На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Приложения 2
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Приложения 2
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

1.4. Рисунок семьи в сказочных образах

Этот тест является вариантом теста "Рисунок семьи" . Он позволяет изучить детско-родительские взаимоотношения. Может проводиться не только с ребенком, но и с родителями, с целью сопоставления семейных рисунков.
Процедура следующая: ребенку предлагают бумагу и карандаши с просьбой нарисовать "Рисунок семьи в сказочных образах", включая себя. Когда рисунок завершен, ребенка просят идентифицировать нарисованные фигуры, и записывают ту последовательность, в которой они были нарисованы.

Инструкция: "Представь, что твоя семья попала в сказочную страну. В каких сказочных героев превратятся члены твоей семьи? Нарисуй свою семью в сказочных образах и подпиши внизу названия героев".
Анализ и интерпретация рисунков проводится с опорой на показатели теста "Рисунок семьи".

1.5. Рисунок сказочного героя

Этот тест является вариантом теста "Несуществующее животное" и относится к числу проективных. По составу – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется.
Инструкция: "Представь, что ты попал в сказочную страну. В какого сказочного героя ты бы превратился? Нарисуй, пожалуйста, и подпиши его название".
Интерпретация рисунка сказочного существа проводится с опорой на основные показатели теста "Несуществующее животное": положение рисунка на листе, анализ частей фигуры, общая энергия и т.п. Особое внимание следует уделить эмоциональной стороне изображенного сказочного существа, его статусу в сказке, способам взаимодействия с другими сказочными героями и др. Через этот рисунок можно выяснить отношение ребенка к собственной персоне, своему "Я", его представление о своем положение в мире. Работая над этим рисунком, ребенок идентифицирует себя по значимости с каким-либо сказочным героем.
Когда ребенок закончил рисовать, ему можно задать уточняющие вопросы:

  • Какого сказочного героя ты изобразил?
  • Из какой он сказки?
  • Чем тебе нравиться этот сказочный герой?
  • Чем не нравиться?
  • Что сказочный герой будет делать в сказочной стране?
  • И т.п.

Подобные вопросы помогут получить дополнительную информацию о ребенке и его состоянии, а также послужат для построения дальнейшей коррекционной программы. Например, если сказочный герой мечтает измениться, встретить кого-либо на своем пути или победить кого-то психолог при написании коррекционной сказки для этого ребенка введет в нее необходимые (корректирующие) события и действия.

