На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Приложения
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Приложения
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Приложения

Приложение 1

Методы психологической диагностики

Любые коррекционно-развивающие занятия в индивидуальной или групповой форме строятся на основании диагностического обследования.
По разной проблематике существуют различные диагностические батареи, дающие достаточное количество необходимой психологу информации. Дополнительно к ним можно провести психодиагностические методики, часто используемые в сказкотерапии. Они хороши тем, что дают психологу дополнительную информацию, зашифрованную в образах, которую в дальнейшем нужно использовать при написании коррекционных сказок, изготовлении кукол, сказочном путешествии и т.д.


Если в кабинете психолога есть достаточное количество игрушек, кроме предложенных методик,  можно получить дополнительную диагностическую информацию, предложив клиенту выбрать из них ту, которая вызывает наибольшую симпатию, вызывает антипатию и др. Эти образы являются проекцией человека, его проблематики, настроения и эмоционального состояния.
Достаточно большое количество информации можно получить и при анализе любимой сказки клиента. В Транзактном анализе любимая сказка рассматривается как жизненный сценарий.
Все предложенные методики имеют проективный характер.

1.1. Интервью "Волшебный мир" (Л. Д. Столяренко)

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал то или иное дело, превратился  в кого-то и т. д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать диктофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к следующему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

― Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая, немного сказочная игра.
1.
― Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а) ― А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в сказочной стране? Почему?
б) ― А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? ― Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
2.
― Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься  назад,  в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой ― представь себе это.

3.
― Теперь ты у себя дома. Ты всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы? и т. д.).
― Затем волшебник попадает в школу. В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

4.
― Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

5.
―Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
― Чуть не забыли о тебе!

6.
а) ― Что бы ты сделал для себя? Почему?
б) ― Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

7.
― А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
― Спасибо, ты настоящий волшебник!
― Если бы ты стал волшебником, ты бы мог принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
8.
а) ― Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
б) ― А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему? ―Ты можешь превратиться в любое животное.

9.
а) ― Каким животным ты хотел бы стать? Почему?
б) ― А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет и почему.

10.

  1. кошка,
  2. лев,
  3. маленький козленок, олененок,
  4. змея,
  5. орел,
  6. мышь,
  7. обезьяна,
  8. тигр,
  9. заяц,
  10. собака,
  11. птичка (например синичка).

― Ты отлично справился с заданием.
― Ты волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

11.
а. – Скажи, кем ты хочешь быть – маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б. – А почему ты не хочешь стать…(1-й не выбранный вариант)?
в. – А почему…(2-й не выбранный вариант)?

12.

  1. А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
  2. Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

13.

  1. А кстати, тебе нравиться твое имя? Не нравиться? Почему? А фамилия? Не нравиться? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
  2. Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

14.
а, б, в?

  1. А почему а,б,в?
  2. Отлично. А подумай:

а. – Чего больше всего бояться дети? Почему?
б. – Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. – А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

  1. Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить ли поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.

1.2 Тест животных  Рене Заззо

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности. Он представляет собой набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен  провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

Категоризация идентификации с животными по полярности

Степень полярности

 

 

Идентификация

Индекс полярности

Высоко отрицательная

Мышь,

Змея

-0,94
-0,78

Отрицательная

Лягушка,
Заяц

-0,68
-0,51

Незначительно отрицательная

Медведь,
Орел

-0,35
-0,29

Амбивалентная

Тигр,
Лев,
Олень

-0,14
-0,01
0,10

Незначительно положительная

Черепаха,
Лошадь,
Олененок

0,25
0,33
0,40

Положительная

Слон,
Собака
Кошка
Белка
Обезьяна

0,50
0,53
0,53
0,62
0,68

Интерпретация исходит из "портретов животных" и их индексов полярности.

