От обучения к самообучению
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
От обучения к самообучению
Учебно-профессиональная деятельность
Социальные и профессиональные требования к работающему населению
Все страницы

1.1. Элементы самообразования в освоении профессиональной деятельности

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:
• самообразование в профессиональной сфере включает в себя те же элементы, что и профессиональная подготовка в вузе;
• существуют механизмы, помогающие запустить и поддержать процесс самообразования.
В результате выполнения предложенных заданий вы сможете:
• грамотно формулировать свои ожидания и опасения, адекватные учебным целям;
• освоить критерии выбора правил взаимодействия;
•различать правила ограничения и правила развития;
• наметить пути для своего личностного развития и профессионального роста.
Ключевые понятия: образование, самообразование, компетенция.

1.1.1. Образование и самообразование

Возникает вполне естественный вопрос: зачем нужно самостоятельно заниматься самообразованием в профессиональной сфере, если существует специально организованное профессиональное образование. Действительно, вплоть до 70 гг. ХХ в. ставилась цель — получить «образование на всю жизнь», и это с успехом достигалось. Однако технический прогресс достиг такой скорости, что человеку просто не удается сохраниться в своей профессии, имея в своем распоряжении то, что было приобретено им в процессе обучения в институте. По некоторым статистическим данным, только порядка 4 % трудоспособного населения трудится по первоначально приобретенной специальности. Поэтому сейчас стали говорить о непрерывном образовании для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования, лозунг заменяется новым — «образование через всю жизнь».
Непрерывное образование характеризуется рядом признаков.
Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека.
Во-вторых, создание систем открытого образования.
Эта модель образования исходит из открытости мира, когда процессы научного познания и профессионального образования доступны для любого человека. Создание общеевропейского пространства в соответствии с Болонским соглашением, принятой системой взаимозачетов позволяет свободно перемещаться по Европе и выбирать, в каком университете и какую учебную дисциплину осваивать. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от места жительства.
В-третьих, реализация принципа самообразования: человек становится субъектом учебного процесса, берет на себя ответственность за результаты образования, поэтому самостоятельно осваивает и реализует все компоненты структуры учебно-профессиональной деятельности. Студент учится там, где ему удобно, в то время, которое его устраивает, имеет при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с преподавателем по факсу, электронной или обычной почте, а также путѐм личного контакта. Итак, человек имеет множество вариантов для освоения и совершенствования своей профессиональной деятельности, но при любом варианте основой является самообразование.
Самообразование понимается как самостоятельное обучение, как освоение знаний, умений без непосредственной помощи со стороны преподавателя.
Напомним, что основу понятия «образование» составляет слово «образ». В современном понимании образование, по мнению А.А. Вербицкого — это «созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры» [2].
В процессе профессиональной подготовки студент учится ориентироваться во всех сферах человеческой культуры. Для каждой профессии разрабатывается и утверждается Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в данном случае речь идет о высшем образовании (ВО). ФГОСВО имеет четко заданную структуру, в которой особое место занимает перечень компетенций, которыми должен обладать студент после завершения обучения. Все компетенции разделены на три группы: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Эти группы и являются основными элементами высшего профессионального образования.
Занимаясь самообразованием в сфере профессиональной деятельности, не следует забывать, что оно включает все перечисленные выше обязательные элементы: гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный. Если игнорируется какой-то элемент, то полноценного образования/самообразования не получается.