Приложение 2

2.1. Сказки для дошкольников и младших школьников

Сказка о нежных Теплышках

Clade Steiner в сокращении

Давным-давно в одной стране жили вместе два очень счастливых человека – муж Тим и жена Магги. И были у них сын Йонукас и дочь Люция.
В те времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с мягкими пушистыми комочками – нежными Теплышками, которыми они пользовались всю жизнь. Теплышки несли людям добро и нежность, а так же защищали их от болезней и смерти.
Люди дарили Теплышку друг другу. Получить теплышку было совсем несложно. Достаточно было подойти к человеку и попросить: "Мне нужна Теплышка". Тот, достав Теплышку из мешочка, клал ее просящему на плечо. Теплышка улыбалась и превращалась в большой и очень пушистый комок, который при соприкосновении с человеком таял, наделяя его добротой и нежностью.
Люди не жалели друг другу Теплышек, щедро раздаривая их. Поэтому все вокруг были счастливы и здоровы.
Но одной злой ведьме не нравилось это всеобщее счастье и здоровье: никто не покупал у нее микстур и мазей. И придумала она коварный план.
Однажды, когда Магги играла со своей дочкой, колдунья тихо подкралась к Тиму и зашептала на ухо: "Ты только посмотри, Тим, сколько Теплышек Магги отдает Люции. Если так пойдет дальше, Теплышки у нее закончатся и тебе ничего не достанется".
Слова злой колдуньи запали в сердце Тима, и стал он ревниво следить за Магги. Ему очень нравились ее Теплышки, и он упрекнул жену, зачем она бездумно раздает их. Магги очень любила Тима и, чтобы не огорчать его, решила приберечь для него Теплышки. Вслед за мамой дети также перестали раздавать свои Теплышки.
Теплышек становилось все меньше и меньше. Скоро все почувствовали, что вокруг стало не хватать тепла и нежности. Люди стали болеть и умирать.
Злой колдунье не хотелось, чтобы люди умирали – ведь покойникам не нужны ее мази и микстуры. И задумала она новый план.
Всем людям страны колдунья раздала маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные и мягкие Теплышки, а холодные и колючие ледышки, несущие людям холод и жестокость, но все-таки защищающие их от смерти.
С тех пор люди дарили друг другу Ледышки, а Теплышки оставляли себе. Скоро все вокруг почувствовали себя несчастными – ведь обменивались они злом, грубостью, жестокостью.
Людям очень не хватало Теплышек. Нашлись хитрецы, которые обклеивали Ледышки пухом, а затем продавали их вместо Теплышек. Обмениваясь ненастоящими Теплышками, люди не понимали, почему они не получают тепла и нежности.
Жизнь стала тяжелой и жестокой. А во всем была виновата злая колдунья, которая обманула людей, что Теплышки в мешочках скоро закончатся.
Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она раздавала всем жителям Теплышки, совсем не переживая, что они могут закончиться.
Всем детям женщина очень понравилась, и они, следуя ее примеру, стали раздаривать свои Теплышки. Обеспокоенные взрослые срочно издали закон, запрещающий отдавать Теплышки без специального разрешения.
Дети же, совершенно не обращая на них внимания, продолжали дарить людям тепло, заботу и радость.
Борьба добра со злом продолжается и сейчас.
Щедро дарите людям нежные теплышки, будьте добры, счастливы и здоровы!

Котенок
Стишенок Ирина, психолог.

Сказка для тех детей, кто имеет проблемы в общении с окружающими, чувствует себя одиноким и беззащитным и, как следствие, становится агрессивным.

Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мурзик. Всю свою сознательную жизнь он провел в подвале большого дома, и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили поближе, Мурзик шипел, скатил зубки и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убегали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал
Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали:
- Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно царапается.
Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котенка
- Какой хорошенький! - воскликнула девочка и подошла поближе.
- Только не трогай его, - вдруг сказал ей мальчик, проходивший мимо. -
Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.
Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:
- Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.
- Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и останется одиноким, - произнес мальчик.
- А я знаю, как с ним подружиться, - улыбнулась Маша и побежала домой.
Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.
- Ксс, ксс, - шепотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку. Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.
Каждый день Маша поила маленького котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка и котенок так подружились, что вместе бегали по двору и играли с резиновым мячиком.
Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка, пожалев котенка, решила взять его к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами он смотрел по сторонам, но не убегал. В новой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая.
Через несколько дней Маша с котенком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала:
- Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается. Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.
- И совсем этот котенок не Злой, - с удивлением сказали они друг другу, - а Добрый и Красивый.

  • Совершенно верно, - улыбнулась Маша - Это Очень Добрый Котенок.

Вопросы

  • Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели.
  • Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
  • Как вы думаете, почему дети называли котенка Злым?
  • Был ли он Злым на самом деле?
  • Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал Котенок?
  • Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?
  • Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?

