1.1. Элементы самообразования в освоении профессиональной деятельности
В результате изучения данного материала вы узнаете, что: • самообразование в профессиональной сфере включает в себя те же элементы, что и профессиональная подготовка в вузе; • существуют механизмы, помогающие запустить и поддержать процесс самообразования. В результате выполнения предложенных заданий вы сможете: • грамотно формулировать свои ожидания и опасения, адекватные учебным целям; • освоить критерии выбора правил взаимодействия; •различать правила ограничения и правила развития; • наметить пути для своего личностного развития и профессионального роста. Ключевые понятия: образование, самообразование, компетенция.
1.1.1. Образование и самообразование
Возникает вполне естественный вопрос: зачем нужно самостоятельно заниматься самообразованием в профессиональной сфере, если существует специально организованное профессиональное образование. Действительно, вплоть до 70 гг. ХХ в. ставилась цель — получить «образование на всю жизнь», и это с успехом достигалось. Однако технический прогресс достиг такой скорости, что человеку просто не удается сохраниться в своей профессии, имея в своем распоряжении то, что было приобретено им в процессе обучения в институте. По некоторым статистическим данным, только порядка 4 % трудоспособного населения трудится по первоначально приобретенной специальности. Поэтому сейчас стали говорить о непрерывном образовании для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования, лозунг заменяется новым — «образование через всю жизнь». Непрерывное образование характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. Во-вторых, создание систем открытого образования. Эта модель образования исходит из открытости мира, когда процессы научного познания и профессионального образования доступны для любого человека. Создание общеевропейского пространства в соответствии с Болонским соглашением, принятой системой взаимозачетов позволяет свободно перемещаться по Европе и выбирать, в каком университете и какую учебную дисциплину осваивать. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от места жительства. В-третьих, реализация принципа самообразования: человек становится субъектом учебного процесса, берет на себя ответственность за результаты образования, поэтому самостоятельно осваивает и реализует все компоненты структуры учебно-профессиональной деятельности. Студент учится там, где ему удобно, в то время, которое его устраивает, имеет при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с преподавателем по факсу, электронной или обычной почте, а также путѐм личного контакта. Итак, человек имеет множество вариантов для освоения и совершенствования своей профессиональной деятельности, но при любом варианте основой является самообразование. Самообразование понимается как самостоятельное обучение, как освоение знаний, умений без непосредственной помощи со стороны преподавателя. Напомним, что основу понятия «образование» составляет слово «образ». В современном понимании образование, по мнению А.А. Вербицкого — это «созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры» [2]. В процессе профессиональной подготовки студент учится ориентироваться во всех сферах человеческой культуры. Для каждой профессии разрабатывается и утверждается Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в данном случае речь идет о высшем образовании (ВО). ФГОСВО имеет четко заданную структуру, в которой особое место занимает перечень компетенций, которыми должен обладать студент после завершения обучения. Все компетенции разделены на три группы: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Эти группы и являются основными элементами высшего профессионального образования. Занимаясь самообразованием в сфере профессиональной деятельности, не следует забывать, что оно включает все перечисленные выше обязательные элементы: гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный. Если игнорируется какой-то элемент, то полноценного образования/самообразования не получается.
1.1.2. Фоновое самообразование: общекультурное и общепрофессиональное
ФГОСВО включает общекультурные компетенции (ОК). Предполагается, что человек с высшим образованием — это культурный человек. Поэтому в план самообразования вам необходимо включить расширение своего кругозора, что позволяет сделать чтение хорошей художественной литературы, просмотр качественных фильмов, различных телевизионных передач по истории, философии, литературе, психологии и т.п., посещение театров, музеев, выставок, экскурсионных поездок по своей стране и другим странам, изучение иностранных языков. Все это должно стать частью вашей жизни. В противном случае, даже если вы будете хорошо и добросовестно выполнять свою работу, вне работы с вами мало кто захочет общаться. Человека, который ничего, кроме своей работы, не знает и ничем не интересуется, обычно называют человеком необразованным, неинтересным, скучным. Самообразование в гуманитарной сфере называют фоновым, как бы подчеркивая, что эта общечеловеческая плоскость, на которой встречаются и общаются люди разных профессий. Высшее профессиональное образование — это нечто более широкое, чем просто узкая специальность, по которой человеку предстоит работать. Технически образованный человек должен хорошо разбираться в естественнонаучных дисциплинах: физике, механике, химии, математике и других. ФГОСВО включает общепрофессиональные компетенции (ОПК). Знания непрерывно пополняются, порождаются новые знания на стыке наук, активно используются аналогии, когда хорошо зарекомендовавший себя метод в одной области знаний начинают использовать в другой области. Особую значимость в последние десятилетия приобрели информационные технологии, без освоения которых уже невозможно стать эффективным специалистом. Поэтому вам необходимо постоянно дополнять, расширять, углублять свои знания через чтение специальной литературы. Поинтересуйтесь, какие журналы (ежемесячные, ежеквартальные) существуют по тематикам, близким вашим профессиональным интересам. Старайтесь быть в курсе научных открытий, технических изобретений, разработке новых методов. Самообразование в области естественнонаучных знаний также является фоновым, в данном случае оно позволяет человеку причислить себя к многочисленной и уважаемой в обществе технической интеллигенции.
1.1.3. Актуальное и перспективное профессиональное самообразование
В процессе профессионального обучения студенты учатся выделять актуальные проблемы в своей области: они пишут курсовые работы, разрабатывают проекты, проводят научные исследования. Каждая такая работа предполагает обоснование, то есть требуется привести доказательства, что разрабатываемая тема является на данный момент актуальной, значимой. В процессе самообразования также необходимо постоянно отслеживать состояния своей отрасли, понимая, что актуальность той или иной проблемы (темы) — явление временное. В стенах вуза много говорят о перспективном профессиональном образовании, что совсем не удивительно. Вузовская наука является одним из источников развития современной научной мысли. На базе вузов создаются исследовательские лаборатории и научно-производственные организации, где почти 90 % аспирантов России проводят свои исследования. Еще не завершив вузовское образование, следует задуматься об организации поддержания и развития своего профессионального роста так, чтобы постоянно находиться в курсе актуального и перспективного развития своей профессии. В современном мире это сделать совсем не сложно. Профессиональное сообщество организует различные отечественные и международные конференции, выставки, лектории с привлечением ведущих специалистов. Ежемесячно публикуются статьи, монографии. Приучитесь просматривать периодику профессиональных журналов, выделяйте заинтересовавшие вас статьи. Создавайте собственную библиотеку, вырабатывайте методику сбора, накапливания и систематизации материала, заведите свой архив. Все это позволит вам всегда быть в курсе событий, своевременно реагировать на появление новых проблем и перспективных направлений.