1.3. Тест "Сказка" Луизы Дюсс

Этот тест был составлен детским психологом Луизой Дюсс.
Он пригоден для проведения с детьми самого нежного возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств.
Важно следовать инструкциям.
Все сказки сближает общий фактор - персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя и которому приходится делать выбор. В зависимости от расположения духа ребенок будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или наоборот, тревожно; и такое состояние, которое он захочет приписать действию сказки, будет сохранять до конца. Все сказки заканчиваются вопросительной фразой, ответ на которую должен дать ребенок.
Цель теста: выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоциональные явления, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Тест особенно подходит для проведения в семье, поскольку не требует особых условий среды во время тестирования, но, тем не менее, следует проявить некоторую изобретательность, необходимую для получения желаемого результата.
Ребенок должен почувствовать, что тест - такая же игра, как и все остальные, для этого надо выбрать удобный момент, пытаясь, может быть, даже стимулировать его, чтобы он сам попросил рассказать сказку.
Никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться.
Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая рассказ, прервите сказку и попробуйте рассказать ее в другой раз.
Проделайте то же самое, если ребенок проявляет безразличие и невнимательность (значит, вы выбрали неудачный момент), - обратите внимание на тон голоса, на скорость реакции и ответа, а также на второстепенные моменты в поведении. Согласно Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание; отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопрос; появляется настойчивое желание опережать события или начать сказку с начала - все это признаки патологической реакции на тест и, следовательно, какого-то психологического расстройства, которое в дальнейшем, при проведении других тестов вам придется учитывать, но лучше всего обратиться к специалистам. (Для случаев применения в семье).
Необходимо обратить также внимание на следующий момент. Ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю чувствам, изливает приличную дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Не совершайте ошибку, не думайте, что ребенок защищен от подобных эмоций.  Напротив,  желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак  хорошего  психологического здоровья. Как правило, именно излишества должны вызывать у вас подозрение. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, также может быть признаком психологического расстройства. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.
Тест не так легко поддается интерпретации, как кажется на первый взгляд. Необходимо будет вооружиться хорошо отточенными техническими средствами для проведения глубокого анализа результатов теста. Следует помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими в качестве ориентира для применения в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка и во время проведения других тестов.
ПЕРВАЯ  СКАЗКА:  ПТЕНЕЦ
Цель - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или обоих вместе.
"В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Типичные нормальные ответы: "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался", "Полетит к папе, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его".
Типичные патологические ответы: "Не умеет летать, поэтому останется на земле", "Попытается лететь, но не сумеет"; "Умрет во время падения", "Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.); "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.

ВТОРАЯ  СКАЗКА: ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ
Цель сказки - понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, иными словами, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу.  Допускается задавать некоторые вопросы, приведенные после сказки.
Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло, почему он ушел?
Типичные нормальные ответы: "Пошел за цветами для мамы"; "Пошел немного поиграть"; "Со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один"; "Ему надоело находиться на празднике"; "Ему сделали замечание за то, как он ест (сидит, ходит в школу и т.д.). Другие ответы о возможной скуке на празднике также могут рассматриваться как нормальные и встречаются довольно часто.
Типичные патологические ответы: "Ушел, потому что разозлился"; "Хотел остаться один"; "Загрустил"; "Никто не обращал внимания, и он решил уйти".
К такого рода ответам вам необходимо поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Может случиться, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснить свои ответы, или же может сказать: "Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания", "Было слишком шумно"; "Ему не давали играть в игры"; "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл"; "Ему не дали конфетку"; "Другие дети на празднике были ему неприятны (или наоборот); "На праздниках он всегда хочет играть один, ему не нравятся праздники" и т.д.
ТРЕТЬЯ СКАЗКА: ЯГНЕНОК
Здесь проводится контроль за тем, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант этой сказки дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности и младшему брату, которого еще кормят грудью.
Первый вариант: жила была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?
Типичные нормальные ответы:  "Будет есть больше травки",  "Заплачет, а потом станет есть больше травки"; "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока".
Типичные патологические ответы: "Умрет от голода"; "Пойдет к другой овце и не вернется к своей маме"; "Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока"; "Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет ему где-нибудь молока и принесет ему".
Второй вариант: Рассказывается та же сказка до фразы о том, что ягненку очень нравится молоко, хотя он уже ест травку. Далее следует такое продолжение: "Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?"
Типичные нормальные ответы: те же самые, что и в предыдущем варианте, плюс некоторые другие: "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Немного покапризничает, но любит маленького ягненка, поэтому будет есть только травку" и т.д.
Типичные патологические ответы: те же, что и в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Пойдет есть травку, но будет очень злиться на маленького ягненка"; "Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко"; "Найдет другую маму для маленького ягненка"; "Будет бить маленького ягненка" и т.д.
ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА: ПОХОРОНЫ
Выявляет отношение ребенка к смерти, а это значит, к агрессивности, разрушительности и тесно взаимосвязанному чувству вины и самобичеванию.
"По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: "Умер тот человек, который жил в этом доме. Кто же умер?"
Типичные нормальные ответы: "Неизвестный человек"; "Дедушка (бабушка) какого-то ребенка"; "Человек, который был очень болен"; "Очень важный человек"; "Старик (старушка) и т.д.
Типичные патологические ответы: "Мальчик (девочка)"; "Папа одного мальчика"; "Мама одного мальчика"; "Младший (старший брат одной девочки"  и т.д.
Содержание сказки можно немного изменить для детей, которые вследствие маленького возраста не совсем точно понимают идею смерти.
"Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети пошли на станцию и один из них сел в поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?"
Типичные нормальные ответы: "Кто-то из них"; "Дедушка (бабушка)"; "Неизвестно кто" и т.д. Может быть даже назван человек, не являющийся членом семьи, что указывает на игнорирование основного сюжета рассказа, т.е. что на поезд сел кто-то из членов семьи.
Типичные патологические ответы: те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названного в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