Услышать свой день.
Чеснокова Ольга, психолог
На далёком острове Табу жил мальчик Рик. Родители у Рика были важные люди - и их никогда не было дома. Они целыми днями важничали: работа была такая. И воспитывали Рика... четыре бабушки и три дедушки. Всего семь человек. Это обычная история на острове Табу. Ведь там водятся птицы Ру, уносящие детей. Ах, да! Вы их, наверное, не знаете. Ну, тогда всё по-порядку.
С давних времён жили на острове дивные птицы неописуемой красоты. Взрослых людей они боялись и близко не подпускали. А вот с малышами играли целыми днями - лучше любой няньки. Так было, пока не завезли на остров чудо-машины . Взрослые были очарованы своими новыми игрушками . Теперь машины стирали, убирали, строили ... А взрослые за ними ухаживали. И столько эти машины понастроили, что птицам стало негде жить, и они улетели с острова. И вот что стало происходить. Многие дети начинали странно себя вести: им становилось скучно. Столько вокруг немыслимых красочных механизмов - а им всё скучно. По ночам к таким детям приходят птицы Ру. И через некоторое время они исчезают - мелькнёт за окном узорчатая тень, уносящая ребёнка... и всё. Хорошо, если получат родные письмецо - непонятно откуда, мол, не скучайте, не ждите. Там, с птицами, детям весело, и назад они не возвращаются.
Да-а... Так вот, про нашего мальчика. Его бабушки и дедушки были чаг стью родными Рика, а остальные - это те, кого странные птицы оставили без внучат. Главная задача у них, конечно, была - не дать Рику заскучать. Они и не давали : числовые вычисления, линейные построения, звёздные наблюдения , веществостроение, словосписывание, песнопение и ещё, и ещё... В общем, всё, что надо, чтобы побыстрее стать взрослым. И игрушек у Рика - не счесть: саморазвивающие конструкторы, наиполезные головоломки, информирующие роботы ... у него было всё. Но самой любимой игрушкой Рика, постоянной спутницей была Большая Океанская Раковина, которую он когда-то нашёл на берегу. Как же он всех бабушек и дедушек этой Раковиной извёл! Рик уверял, что если приложить её к уху и закрыть глаза, то сейчас же окажешься в самом счастливом дне своей жизни. У Рика это был день, когда ом нашёл свою Раковину. Конечно же, всех своих бабушек и дедушек поочерёдно он заставлял сидеть с раковиной у уха, с закрытыми глазами - подолгу, чуть не каждый день. Что может быть глупее: ничего не видно и не слышно, да ещё вон сколько уроков не пройдено 1 Бедные прародители теперь очень нервничали на занятиях. Идёт, к примеру, урок линейного построения - так все фигуры чертятся прямо на полу, а в центре - Раковина. На музыкальном часу надо прыгать вокруг неё же. И выбросить эту проклятую Раковину нельзя: а что, если Рик заскучает?!
И всё же он заскучал. Всё реже просил Рик послушать Раковину . Потом и вовсе оставил всех в покое - Тревога охватила весь. дом. Даже родители на целых два часа оставили свои важные дела. На взрослом совете было решено не выпускать Рика из дома, пока он не подрастёт - ведь уже дважды видели люди над домом опасную тень птицы ...
(Пауза. Другим тоном) Рик исчез утром. Пришли взрослые - а в комнате никого. Записка на столе: "Будет время - послушайте Раковину." (Пауза.) Вот и Раковина лежит. Великая скорбь охватила дом. Мы потеряли ребёнка! Некого больше учить. Теперь есть время. И дедушка-математик взял Раковину и прижал к уху.
( Другим тоном.) Через некоторое время дедушка воскликнул: "Ну конечно же футбол Г Счастливыми глазами глядя на остальных, он объявил, что самым лучшим днём в его жизни стал день, когда они с отцом вместе пошли смотреть футбольный матч. С надеждой вслушивались взрослые в нечто там , в Раковине . И каждый , каждый вспомнил тот свой особенный счастливый день , который остался в далёком детстве . Теперь они отдали бы весь мир , чтобы рассказать Рику о том, что они услышали и увидели , и что они поняли.. ... Но он улетел навсегда.
" И вовсе я не улетел! - воскликнул мальчик, выбираясь из шкафа. - Я хотел улететь завтра и нечаянно уснул. Но теперь я остаюсь - ведь я так сильно вас люблю!"
* * *
Надо ли описывать вам , сколько радости, счастья и веселья было в доме! Сейчас этот дом называют домом , которому повезло. Рика - мальчиком , которому повезло с бабушками и дедушками . А важные родители теперь пораньше спешат домой, чтобы слушать всей семьёй счастливые истории волшебной Раковины.

