Страница 2 из 3
2. Этапы, функции, методы и формы самообразования
Этапы самообразования. В содержательно-процессуальном плане выделяют два основных этапа самообразования: Первый этап: осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования; Второй этап: деятельность личности с целью самостоятельного приобретения знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности: - планирование процесса самообразования; - определение средств и способов самообразования; - непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний и компетенций; - оценка результатов деятельности, самоконтроль; - определение новых целей. Если рассматривать самообразование с позиций включенности субъекта в этот процесс, то можно выделить три этапа. Первый этап определяется как ситуативное самообразование, когда индивиды проявляют попытки самостоятельного приобретения знаний по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственные внешние требования и воздействия. Потребность в самообразовании переживается ими как потребность данного момента, как неясное, смутное тяготение к такой деятельности. Второй этан - ситуативно-инициативное самообразование индивидов. Это переход от эпизодического самообразования к систематическому. Наряду с ситуативно-вынужденным обращением к самообразовательной работе отмечается инициативное, идущее от самого обучаемого. Характерна тенденция развития и утверждения потребности в самообразовании как свойства личности. Третий этап - это инициативное самообразование индивидов. Оно характеризуется сознательным, преднамеренным обращением их к самообразованию и ведется систематически. Потребность переживается устойчиво и принимает действенный характер.
Функции самообразования: 1. экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний; 2. ориентировочная - определение себя в Культуре и своего места в обществе; 3. компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; 4. саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; 5. методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; 6. коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; 7. сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; 8. омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося); 9. психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; 10. геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма. Методы самообразования. К наиболее распространенным методам самообразования относятся: - чтение вспомогательной литературы. Самым проверенным способом пополнения знаний является обращение к тематической литературе. Это могут быть как лекции (книги) по различным специализированным курсам, так и научные (учебные, общеобразовательные) источники. Для тех, кто предпочитает слушать, а не читать учебный материал, предусмотрены удобные аудиокниги; - тренинги . Представляют собой активную, уникальную форму обучения, проводятся под руководством опытных специалистов; - семинары. Являются теоретической формой обучения с некоторыми элементами практики. Также проводятся специалистами. Разновидностью семинаров считаются вебинары, проводящиеся посредством Интернета в режиме онлайн; - курсы. Такой вид самообразования может предусматривать, как живое общение с преподавателями (специалистами), так и видео- или аудиокурсы; - коучинг - разновидность нестандартного (гибкого) тренинга, при котором подходящие решение (обучение) подбирается совместно с обучающимся, а также вид наставничества непосредственно в процессе профессиональной (трудовой) деятельности. Современные методы самообразования помогают восполнить любые недостающие знания, повысить свою профессиональную квалификацию, добиться больших высот на деловом поприще. Соответственно, меняется в лучшую сторону самовосприятие человека и его позиционирование в обществе. Обучаться никогда не поздно, а самообразование делает этот процесс более доступным, быстрым и эффективным. Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное. Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом. Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
|