгопечатания в России
а) Иван Федоров
б) Иоанн Гутенберг
в) Памфилио Кастальди
г) Роберт Гоген
7. Автор работы «Профессиональное самообразование»
а) Н.И. Кареев
б) Н.А. Рубакин
в) И.И. Янжула
г) П.Ф. Каптерев
8. Педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) - относятся к ...направлению самообразования
а) психолого-педагогическому
б) методическому
в) психологическому
г) историческому
9. Имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества - относятся к .направлению самообразования
а) психолого-педагогическому
б) методическому
в) психологическому
г) историческому
10. Повышение качества выполняемой работы, разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей -
а) виды самообразования
б) формы самообразования
в) источники самообразования
г) результаты самообразования

Источник: Дорофеева Татьяна Геннадьевна
Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.