На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональное самообразование - Познавательная самостоятельность в истории дидактики
Профессиональное самообразование - Познавательная самостоятельность в истории дидактики
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональное самообразование
Этапы, функции, методы и формы самообразования
Познавательная самостоятельность в истории дидактики
Все страницы

 

3 Познавательная самостоятельность в истории дидактики


На протяжении всей истории отечественной и зарубежной педагогики, психологии и философии вопросам самообразования уделялось пристальное внимание, доказывающие, что самообразование - одна проблем, которая сохраняет свою актуальность вне зависимости от конкретно-исторических условий.
Одни ученые считают, что идеи самообразования существует с того момента, как существует само человечество. Другие говорят о том, что эта идея рождена нашей эпохой. Ряд ученых утверждает, что впервые идеи самообразования и образования были освещены в Библии и Коране.
Одно из первых толкований понятий «самообразование» и «самообразовательная деятельность» было предложено Сократом (469-399 до н.э., Древняя Греция). Сократ связывал понятие самообразование личности с процессом познания самого себя, самопостроением своего нравственного облика. Именно в этом он видел источник человеческого счастья и основу процесса совершенствования личности. Метод «эвристической беседы», активно применяемый Сократом, являлся средством, способствующим познанию самого себя, средством развития критического мышления и познавательной активности личности, что особенно актуально в контексте самообразовательной деятельности.
Последователи Сократа - Платон (427-347 до н.э., Древняя Греция) и Аристотель (384-322 до н.э., Древняя Греция) - также обращались к теме самообразования. В частности, Аристотель писал, что самообразование необходимо рассматривать как основу становления личности, нацеленной на поиск новых знаний.
Исследователи Средних веков рассматривали развитие мышления как основного средства познания. В этот период появились книжные источники, что способствовало зарождению самообучающей деятельности. Ярким представителем средневековья был французский богослов и педагог П. Абеляр (1079-1142), преподающий в Парижской кафедральной школе. Его красноречие привлекало сотни слушателей, у него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, П. Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество.
Эпоха Возрождения стала началом реализации идеи всеобщего обучения, в обществе формировался высокий статус образованности, что не могло не повлиять на развитие самообразовательной деятельности. Идеи гуманизма и творческой самостоятельности человека были приоритетными в эпоху Возрождения. Самообразование становится все более неоднородным и дифференцированным в зависимости от статусных характеристик субъекта, характера труда и вида экономической деятельности. Педагоги - гуманисты эпохи Возрождения утверждали право человека на создание себя самого, стимулировали живой интерес обучающихся к знаниям, сознательному их усвоению, совершенствование творческой активности, самодеятельности, самообразования. Такое бурное развитие теоретического знания способствовало повышению статуса самообразования.
Период XVI-XVIII вв. отличается интенсивным развитием гносеологии, что стало основой для дальнейшего распространения самообразовательной деятельности.
Первую целостную педагогическую концепцию создает великий чешский мыслитель и педагог Я.А. Коменский (1592-1670), в которой сформулированные им принципы сознательности и активности рассматриваются как универсальные. В своих трудах он акцентирует внимание на самообразовании и самообразовательной деятельности человека, подчеркивая, что нужно, чтобы каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, обдумывая самостоятельно, и применял знания на практике. Кроме того, в педагогическом наследии Я.А. Коменского содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования: «... воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразова- нию» .
На необходимость активизации учебной деятельности обучающихся, усиления их самостоятельной работы указывали И.Ф. Гербард (1776-1841, Германия), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778, Франция), И.Г. Песталоцци (1746-1827, Швейцария), Ф. Фребель (1782-1852, Германия), А. Дистерверг (1790-1866, Германия), Дж. Дьюи (18591952, США) и др.
Серьезные исследования деятельности человека в целом и познавательной деятельности, в частности, осуществлены в Немецкой классической философии.
Большое внимание в своих трудах И. Кант (1724-1804) уделял вопросам воспитания и образования, они пронизывают все его учение. Именно «кантовское» определение Просвещения можно назвать лозунгом самообразования: «Sapere aude! - имейте мужество пользоваться собственным умом!». В данном девизе одним из определяющих факторов совершеннолетия человека (в переносном смысле) И. Кант видит именно непрекращающееся использование собственного ума самостоятельно.
Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) также уделил внимание самообразованию. Согласно его точке зрения, именно самообразование делает из просто живого существа человека, отличая его от животного. Сущность образования для человека состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Если человек не умеет обуздывать слепой, несоразмерный гнев, то он предается частностям, следовательно, необразован. У него отсутствует способность к абстрагированию, он не может отвлечься от самого себя. В этом примере великолепно схвачена разница между образованием в философском смысле (работа над собой, вытягивание себя из трясины частностей, может быть, совершенно естественных), и специальным обучением любого уровня, дающим знания и навыки, но не «отвечающим» за самого человека.
Над проблемами самообразования работали и зарубежные педагоги-ученые XX вв. Идею самообразования как источника жизненной силы развивал американский ученый Ч. Хей, считавший, что необходимо принимать самообразование как жизненный приоритет. Другой американский ученый-педагог М. Ноулз (1913-1997) склонялся к идее о самообразовании как основном способе удовлетворения своих образовательных потребностей. И здесь нельзя не вспомнить теорию А. Маслоу (1908-1970, США) о пирамиде потребностей или теорию З. Фрейда (1856-1939, Австрия), который считал, что образование (и, прежде всего, самообразование) является частью процесса формирования «Сверх - Я». Таким образом, во второй половине двадцатого столетия научные исследования в области самоообразования тесно связаны с психологией, а именно: с теорией психоанализа и психологией мотиваций.
Теоретические труды в области самообразования, появившиеся на рубеже 80-90-х гг. XIX в., были далеко не однородны и отражали идеологию определенных кругов интеллигенции, которая просветительную деятельность в области самообразования развивала в двух направлениях:
- создание руководств, пособий и научно-популярной литературы для народа, т.е. беднейших слоев общества, получивших лишь зачатки образования в учебных заведениях низшего типа;
- помощь в самостоятельном овладении знаниями образованным людям, окончившим среднюю или высшую школу.
Развитие самообразования в России. Развитие самообразования в славянских государствах связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв.
В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура - фактом самообразования.
Основоположником восточноевропейского книгоиздания стал Ф. Скорина (1490-1551). В 1517-1518 гг. в Праге выходит в свет славянский Псалтырь, который в то время использовали для обучения грамоте, и который стал своеобразным учебником по самообразованию. Педагогические воззрения Ф. Скорины стали источником мудрости, а его книги - своеобразными учебными пособиями по самостоятельному усвоению знаний.
Большое значение придавалось постижению коренных постулатов православия. Изучение их предполагалось как глубокое овладение содержанием священных книг, понимание их смысла, выработка умения их толкования.
Основателем книгопечатания в России и на Украине был диакон церкви «Николы Гостунского Московского Кремля» Иван Федоров (ок. 1510-1583).
В XVII-XVIII вв. самообразованием занимались одиночки, преимущественно выходцы из привилегированных классов. В этот период книга получает широкое распространение среди различных слоев населения. Она служит не только источником информации, но и соединяет начальное образование с самообразованием. Школа и распространение книги обеспечили определенный уровень грамотности населения.
Самообразование развивалось не только с ростом числа образованных людей. Делались попытки приобщить наиболее образованную часть общества к чтению и самообразованию с помощью создания монастырских, церковных, школьных библиотек с фондами гражданских книг, среди которых значительно место занимали сочинения античных авторов - Платона, Аристотеля, Цицерона (106-43 до н.э.) и др.
Увеличение числа образованных людей содействовало развитию самообразования, так как чтение для них стало основой получения самостоятельных знаний. В этой связи ценны педагогические воззрения И.Ф. Копиевича (1651-1714), которые являются определенным вкладом в теорию самообразования. Он одним из первых издал на русском языке учебник о сотворении мира («Уготование и толкование ясное и зело изрядное красноречивое повествование кругов небесных»), о навигации («Книга, учащая морского плавания»), учебник по истории.
В своих книгах И.Ф. Копиевич впервые вводит для практического использования в школах в самостоятельном усвоении знании некоторые астрономические, математические, географические и другие термины, стремится дать им подробное разъяснение.
Книгоиздательство в это время превращается в самостоятельную отрасль промышленного производства. Расширяется книжный рынок, возрастает роль книги в жизни личности, формируется обширная аудитория читателей. Этому во многом способствовало возросшие возможности типографий, как в количественном, так и в качественном плане.
Во второй половине XVII в. уже можно говорить о вполне сложившейся собственной полиграфической индустрии России, отличавшаяся жанровым многообразием: художественная, историческая, педагогическая литература, публицистика, естественнонаучные труды.