ПЯТАЯ СКАЗКА: СТРАХ
Это не настоящая сказка, смысл в прямом вопросе, замаскированном и имеющем очевидную познавательную цель.
Один мальчик (девочка) говорит себе тихо-тихо: "Как страшно!" Чего он боится?".
Типичные нормальные ответы: "Вел себя плохо и теперь боится наказания"; "Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать"; "Боится темноты"; "Боится какого-то животного"; "Ничего не боится, просто пошутил" и т.д.
Типичные патологические ответы: на все эти ответы необходимо просить ребенка давать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы и задавая их спокойным, ободряющим тоном. "Боится, что его украдут"; "Чудовище хочет украсть его и съесть"; "Чудовище хочет съесть его, потому что он плохой мальчик"; "Боится остаться один"; "Боится дьявола"; Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать"; "Боится: что придет вор и ударит его ножом"; "Боится, что умрет мама (папа)" и т.д.
Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а следовательно, вызывают у него чувство вины и самобичевание. Этот тест тесно связан с предыдущими (сказка о похоронах и о поезде).
ШЕСТАЯ СКАЗКА: СЛОНЕНОК
Цель - выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, а в частности, его отношение к кастрационному комплексу.
У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?
Типичные нормальные ответы: "Слоненок в шутку перекрасился в другой цвет"; "Слоненок не изменился, он только вырос"; "Слоненок намочил в постель"; "Он ушел, потому что ему надоело оставаться все время в закрытой комнате"; "Он сломал игрушку мальчика, который побьет его за это" и т.д.
Типичные патологические ответы: "У слоненка нет больше хобота, потому что у него его отрезали"; "Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот", "Хобот ему мешает, и он не знает, что делать"; "Слоненок плачет, потому что ему плохо и никто ему не помогает"; "Слоненок умер"; "Вместо слоненка было другое животное" и т.д.
Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончания рассказов, придуманные им самим, как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали, или обвинит кого-нибудь в желании обидеть слоненка, мальчика или обоих.

СЕДЬМАЯ СКАЗКА: ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК
Цель: контроль за тем, как ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность. Предлагается проводить с детьми от двух до четырех лет. Ребенок старшего возраста может оказаться более гибким в ответах, допуская возможность обмена или дарения вещей как признак любви и привязанности к кому-то.
"Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри нему. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик, оставит домик себе или подарит маме?".
Типичные нормальные ответы: "Немножко поиграет, а потом подарит домик маме"; "Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе (здесь ребенок может называть бесконечное число лиц, которых сможет вспомнит)"; "Поделит его с мамой"; "Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть" и т.д.
Типичные патологические ответы: "Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый"; "Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый"; "Никому его не отдаст"; "Поиграет, а потом разрушит его"; "Будет жить в домике всю жизнь"; "Почему он должен отдавать домик маме?" и т.д.
ВОСЬМАЯ СКАЗКА: ПРОГУЛКА
Этот тест надо проводить дифференцированно, в зависимости от пола ребенка.
Цель - контроль за уровнем так называемых "эдиповых" отношений, то есть выявление степени привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителями своего пола.
Лучше всего, если тест с ребенком проведет человек противоположного пола.
"Один мальчик идет с мамой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему? (девочке рассказывается, Что одна девочка пошла гулять с отцом и т.д.)
типичные нормальные ответы: "У него довольное лицо, потому что они вернулись домой"; "У него усталое лицо, потому что он работал"; "У него было сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали, и он беспокоился за них"; "Пока они отсутствовали, ему принесли плохую новость"; "Пока они отсутствовали, разбилось стекло (телевизор, стиральная машина, ваза и т.д.)
Типичные патологические ответы: "Он болеет"; "Он заболел, пока они отсутствовали"; "У него озабоченное лицо, потому что он увидел, что мальчик простудился во время прогулки, и у него поднялась температура"; "Он раздражен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против"; "Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся, что они потерялись"; и т.д.
ДЕВЯТАЯ СКАЗКА: НОВОСТЬ
Как и сказка о страхе,  эта проводится для  выявления  у  ребенка чувства неоправданной  тревожности  или страха,  а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых могут даже и не подозревать.
"Один мальчик возвращается с прогулки (или из школы, со двора, где он играл в футбол; из дома друзей или родственников - выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: "Наконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость". Какую новость хочет сообщить ему мама?".
Типичные нормальные ответы: "К обеду придет гость"; "Придут гости"; "Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление, рождение ребенка и т.д.)";  "Мама хочет,  чтобы мальчик сел заниматься или принял ванну";  "Мама узнала что-то важное по радио или по телевизору" и т.д.
Типичные патологические ответы: "Кто-то в семье умер"; "Мама хочет отругать мальчика за...."; "Мама хочет запретить что-то мальчику"; "Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать ему, что больше не выпустит на улицу" и т.д.