1.1.4. Механизмы самообразования
Самообразование, как и любой другой процесс, нуждается в механизмах двух типов: запускающем и поддерживающем. Механизмом, запускающим процесс самообразования, является мотивация «я хочу», четкое понимание того, зачем вам это нужно. Некоторые полагают, что достаточно сказать самому себе «Я должен», «Я обязан», и процесс запустится. Увы… Мотивация всегда сопровождается определенным эмоциональным состоянием. Эмоции — это наша энергетика, горючее, необходимое для того, чтобы «загореться». Каждому человеку на личном опыте известно, что стоит чего-то действительно захотеть, как все преображается. Человек оживляется, делает все легко, быстро, кажется, что никаких усилий он не предпринимает: «все получается само собой». При этом у человека хорошее настроение, позитивный настрой, нет усталости. Почему? Ответ простой — человек делает то, что ему действительно хочется, в чем он видит смысл и находит личный интерес. Рядом с таким человеком может оказаться другой — вялый, раздраженный, медлительный, удрученный, прилагающий большие усилия в работе, быстро утомляющийся. Этот человек использует волевые механизмы (должен), которые наш организм принимает как чуждые. Поэтому такие различия. Хотите учиться легко, радостно, эффективно — используйте разрешительные механизмы. Казалось, чего проще — произнеси магическую фразу «Я хочу …», и процесс будет запущен. Нет, этого мало: необходимо, чтобы вашим словам поверило ваше подсознание, ибо оно и только оно имеет доступ к нашей энергетике. Неоценимым помощником во взаимодействии с подсознанием является воображение. Представьте, что произойдет с вами, если вы освоите, например, какой-то иностранный язык. Нарисуйте мысленно картинку (визуализируйте) себя, разговаривающего с кем-то очень симпатичным для вас, услышьте свой голос, посмотрите, как спокойно и уверенно вы держитесь. Если вы действительно это сделали, то обратите внимание, как изменилось ваше дыхание, как выпрямилась спина, как на лице появилась улыбка! Ваше подсознание поверило вам и, что очень важно, ему ваше желания ясно понравилось. Теперь можно ставить цели и прописывать планы их реализации. Рано или поздно наступит момент, когда процесс самообразования станет вашей жизненной потребностью, удовлетворить которую еще никому не удавалось. Но потребность может угасать. Первичная мотивация позволяет загореться, а вот для того, чтобы этот огонь поддерживать длительное время, ее маловато. Что же может помочь в таком случае? Во-первых, действие: чтобы учиться, нужно действовать. Многие думают, что слушая лекции, читая книги, составляя конспект, они работают «на будущее», создают то, что потом пригодится. Наш мозг не будет воспринимать информацию, не будет перерабатывать и разбираться в ней, если считает, что она не важна. А важной для него является только то, что используется «здесь и теперь». Превратите свои знания в инструмент решения проблем, попробуйте что-то на их основе создать. Наличие цели порождает потребность в знаниях как к средству ее достижения. Во-вторых, слово: чтобы учиться, нужно объяснить. Знания нуждаются в постоянном «перемешивании», поэтому пересказывайте то, что узнаете, своим знакомым. Вы обязательно обнаружите одну любопытную закономерность: чем больше вы пересказываете, тем лучше понимаете. Это происходит потому, что объясняя другому, вы расширяете пространство вашего знания, включая новые аргументы, ассоциации, примеры. Другим эффективным способом может стать запись того, что показалось для вас любопытным. Зафиксированная мысль запускает процесс размышления, однако речь идет не о конспектировании. Многие полагают, что если они конспектируют книгу, это означает, что они поняли материал и смогут воспользоваться этими записями позже. Когда начнете готовиться к экзаменам, поймете, что это не работает. Конспектирование не требует умственных усилий, более того, если вы свои ресурсы направляете на само конспектирование, а не на обработку информации, то эта информация в долговременную память просто не попадает. Вначале прочтите весь текс (параграф, главу) и начинайте пересказывать, объясняя самому себе, что же вы поняли. И лишь после того, как вы смогли четко объяснить, что вы только что прочитали, можете сделать заметки. Не обольщайтесь — с первого раза ни у кого не получается. В-третьих, другой человек: важно, чтобы кто-то сопровождал вас. Как известно, человек существо социальное. Мы живем в обществе, являемся его частью. В каждом обществе существуют свои слои, сообщества, группы и группировки. Даже профессиональное сообщество неоднородно, и различается оно, в первую очередь, по уровню образования. Именно образование перемещает человека в пространстве социального взаимодействия, и в этом перемещении нужен кто-то значимый для вас: друг, соперник, критик, наставник. Причем вовсе не обязательно, чтобы это был реальный человек. Идеалы, на которых человек опирается на пути самосовершенствования, он находит и в собственном воображении.
1.1.5. Проверь себя
Задание 1. Человек способен заранее предвосхищать свою деятельность, настраиваться на определенные ожидания. Порой свои ожидания человек не только не произносит вслух, но даже не осознает. Однако ожидания все равно существуют, и если они не оправдались, то человек чувствует себя расстроенным, обиженным, обманутым. Поэтому важно научиться осознавать и переводить в речевую форму свои ожидания. На протяжении многих лет обучения у вас, безусловно, сформировались свои представления, ожидания, намерения и опасения. Вы знаете, что обучение в вузе отличается от обучения в средней школе, но в целом педагогические процессы протекают одинаково. Поэтому, опираясь на свой опыт, выполните следующие задания. Поразмышляйте над тем, что же вы ожидаете и чего опасаетесь. Во-первых, от учебного материала. Каким вы надеетесь его увидеть. Во-вторых, от преподавателей, которые введут вас в профессию и будут направлять вас на пути ее освоения. В-третьих, от сокурсников, с которыми вам предстоит пройти долгий путь. В-четвертых, от себя самого. Это задание необходимо выполнить письменно, а затем внимательно прочитать то, что написали. Честно ответьте на вопрос о качестве ваших ожиданий. Задание 2. Любое взаимодействие предполагает правила, поскольку все мы разные и нам трудно бывает понять друг друга. Поэтому и существуют некие «писаные» и «неписаные» правила, которые используются в различных ситуациях. В данном случае речь идет о взаимодействии в процессе обучения. Правил может быть много, но если их слишком много, человек просто откажется следовать им. Поэтому разумнее всего ограничиться тремя основными правилами и двумя дополнительными. 1. Изучите список правил (табл. 1). 2. Выделите три основных и два дополнительных правила, которых, по вашему мнению, следует придерживаться во время обучения (табл. 1). Таблица 1 Правила работы