2.2. Сказки для работы с подростками

Драгоценность
Сакович Наталья

Пляжный песок двигался по направлению к морю. Каждая песчинка знала свой путь. Откуда приходило это знание? Неизвестно. Но как только песчинка появлялась на свет, она знала, что если она дойдет до моря и ей повезет, через некоторое время она может стать жемчужиной.
Набегавшая на песок волна лениво перебирала песчинки, грозно отбрасывая неподходящие. Не то, чтобы она была очень строга, просто она выполняла свою великую миссию на службе морю. Песчинки торопливо бежали к волне, подгоняемые пляжным ветерком и переливаясь на солнышке. Волна отбирала блестящие, прозрачные и чистые песчинки и быстро возвращалась с ними в море, где с шумом разбрасывала их в разные стороны. Дальше песчинки продолжали свой путь самостоятельно. Глубоко в море их ожидали маленькие раковины-жемчужницы. Каждая раковина встречала свою песчинку распростертыми створками. Этот момент был волшебным началом рождения прекрасных жемчужин.
А песок продолжал свой путь к морю...
Однажды, когда солнце щедро дарило миру свое тепло, на море был штиль. Волна утомленно перебирала песочек, изредка советуясь с морем. Внезапно в ее ладони попала небольшая блестящая и прозрачная песчинка. Таких много было вокруг, но эту отличало то, что она была черна. Быть черной и прозрачной одновременно, удивительно. Волна подняла песчинку на гребне выше к солнышку, и та засветилась изнутри необыкновенным светом. Откуда взялась она тут, на этом пляже, неизвестно. Возможно, когда-то здесь было кострище, и ветер разнес по пляжу крупинки остывших углей. Черная песчинка как будто помнила то пламя, или оно было внутри нее? Волна задумалась. Что делать с находкой? Она отличалась от тех, которые привычно относились в море. Но оставить ее на берегу, отбросить, волна не могла.
На море поднимался ветер, стало штормить. Вздохнув, волна решилась отнести свою необыкновенную находку подальше в море, туда, где она в бешеном танце встречалась с другими волнами. Подхватив "искорку" она ринулась в море и через несколько минут, вместе с фонтаном брызг, песчинка полетела навстречу своей судьбе. Там, глубоко, внизу, ее ждала прекрасная раковина-жемчужница.
Прошло время. Песок так же двигался к морю...
Волна часто вспоминала свою удивительную находку. Когда она бывала в море, она расспрашивала у его жителей, не встречали ли они на своем пути песчинку-"искорку"?
И вот однажды, когда из-за сильного ветра волна оказалась далеко в море, она услышала чарующее слух пение. Это пели русалки, собирающие жемчуг. В их песне воспевалась черная жемчужина, королева моря, великая драгоценность. Каждого, кто брал ее в руки, она освещала прекрасным внутренним светом, дарящим любовь и красоту. Это моя "искорка", поняла волна.
Быть черной и драгоценной одновременно удивительно?

Колючка
Стишенок Ирина, психолог

Эта сказка рекомендуется для работы с теми, кто испытывает чувство острого одиночества, кому необходимо изменить взгляд на себя и свою жизнь. Сказка иллюстрирует работу психолога с членами коллектива: помочь ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия.

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много разных цветов и трав, высоко в небе светило солнышко и пели птицы, но колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, и если кто и растет рядом, то одни только репейники - колючие, жесткие и холодные.
Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она гордо росла на полянке, смотрела в синее небо и размышляла: вот небо - большое, чистое и светлое, а вот солнце - теплое, ласковое и нежное, но они так далеко от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле.
Она размышляла так изо дня в день, и все больше сжималась от одиночества, и все жестче становились ее иголочки. Но однажды утром случилось что-то необыкновенное. Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Открыв глаза, она увидела солнечный лучик.