ДЕСЯТАЯ СКАЗКА: ДУРНОЙ СОН
Проводится контроль по всем предыдущим сказкам. Вам необходимо выявить взаимосвязь ответов по этой сказке с ответами, полученными в предыдущих сказках.
"Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: "Я видел очень плохой сон" Какой сон увидел мальчик?"
Типичные нормальные ответы: "Я не знаю"; "Ничего на ум не приходит"; "Ему приснился страшный фильм"; "Ему приснилось плохое животное"; "Ему приснилось, что он заблудился" и т.д.
Типичные патологические ответы: "Ему приснилось, что мама (папа) умерла"; "Ему приснилось, что он умер"; "Ему приснилось, что пришли забрать его"; "Ему приснилось, что его хотят бросить под машину и т.д.
При этом нет ничего патологического в том, что иногда ребенку снится, что его забрали, что его переехала машина и т.п. Изредка дурные сны снятся всем. Здесь речь идет о том, указывает ли один из приведенных в примерах патологических ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное с уже выраженными, прямо или косвенно, в предыдущих сказках.

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ "СКАЗКА" Луизы Дюсс
(текст для девочек)

Птенец

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и птенец. Вдруг налетел сильный ветер,
ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Годовщина свадьбы родителей

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мам и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласить друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад (на улицу). Что произошло? Почему он ушел?

Ягненок

  1. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла его накормить. Что делать ягненку?
  1. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?

Похороны

По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме." Кто же умер?

Страх

Одна девочка говорит себе: "Как страшно?" Чего она боится?

Слоненок

Девочкам не предъявляется.

Песочный домик

Одна девочка построила из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одной внутри него. Она построила его сама и очень гордилась этим. Мама попросила девочку подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит девочка: оставит домик себе или подарит маме?

Прогулка

Одна девочка идет с папой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда возвращаются домой, то видят, что у мамы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у нее появилось? Почему?

Новость

Одна девочка возвращается с прогулки (из школы, садика, со двора, от друзей или родственников), и мама ей говорит: "Наконец ты пришла. Я должна сообщить тебе одну новость." Какую новость хочет сообщить ей мама?

Дурной сон.

Однажды утром одна девочка резко просыпается и говорит: "Я видела плохой сон." Какой сон увидела девочка?

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ "СКАЗКА" Луизы Дюсс
(текст для мальчиков)

Птенец

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Годовщина свадьбы родителей

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мам и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласить друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад (на улицу). Что произошло? Почему он ушел?

Ягненок

  1. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла его накормить. Что делать ягненку?
  1. Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягненка, который пьет только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?

Похороны

По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме." Кто же умер?

Страх

Один мальчик говорит себе: "Как страшно?" Чего он боится?

Слоненок

У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось? Почему?

Песочный домик

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила его подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?

Прогулка

Один мальчик идет с мамой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось? Почему?

Новость

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, садика, со двора, от друзей или родственников), и мама ему говорит: "Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость." Какую новость хочет сообщить ему мама?

Дурной сон.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: "Я видел плохой сон." Какой сон увидел мальчик?


Протокол ответов тест "Сказка"
ДАТА                        Ф.И.О.

Название

Ответы ребенка

Невербальное поведение

Интерпретация

1

ПТЕНЕЦ

2

ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ

3

ЯГНЕНОК

4

ПОХОРОНЫ

5

СТРАХ

6

СЛОНЕНОК

7

ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК

8

ПРОГУЛКА

9

НОВОСТЬ

10

ДУРНОЙ СОН

Источник: "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.