№ Перечень правил взаимодействия 1 Активность 2 В каждом есть что-то прекрасное 3 В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все — активные участники 4 Вам никто ничего не должен 5 Ваши переживания — результат только Вашего выбора 6 Вы не можете считать, что правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны 7 Высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации 8 Держите себя так, чтобы люди имели основания относиться к Вам с уважением 9 Здесь и теперь 10 Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание, только после этого делаются выводы 11 Искренность и открытость 12 Каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая 13 Критикуют идеи, а не личности 14 Любовь к людям начинается с любви к себе 15 На незаданные вопросы отвечать не стоит 16 Нам есть чему поучиться у других 17 Плохое настроение — недопустимая роскошь 18 Правила пяти «не»: не опаздывать, не перебивать говорящего, не обвинять, не оправдываться, не бездельничать 19 Следует говорить так, чтобы тебя понимали 20 Спор бесполезен 21 Стремление к истине и миру важнее стремления к победе 22 Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение 23 Чаще лучше всего согласиться, чтобы позже иметь возможность возразить 24 Я Ваши основные правила (выпишите их): Ваши дополнительные правила: Делая выбор, вы использовали какой-то критерий. Назовите его. Вероятно, вам это удастся не сразу, потому что люди обычно не осознают основания своего выбора. Чаще всего используют критерий «удобный для себя», иногда вспоминают, что многократно повторяли старшие. Так ли это произошло в вашем случае? Итак, вам были предложены различные правила (короткие, четкие), а также некие высказывания, психологические установки и то, что принято называть нравоучениями. Какими критериями следует пользоваться при выборе правил. Первый критерий формальный. Правила должны быть. • краткими: не более трех-четырех слов; • четкими и простыми: без сложных грамматических оборотов, требующих запятых. Посмотрите на основные правила, которые вы выделили. Эти правила отвечают данным требованиям или то, что было выбрано в качестве правил, всего лишь поучительные высказывания? Если ваши правила не соответствуют данным критериям, пересмотрите и сделайте еще один выбор. Ваши основные правила (выпишите их): Второй критерий содержательный. Правила могут. • ограничивать («не делай»); • развивать («делай»). Вновь посмотрите на выбранные вами правила. 1.1.6. Комментарии К заданию 1. Обратите особое внимание на соотношение ожиданий от себя и от других людей, в данном случае, от преподавателя. Как правило, люди хорошо представляют себе, что они хотят от других: доброжелательности, помощи, уважительного отношения, диалога, терпения. Иными словами, мы ожидаем, что люди проявят качества, необходимые для успешного взаимодействия. Однако по отношению к себе ожидания оказываются другими, например, внимательности к происходящему, стремление запомнить, дисциплинированности и т.п. Иными словами, человек как бы располагает себя в другой плоскости, где общение и диалог не предполагается, где существует человек «наблюдающий, берущий, но не дающий». Естественно, что эффективность таких отношений будет невысокой, если они вообще смогут наладиться. Что же обычно ожидается от самих занятий? Ожидается, что все будет интересно, весело, понятно и обязательно просто. Но ведь это невозможно сделать односторонне: нужна активность самого учащегося. Работа с ожиданиями относится к одному из эффективных психологических инструментов. Это универсальное умение, поэтому, вероятнее всего, аналогичным образом (расплывчато, с акцентом на других) вы сформулируете свои ожидания и в других ситуациях (работа, семья, дети, близкие). Возьмите этот психологический инструмент на вооружение, учитесь применять его ежедневно, делая акцент на себе: «Что я ожидаю от этого дня? Что я ожидаю от себя?». Может показаться, что этот инструмент прост и даже примитивен. Не спешите. Законы естественного мира распространяются и на человека. Ничего не ждете — ничего и не получите. Ожидаете плохое — оно и придет к вам. Позитивный настрой спасает человека во всех, казалось бы, безнадежных ситуациях. Приступая к изучению той или иной дисциплины, внимательно изучите программу, обратите внимание на компетенции, которые должны быть у вас сформированы. Проверяйте результаты своего обучения, если вы не получили ответы на свои вопросы, чего-то не узнали, чему-то не научились — спрашивайте, ищите ответы. Корректируйте свои ожидания. К заданию 2. Вероятно, среди ваших правил оказались правила ограничения. Это не случайно, ибо они нам наиболее известны, хотя малоэффективны. По многим причинам. Во-первых, наш мозг не различает частицу «не». Надо совершить определенное усилие, чтобы понять, что от нас хотят. Представьте себе, что «собака не бежит за кошкой». Вы мысленно увидите собаку, кошку и движение животных, которое следует мысленно приостановить. Все это требует усилий и времени. Поэтому собаку дрессируют с помощью слов, указывающих на конкретные действия: лежать, стоят, сидеть и т.п. Для человека такой подход тоже предпочтителен. Во-вторых, правила ограничения неизбежно порождают желания их нарушать, и, следовательно, требуется предусмотреть наказания за их нарушения. Получается замкнутый круг. В обучениях толку от них мало, даже если вы занимаетесь дрессурой животных. С правилами развития люди, как правило, знакомы мало. Они, эти правила, так сказать, для индивидуального потребления. Никто не может навязать их вам, и никто не накажет, если вы к собственному развитию не стремитесь. Это зона вашего решения и вашей ответственности. И вновь обратите внимание на выбранные вами правила. Есть ли среди них правила, которые будут способствовать вашему развитию? Подумайте, почему вы так это решили. Вполне возможно, что вы выбрали правила, которые психологи считают наиболее эффективными. Если так, то замечательно. Звучат эти три правила как одно целое: «Я активен здесь и теперь». Что означают эти правила? 1. Следует научиться говорить: «Я», — ибо это означает принятие ответственности на себя, свою активность, свое обучение. Легче говорить: «Мы не поняли, мы не выучили, мы не решили…». Но такая коллективно распределенная ответственность равна личной безответствен ности. Наверняка вам приходилось слышать замечания взрослых: «Я — последняя буква в алфавите», — или более короткое: «Не якай». Все правильно, но относится это к другой ситуации, когда человек «раздувает щеки», забывая, что своими успехами он обязан не только себе. 2. Следует проявлять активность, в случае обучения — умственную активность: размышлять, анализировать, задавать вопросы, переводить теоретические знания в практические умения. Помните: знания становятся силой только в том случае, если вы превратили их в умение. 3. Следует полностью включаться в процесс, не отвлекаясь на прошлое и не откладывая на будущее. У нашего мозга есть особенность: удерживать в памяти только то, что важно в данный момент. Категории неопределенного будущего (потом пригодится), судя по всему, в мозге не предусмотрены. Обращение к прошлому, также неэффективно, в нем вы уже ничего исправить не можете, поэтому «не пилите опилки». Так что, работайте максимально «здесь и сейчас».
1.2. Учебно-профессиональная деятельность
В результате изучения данного материала вы узнаете, что: • существуют различные способы приобретения знаний, умений и способностей; • учебно-профессиональная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная и профессиональная деятельности; • все компоненты учебно-профессиональной деятельности должны быть освоены с тем, чтобы планировать, организовывать и контролировать процесс образования самостоятельно. В результате выполнения заданий вы сможете: • определять характеристику учебно-профессиональной деятельности в зависимости от мотивации; • переводить объективную структуру задачи в ее субъективную структуру. Ключевые понятия: учебно-профессиональная деятельность; компоненты учебно-профессиональной деятельности; мотивация.