  • Привет, - сказал он ей. - Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем
    думаешь?
  • Что значит - цветут? - удивилась Колючка, - я об этом ничего не знаю.
  • А ты посмотри вокруг и увидишь, - улыбнулся Лучик.
  • Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы - яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а птицы пели веселые песни.
  • Как же так? - удивилась Колючка, - вокруг такая интересная жизнь, а я
    ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!
  • Лучик! - воскликнула она, - помоги мне стать такой же красивой, как эти
    цветы. Я очень хочу стать красивой!
  • Но это же так просто, - ответил ей Лучик, - доверься этому миру, открой
    ему себя, и все случится само собой.
  • Как это? - подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими соками, подняла голову и ощутила, как согревает солнышко, пошевелила листиками и словила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка вдруг расцвела.
- Расцвела! Я расцвела! - воскликнула она. - Как это просто. И как сложно
мне было к этому придти. Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Я смогла открыться и
довериться миру, и мир протянул мне руку помощи. Он всегда готов помочь, а я
об этом и не догадывалась.
Красавица Колючка радостно трепетала - у нее начиналась Новая Жизнь.
Вопросы

  • О чем эта сказка?
  • Почему Колючка казалась себе одинокой?
  • Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом?
  • Что она сделала, чтобы расцвести?
  • Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку?
  • Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка?
  • Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?
  • Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки.

2.3. Сказки для взрослых
(Суффийские притчи)

Человек, который помнил о смерти
Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры, как водится в таких случаях, стали один за другим подходить к нему за напутствиями. Всем им он говорил одно и то же и, казалось, просто повторял одну из тех формул, которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего внимания. Он говорил: "Зная, что твой конец неминуем, помни о смерти". Почти никто из путешественников не обратил особого внимания на этот совет. Но вот корабль поплыл. Много ли, мало ли он плыл, только вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры в панике повалились на колени и стали молиться Богу. Считая себя почти погибшими, они по очереди возносили к небесам истовые молитвы, ожидая помощи свыше. Все это время дервиш без всяких движений сидел в стороне и спокойно о чем-то размышлял. Всеобщая паника словно бы его не касалась. Наконец ветер поутих, море успокоилось, и из-за туч выглянуло ясное солнце. Придя в себя, пассажиры обратили внимание на безмятежность дервиша и вспомнили, какое спокойствие он хранил среди всеобщего ужаса.

  • Разве вы не осознавали во время этого шторма, что только одни доски отделяли нас от смерти?— спросил один из них.
  • О да, конечно,— ответил дервиш,— я знал, что на море всегда так, но еще на суше я часто размышлял над тем, что в обычной жизни, среди самых повседневных событий, нечто еще, менее прочное, отделяет нас от смерти.

Вспыльчивый человек
Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за такой его вспыльчивости. Стал он думать, как бы ему избавиться от этой черты. И вот прослышал он об одном дервише, который, мол, обладает глубоким знанием. Пошел он к нему за советом. Дервиш сказал ему:
— Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к перепутью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться.
Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством совершенного мудреца. Однажды один путник, который, ему бросился известный всему городу юродивый по прозвищу Кака Диван — Безумный Дядя, как раз в этот момент случайно оказавшийся рядом. Он подхватил царя и вытащил его на берег. Другие горожане — более сильные и здравомыслящие люди, тоже видели, как царь беспомощно барахтался в воде, но даже не сдвинулись с места. Когда царь пришел в себя, оба дервиша в один голос сказали:
— Самый никчемный человек оказался полезен.
Вот так царь возвратился к своему старому традиционному обычаю: помогать в меру своих возможностей тем, кого он признавал наиболее заслуживающим этой помощи,— шла ли речь об образовании или о чем бы то ни было другом.

Птица и яйцо
Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно бескрылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась. Иногда он спрашивал свою приемную мать:
— Когда же я полечу?
И птица, привязанная к земле, отвечала:
— Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.
Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.
"Если бы не она,— рассуждал он сам с собой,— я до сих пор оставался бы в яйце".
А иногда он говорил себе так: "Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень".

