На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональное самообразование - Этапы, функции, методы и формы самообразования
Профессиональное самообразование - Этапы, функции, методы и формы самообразования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональное самообразование
Этапы, функции, методы и формы самообразования
Познавательная самостоятельность в истории дидактики
Все страницы

 


2. Этапы, функции, методы и формы самообразования


Этапы самообразования. В содержательно-процессуальном плане выделяют два основных этапа самообразования:
Первый этап: осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования;
Второй этап: деятельность личности с целью самостоятельного приобретения знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности:
- планирование процесса самообразования;
- определение средств и способов самообразования;
- непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний и компетенций;
- оценка результатов деятельности, самоконтроль;
- определение новых целей.
Если рассматривать самообразование с позиций включенности субъекта в этот процесс, то можно выделить три этапа.
Первый этап определяется как ситуативное самообразование, когда индивиды проявляют попытки самостоятельного приобретения знаний по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственные внешние требования и воздействия. Потребность в самообразовании переживается ими как потребность данного момента, как неясное, смутное тяготение к такой деятельности.
Второй этан - ситуативно-инициативное самообразование индивидов. Это переход от эпизодического самообразования к систематическому. Наряду с ситуативно-вынужденным обращением к самообразовательной работе отмечается инициативное, идущее от самого обучаемого. Характерна тенденция развития и утверждения потребности в самообразовании как свойства личности.
Третий этап - это инициативное самообразование индивидов. Оно характеризуется сознательным, преднамеренным обращением их к самообразованию и ведется систематически. Потребность переживается устойчиво и принимает действенный характер.


Функции самообразования:
1. экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
2. ориентировочная - определение себя в Культуре и своего места в обществе;
3. компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
4. саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
5. методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
6. коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7. сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
8. омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
9. психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
10. геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.
Методы самообразования. К наиболее распространенным методам самообразования относятся:
- чтение вспомогательной литературы. Самым проверенным способом пополнения знаний является обращение к тематической литературе. Это могут быть как лекции (книги) по различным специализированным курсам, так и научные (учебные, общеобразовательные) источники. Для тех, кто предпочитает слушать, а не читать учебный материал, предусмотрены удобные аудиокниги;
- тренинги . Представляют собой активную, уникальную форму обучения, проводятся под руководством опытных специалистов;
- семинары. Являются теоретической формой обучения с некоторыми элементами практики. Также проводятся специалистами. Разновидностью семинаров считаются вебинары, проводящиеся посредством Интернета в режиме онлайн;
- курсы. Такой вид самообразования может предусматривать, как живое общение с преподавателями (специалистами), так и видео- или аудиокурсы;
- коучинг - разновидность нестандартного (гибкого) тренинга, при котором подходящие решение (обучение) подбирается совместно с обучающимся, а также вид наставничества непосредственно в процессе профессиональной (трудовой) деятельности.
Современные методы самообразования помогают восполнить любые недостающие знания, повысить свою профессиональную квалификацию, добиться больших высот на деловом поприще. Соответственно, меняется в лучшую сторону самовосприятие человека и его позиционирование в обществе. Обучаться никогда не поздно, а самообразование делает этот процесс более доступным, быстрым и эффективным.
Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.
Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом.
Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.