На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Литература по сказкотерапии
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Литература по сказкотерапии
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

8."Сказочные" игры

Для того, чтобы вырасти здоровыми,
детям необязательно уметь читать,
им необходимо уметь играть.
Фред Роджер

Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, деловые игры и многие другие).

Задача психолога, использующего сказкотерапию, ― "упаковать" их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной ― "Хвост дракона". Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие.
Известная игра на групповое сплочение "Паутина" может стать настоящей паутиной на пути наших детей, путешествующих в сказочном мире. Ее нужно преодолеть, чтобы продолжить свой путь или чтобы спасти сказочного героя, попавшего в нее, и т. д.
Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить.
Найти игры для ваших занятий можно в сборниках К. Фопеля [11], книгах И. Вачкова, в "Практикуме по игровой психотерапии" и др.

9. Особенности индивидуальной и групповой сказкотерапии

Индивидуальная работа обычно проводится с детьми и подростками, которые имеют показания к этому, взрослыми клиентами и членами семьи. Эта форма сказкотерапии отличается меньшим количеством динамических технологий, игр и драматизаций. Чаще всего работа строится на использовании психотерапевтической (работа с горем), психокоррекционной (коррекция моделей поведения) и дидактической (развитие познавательных процессов) сказки.  Используются также куклы, некоторые технологии индивидуальной Арт-терапии и песочная терапия. С маленькими детьми индивидуальные встречи проходят два раза в неделю по 25-30 минут. С подростками и взрослыми один раз в неделю по 40-60 минут.
При индивидуальной форме работы важно соблюдать основные принципы сказкотерапии: осмысленность, множественность и связь с реальностью.
Групповая форма сказкотерапии наиболее популярна и более эффективна, так как человек получает в группе не только обратную связь на свои слова и действия, но и многочисленные алгоритмы разрешения своей проблемы. Эта форма сказкотерапии очень динамична, позволяет использовать большое количество игр, путешествий, драматизаций, импровизаций и групповых форм Арт-терапии.
Количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития в группе должно быть не более четырех-шести человек. По времени занятие с ними будет длиться 25-30 минут. Частота встреч ― два раза в неделю.
Группа подростков и взрослых может состоять из 12-16 человек. По времени занятие будет длиться 60-90 минут, а частота встреч ― один раз в неделю. С этой категорией клиентов также возможен вариант интенсивного тренинга: в каникулы или в выходные дни по пять-шесть часов "путешествия".
Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которая  предложена Санкт-Петербургским институтом сказкотерапии [4]. Ей можно пользоваться при составлении коррекционных программ (см. табл.1).


Таблица 1
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия


Этап

Назначение этапа

 

Содержание этапа

1

2

3

1. Ритуал "входа" в сказку

Создать настрой на совместную работу

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик; или совершается иное "сплачивающее" действие.

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.

3. Расширение

 

 

Расширить представления ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4. Закрепление

Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

 

6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал "выхода" из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".

Индивидуальные и групповые занятия могут строиться как на основе одной сказки, так и с использованием многих. Главное, чтобы они соответствовали цели и задачам, которые ставит психолог.

Список использованной литературы

  1. Джанни Родари. Грамматика Фантазии. Прогресс. — М., 1990.
  2. Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества /Московский психолого-социальный институт. — М., 2001.
  3. Ефимкина Р. П. Детская психология. Метод. указания /НГУ. — Новосибирск, 1995.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб., 1998.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
  6. Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна.— М.: Аст-пресс, 1998.
  7. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
  8. Пезешкиян Н. Торговец и попугай. — М., 1992.
  9. Пропп В. Морфология сказки. —  М., 1969.
  10. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.— М.: Класс, 1999.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?— М.: Генезис, 1998.
  12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.
  13. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух.—  Гомель: ИПП "СОЖ", 1995.
  14. Шванцера Й. и коллектив. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
  15. Шах Идрис. Зеркало совершенства: Суффийские притчи. — М., 2000.
  16. Юнг К. Г. Феноменология духа в сказке. — М., 1996.

Источник: "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.