1.1.2. Фоновое самообразование: общекультурное и общепрофессиональное

ФГОСВО включает общекультурные компетенции (ОК). Предполагается, что человек с высшим образованием — это культурный человек. Поэтому в план самообразования вам необходимо включить расширение своего кругозора, что позволяет сделать чтение хорошей художественной литературы, просмотр качественных фильмов, различных телевизионных передач по истории, философии, литературе, психологии и т.п., посещение театров, музеев, выставок, экскурсионных поездок по своей стране и другим странам, изучение иностранных языков. Все это должно стать частью вашей жизни. В противном случае, даже если вы будете хорошо и добросовестно выполнять свою работу, вне работы с вами мало кто захочет общаться. Человека, который ничего, кроме своей работы, не знает и ничем не интересуется, обычно называют человеком необразованным, неинтересным, скучным. Самообразование в гуманитарной сфере называют фоновым, как бы подчеркивая, что эта общечеловеческая плоскость, на которой встречаются и общаются люди разных профессий.
Высшее профессиональное образование — это нечто более широкое, чем просто узкая специальность, по которой человеку предстоит работать. Технически образованный человек должен хорошо разбираться в естественнонаучных дисциплинах: физике, механике, химии, математике и других. ФГОСВО включает общепрофессиональные компетенции (ОПК). Знания непрерывно пополняются, порождаются новые знания на стыке наук, активно используются аналогии, когда хорошо зарекомендовавший себя метод в одной области знаний начинают использовать в другой области. Особую значимость в последние десятилетия приобрели информационные технологии, без освоения которых уже невозможно стать эффективным специалистом. Поэтому вам необходимо постоянно дополнять, расширять, углублять свои знания через чтение специальной литературы. Поинтересуйтесь, какие журналы (ежемесячные, ежеквартальные) существуют по тематикам, близким
вашим профессиональным интересам. Старайтесь быть в курсе научных открытий, технических изобретений, разработке новых методов. Самообразование в области естественнонаучных знаний также является фоновым, в данном случае оно позволяет человеку причислить себя к многочисленной и уважаемой в обществе технической интеллигенции.

1.1.3. Актуальное и перспективное профессиональное самообразование

В процессе профессионального обучения студенты учатся выделять актуальные проблемы в своей области: они пишут курсовые работы, разрабатывают проекты, проводят научные исследования. Каждая такая работа предполагает обоснование, то есть требуется привести доказательства, что разрабатываемая тема является на данный момент актуальной, значимой. В процессе самообразования также необходимо постоянно отслеживать состояния своей отрасли, понимая, что актуальность той или иной проблемы (темы) — явление временное.
В стенах вуза много говорят о перспективном профессиональном образовании, что совсем не удивительно. Вузовская наука является одним из источников развития современной научной мысли. На базе вузов создаются исследовательские лаборатории и научно-производственные организации, где почти 90 % аспирантов России проводят свои исследования.
Еще не завершив вузовское образование, следует задуматься об организации поддержания и развития своего профессионального роста так, чтобы постоянно находиться в курсе актуального и перспективного развития своей профессии. В современном мире это сделать совсем не сложно. Профессиональное сообщество организует различные отечественные и международные конференции, выставки, лектории с привлечением ведущих специалистов. Ежемесячно публикуются статьи, монографии. Приучитесь просматривать периодику профессиональных журналов, выделяйте заинтересовавшие вас статьи. Создавайте собственную библиотеку, вырабатывайте методику сбора, накапливания и систематизации материала, заведите свой архив. Все это позволит вам всегда быть в курсе событий, своевременно реагировать на появление новых проблем и перспективных направлений.