2.4. Сказки, написанные клиентами на индивидуальных сказкотерапевтических занятиях

МЕСЯЦ В ЦЕРКВИ
Вероника 23 г.
В одной стране, которой нет ни на одной карте, был такой обычай: девушка, решившая выйти замуж, должна была пройти испытание. Не то чтобы это было очень тяжелое или суровое испытание, нет, суть его заключалась в другом - в длительности.
Девушку одевали в подвенечное платье, украшали ее и приводили в одиноко стоящую деревянную церковь. Церковь эта была особенная - в ней никогда никто не жил: никогда не скреблась ни одна мышь, не влетала в окно ни одна птица, не было ни мух, ни пауков, ни собак, ни кошек, ни, тем более, людей. Церковь была очень старая, казалось даже, что это вовсе и не человек ее построил, а она словно бы выросла из земли или появилась сама собой ниоткуда. Необычным было то, что в церкви всегда было тепло и светло - днем от солнца или ясного неба, ночью — от свечения месяца. Еще одна странность — из окна церкви никто никогда не видел луну, всегда только тонкий светящийся рожок растущего месяца.
Церковь казалась очень-очень древней, но нигде в ней не было заметно следов ветхости - ни трухи, ни пыли, ни гнилого дерева, ни мха, ни плесени. В ней не было никаких растений, так же, как и животных, так же, как и людей.
Удивительнее же всего было то, что при всей своей очевидной необитаемости церковь была переполнена жизнью. Она жила и словно бы дышала, как живое существо, в ней все было живым, было пропитано и наполнено жизнью. Ее кажущаяся внутренняя пустота была до краев наполнена тонкой изысканной водой то солнечного, то лунного света.
Говорили, что лишь чистым дано войти в эту церковь и суметь остаться в ней долгое время. Странные, непонятные вещи происходили со многими людьми, пытавшимися попасть внутрь из азарта, упрямого желания доказать что-то кому-то. Для одних церковь вдруг заканчивалась сразу за дверью - они входили, и все вдруг пропадало куда-то, оставалась лишь тихая зелень да распахнутая дверь, согретая теплым солнцем. Другие приходили ночью и натыкались на блестящий холодный металл без выступов, без щелей, словно бы церковь оделась в гладкий железный панцирь. Были и те, кто пытался проникнуть в церковь хитростью - как смиренный скиталец в скромной монашеской одежде, зашедший туда переночевать. Но и они не могли добиться того, чего хотели, - как только оказывались внутри церкви, их одолевала непреодолимая дремота, они засыпали и просыпались посреди леса, .далеко от того места, где стояла церковь, и больше никогда не могли приблизиться к ней ближе, чем на километр. Издалека они могли видеть стройный ее купол, манящий к себе тихой нетронутой простотой. Но стоило им попытаться хоть на сколько-нибудь, приблизиться к церкви, как вдруг они замечали, что быстро и неотвратимо удаляются от нее и теряют из виду. Приходилось им с тех пор довольствоваться созерцанием недосягаемой церкви издалека, затаив дыхание, страшась сделать лишний шаг по направлению к ней.
Так уж получалось, что все люди, пытавшиеся попасть в церковь такими способами, были мужчинами. Теперь неизвестно, почему, откуда появилась у них эта идея - провести месяц в этой церкви, кому и что они хотели этим доказать. Но это было так. Кажется, они хотели услышать звон колокола. Кто-то сказал им, что если суметь остаться в церкви и провести в ней целый месяц, то можно услышать этот звон - самый чудесный звон на земле, звон, который словно теплый дождь, будет литься с неба, озаряя и очищая достойного счастливца с ног до головы. Кто мог придумать такое? Ведь хотя церковь и походила на стройную колокольню и вполне могла бы ею быть, но у нее никогда не было колокола, это была очень тихая церковь.