1.2.1. Способы приобретения жизненного опыта
На первый взгляд может показаться, что процесс обучения — явление сложное, но вполне знакомое, ведь каждый человек включается в этот процесс с момента своего рождения. Мы все время учимся, приобретая жизненный опыт в виде знаний, умений, навыков, способностей, причем делаем это разными способами, которые могут быть специально организованы старшим поколением для передачи накопленного багажа знаний или стихийными, неорганизованными. В данном случае речь пойдет об использовании таких способов, как обучение, учение, учебная деятельность. Кратко охарактеризуем эти способы. Обучение рассматривается как комплекс педагогически обоснованных форм общения и взаимодействия преподавателя и учащихся. Цель педагогического взаимодействия направлена на достижение целей образования. Это всегда совместная целенаправленная деятельность, в ходе которой осуществляется не только обучение и воспитание ученика, но и его личностное развитие. Учение — это индивидуальное, целенаправленное, осознанное действие самого человека, направленное на присвоение общественно-исторического опыта и формирование на его основе индивидуального опыта. Учение специально организовывается в процессе обучения. Обучение и учение являются педагогическими терминами. В традиционной педагогике сложилось отношение к ученику как к объекту педагогического воздействия, когда проблемы «зачем учить» (цели обучения), «чему учить» (содержание обучения) и «как учить» (технологии, обучения) решаются без привлечения самого человека. Поэтому человек может учиться, накапливать знания, совершенствовать умения, но при этом никаких изменений в психическом развитии у него не наблюдается, то есть не происходит развития мыслительной деятельности, не проявляются творческие способности, внимание и память остаются на прежнем уровне. Происходит это, в первую очередь, из-за того, что сам ученик не принимает ответственности за эффективность и результаты своего обучения, перекладывая эту ответственность на учителя, человека, который организует учебный процесс. Многие люди полагают, что сама жизнь может исправить погрешности обучения, и человек на своем опыте («горьком») доучится. К сожалению, это заблуждение. Сама по себе жизнь редко способствует саморазвитию человека. Темп жизни, ее разнообразие, фрагментарность не оставляет времени для размышления, анализа своего опыта. А без размышления как понять, почему в одном случае удалось успешно что-то сделать, а в другом аналогичном случае постигает неудача. В таких ситуациях человек склонен извлекать «неправильные уроки», обвиняя других людей, какие-то внешние обстоятельства. Выход один — самостоятельно целенаправленно выстраивать свой путь личностного развития и профессионального роста.
1.2.2. Структура учебно-профессиональной деятельности
Учебная деятельность — понятие психологическое. Это индивидуальная деятельность самого человека, в которой он выступает как субъект учебного процесса, то есть он сам определяет, «зачем» ему учиться, что именно следует изучать и какими способами. В отличие от традиционной педагогики, студент выступает как субъект учебной деятельности. Это означает, что он является полноправным участником образовательного процесса: он активен, знает, зачем, что и как делать, и тем самым влияет на ход собственного учения и развития. Учебно-профессиональная деятельность направлена на освоение знаний, умений, способностей, позволяющих человеку стать компетентным профессионалом, приобрести свою профессиональную индивидуальность. Провозгласить себя субъектом деятельности, в том числе и учебной, просто. Но для того, чтобы другие признали в вас полноправного партнера, необходимо много потрудиться. Учебно-профессиональная деятельность продолжает психическое развитие человека, в результате которой: 1) профессионализируются познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, речь); 2) формируются устойчивые профессиональные интересы и потребности; 3) вырабатываются способы поведения, адекватные (приемлемые) в соответствующей профессиональной сфере. Учебно-профессиональная деятельность не имеет возрастных границ, и ее полновластным хозяином является сам человек, который самостоятельно совершенствует себя в выбранной профессии. Структура учебно-профессиональной деятельности аналогична любой другой деятельности: игровой, учебной, трудовой, общения. Она включает четыре звена: мотивационное, ориентировочно-планирующее, исполнительное, контрольно-оценочное. Каждое звено состоит из компонентов (мотивы, задачи, действия), а те, в свою очередь, имеют соответствующие элементы (табл. 2). Таблица 2 Структура учебно-профессиональной деятельности
№
|
Звено
|
Компонент
|
Составляющие
|
1
|
Мотивационное
|
Мотивы учебно-профессиональные
|
познавательные; социальные; внешние.
|
2
|
Ориентировочно-планирующее
|
Задачи учебно-профессиональные
|
специально-предметные; общепсихологические; общелогические; зефлексивные; и др.
|
3
|
Исполнительное
|
Действия учебно-профессиональные
|
обобщение; применение; построение гипотез; моделирование; и др.
|
4
|
Контрольно-оценочное
|
Действия контроля
|
по результату; по продукту; планирующее.
|
Компоненты учебной деятельности соответствуют компонентам учебного процесса. Мотивационное звено — это перечень различных мотивов («Зачем я это делаю?»), каждый из которых определяет соответствующие им учебные цели. Ориентировочно-планирующее звено — это учебное содержание («Что я изучаю?»), которое представлено в виде различного типа учебных и учебно-профессиональных задач. Исполнительное звено — это набор учебных действий и универсальных методов («Как я изучаю»), которые подлежат специальному освоению. Контрольно-оценочное звено — это набор действий контроля и оценки, которые позволяют определить качество и эффективность учебного процесса в целом. Следует подчеркнуть, что контроль и оценка, хотя и являются завершающим этапом, пронизывают весь учебный процесс, корректируя эффективность каждого этапа (звена).
1.2.3. Мотивация в учебно-профессиональной деятельности
Мотивация — это одно из ключевых психологических понятий, оно объясняет истоки активности человека. Мотивация — понятие широкое, оно включает потребности и установки, стремления и интересы, влечения и привязанности. Другими словами, акцент в мотивации делается на том, ради чего человек осуществляет свои действия и поступки. Осваивая ту или иную профессию, человек может опираться на самые различные мотивы. Например, интересы человека лежат в сфере познания, и он решил посвятить себя научной деятельности. Поэтому в учебно-профессиональной деятельности основным двигателем станут познавательные мотивы. Поначалу это может быть ситуативный интерес к тем занимательным и парадоксальным фактам и закономерностям, которые содержит в себе выбранная им научная область, затем к теоретическим принципам, идеям и концепциям, методам познания. Интересы другого человека могут лежать в социальной сфере, и для него выбранная профессия является способом занять определенное место в жизни. Поэтому его в учебно-профессиональной деятельности будут поддерживать социальные мотивы. Они могут быть позиционные, узкие или широкие, с осознанием социальной значимости выбранной профессии. Если студент так и не понял, какая профессия ему нужна, то мотивационным двигателем станут внешние мотивы. Конечно, полноценной учебно-профессиональной деятельности такие мотивы обеспечить не могут, но могут способствовать получению временных, узко прагматических результатов, например, помогут «не вылететь из вуза». В структуре мотивации учения каждый мотив занимает определенное место: он может быть ведущим, доминирующим или сопутствующим. Мотивация — самая мощная сила, которую необходимо знать и использовать. Если она окажется среди сил, препятствующих обучению, ничто другое ее не пересилит. Мотивация включает в себя эмоциональные процессы. Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностями достижения успеха в деятельности по реализации этих мотивов. Если доминируют внешние мотивы, то наблюдается большая эмоциональная насыщенность. При возникновении неуспеха эмоции проявляются в виде бурной реакции, порой весьма агрессивной. Обсуждение в русле освоенных знаний, умений практически невозможно, ибо человека не интересует учебный процесс, а только формальный результат, в нашем случае — отметка. Наименьшая эмоциональная насыщенность характерна для зрелого внутреннего мотива. В этом случае реакция, в том числе и неуспеха, направлена на выяснение содержательных причин и способов их устранения. Понаблюдайте за собой, как вы реагируете, когда оценивают ваши успехи? Самообразование однозначно предполагает понимание того, зачем человек этим занимается. Важно понимать особенности собственной мотивации, ведь именно она будет поддерживать вас.