В XVIII в. государственная политика приобретает духовнопросветительскую направленность и служит фактором развития самообразования. Увеличивается число образованных людей из народа, получивших начальное образование, что содействовало развитию самообразования.
О значении самообразования широких народных масс задумывались передовые русские деятели XVIII в.: М. Ломоносов (1711-1765), А. Радищев (1749-1802), Н. Новиков (1744-1818).
А. Радищев писал о большой роли самообразования, мало доверяя образованию в сословно-крепостнической системе воспитания. Он старался «отыскать истину в среде различия оных». Самообразование стало его необоримой потребностью. Он читал много книг по философии, интересовался математикой, классиками.
Существенное влияние на развитие просвещения и идеи самообразования оказал гений М.В. Ломоносова. Создатель первого русского университета своей образованностью, кругозором знаний и научной эрудицией во многом был обязан самообразованию. Труды М.В. Ломоносова полны призывов усваивать науку, совершенствоваться в своих знаниях, использовать книгу для обогащения ума. В становлении самообразования его «Риторика» сыграла важную роль. Одно из главных ее назначений состоит в том, что она стала едва ли не первой отечественной книгой для чтения и самообразования.
В 1769 г. вышел в свет знаменитый «Письменник», который содержал множество полезных сведений по риторике Н.Г. Курганова (1725-1790), физике, астрономии, мореплаванию, философии и др. Это уникальное пособие имеет огромное культурно- историческое значение, и, в сущности, является первым учебником по самообразованию.
Наибольшего расцвета самообразование достигло в XIX в. Это было связанно с огромными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщения к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции.
Декабристами был создан отдел по распространению знаний среди молодежи. Причем они полагали, что овладевать этими знаниями молодежь будет путем самообразования.
Интересные идеи по самообразованию освещали известные в истории России революционеры-демократы. Сам М.В. Петра- шевский (1821-1866) обладал, по мнению современников, страстным стремлением к самообразованию. В.Г. Белинский (18111848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.В. Добролюбов (1836-1861), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Д.И. Писарев (1840-1868) вели пропаганду идей самообразования, разрабатывали теоретические и организационно-методические вопросы этого вида образования.
Д.И. Писарев писал: «Самообразование составляет необходимую и в высшей степени закономерную фазу здорового человеческого развития. Школа должна, во-первых, разбудить в человеке любознательность и, во-вторых развернуть и укрепить силы его ума настолько, чтобы человек, выходя из школы в жизнь, мог без посторонних руководителей искать и находить разумное удовлетворение для своей пробудившейся любознательности» .
В 60-е годы сформировалось целое движение в различных общественных кругах, стремившихся к самообразованию. Время, как писал Н.В. Щелгунов (1824-1891), когда всякий захотел думать, читать и учиться. В крупных городах начинает складываться определенная система в помощь самообразованию с привлечением научных сил, издательств, книжных магазинов. Очень высоко была поднята роль книги для простого народа. Книга стала орудием в деле просвещения и приобщения народа к революционной борьбе.
В конце века определилась группа просветителей, занимавшаяся проблемами самообразования: В.И. Чарнолуский (18651941), Н.И. Кареев (1850-1931), Н.А. Рубакин (1862-1942).
Среди народных просветителей видное место занимал Н.А. Рубакин - русский писатель, ученый-библиограф, популяризатор научных знаний, методист по самообразованию. В работах «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914) и др. получили развитие все основные положения теории самообразования. На уровне развития современных ему научных представлений о самообразовании он определил сущность, цели и задачи, дал ценные методические советы как выбирать и читать книги, систематизировать прочитанное. В его работах прослеживается идея непрерывного образования, к которому Н.А. Рубакин призывал читателей на страницах своих книг: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов» .
Н.А. Рубакин определял самообразование как важнейший фактор развития личности. Он писал: «учитель уже не может быть шаблонным и заурядным пропагандистом уже известных истин. Он во что бы то ни стало и собственными силами должен сделаться широко и основательно образованным человеком». В своей книге «Как заниматься самообразованием» он писал: «Всякий желающий, кто бы он ни был, где бы он ни жил, какими бы способностями ни обладал, может сделать из себя, своими собственными усилиями и разумно организованным трудом, действительно образованного, сведущего и понимающего человека - общественно полезного работника. Самому добиваться образования - это и значит заниматься самообразованием» .