1.1.4. Механизмы самообразования

Самообразование, как и любой другой процесс, нуждается в механизмах двух типов: запускающем и поддерживающем.
Механизмом, запускающим процесс самообразования, является мотивация «я хочу», четкое понимание того, зачем вам это нужно. Некоторые полагают, что достаточно сказать самому себе «Я должен», «Я обязан», и процесс запустится. Увы…
Мотивация всегда сопровождается определенным эмоциональным состоянием. Эмоции — это наша энергетика, горючее, необходимое для того, чтобы «загореться». Каждому человеку на личном опыте известно, что стоит чего-то действительно захотеть, как все преображается. Человек оживляется, делает все легко, быстро, кажется, что никаких усилий он не предпринимает: «все получается само собой». При этом у человека хорошее настроение, позитивный настрой, нет усталости. Почему? Ответ простой — человек делает то, что ему действительно хочется, в чем он видит смысл и находит личный интерес. Рядом с таким человеком может оказаться другой — вялый, раздраженный, медлительный, удрученный, прилагающий большие усилия в работе, быстро утомляющийся. Этот человек использует волевые механизмы (должен), которые наш организм принимает как чуждые. Поэтому такие различия. Хотите учиться легко, радостно, эффективно — используйте разрешительные механизмы.
Казалось, чего проще — произнеси магическую фразу «Я хочу …», и процесс будет запущен. Нет, этого мало: необходимо, чтобы вашим словам поверило ваше подсознание, ибо оно и только оно имеет доступ к нашей энергетике. Неоценимым помощником во взаимодействии с подсознанием является воображение. Представьте, что произойдет с вами, если вы освоите, например, какой-то иностранный язык. Нарисуйте мысленно картинку (визуализируйте) себя, разговаривающего с кем-то очень симпатичным для вас, услышьте свой голос, посмотрите, как спокойно и уверенно вы держитесь. Если вы действительно это сделали, то обратите внимание, как изменилось ваше дыхание, как выпрямилась спина, как на лице появилась улыбка! Ваше подсознание поверило вам и, что очень важно, ему ваше желания ясно понравилось. Теперь можно ставить цели и прописывать планы их реализации.
Рано или поздно наступит момент, когда процесс самообразования станет вашей жизненной потребностью, удовлетворить которую еще никому не удавалось. Но потребность может угасать. Первичная мотивация позволяет загореться, а вот для того, чтобы этот огонь поддерживать длительное время, ее маловато. Что же может помочь в таком случае?
Во-первых, действие: чтобы учиться, нужно действовать.
Многие думают, что слушая лекции, читая книги, составляя конспект, они работают «на будущее», создают то, что потом пригодится. Наш мозг не будет воспринимать информацию, не будет перерабатывать и разбираться в ней, если считает, что она не важна. А важной для него является только то, что используется «здесь и теперь». Превратите свои знания в инструмент решения проблем, попробуйте что-то на их основе создать. Наличие цели порождает потребность в знаниях как к средству ее достижения.
Во-вторых, слово: чтобы учиться, нужно объяснить.
Знания нуждаются в постоянном «перемешивании», поэтому пересказывайте то, что узнаете, своим знакомым. Вы обязательно обнаружите одну любопытную закономерность: чем больше вы пересказываете, тем лучше понимаете. Это происходит потому, что объясняя другому, вы расширяете пространство вашего знания, включая новые аргументы, ассоциации, примеры.
Другим эффективным способом может стать запись того, что показалось для вас любопытным. Зафиксированная мысль запускает процесс размышления, однако речь идет не о конспектировании. Многие полагают, что если они конспектируют книгу, это означает, что они поняли материал и смогут воспользоваться этими записями позже. Когда начнете готовиться к экзаменам, поймете, что это не работает. Конспектирование не требует умственных усилий, более того, если вы свои ресурсы направляете на само конспектирование, а не на обработку информации, то эта информация в долговременную память просто не попадает. Вначале прочтите весь текс (параграф, главу) и начинайте пересказывать, объясняя самому себе, что же вы поняли. И лишь после того, как вы смогли четко объяснить, что вы только что прочитали, можете сделать заметки. Не обольщайтесь — с первого раза ни у кого не получается.
В-третьих, другой человек: важно, чтобы кто-то сопровождал вас.
Как известно, человек существо социальное. Мы живем в обществе, являемся его частью. В каждом обществе существуют свои слои, сообщества, группы и группировки. Даже профессиональное сообщество неоднородно, и различается оно, в первую очередь, по уровню образования. Именно образование перемещает человека в пространстве социального взаимодействия, и в этом перемещении нужен кто-то значимый для вас: друг, соперник, критик, наставник. Причем вовсе не обязательно, чтобы это был реальный человек. Идеалы, на которых человек опирается на пути самосовершенствования, он находит и в собственном воображении.