1.2.4. Способы построения учебного материала
Ориентировочно-планирующее звено включает не только вопрос о предметном содержании (что изучается), но и том, каким способом это происходит. Обучение может идти разными путями и, следовательно, приводить к различным результатам. Существуют разные способы построения учебного материала, наиболее распространенными из них являются концентрическое построение, линейное построение и системное построение. Концентрическое построение характеризуется тем, что теоретические сведения даются отдельными циклами, на которых основываются определенные системы знаний и умений, как правило, узкопрагматического характера. В этом случае неизбежны повторы, возвраты к пройденному материалу. Например, при изучении иностранного языка, вы выбираете несколько тем и осваиваете их, каждый раз возвращаясь, когда решите расширить свое познание: обед в кафе, обед в ресторане и т.п. Линейное построение характеризуется последовательным раскрытием логики самого учебного предмета. Например, вы начинаете изучать историю развития языка, историю народа — носителя этого языка и т. п. Системное построение — самое эффективное, но и самое сложное для реализации. Оно является продуктом системного анализа учебного содержания, когда выделяется нечто генетически исходное (морфема, корень слова), развитие которого и приводит к появлению бесконечного разнообразия. В этом случае вы сами становитесь способны порождать новые слова. Если использовать тот же пример с изучением иностранного языка, то при таком подходе выделяются основные элементы и способы их преобразования. Затем из исходного слова вы самостоятельно порождаете его производные: ход, вход, входить, поход, походный, ходовой и т.п. При самообразовании вы сами выбираете предпочтительный для вас способ построения материала. Смотрите, сравнивайте и выбирайте. В рамках содержания, которое вы намерены освоить, главное место занимают задачи. Именно задачи, а не знания сами по себе. Знания, конечно, нужны, но они нужны для того, чтобы с их помощью решать различные профессиональные задачи. Чем отличается учебная задача от конкретно-практической задачи, которые вы обычно решаете? Ничем. Это одна и та же задача, разница в том, как вы воспринимаете задачу. Если человек воспринимает задачу как единичную ситуацию и стремится только к получению правильного результата, то он решает конкретную, утилитарную задачу, в наивной надежде, что больше таких задач ему решать не придется. Если человек подходит к задаче как к представителю целого класса аналогичных ситуаций и ставит своей целью отыскать общий способ решения соответствующих задач, то он решает учебную задачу. Поставить перед собой учебную задачу, значит войти в ситуацию, требующую нахождения общего способа разрешения этой задачи во всех возможных, конкретных вариантах условия. Поэтому человеку достаточно решить только одну задачу, и про него говорят — способный, ведь он освоил способ. Профессиональные задачи, в отличие от специально разработанных учебных задач, никогда не бывают «очищенными» от контекста, чего-то второстепенного, несущественного. Для того чтобы облегчить переход от учебных к профессиональным задачам, используются разные типы учебно-профессиональных задач. Пусковым механизмом в процессе решения задач является проблемная ситуация, когда возникает конфликт между тем, что дано человеку, и тем, чего он намерен достигнуть. Проблемная ситуация — понятие субъективное, ведь то, что является проблемой для одного, для другого таковой не является. Мыслительная деятельность сложна, она требует от человека больших энергетических затрат, поэтому он порой неосознанно оттягивает принятие ответственности за проблемную ситуацию в надежде на то, что она «пройдет сама собой, как-то рассосется». К сожалению, все происходит наоборот, и если человек оттягивает решение проблемы, то ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Предположим, человек осознал ситуацию как проблемную и принял ответственность за ее решение. С этого момента мобилизуется мыслительная деятельность, и разрешение проблемной ситуации переходит в постановку задачи. Любая предметная сфера знаний использует понятие «задача». Ее объективная структура едина для всех, будь то математика или философия. Объективная структура задачи: Дано: набор условий. Надо: требования к результату. Когда за решение задачи берется человек, то он вклинивается в ее объективную структуру, привнося в нее свои индивидуальные особенности, знания и способы действия. Человек трансформирует данные ему объективные компоненты (дано, надо) в субъективные (цель, условия) компоненты; говоря языком математики, человек должен «поставить задачу». В результате перевода структуры задачи в ее субъективную форму получается следующее: Шаг 1: требования к результату (надо) преобразуются в субъективно поставленную цель. Шаг 2: набор условий (дано) преобразуются в средства достижения цели. Рис. 1. Структура задачи
|
Схематически это можно представить на рис. 1. Следовательно, от человека требуется четко определить заданную цель и точно описать условия, необходимые для ее достижения. Казалось бы, все уже задано, тогда почему так тяжело решать задачи. Вспомните, с каким трудом вы решали простенькие задачки в школе. Что делает задачу трудной? За счет чего объективная сложность задачи не совпадает с ее субъективной трудностью? Во-первых, понимание цели и ее реальная формулировка. В учебной деятельности принципиальным является два вида целей: достижение конкретного результата (получить ответ, совпадающий с ответом в учебнике) или открытие способа решения задач данного типа. Иными словами, для чего вы решаете задачу: чтобы научиться решать или получить единичный результат? Во-вторых, определение условий достижения целей и средств ее достижения. Одно из важнейших средств достижения любой цели является сам человек, не только его знания и умения, но мотивация, ценности, психологические установки и т.п.