В 90-е гг. Х!Х вв. в России издаются специальные работы, где авторы раскрывают теоретические основы самообразования. Труды профессора Петербургского университета Н.И. Кареева (1850-1931) по вопросам самообразования получили широкое распространение в среде интеллигентного читателя. Понимая под самообразованием лишь один определенный его вид - чтение серьезных книг и статей, Н.И. Кареев отмечал, что умственные запросы, удовлетворяемые таким путем, более или менее свойственны всем возрастам человеческой жизни, и потому расширением и углублением своего образования можно заниматься, раз чувствуешь в этом потребность, до глубокой старости.
Передовая интеллигенция того времени стремилась оказать помощь занимающимся самообразованием созданием рекомендательных указателей. Так, в 1892 г. появившийся библиографический указатель «Книга о книгах» под редакцией И.И. Янжула (1846-1914) стал своего рода результатом внимания к вопросам самообразования в России. Это был первый в России указатель, содержавший большое количество квалифицированных аннотаций как русских, так и иностранных книг.
Реализация идеи развития и саморазвития личности посредством самообразования рассматривалась известным русским ученым П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Согласно его представлениям, главным является самообразование, а вспомогательным - образование. Он считал, что самообразование и саморазвитие - это основа школы. Школа своим учением окажет глубокое влияние на учеников лишь в том случае, «когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития».
Наиболее прогрессивные педагоги прошлого века неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так, Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.
Отдельно следует отметить такую яркую личность в истории русской культуры и просвещения, как А.Т. Болотов (1738-1833). Он впервые заявил в России о самообразовании и его научных основах. А.Т. Болотов был выдающимся просветителем, общественным деятелем, считается основателем научной организации труда в сельском хозяйстве. Интереснейшие суждения высказаны им в области педагогики, психологии, политэкономии. Все свои обширные познания он приобрел в результате опорной самостоятельной работы. Его имя было хорошо известно в России в конце XVIII в. и, особенно в первой половине XIX в. Его труды издавались и были популярны в обществе. К 60-м годам XIX в. стремление к созданию работы по самообразованию оформилось в заметное движение в различных общественных кругах.
Большое внимание самообразованию самого учителя уделял К.Д. Ушинский (1823-1870). Он считал, что только знающий, постоянно читающий, образованный педагог ведет преподавание с воодушевлением, пробуждает и поддерживает интерес учеников.
В 1891 году при Педагогическом музее Военно-учебных заведений возник «Отдел самообразования», который поставил своей целью содействовать самообразованию посредством составления особых программ для чтения с указанием научной литературы. Этот почин принадлежал Н.А. Рубакину, профессору Н.И. Карееву, В.Н. Мякотину, В.И. Селиновскому, генералу Н.А. Макарову. По мнению инициаторов, этот отдел имел ввиду помогать тем читателям, которые оказались не по силам московские «Программы домашнего чтения», изданные Комиссией домашнего чтения при «Обществе распространения технических знаний».
В 1900-1901 гг. при СПб Отделе самообразования работала особая комиссия, поставившая своей целью издание общеобразовательной программы для читателей из народа.
В 1904 г. вышла брошюра А. Панова «Домашняя библиотека». Она имела настолько большой успех, что была переиздана три раза. После этого внимание к вопросам систематического самообразования наиболее широких кругов грамотной России явно снизилось. В 1905 г. стали появляться всякого рода «Указатели и рекомендательные каталоги по самообразованию» как в виде брошюр, так и в виде более или менее толстых книжек.
С появлением в 1905 г. работы Н. Рубакина «Среди книг» читатели получили возможность выбирать себе книги для чтения не вслепую, не по заголовкам, которые говорят мало, а по существу - выбирать именно те книги, которые содержат ответ на тот или иной вопрос.
Формами, которые способствовали самообразованию учителей, были учительские съезды и курсы. На них стекалось учительство из самых отдаленных уголков страны. Кроме этого, проводились собеседования городских учителей с сельскими, взаимные посещения уроков, музеев, выставок, педагогов начальных классов приглашали в семинарии и гимназии. Активную работу среди учителей в 90-е годы проводила библиотека, созданная Н.А. Рубакиным.
Способствовали самообразованию учителей и крупные издательства того времени: «Знание», «Посредник» И.Д. Сытина (1851-1934). Однако учебно-методические материалы, пособия, педагогические журналы, психолого-педагогическая литература распространялась в основном по городам и выпускалась небольшими тиражами.