Но мужчины верили и рассказывали друг другу, что будто бы однажды кто-то слышал, находясь в лесу неподалеку от церкви, божественную эту мелодию и видел издалека, как из дверей церкви вышел какой-то человек и весь светился, излучал необыкновенный свет и шел легко, не сминая травы, и улыбался счастливо. Разве можно было издалека разглядеть улыбку? Но мужчины верили и не оставляли попыток попасть в церковь и услышать свой колокол, свой звон. Они хотели получить его для себя, и никто их них не преуспел в этом.
Никто не помнит теперь, как и почему попала в эту церковь первая женщина. Это была юная девушка. Наверное, она заблудилась в лесу или поссорилась со своим любимым и, горюя, оказалась незаметно на поляне, где стояла церковь. Говорили, что она, усталая, заснула в церкви, едва переступив порог, и проснулась от того, что вся церковь полнилась чудесной мелодией, которая словно теплая нежная вода омывала все ее тело. Когда люди увидели ее, излучающую свет, они не знали, что и думать - девушку давно уже считали мертвой, она пропала месяц назад, и ее нигде не могли найти, потом решили, что она заблудилась и погибла в лесу.
Девушке странно было слышать это - ведь даже хлебная лепешка, которая лежала в кармане ее фартучка, не успела зачерстветь за то время, пока она спала. Да и сама она никак не могла поверить, что спала целый месяц. Женщины ко всей этой истории отнеслись с недоверием, хотя все слышали далекую, до слез прекрасную музыку и видели чудесный свет, исходивший от девушки в течение нескольких дней. Мужчины же ни минуты не сомневались в правдивости девушки. Кроме того, они увидели вдруг, что то, чего они добивались так долго и безрезультатно, само легло в руки той, которая и не думала его получить.
Девушка скоро вышла замуж. Во время венчания, когда жених с невестой поцеловали друг друга, где-то высоко-высоко в небе зазвучала тихая, но ясно различимая мелодия колокола и словно светящийся поток омыл влюбленных - они засветились вдруг, как два драгоценных камня на солнце, ослепляя окружающих своим блеском, потом свет стал становиться мягче, спокойнее, тише и погас. Как будто драгоценная светящаяся волна ушла сквозь песок в самые сердца влюбленных.
Женщины потом говорили что-то о каких-то зеркалах, отразивший яркий свет солнца, но мужчины снова поверили своим глазам и сердцу, а не разуму и рукам, глаза закрывающим.
С тех пор перед свадьбой мужчины того края отправляют своих невест в зачарованную церковь. Не всем, далеко не всем женщинам так легко удается провести этот месяц в церкви, как той, первой девушке. Есть и те, кто не хочет идти в эту церковь, но мужчины неумолимы, - ведь только через женщину могут они получить свет. Нелегко приходится таким женщинам, им кажется, что целые годы живут они в церкви. И выйти оттуда им нельзя никак до окончания этого долгого месяца, - с тем же упорством, с каким церковь не впускает в себя мужчин, она не отпускает от себя женщин. Они, пытаясь покинуть церковь раньше срока, тоже засыпают, едва переступив порог, и, просыпаясь, видят, что снова оказались в церкви. Некоторые бегут, бегут, борясь со сном, но падая от усталости вдруг видят, словно из-под земли выросшую - церковь. Или вдруг за дверью церкви стеной вырастает дождь или непроглядная темень и грозит забвением и смертью. Или какая-то теплая настойчивая сила не дает подойти к двери. Гордые женщины лежат без сна целый месяц, и звук их колокола болезненно резок и звонок, и так же резок и звонок свет, исходящий от их исхудалого тела, изможденного лица. Но есть мужчины, которые рады и такой мелодии, и такому свету, ведь какая бы ни была женщина, еще ни разу не случилось так, чтобы церковь не приняла ее, и чтобы для нее не раздался звон колокола.