1.2.5. Учебные действия, действия контроля и оценки
Преподаватель создает некое предметное (математика, физика и т.д.) поле вариантов задач с разным сюжетом. Решение задач, будь то научно-исследовательские или конкретно-практические задачи, осуществляется специальными методами. Первоначально эти методы выступают как учебные, подлежащие специальному усвоению. Если вы не освоили их в процессе обучения, то вам придется сделать это самостоятельно. В противном случае, освоение сложного материала окажется не под силу. О каких методах идет речь? Во-первых, всеобщие, универсальные методы, которые лежат в основе целого блока учебных дисциплин. Как всеобщие методы они разрабатываются в недрах логики, философии. Овладевая этими методами, человек приобретает определенные способности (способы), например технические или гуманитарные. Во-вторых, общие методы. К ним относятся математические, статистические, моделирования, проектирования и другие. Владение этими методами позволяет человеку решать не только те задачи, которым его научили, но и аналогичные им. В этом случае можно предположить наличие у человека предметных способностей, например математических или лингвистических. В-третьих, частные (специальные) методы, которые разрабатываются в каждой конкретной области, они пригодны для решения конкретных задач. Какими способами овладеет учащийся, зависит только от поставленной им самим цели. В процессе самообразования вы впервые столкнетесь с тем, что вас некому контролировать и оценивать. Не будет никого, кто станет заставлять учиться, ругать и ставить двойки, того, кто похвалит и поставит заслуженную отличную оценку. Все это придется делать вам самому: самоконтроль и самооценка. Поэтому важно знать, какие виды контроля существуют и как можно контролировать с максимальной эффективностью для себя. Существуют разные формы и виды контроля. Самый известный и самый неэффективный вид контроля — это контроль по конечному результату. Курс завершен, обучение закончилось, вы сдаете экзамен и получаете «слабенькую тройку», что равносильно профнепригодности. Следовательно, учебное время потрачено зря, и вернуть его уже нельзя. Нет, конечно, можно вновь сесть изучать тот же курс, только надо ли? Другой вид — пошаговый (текущий) контроль. Функция этой формы контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности выполнения заданий на каждом этапе обучения. Что, в свою очередь, создает возможность своевременной коррекции освоения знаний и формирования умений. Однако самым эффективным, особенно при самостоятельном освоении материала, может стать прогнозирующий (опережающий) контроль. Этот тип контроля начинает реализовываться еще до начала работы. Он состоит в том, что вы сами определяете, из каких этапов будет состоять ваша работа, что будет составлять первый этап, что второй и т.д. Наличие плана с указанием сроков, объема и качества освоения, является основой прогнозирующего контроля. Первоначально будет сложно составить такой план, но если вы постоянно будете его корректировать, то со временем сможете управлять своим обучением, опираясь на реальные сроки и достигая запланированного качества. Человеку важно, чтобы его деятельность была оценена. В данном случае оценки себе вы тоже ставить будете сами. И ваша оценка должна быть честной, адекватной. Согласитесь, есть ли смысл обманывать самого себя, если то, что вы делаете — это реализовываете собственное желание учиться. Действия оценки тесно связаны с действиями контроля. Оценка должна быть не просто формальной констатацией, а содержательным качественным рассмотрением результата усвоения. Оценка позволяет определить, решена ли данная учебная задача и можно ли переходить к выполнению других задач, или же необходимо решать новые варианты той же задачи. Повторяю, важно, чтобы ваша оценка была адекватной.
1.2.6. Проверь себя
Задание 3. Деятельность, в том числе учебно-профессиональная, характеризуется одиннадцатью параметрами (табл. 3). В зависимости от того, какая мотивация преобладает (положительная или отрицательная), параметры деятельности оказываются различными. Соотнесите характеристики деятельности при различной мотивации с параметрами этой деятельности. Характеристики деятельности: должен, необходимо, хочу, отталкивающие, привлекающие, позитивные, негативные, высокая, низкая, значительная, незначительная, механическая, осмысленная, продуманная, слабая, сильная, неподвижность, неудовлетворенность, удовлетворенность, удрученность, оживленный, быстрый, вялый, медленный, легкость перехода от одних мыслительных действий к другим, ригидность мышления, учение не требует особых усилий, учение с большими усилиями и быстрой утомляемостью. Таблица 3 Сравнительная характеристика деятельности при различной мотивации
Наименование
|
Характеристика параметров деятельности при мотивации
|
параметров деятельности
|
позитивной
|
негативной
|
Характеристика целей
|
|
|
Побудительность целей
|
|
|
Темп работы
|
|
|
Длительность работы
|
|
|
Отвлекаемость
|
|
|
Разнообразие фантазии
|
|
|
Интеллектуальная гибкость
|
|
|
Когнитивная организация
|
|
|
Наблюдательность
|
|
|
Эмоциональная окраска и настроение
|
|
|
Потребность в усилиях
|
|
|
Как видите, разница прослеживается по двенадцати выделенным параметрам, и она очень ощутима. Подумайте, как вы будете использовать знания о сравнительной характеристике деятельности при различной мотивации в своей учебе. С какого параметра следует начинать? Задание 4. Перед решением задачи, зафиксируйте письменно перевод объективной структуры в субъективную структуру. Приступайте к решению следующей задачи только после того, как проанализировали причины, почему вы смогли решить предыдущую. Задача «Семь колец». Человек хочет остановиться в гостинице на неделю, но у него нет денег. Хозяин гостиницы не дает номер в долг, но у человека есть золотая цепь, состоящая из 7 звеньев. Хозяин согласен принимать как плату за проживание по одному звену цепи за каждый день. Каким образом постоялец сможет выполнить это требование с помощью одного разреза на цепочке? Субъективная структура: Цель: Условия достижения цели: Ваше решение: Если вы решили разрезать всю цепочку вдоль, испортив все кольца разом, то это неверное решение. Подсказка. Эту задачу успешно решают те, кто изучал экономику и торговое дело. Для тех, кто ходит в магазин, задача тоже не представляет сложности. Задача «Пустыня». Путешественнику необходимо совершить шестидневный переход через пустыню. Он может взять с собой любое количество носильщиков, но сам путешественник и каждый из носильщиков могут взять с собой лишь четырехдневный запас пищи и воды для одного человека. Какое наименьшее число носильщиков потребуется для этого перехода? Субъективная структура: Цель: Условия достижения цели: Ваше решение: Если вы решили оставить носильщиков без еды, то это неверное решение. Задача «Посадить деревья». Как посадить девять деревьев в десять рядов по три дерева в каждом ряду? Субъективная структура: Цель: Условия достижения цели: Ваше решение:
1.2.7. Комментарии
К заданию 3. Это задание не требует особых комментариев. Посмотрите (табл. 4) на то, как распределяются характеристики, и вы поймете, насколько эффективнее проходит обучение, если вы реально хотите учиться! Таблица 4 Сравнительная характеристика деятельности
Наименование параметров
|
Характеристика параметров деятельности при мотивации
|
деятельности
|
позитивной
|
негативной
|
Характеристика целей
|
хочу
|
должен, необходимо
|
Побудительность целей
|
привлекающие, позитивные
|
отталкивающие, негативные
|
Темп деятельности
|
оживленный, быстрый
|
вялый, медленный
|
Длительность
|
значительная
|
незначительная
|
Отвлекаемость
|
слабая
|
сильная
|
Разнообразие фантазии
|
значительное
|
незначительное
|
Интеллектуальная гибкость
|
доступность, легкость перехода от одних мыслительных действий к другим
|
неподвижность, ригидность мышления
|
Когнитивная организация
|
продуманная, осмысленная
|
механическая
|
Наблюдательность
|
высокая
|
низкая
|
Эмоциональная окраска и настроение
|
удовлетворение, позитивный настрой
|
неудовлетворенность, удрученность
|
Потребность в усилиях
|
учение не требует особых усилий
|
учение требует больших усипри различной мотивациилий, быстрая утомляемость
|
Тип педагогической ситуации
|
влечение к цели
|
оказание давления и барьеры
|
К заданию 4. Задача «Семь колец». В понятие товарообмена включен такой компонент, как «сдача». Еще раз посмотрите условие задачи. Почему вы решили, что нельзя пользоваться сдачей? Именно сдача является адекватным способом переструктурирования этой задачи. Если вы пытались ее решить как комбинаторную задачу, игнорируя контекст купли-продажи, то она действительно не решается. Решение: Разрез делается на третьем кольце цепочки, и в результате цепочка распадается на три части: одно кольцо, два кольца и четыре кольца. В первый день вы отдаете одно кольцо. Во второй день — два, а хозяин гостиницы возвращает вам одно кольцо как сдачу. На третий день вы приносите это же кольцо. На четвертый день вы отдаете связку из четырех колец и получаете сдачу — одно и два кольца. На пятый день отдаете одно кольцо. На шестой день вы приносите два кольца и получаете сдачу — одно кольцо. На седьмой день вы отдадите одно кольцо. Задача «Пустыня». Это типовая задача для путешественников, например, тех, кто идет в горы, спускается в пещеры или пересекает пустыню. Сопровождение путешественников — это одна из основных сфер, где местные жители могут заработать деньги. Сложность решения заключается в том, что те, кто решает задачу, почему-то думают, что носильщики не едят, когда идут вперед или возвращаются назад. Решение: Два носильщика, один из которых вернется обратно после первого дня пути, а другой — после второго дня пути. Выходят три человека, и у каждого запас пищи и воды на 4 дня. Следовательно, всего 12 (4х3) пайков. Первый день: три человека съедают три пайка и один оставляют носильщику, который возвращается назад. На второй день остаются двое. Они съедают два пайка, и два берет с собой второй носильщик, которому для возвращения требуется два дня. На третий день путешественник остается один, и у него запас на четыре дня — ровно столько, сколько нужно, чтобы пересечь пустыню. Задача «Посадить деревья». Эта задача известна как задача Ньютона (рис. 2). Решение:
|
Рис. 2. Решение задачи Ньютона Сложность в решении возникает в том случае, если решающий человек думает, что расстояние между деревьями одинаковое. Но в условиях этого нет.
