Самоуважение как механизм самосознания личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Цух Е.А.
САМОУВАЖЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Проблему самоуважения можно рассматривать как результат эффективности адаптационных стратегий и как основу выбора адаптационных инструментов.
Ряд авторов считают, что стремление к положительному образу «Я-концепции» – один из главных мотивов человеческого поведения (См.: Кон И.С. В поисках себя. М. 1983; Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация. Ереван. 1988: АН АрмССР, 1988. С. 43–65.)
В нашей работе нас особенно интересовало влияние Я-концепции, выраженной в высоком и низком самоуважении, как регулятор адаптационных стратегий.

Нами было исследовано 180 здоровых людей, подразделенных на три группы: 58 испытуемых с низким самоуважение, 96 – со среднем самоуважением, 26 – с высоким самоуважением. Таким образом, мы обратили внимания на то, что группа здоровых людей с высоким самоуважением оказалась достаточно небольшой, в то время как группа здоровых со среднем самоуважением можно рассматривать как основную. Обращает на себя внимание то, что практически треть испытуемых относятся к себе негативно.
Материалы сопоставлялись с данными, полученными с помощью методики МИС, Келлермана-Плутчика-Конте, исследование копинг-стратегий Лазаруса, методики ШСО, опросник Адаптивность.
Анализ ответов по методики МИС дал возможность выделить, что для группы с высоким самоуважением характерны высокие значения по шкалам: Самоценность (58%), Зеркальное Я (62%), Саморуководство (60%), Самоуверенность (61%). Группа с низким уровнем самоуважения характеризуется такими показателями, как: Самоценность (40%), Самопринятие (46%). Таким образом, можно сказать, что для людей с высоким и низким самоуважениемхарактерна заинтересованность в собственном Я, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.
Говоря же о низких значениях, то для людей с высоким самоуважение характерно заниженность таких шкал, как Конфликтность (38%) и Самообвинение (38%), что свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.
Значимы различия выявлены по шкалам Внутренняя честность (открытость/закрытость), Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное самоотношение, Самоценность, Самопривязанность, Внутренняя конфликтность, Самообвинение
Анализ данных по методики адаптивность позволил выделить такие различия. Для группы людей с высоким самоуважением свойственны высокие значения по шкалам: Нервно-психическая устойчивость (62%), Коммуникативные особенности (55%), Моральная нормативность (52%), что говорит о высокой адекватной самооценки и реальном восприятие действительности, им свойственно реальная оценка своей роли в коллективе. Таким образом, люди с высоким самоуважение опираются на высокую степень адаптации. Для группы с низким самоуважением характерны высокие значения по шкалам: Коммуникативные особенности (45%), Моральная нормативность (48%).
Есть различия по всем шкалам, достоверными являются различия по шкалам, Адаптивные способности, Нервно-психическая устойчивость, Коммуникативные особенности.
Анализ данных по методике ШСО дал возможность выделить, что для семейного окружения людей с высоким самоуважением характерны такие показатели, как: Сплоченность (56%), Экспрессивность (53%), Конфликтность (55%), Организация (56%), Независимость(54%), Ориентация на достижение (53%), Ориентация на активный отдых (56%).
Для семейного окружения людей с низким самоуважением характерны такие показатели, как: Независимость (46%), Экспрессивность (47%), Сплоченность (44%).
Для семейного окружения тестируемых, входящих в обе группы менее всего свойственны показатели Интеллектуально-культурной ориентации (46% -группа с низким самоуважением; 54% – высокое самоуважение)
Значимые различия по всем шкалам, кроме морально-нравственной ориентации, что говорит о том, что этот показатель не зависит от самоуважения.
Анализ ответов опросника Плутчика-Келлермана-Конте выявил, что людям с низким самоуважением свойственно частое использование следующих защитных механизмов: Проекция (47%), Регрессия (38%), Замещение (37%). Группа с высоким самоуважением использует в основном, более зрелые защитные механизмы, такие как: Рационализация (56%), Проекция (53%). Очень редко испытуемые прибегают к защите от тревоги с помощью механизма Замещения (37% – низкое самоуважение; 63% – высокое самоуважение). Это свидетельствует тому, что люди с низким самоуважением не готовы к разрешению проблемы и смещают представление об источнике проблемы (замещение/проекция) либо смещают ответственность за решение проблемы (регрессия) Обе группы с целью избегания тревоги используют защитный механизм приписывания окружающим различных негативных качеств, мыслей, чувств, но в случае низкого самоуважения этот механизм используется чаще. Испытуемые с высоким самоуважением пытаются объяснить ситуацию, что возможно предполагает ее решение

Выбор таких защитных механизмов как Проекция и Рационализация, приводит к снижению частоты использования механизма Замещения.
Анализ ответов Копинг-теста позволил выделить такие различия. Группа людей с высоким самоуважением характеризуется высокими значениями по шкалам: Дистанциирование (78%), то есть при столкновении с трудной жизненной ситуацией им свойственно решать вопросы вне себя, так же характерно дифференцировать проблемы на значимые и незначимы. Для людей с низким самоуважением характерно наиболее частое применение таких стратегий совладения, как: Самоконтроль (68%). В связи с этим акцент с совладанием с проблемой переносится на себя, то есть при решении трудной жизненной ситуации группе людей с низким самоуважением свойственно не решать проблему, а сохранять ощущение контроля своих чувств.
И в случае высокой степени самоуважения, и низкой при столкновении с проблемой более редко используются такие копинг-стратегии: бегство-избегание (45% – высокое самоуважение; 55% – низкое самоуважение)
Таким образом, высокое самоуважение можно рассматривать, как определенную адаптивную стратегию, базирующуюся высоком уровне адаптации и высоком уровне семейной поддержки, анализе ситуации и избегания тех проблем, которые воспринимаются как излишние или не относящиеся ко мне.
Низкое самоуважение можно рассматривать, как стратегию, предполагающую сниженный уровень адаптации, отсутствие семейной поддержки и защиту своего Я, попытку контролировать себя.
Научный руководитель: к. псх. н., доцент М.М. Орлова

Источник: Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент Материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры общей и социальной психологии (кафедры психологии) 24 декабря 2011 года

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.