На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Введение
Сказкотерапия в учреждениях образования ― это метод  диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала (сказок, легенд, мифов и др.).  Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что сказка ― это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста. Широкая распространенность сказок обусловлена тем, что они способствуют пониманию или осмыслению окружения человека, помогают выразить мистические, религиозные и моральные установки.

Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений.  Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять "законы" окружающей действительности. 
Сказкотерапевтические технологии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога (психолога), создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Сказкотерапия — воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития (близки к принципам гуманистической, позитивной терапии):
1. Под психодиагностикой с помощью "сказочных" приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип "расширения спектра альтернативных реакций". То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, "прожить" как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [4, с. 13].
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина,  Б. Беттельхейма,  Р. Гарднера, Э. Фромма, Э. Берна, К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц,  Н. Пезешкиана, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной, В. Проппа, Е. Романовой,  А. Гнездилова,  А. Захарова и др.
Сказкотерапия тесно связана с Арт-терапией, игровой терапией,  гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, юнгианской песочной психотерапией, психоанализом и ТРИЗом.

Глава I Специфика использования сказкотерапевтических технологий в работе с разными возрастными группами

1. Философия сказкотерапии

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает их привлекательными для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря чему архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения. Таких специфических культурных наслоений в волшебных сказках значительно меньше, и поэтому они с большей ясностью отражают базисные паттерны психики.
Любые персонажи волшебных сказок — добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики — являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического. Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. Юнгианское толкование этих образов вовсе не изживает их, не превращает в досужую фикцию, оно использует их, чтобы отыскать путь к внутреннему переживанию, символизируемому образной системой той или иной волшебной сказки. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность [16].
Согласно концепции К. Г. Юнга, любой архетип, в сущности, является неведомым психическим феноменом, а, следовательно, невозможно сколько-нибудь удовлетворительно перевести содержание архетипического образа на язык мышления. Лучшее, что можно предпринять в данном случае,— это попытаться описать его либо на основе собственного психического опыта, либо опираясь на данные сравнительных исследований, в которых проясняется, если так можно выразиться, вся цепь ассоциаций, окружающих собой архетипические образы. Значит, волшебная сказка сама и является своим лучшим объяснением, а ее значение заключено во всей той совокупности мотивов, которые объединены ходом развития сказки. Выражаясь метафорически, бессознательное находится в таком же положении, как и человек, увидевший или испытавший нечто необычное и желающий поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Но так как то, с чем он столкнулся, никогда еще не было сформулировано с помощью понятий, ему не хватает средств для того, чтобы выразить это. В подобной ситуации человек обычно предпринимает многократные попытки объяснить случившееся. Пытаясь вызвать у слушателей ответную реакцию, он интуитивно использует аналогии с уже известными фактами, дополняет и развивает свою точку зрения до тех пор, пока не убедится в том, что его поняли правильно. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.
Чем же привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы? В работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой [4] определяются следующие достоинства сказки:

  • Глубинный смысл и ее мораль не дидактичны. В сказках нет прямых нравоучений, как, например, в баснях: "Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок". Всем известно, что когда на нас кто-то психологически "давит", диктуя: "Делай именно так, а не иначе", оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.
  • Метафора недирективна, она лишь мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создавать вокруг человека ауру психологической защищенности. С другой стороны, человек получает возможность "приподняться" над своей проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает. По мнению Н. Пезешкияна, через истории, притчи, мифы и сказки психотерапевт сознательно прокладывает путь к интуиции и фантазии пациента, учит его мыслить в образах данной истории, тем самым мягко изменяя его позицию. Это особенно важно тогда, когда разум пациента не может справиться с ситуацией [8].
  • Собирательность образа главного героя и неопределенность места действия. Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.
  • Многогранность и многоуровневость хранимой информации. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это "закодировано" в образах сказки.
  • Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. Со временем мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н. Пезешкиана, так "работает" механизм хранения в сказочных историях личного опыта. А это, в свою очередь, делает пациента более независимым от психолога [8].
  • Философское, экзистенциональное осмысление действительности. Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. В процессе чтения  или слушания сказки становится ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить (психологам и психотерапевтам хорошо известно, какую огромную работу с пациентом нужно провести, для того чтобы прийти к такой ясности!). Кроме того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
  • Раскрытие потенциальности. Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи временны и случаются потому, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием "Что бы Вы сделали, если бы у Вас была Волшебная палочка?" эффективен даже с самыми сложными пациентами.

Очень полную и точную характеристику сказке, на наш взгляд, дает Дмитрий Соколов:

  • Время появления основных сюжетов не установимо. В масштабах человеческой культуры ― очень давно.
  • Передаются от старшего поколения младшему в виде пакета с основными зафиксированными сюжетами.
  • Могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев.
  • Большинство основных сюжетов имеют несколько (обычно много) вариантов, из которых в данной местности или стране принят только один. Соответственно, каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюжета.
  • Работают преимущественно на бессознательном уровне. В жизни конкретного человека степень проявленности, а также выбор между заранее подготовленными действиями (сценарными ходами) зависит от конкретных событий и таким образом ― а, возможно, иногда и напрямую ― от работы сознания.
  • Являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников ― мифов, законов, даже моральных принципов и технических приспособлений ― сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре [10].

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем "сказочными" способами, ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.

  • Сказкотерапия с детьми дошкольного

и младшего школьного возраста

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется  формированием  образного мышления,  которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает  формировать модели той действительности,  с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.  Сказка ― это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую  действительность.
Ж. Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм ― стремление приписать неодушевленным  предметам  или животным человеческие черты.  Он исчезает по мере умственного и  эмоционального  развития  детей,  к  школе  анимистические представления сменяются более реалистическими,  хотя не исчезают совсем.
По мере расширения сферы общения дети  испытывают  действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать  ситуативные  эмоции,  культурно  управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка в определенной степени  удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного (младшего школьного) возраста:

  • потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  • потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  • потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:

  • автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
  • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
  • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения [3].

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе количество участников составляет от трех до двенадцати человек.
В начальной школе психолог может организовать коррекционную группу на базе группы продленного дня. Один или два раза в неделю в этой группе можно в течение года проводить сказкотерапевтические занятия («В гостях у сказки»), направленные на коррекцию и развитие аффективной и познавательной сфер. Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.
Ниже приведены несколько вариантов «сказочных» игр для детей дошкольного (младшего школьного) возраста, которые мы рекомендуем для использования.

Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец.
В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.

Упражнение «Сочиним сказку»
(для детей с пяти лет)
Цель: развитие воображения, вариативности мышления, гибкости поведения.
Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь доходит опять до ведущего, он направляет сюжет сказки, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. Затем ребятам предлагается нарисовать иллюстрации к сказке. Если сказка получается интересной и нравится детям, ее можно проиграть, распределив роли между всеми участниками.

Упражнение «Тень»
(для детей с пяти лет)
Цель: снятие мышечного напряжения и развитие координации.
Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они ― его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
Это упражнение можно включать в занятие с использованием сказки Г. Х. Андерсена «Тень».

Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»
Цель: обучение саморегуляции.
Психолог: - Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты ― стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец! Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.
Рекомендуется включать в сказкотерапевтические занятия элементы танцевально-двигательной терапии, «упаковывая» их в сказочный контекст. Примером такой работы может служить следующее упражнение.

Упражнение «Водный карнавал»
(для детей с четырех лет)
Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Источник: "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.