Вопросам индивидуализации самообразовательной познавательной деятельности в теории Н.А. Рубакина привлекли внимание Н.К. Крупской (1869-1939). Разработка проблем самообразования в трудах Н.К. Крупской идет в двух направлениях: изучение мотивов самообразовательной деятельности и изучение индивидуальных запросов личности. На этих основаниях разрабатывалась ее методика самообразования. Н.К. Крупская рассматривала его как деятельность, помогающую в решении важнейших государственных задач. Среди них на первый план выдвигается стремление понять производственную квалификацию. Крупская впервые подняла вопрос о создании систематической программы общего образования для сферы самообразования.
После 1917 года проблемам самообразования стало уделяться особое внимание. Была организована Всероссийская Комиссия помощи самообразованию народа, были поставлены задачи ликвидации всеобщей неграмотности, активно изучался опыт организации самообразования за рубежом. Н.К. Крупская, Э. Остер- ман и др. говорили о больших достижениях в области самообразования народных масс, но отмечали, что основной упор идет на политическое самообразование, а работа по приобретению общеобразовательных знаний идет очень слабо.
Также остро вставал вопрос о самообразовании учителей. Многие, пришедшие работать в школы, имели лишь краткосрочные курсы или вообще не получили никакой специальной подготовки.
В 1921 г. стали создаваться Дома работников просвещения, которые взяли на себя обязанности обеспечения литературой, организацию консультаций и конференций. В конце 40-х годов широко распространилась система очно-заочных курсов повышения квалификации педагогов, которая позволяла сочетать самообразование с курсовой подготовкой.
К организации самообразования вновь пришлось обратиться в годы Великой Отечественной войны. Это было связанно с тем, что взрослых на предприятиях вынужденно заменили учащиеся старших классов, которые, работая сутками, не имели возможности получить полноценное школьное образование. Кроме того, эвакуация жителей европейской части Советского Союза поставила школы Урала и Сибири в трудное положение, школьные классы были перегружены, не хватало учителей, значительная часть учебной работы выносилась на дом. Указанные причины вызвали необходимость ориентировать учащихся школ, рабочую молодежь на самообразование, привлечь школьника к активной деятельности по овладению знаниями, и не только учиться самому, но и учить в какой-то мере других. В 40-50-е гг. значительных исследований по проблеме самообразования не наблюдается.
В послевоенный период большое внимание самообразованию уделял В.А. Сухомлинский (1918-1970): «Глубокие знания, хороший кругозор, интерес к проблемам науки - все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета, науки, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека.. л) .
В отечественной научной литературе второй половины ХХ - начала XXI вв. обозначилось несколько подходов к исследованию проблем самообразования: в контексте теории непрерывного самообразования; в теориях и концепциях организации повышения квалификации и подготовки кадров; в социологических исследованиях; в контексте педагогической и социальной психологии.
Таким образом, проблема самообразования имеет глубокие корни в теории и практике русской школы, ей уделяли внимание многие видные деятели науки и общественности.


Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие «самообразование».
2. Назовите этапы самообразования.
3. Охарактеризуйте методы самообразования.
4. Опишите функции самообразования.
5. Дайте характеристику Болонскому соглашению.


Тесты
1. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования оказывает
а) Болонское соглашение
б) Кипрская конференция
в) Лондонское соглашение
г) Римский договор
2. «Летунов» отличает
а) платообразная карьера
б) кратковременная карьера
в) спиральная карьера
г) линейная карьера
3. Экстенсивная функция образования
а) определение себя в культуре и своего места в обществе
б) сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее
в) накопление, приобретение новых знаний
г) совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств
4. Коммуникативная функция самообразования
а) установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами
б) сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее
в) накопление, приобретение новых знаний
г) совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств
5. Активная, уникальная форма профессионального самообразования, которые проводятся под руководством опытных специалистов -
а) семинары
б) курсы
в) тренинги
г) коучинг
6. Основатель книгопечатания в России
а) Иван Федоров
б) Иоанн Гутенберг
в) Памфилио Кастальди
г) Роберт Гоген
7. Автор работы «Профессиональное самообразование»
а) Н.И. Кареев
б) Н.А. Рубакин
в) И.И. Янжула
г) П.Ф. Каптерев
8. Педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) - относятся к ...направлению самообразования
а) психолого-педагогическому
б) методическому
в) психологическому
г) историческому
9. Имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества - относятся к .направлению самообразования
а) психолого-педагогическому
б) методическому
в) психологическому
г) историческому
10. Повышение качества выполняемой работы, разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей -
а) виды самообразования
б) формы самообразования
в) источники самообразования
г) результаты самообразования

Источник: Дорофеева Татьяна Геннадьевна
Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.