Сказка о волшебном зеркале

Ксения 11 лет.

Жила-была девочка Ксеня. Она была вредная. Все ей об этом говорили: и друзья, и мама и даже папа. Однажды она пошла гулять и увидела какое-то необычное зеркало. Она подошла к нему, решив посмотреть на себя. Она не знала, что это волшебное зеркало, которое делает точную копию того человека, который смотрел в него. Ненадолго глянув в зеркало, она увидела, как из него выходит к ней навстречу еще одна Ксеня. Девочка испугалась и побежала. Вторая Ксеня побежала за ней. Девочки бежали долго и когда устали, сели на скамейку. Они оказались в парке. Вокруг было много ларьков со сладостями.

  • Я устала бегать от тебя – сказала Ксеня.
  • Я это ты, а ты это Я – сказала Ксеня-2.
  • Я очень вредная, сказала Ксеня.
  • Я тоже, ответила Ксеня-2.
  • Я злюсь.
  • И Я злюсь.
  • Давай разобьем ларек. Сладкого наедимся... Ты же знаешь, мне этого нельзя, а так хочется.
  • Я согласна.

Две Ксеньки побежали к ларьку. Они били его ногами, руками и всем, что попадало им под руки. Разбив ларек, они набрали во все карманы конфет, шоколадок, сосулек и побежали в лес. В лесу они наелись сладкого и уснули.
Им приснился удивительный сон. Как будто за ними погналась Баба-Яга и за то, что они ели шоколад превратила их в маленьких птичек, заперев в клетку. Клетку она взяла в свой дом и обещала, откормив птичек съесть их.
Когда Баба-Яга улетела по своим делам, птички раскачали клетку. Она упала на стол. Винт от дверцы отлетел, и птички смогли вылететь. В это время Баба-Яга вернулась. Птички метались от страха по дому. Одна из них вырвалась в окно, и Баба-Яга побежала за ней. Другая вылетела через дверь.
Девочки проснулись и увидели, что к ним идет милиционер. Они испугались и влезли на самый высокий дуб в лесу. Там они просидели, пока все не забыли о ларьке и потом пошли домой.
Мама встретила Ксеньку строго. Когда она увидела вторую такую же девочку, она очень расстроилась: " У меня на Вас никаких сил не хватит". Ксеня 2 из волшебного зеркала знала заклинание. Она сказала его, и у мамы стало в 4 раза больше сил.
Они стали жить вместе. Им было очень хорошо: они играли, бегали, вредничали, ссорились и даже дрались. Но скоро Ксене это надоело. "Тебе пора домой", сказала она Ксене 2. Проводив ее до зеркала, Ксеня попрощалась с ней.
Возвращаясь домой, она подумала о том, что нельзя ломать ларьки и есть то, что тебе запрещено.

История

Настя 13 лет
Она сидела на стуле и смотрела в холодное окно. На стене висела картина, на которой были изображены египетские пирамиды. Она невольно задумалась, что же такое история? Для чего она нужна? Она очень быстро плывет и уносит людей по своему течению. Как жалко, что в историю не могут пробраться фантазии, в ней только факты. Хотя, есть всякие мифы... Но они тоже основаны на исторических событиях.
Ай, все это бред, подумала она и пошла смотреть телевизор. По телевизору рассказывали про календарь. Это заставило ее повернуть свои мысли опять к истории. Календарь так же быстротечен, как история. Что же такое, подумала она, никуда от нее не деться.
Она проголодалась и пошла на кухню, в надежде, что это отвлечет ее от мыслей об истории. На кухне, среди многочисленных предметов завалялась книга, а на ней крупными черными буквами написано "История". Никуда от нее не деться. Наверное это хорошо, ведь история это жизнь.

Случай на кухне.
Катя 9 лет.
На одной уютной кухне, среди множества важных и нужных предметов, жили две подружки. Никто из них не помнил, кто первым поселился на этой кухне. Главное, они почти никогда не расставались.
Чашка была очень важной персоной. Без неё не могло обойтись ни одно чаепитие. На кухне её любили, ведь она была очень красивой: синее платье с золотой каймой, изящная ручка. Когда в неё наливали чай, она приятно звенела.
Её подружка, ложка, была не менее важной. Она была старинная, стройная,
украшенная фамильным вензелем. Этим она очень гордилась.
Как-то раз между подругами вышел спор: "Кто из них важнее?"

  • "Я важнее!" - сказала чашка. "Когда приходят гости, в первую очередь хозяйка ставит на стол меня".
  • "Зато меня хозяйка полирует и показывает всем как старинную и дорогую вещь" - ответила ложка.
  • "Тебя хозяйка прячет в шкафу, а меня выставляет на полку" - возмутилась чашка.
  • "Зато я не покроюсь пылью", - возразила ей ложка.

Их спор продолжался очень долго, но тут на кухню вошла хозяйка. Она взяла в руки чашку, налила в неё чаю. Положила сахар и, размешивая его ложечкой, проговорила: - "Дорогие мои ложечка и чашечка, как я вас люблю! Что бы я без вас делала".
После этого случая подруги жили в мире. Они знали, что важны для своей хозяйки, когда вместе.

Источник: "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.