1.1.5. Проверь себя

Задание 1.
Человек способен заранее предвосхищать свою деятельность, настраиваться на определенные ожидания. Порой свои ожидания человек не только не произносит вслух, но даже не осознает. Однако ожидания все равно существуют, и если они не оправдались, то человек чувствует себя расстроенным, обиженным, обманутым. Поэтому важно научиться осознавать и переводить в речевую форму свои ожидания.
На протяжении многих лет обучения у вас, безусловно, сформировались свои представления, ожидания, намерения и опасения. Вы знаете, что обучение в вузе отличается от обучения в средней школе, но в целом педагогические процессы протекают одинаково. Поэтому, опираясь на свой опыт, выполните следующие задания.
Поразмышляйте над тем, что же вы ожидаете и чего опасаетесь.
Во-первых, от учебного материала. Каким вы надеетесь его увидеть.
Во-вторых, от преподавателей, которые введут вас в профессию и будут направлять вас на пути ее освоения.
В-третьих, от сокурсников, с которыми вам предстоит пройти долгий путь.
В-четвертых, от себя самого.
Это задание необходимо выполнить письменно, а затем внимательно прочитать то, что написали.
Честно ответьте на вопрос о качестве ваших ожиданий.
Задание 2.
Любое взаимодействие предполагает правила, поскольку все мы разные и нам трудно бывает понять друг друга. Поэтому и существуют некие «писаные» и «неписаные» правила, которые используются в различных ситуациях. В данном случае речь идет о взаимодействии в процессе обучения. Правил может быть много, но если их слишком много, человек просто откажется следовать им. Поэтому разумнее всего ограничиться тремя основными правилами и двумя дополнительными.
1. Изучите список правил (табл. 1).
2. Выделите три основных и два дополнительных правила, которых, по вашему мнению, следует придерживаться во время обучения (табл. 1).