1.3 Социальные и профессиональные требования к работающему населению
В результате изучения данного материала вы узнаете, что: • к представителям любого вида деятельности предъявляются социальные и профессиональные требования; • социальные ограничения — явление временное, список ограничений постоянно пересматривается; • самые мощные и трудно преодолеваемые ограничения — те, которые накладывает на себя сам человек.
1.3.1. Социальные требования и ограничения
Люди стремятся подобрать профессию «под себя», чтобы иметь возможность, учитывая свои особенности, в максимальной степени осуществить свои желания и намерения, самореализоваться. В противном случае человек чувствует себя не на своем месте и страдает от этого. С другой стороны, профессия тоже «выбирает» своего человека. Какую профессию вы бы не решили освоить, неизбежно столкнетесь с ограничениями, в том числе к здоровью, которые общество предъявляет к ее представителям. После окончания тяжелейшей второй мировой войны было решено создать (7 апреля 1948 г.) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) «с целью достижения наиболее высокого уровня здоровья, которое только возможно в данных условиях, для всех народов мира». Любая профессиональная деятельность влияет на здоровье, приводит к профессиональным заболеваниям. Поэтому в медицине разрабатываются требования к уровню здоровья работающего населения, условиям труда, и строго следят за соблюдением этих требований. Диспансеризация проводится для всех, но кто-то проходит ее ежегодно, кто-то — каждые три года, а кто-то — перед каждым выходом на работу. Есть входящие требования, то есть те, которые определяют, может ли человек, освоив профессию, впоследствии работать по ней. Под особо пристальным вниманием медиков находятся профессии, в которых от специалиста зависит жизнь как самого человека, так и других людей. Список социально-медицинских ограничений, которые накладываются на ту или иную профессиональную деятельность, периодически пересматривается. Изменяется характер труда, совершенствуются условия работы, успехи медицины впечатляют. Все это позволяет расширять круг людей, для которых полностью или частично снимаются медицинские ограничения. Однако любая профессиональная деятельность осуществляется в обществе и предполагает наличие коллективов и межличностное взаимодействие внутри них. Невозможно устранить приказами «сверху» социально-психологические ограничения, возникающие внутри профессиональных коллективов. Каждому человеку приходится самостоятельно налаживать отношения с коллегами, преодолевать межличностные преграды, и этот путь сложен для каждого. Особенно тяжело приходится тем, кто по какой-то причине оказался в списке лиц с ограниченными возможностями тем, кто вынужден работать по особому графику или отказываться от выполнения каких- то заданий. Всегда находятся те, кто смотрит на них с недоверием, а порой и с неприязнью. Люди в принципе не любят, когда кто-то оказывается на особом положении. Их не волнует, по какой причине человек оказался в более привилегированном положении, чем они. Им самим плохо, они чувствуют обиженность, и именно это определяет их поведение. Как правило, такое поведение закладывается еще в детстве. Например, у старшего ребенка по отношению к младшему и наоборот: «почему ему можно, а мне нельзя». Вырастая, человек постоянно находит поводы для проявления этого чувства. Поэтому, столкнувшись с подобной реакцией какого-то человека, не воспринимайте ее на свой счет, он со всеми такой.
1.3.2. Профессиональные требования
Трудовая деятельность современного общества настолько усложнилась, что приходится тратить не одно десятилетие, чтобы освоить профессию. Более того, еще в середине ХХ в. ставилась цель получить образование, которого хватило бы до конца профессиональной жизни. XXI в. породил новый лозунг — «образование через всю жизнь». Технический прогресс достиг такой скорости, что человеку не удается оставаться в своей профессии, имея в распоряжении то, что было приобретено в процессе обучения в институте. Качественно меняется образование на всех уровнях: начальном, среднем, высшем. Меняются содержание и формы, условия обучения и контроля. На смену традиционному подходу в подготовке специалистов пришел компетентный подход, и само понятие образование меняет смысл. Традиционное образование исходит из понимания образования как образцевание, то есть обучение через образец. Современный подход в основу понятия «образование» ставит слово «образ». Акцент в современном образовании делается на самого человека, на его самообразование. В процессе профессиональной подготовки студент учится ориентироваться во всех сферах человеческой культуры: материальной, социальной, духовной. Требования к уровню профессиональной компетентности специалиста прописаны в ФГОСВО по каждому направлению и уровню подготовки. Обучаясь в вузе, вы будете осваивать общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции. Эти компетенции определяют профессию. Уровень усвоения проверяется на экзаменах и зачетах. Контрольные мероприятия — это те ограничительные линии, которые необходимо пересечь, чтобы получить право работать по выбранной вами профессии. Другие требования, также прописанные в ФГОСВО, носят универсальный характер и предъявляются ко всем обучающимся, независимо от направления вуза: технический, гуманитарный или творческий. Это общекультурные (гуманитарные) компетенции (ОК), они определяют уровень социальной и личностной компетентности специалиста. Общекультурные компетенции являются неотъемлемой частью нашей жизни. По отношению к вашей профессии общекультурные компетенции является фоновыми, как бы подчеркивая, что это общечеловеческая плоскость, на которой встречаются и общаются люди разных профессий. Занимаясь самообразованием, не забывайте включить для себя задачи по расширению своего кругозора. Чтение хорошей художественной литературы, просмотр качественных фильмов, различных телевизионных передач по истории, философии, литературе, психологии и т.п., посещение театров, музеев, выставок, экскурсионных поездок по своей стране и другим странам, изучение иностранных языков позволит вам стать интересным человеком. Тут следует сделать маленькое уточнение. Для того, чтобы стать желанным в любой компании, надо еще уметь отдавать, то есть быть хорошим рассказчиком, благодарным слушателем и, конечно, в общении с людьми проявлять доброжелательность, подходить к любой ситуации с чувством юмора. Сложно? Ни в коем случае, поскольку все это зависит только от вас и находится в зоне вашего контроля.
