8."Сказочные" игры
Для того, чтобы вырасти здоровыми, детям необязательно уметь читать, им необходимо уметь играть. Фред Роджер Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, деловые игры и многие другие).
Задача психолога, использующего сказкотерапию, ― "упаковать" их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной ― "Хвост дракона". Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие. Известная игра на групповое сплочение "Паутина" может стать настоящей паутиной на пути наших детей, путешествующих в сказочном мире. Ее нужно преодолеть, чтобы продолжить свой путь или чтобы спасти сказочного героя, попавшего в нее, и т. д. Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить. Найти игры для ваших занятий можно в сборниках К. Фопеля [11], книгах И. Вачкова, в "Практикуме по игровой психотерапии" и др.
9. Особенности индивидуальной и групповой сказкотерапии
Индивидуальная работа обычно проводится с детьми и подростками, которые имеют показания к этому, взрослыми клиентами и членами семьи. Эта форма сказкотерапии отличается меньшим количеством динамических технологий, игр и драматизаций. Чаще всего работа строится на использовании психотерапевтической (работа с горем), психокоррекционной (коррекция моделей поведения) и дидактической (развитие познавательных процессов) сказки. Используются также куклы, некоторые технологии индивидуальной Арт-терапии и песочная терапия. С маленькими детьми индивидуальные встречи проходят два раза в неделю по 25-30 минут. С подростками и взрослыми один раз в неделю по 40-60 минут. При индивидуальной форме работы важно соблюдать основные принципы сказкотерапии: осмысленность, множественность и связь с реальностью. Групповая форма сказкотерапии наиболее популярна и более эффективна, так как человек получает в группе не только обратную связь на свои слова и действия, но и многочисленные алгоритмы разрешения своей проблемы. Эта форма сказкотерапии очень динамична, позволяет использовать большое количество игр, путешествий, драматизаций, импровизаций и групповых форм Арт-терапии. Количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития в группе должно быть не более четырех-шести человек. По времени занятие с ними будет длиться 25-30 минут. Частота встреч ― два раза в неделю. Группа подростков и взрослых может состоять из 12-16 человек. По времени занятие будет длиться 60-90 минут, а частота встреч ― один раз в неделю. С этой категорией клиентов также возможен вариант интенсивного тренинга: в каникулы или в выходные дни по пять-шесть часов "путешествия". Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которая предложена Санкт-Петербургским институтом сказкотерапии [4]. Ей можно пользоваться при составлении коррекционных программ (см. табл.1).
Таблица 1 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап |
Назначение этапа
|
Содержание этапа
|
1
|
2
|
3
|
1. Ритуал "входа" в сказку
|
Создать настрой на совместную работу
|
Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие.
|
2. Повторение
|
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились
|
Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
|
3. Расширение
|
Расширить представления ребенка о чем-либо
|
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
|
4. Закрепление
|
Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка
|
Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
|
5. Интеграция
|
Связать новый опыт с реальной жизнью
|
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
|
6. Резюмирование
|
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
|
Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
|
7. Ритуал "выхода" из сказки
|
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде
|
Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".
|
Индивидуальные и групповые занятия могут строиться как на основе одной сказки, так и с использованием многих. Главное, чтобы они соответствовали цели и задачам, которые ставит психолог.
Список использованной литературы
- Джанни Родари. Грамматика Фантазии. Прогресс. — М., 1990.
- Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества /Московский психолого-социальный институт. — М., 2001.
- Ефимкина Р. П. Детская психология. Метод. указания /НГУ. — Новосибирск, 1995.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб., 1998.
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
- Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна.— М.: Аст-пресс, 1998.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
- Пезешкиян Н. Торговец и попугай. — М., 1992.
- Пропп В. Морфология сказки. — М., 1969.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.— М.: Класс, 1999.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать?— М.: Генезис, 1998.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.
- Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух.— Гомель: ИПП "СОЖ", 1995.
- Шванцера Й. и коллектив. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
- Шах Идрис. Зеркало совершенства: Суффийские притчи. — М., 2000.
- Юнг К. Г. Феноменология духа в сказке. — М., 1996.
Источник: "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] |