Таблица 1
Правила работы

№ Перечень правил взаимодействия
1 Активность
2 В каждом есть что-то прекрасное
3 В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все — активные участники
4 Вам никто ничего не должен
5 Ваши переживания — результат только Вашего выбора
6 Вы не можете считать, что правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны
7 Высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации
8 Держите себя так, чтобы люди имели основания относиться к Вам с уважением
9 Здесь и теперь
10 Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание, только после этого делаются выводы
11 Искренность и открытость
12 Каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая
13 Критикуют идеи, а не личности
14 Любовь к людям начинается с любви к себе
15 На незаданные вопросы отвечать не стоит
16 Нам есть чему поучиться у других
17 Плохое настроение — недопустимая роскошь
18 Правила пяти «не»: не опаздывать, не перебивать говорящего, не обвинять, не оправдываться, не бездельничать
19 Следует говорить так, чтобы тебя понимали
20 Спор бесполезен
21 Стремление к истине и миру важнее стремления к победе
22 Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение
23 Чаще лучше всего согласиться, чтобы позже иметь возможность возразить
24 Я
Ваши основные правила (выпишите их): Ваши дополнительные правила:
Делая выбор, вы использовали какой-то критерий. Назовите его. Вероятно, вам это удастся не сразу, потому что люди обычно не осознают основания своего выбора. Чаще всего используют критерий «удобный для себя», иногда вспоминают, что многократно повторяли старшие. Так ли это произошло в вашем случае?
Итак, вам были предложены различные правила (короткие, четкие), а также некие высказывания, психологические установки и то, что принято называть нравоучениями.
Какими критериями следует пользоваться при выборе правил.
Первый критерий формальный. Правила должны быть.
• краткими: не более трех-четырех слов;
• четкими и простыми: без сложных грамматических оборотов, требующих запятых.
Посмотрите на основные правила, которые вы выделили. Эти правила отвечают данным требованиям или то, что было выбрано в качестве правил, всего лишь поучительные высказывания?
Если ваши правила не соответствуют данным критериям, пересмотрите и сделайте еще один выбор.
Ваши основные правила (выпишите их):
Второй критерий содержательный. Правила могут.
• ограничивать («не делай»);
• развивать («делай»).
Вновь посмотрите на выбранные вами правила.
1.1.6. Комментарии
К заданию 1.
Обратите особое внимание на соотношение ожиданий от себя и от других людей, в данном случае, от преподавателя. Как правило, люди хорошо представляют себе, что они хотят от других: доброжелательности, помощи, уважительного отношения, диалога, терпения. Иными словами, мы ожидаем, что люди проявят качества, необходимые для успешного взаимодействия. Однако по отношению к себе ожидания оказываются другими, например, внимательности к происходящему, стремление запомнить, дисциплинированности и т.п. Иными словами, человек как бы располагает себя в другой плоскости, где общение и диалог не предполагается, где существует человек «наблюдающий, берущий, но не дающий». Естественно, что эффективность таких отношений будет невысокой, если они вообще смогут наладиться.
Что же обычно ожидается от самих занятий? Ожидается, что все будет интересно, весело, понятно и обязательно просто. Но ведь это невозможно сделать односторонне: нужна активность самого учащегося.
Работа с ожиданиями относится к одному из эффективных психологических инструментов. Это универсальное умение, поэтому, вероятнее всего, аналогичным образом (расплывчато, с акцентом на других) вы сформулируете свои ожидания и в других ситуациях (работа, семья, дети, близкие). Возьмите этот психологический инструмент на вооружение, учитесь применять его ежедневно, делая акцент на себе: «Что я ожидаю от этого дня? Что я ожидаю от себя?». Может показаться, что этот инструмент прост и даже примитивен. Не спешите. Законы естественного мира распространяются и на человека. Ничего не ждете — ничего и не получите. Ожидаете плохое — оно и придет к вам. Позитивный настрой спасает человека во всех, казалось бы, безнадежных ситуациях.
Приступая к изучению той или иной дисциплины, внимательно изучите программу, обратите внимание на компетенции, которые должны быть у вас сформированы. Проверяйте результаты своего обучения, если вы не получили ответы на свои вопросы, чего-то не узнали, чему-то не научились — спрашивайте, ищите ответы. Корректируйте свои ожидания.
К заданию 2.
Вероятно, среди ваших правил оказались правила ограничения. Это не случайно, ибо они нам наиболее известны, хотя малоэффективны. По многим причинам.
Во-первых, наш мозг не различает частицу «не». Надо совершить определенное усилие, чтобы понять, что от нас хотят. Представьте себе, что «собака не бежит за кошкой». Вы мысленно увидите собаку, кошку и движение животных, которое следует мысленно приостановить. Все это требует усилий и времени. Поэтому собаку дрессируют с помощью слов, указывающих на конкретные действия: лежать, стоят, сидеть и т.п. Для человека такой подход тоже предпочтителен.
Во-вторых, правила ограничения неизбежно порождают желания их нарушать, и, следовательно, требуется предусмотреть наказания за их нарушения. Получается замкнутый круг. В обучениях толку от них мало, даже если вы занимаетесь дрессурой животных.
С правилами развития люди, как правило, знакомы мало. Они, эти правила, так сказать, для индивидуального потребления. Никто не может навязать их вам, и никто не накажет, если вы к собственному развитию не стремитесь. Это зона вашего решения и вашей ответственности.
И вновь обратите внимание на выбранные вами правила. Есть ли среди них правила, которые будут способствовать вашему развитию? Подумайте, почему вы так это решили.
Вполне возможно, что вы выбрали правила, которые психологи считают наиболее эффективными. Если так, то замечательно. Звучат эти три правила как одно целое: «Я активен здесь и теперь».
Что означают эти правила?
1. Следует научиться говорить: «Я», — ибо это означает принятие ответственности на себя, свою активность, свое обучение. Легче говорить: «Мы не поняли, мы не выучили, мы не решили…». Но такая коллективно распределенная ответственность равна личной безответствен
ности.
Наверняка вам приходилось слышать замечания взрослых: «Я — последняя буква в алфавите», — или более короткое: «Не якай». Все правильно, но относится это к другой ситуации, когда человек «раздувает щеки», забывая, что своими успехами он обязан не только себе.
2. Следует проявлять активность, в случае обучения — умственную активность: размышлять, анализировать, задавать вопросы, переводить теоретические знания в практические умения. Помните: знания становятся силой только в том случае, если вы превратили их в умение.
3. Следует полностью включаться в процесс, не отвлекаясь на прошлое и не откладывая на будущее. У нашего мозга есть особенность: удерживать в памяти только то, что важно в данный момент. Категории неопределенного будущего (потом пригодится), судя по всему,
в мозге не предусмотрены. Обращение к прошлому, также неэффективно, в нем вы уже ничего исправить не можете, поэтому «не пилите опилки». Так что, работайте максимально «здесь и сейчас».



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.