1.3.3. Знания как условие вхождения в профессиональную жизнь
Случалось так, что в процессе тысячелетнего развития человека его психические функции (ощущения, чувства, мышление, эмоции, память и т.д.) развивались неравномерно. Когда появлялись новые формы, прежние оставались, но свое значение они постепенно теряли, поэтому их прекращали развивать. Все, что было основным на ранних этапах цивилизации (интуиция, сенсорные способности и др.), воспринимается современным человеком как мистика, что-то не объяснимое с позиции науки. Различие людей разных уровней цивилизации весьма значительно. С физиологической точки зрения мы все одинаковые, никаких различий найдено не было. Психологи также не находят принципиальных различий. Тогда в чем различие? В разных картинах мира, в которых живет человек. Человечество знает четыре картины: мифологическая, религиозная, натурфилософская, естественнонаучная. Каков окружающий нас мир на самом деле, никто не знает. Животные воспринимают мир, но их картинка (образ) совсем иной, чем наш. Точно также различны картинки окружающего у людей, живущих в разных мировоззренческих мирах. Американцы описали такой случай. В одну глухую деревню в джунглях они привезли фильм о достижениях американцев: самолеты, ракеты, корабли и т.п. Фильм длился три часа в полной тишине, лишь однажды все вдруг радостно встрепенулись, замахали руками. Они наконец-то увидели. Как вы думаете, что это было? Это были куры! Больше ничего, просто белый экран и мелькающие полоски. Парадокс? Нет. Наши глаза учатся видеть и видим мы только то, что знаем. Сам механизм зрительного восприятия у всех один и тот же. Различий нет, а вот картинки разные. Решили («Я знаю»), что мир — мрачный, серый, враждебный, таким он и предстанет перед вами. Если решили («Я знаю»), что мир яркий, светлый, доброжелательный, таковым он и окажется для вас. В начале становления человечества ведущей формой познания мира были чувственные формы, которые постепенно вытеснялись рациональными. Окончательная, как принято говорить, победа разума над чувствами позволила человечеству сделать колоссальные успехи в материальной сфере. Но, как это всегда бывает, полученные плюсы породили ряд минусов. Во-первых, разделение души и тела, причем тело было признано (религия) чем-то неважным, тем, с чем по какой-то причине следует бороться. Понятно, что полная победа над телом — физическая смерть. Во-вторых, разделение души на рациональное и иррациональное, когда возникают противопоставления: сознание и подсознание, мышление и чувства. К тому, что получило название иррациональное, стали относиться как к ложному, неправильному (наука), чему не следует доверять и не поощрять в развитии. Как результат, человек, будучи единым по своей природе, оказался буквально «разорванным» на отдельные части. В таком состоянии быть счастливым практически нереально. Недаром среди разных советов мудрецов главный — достичь гармонии, быть в гармонии с самим собой. Психология, наука о душе, оказалась разорванной. Ни одна сфера знаний не претерпела такого мощного давления со стороны социума, как психология. Душа и ее проявления присутствуют во всех мировоззренческих картинах мира. Воспринимают по-разному, но ее наличие никто не отрицает. Психологические знания тысячелетия скапливались по крупицам в разных областях и направлениях. Эти знания разрозненные, и все попытки создать единую психологию, как созданы другие естественные науки, никому не удается. Есть психология классическая западная, в том числе и российская, которая работает с соблюдением требований естественных наук. Ее интересы сосредоточены на том, что доступно научному познанию и может быть описано научным языком как всеобщее, объективное. Внутри этой психологии существуют десятки направлений, которые претендуют на свое понимание психологии как науки, ее целей и возможностей. Классическая психология привлекает внимание, в первую очередь, специалистов, но человека неподготовленного она не заинтересует: непонятно. Психологии, работающей по законам естественных наук, многое неподвластно. Здесь как нельзя лучше подходят строчки, написанные К. Бальмонтом: «Вы разделяете, сливаете, Не доходя до бытия. Но никогда вы не узнаете, Как безраздельно целен я». Есть практическая психология, интересы которой группируются вокруг личности, ее индивидуальных особенностей и всего того, что трудно объяснить. Эту психологию интересует нечто субъективное, но помогающее человеку в его непростой жизни. Практическая психология рассматривает человека как целое и неделимое. Она существует по законам и правилам гуманитарного знания, которые принципиально отличаются от тех, по которым строится знание естественнонаучное и техническое. Гуманитарное знание: 1) это поиск ответов на смысловые вопросы: жизнь, труд, любовь, поступок. Оно помогает человеку ставить смысловые вопросы и находить на них ответы в любой профессиональной сфере; 2) деформализованное — многозначно и многолико, то есть это мнения, взгляды, а не система однозначно зафиксированных законов и правил. Каждый человек ищет и находит свой смысл; 3) индивидуализированное — побуждает человека искать себя, а не следовать за социальными эталонами, понимая их относительность и неизбежную смену; 4) креативное — если техническое образование толкает человека на поиск единственно правильного решения, то гуманитарное образование ориентирует на поиск множества решений; Данное учебное пособие представляет собой некую комбинацию психологических знаний, полученных в разных психологических направлениях. Критерием отбора учебного материала была их ориентированность на практику, возможность использовать для своего личностного развития и профессионального роста. Ваша задача — собрать предлагаемый материал в целостную картину, которая будет вашей и только вашей. Следует помнить, что эффективность применения психологических знаний напрямую зависит от того, сумеет ли человек воссоединить рациональное и иррациональное. Мышление (сознание) придумает, принимает решение, а энергию для воплощения в жизнь дадут эмоции (подсознание). КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ 1. Жизнь есть движение, изменения. Начиная двигаться, человек неизбежно сталкивается с ограничениями, преодолев которые, он расширяет свои возможности. Поэтому говорят: «Трудности несут в себе равный им потенциал». Воспользуйтесь ими. 2. Образование (самообразование) — это творение себя как человека культурного (образованного), стремящего жить в гармонии с самим собой, способного утвердиться в профессиональном мире и социальной среде. Не допускайте перекосов: профессиональный рост непременно должен сопровождаться личностным развитием. 3. Понять, как человек мыслит, значит понять все о нем: как он воспринимает окружающий мир, как видит себя и свое место в этом мире; как знания о мире и о себе используются человеком для управления собственным поведением. Пойми, как мыслишь ты сам. 4. Существует объективная и субъективная структура задачи. Поэтому прежде чем решать задачу, следует перевести ее объективную структуру в субъективную. 5. Любая задача может быть принята или не принята человеком как учебная. Если задача принята как учебная, есть стремление найти способ решения, адекватный для широкого круга задач, то происходит интеллектуальное развитие, формируются способности.
Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — Электрон. дан. и прогр. (5 Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2016 |